Кокошкин Фёдор