Рапопорт Соломон Иегуда Лейб (Rapoport, Solomon, Yehuda Leib).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Рапопорт Соломон Иегуда Лейб.

 ›

Соломон Иегуда Лейб Рапопорт
Дата рождения:

1 июня 1790

Место рождения:

Львов

Дата смерти:

16 октября 1867 (77 лет) или 18 октября 1867 (77 лет)

Место смерти:

Прага

Страна:

 Австрийская империя

Соломон Иегуда Лейб Рапопорт

Соломон Иегуда Лейб Рапопорт (идиш רפאפורט, רפופורט) - выдающийся ученый из Галиции, участник движения просвещения и направления Wissenschaft des Judentums в еврейской культуре. Род. 1 июля 1790(17900701) г. в родовитой семье во Львове, ум. 16 октября 1867 г. в Праге.

Содержание
  • Биография
  • Литературная деятельность
  • Научная деятельсность
  • Литература
Биография

Р. обратил на себя внимание своими обширными познаниями в талмудической и средневековой литературе. Из средневековых мыслителей наибольшее впечатление произвел на молодого Р. Маймонид, которого он и впоследствии называл «своим учителем и наставником» (ср. Kerem Chemed, I, 77). При содействии знакомого офицера Р. изучил французский язык; труд Бейля «Dictionnaire historique et critique» возбудил в нём особый интерес к научно-критическим исследованиям. Решающее влияние на мировоззрение Рапопорта оказало знакомство с Нахманом Крохмалем. Сам Р. указывал, что от первого его знакомства с этим мыслителем он «прозрел» и «стал другим человеком» (Kerem Chem., VI, 45). P. близко сошёлся с видными прогрессивными деятелями того времени И. Эртером, С. Блохом, И. Мизесом и др.

Как и у большинства тогдашних «маскилим», у молодого Р. программа деятельности исчерпывалась первое время заботой о просвещении единоверцев и об их ознакомлении с европейским знанием. С маскилами же его роднила ненависть к хасидам, которых он называл «преступной сектой» (תעשרמה םידיםחה תכ), и он восторженно приветствовал появление антихасидских памфлетов Перля «Megaleh Temirin» и «Bochen Zadik» (ο первом Ρ. дал отзыв в Bikkure ha-Ittim, XII, о втором в Kerem Chem., IV). В то же время P. резко отделялся от крайних галицийских просветителей, которые старались насильно «просветить» евр. массу, часто прибегая при этом к помощи властей; Р. с негодованием говорил об этих «просветителях», которые, по его заявлению, чаще всего обращали свои знания на то, «чтобы писать на немецком языке доносы и пасквили правительству» (Kerem Chem., VI, 42).

Влияние Крохмаля и дружба с такой своеобразной личностью, как Я. С. Бык, способствовали тому, что Р. ещё в первый период своей деятельности стал выдвигать национальный элемент и, в отличие от многих своих современников, ясно сознавал историко-культурное значение традиционного иудаизма. Остроумный и общительный, Р. стал вскоре душой кружка львовских прогрессистов. Местные хасиды подозрительно относились к происходившим в доме Р. собраниям молодежи, и группа фанатиков расклеила однажды ночью по городу за поддельной подписью львовского раввина призыв к отлучению Р. и его единомышленников. Были также сделаны попытки лишить Р. источника пропитания (он в течение ряда лет был управляющим у арендаторов коробочного сбора). Этот печальный инцидент был улажен лишь при содействии местных властей.

Литературная деятельность
портрет работы А.Махека, 1841

Р. дебютировал в литературе анонимной брошюрой «Теchunat Ir Paris we-I Elba» (1814) - описание города Парижа и острова Эльбы, куда тогда был сослан Наполеон. Р. знакомит при этом с социально-политическим положением французских евреев и с политическими событиями во Франции. В следующем году Р. написал свое интересное послание «Ner Mizwah» к Быку по случаю перехода последнего в лагерь хасидов. По невыясненным причинам послание не было опубликовано, и оно появилась в печати лишь после смерти Р.

Он писал также и стихи, преимущественно переводные (печатались в Bikkure ha-Ittim), не изобличающие, однако, в Р. поэтического дарования. Интерес представляет лишь его переработка драмы Расина «Esther» (Scheerit Jehudah, в Bikkure ha-Ittim, 1827), которую Р. снабдил обширным предисловием, где он подчеркивает, что у евреев национальное сознание должно быть тесно связано с религией. В том же предисловии он указал, что работает над научным трудом «Ansehe Sehem» (биографии знаменитых людей).

Научная деятельсность

Ещё в четвёртом т. «Bikkure ha-Ittim» появилось первое историческое исследование P. «Al Debar Jehudim Chafeschim» - o евреях в Аравии и Абиссинии, обратившее на себя внимание (оно было впоследствии переведено в «Orient», 1840). Настоящую сенсацию произвели появившиеся одна за другой шесть монографий Ρ. о выдающихся еврейских ученых 10-11 вв.: о Саадии Гаоне (Bikkure ha-Ittim, 1828), о Натане из Рима, авторе «Aruch» (ib., 1829), об Гаи Гаоне (ib.), o поэте Элеазаре Калир (ib.), o р. Хананеле б.-Хушиель (ib., 1831), ο. р. Ниссиме б.-Яков (ib.). Эти монографии составляют эпоху в еврейской науке. С редкой эрудицией и удивительным мастерством Р. из разрозненных, неясных и смутных указаний, разбросанных в еврейской средневековой литературе, воссоздал яркие и выпуклые образы разбираемых писателей, а также культурный быт данной эпохи в исторической связи с окружающими условиями. И эти замечательные исследования написаны живым и общедоступным языком и проникнуты любовью к культурным богатствам народа. Если даже с течением времени некоторые выводы и заключения Р. оказались несостоятельными (как, например, его гипотеза, что Калир родом из Италии и жил в 10 в.) - за Р. остается неоспоримо большая заслуга, что он первый ввел в еврейской литературе научный метод и научил рассматривать иудаизм в его историческом развитии.

Влияние Р. на дальнейшее развитие еврейской науки отметили впоследствии такие ученые, как Цунц и Гейгер, Грец и Штейншнейдер. Уже после появления первой монографии P. С. Д. Луццатто приветствовал его как восходящее светило «во Израиле». В это время снова усилились преследования со стороны фанатиков, и Р. лишился на некоторое время занимаемой им должности. Это, однако, не оторвало его от научных занятий, и когда «Bikkure ha-Ittim» прекратились, он задумал издавать научный журнал «Jeschurun». Предприятие не осуществилось из-за стеснительных цензурных условий в Австрии. В это время Гольденберг стал издавать сборники «Kerem Chemed», где Р. поместил ряд научных работ, a с четвёртого тома Р. стал фактическим соредактором издания. В 1837 г. Р. был избран по инициативе и при активном содействии И. Перля (см.) на пост раввина в Тарнополе. Здесь Р. пришлось выдержать упорную борьбу со стороны хасидов. Кампания против Рапопорта велась и в литературе, где он тоже имел немало недругов. В целом ряде памфлетов: коллективном «Ha-Roeh», «Emek Schoschanim» M. M. Розенталя, «Rabia» Э. Милзагаги (Мельзак) и др., Р. подвергался самым резким нападкам. Борьба прекратилась лишь тогда, когда P., приглашенный на раввинский пост в Прагу, покинул Тарнополь (1840 г.). В Праге Р. опубликовал (1852 г.) первый том давно задуманного им энциклопедического труда «Erech Millin», который содержит много ценных данных по критическому исследованию еврейской истории и развитию языка Мишны и Талмуда. К реформистскому движению 40-х годов Р. относился отрицательно и к раввинам, собравшимся в Франкфурте, обратился с посланием «Tochachat Megullah» (опубликовано вместе с немецким переводом Кирхгейма в 1845 г.), где излагает мотивы, почему не считает возможным принимать участие в собрании. Так же отрицательно Р. относился к тем исследователям, которые, по его мнению, подвергали слишком односторонней и тенденциозной критике еврейские религиозные традиции. Против крайних взглядов редактора «He-Chaluz» P. выступил с обширной статьей «Bechinat Darke ha-Dat etc.» (Ha-Maggid, 1862), a смелые выводы Гейгера в его «Urschrift» P. оспаривал в брошюре «Torah Or» (опубликована после его смерти в 1869). В то же время Р. отмежевался и от неоортодоксов, и когда наиболее крупный представитель последних, С. Р. Гирш, усмотрел еретические взгляды в труде Франкеля «Darke ha-Mischnah», P. выступил с брошюрой «Dibre Schalom we-Emet», где подвергает критике точку зрения Гирша. После смерти P. сын его, Давид, издал в двух выпусках оставшиеся рукописи отца (Nachalat Jehudah, 1869-73). В 1881 г. А. Я. Гаркави опубликовал шесть писем Р. к С. Д. Луццатто (Zichron la-Acharonim); следующую серию писем Р. к Луццатто издал Ш. Гребер (Iggerot Schir, 1885). P. писал также и по-немецки, и ряд его научн. статей помещены в «Orient», «Wissenschaftliche Zeitschrift» Гейгера, «Allgemeine Zeitung des Jud.» и др.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05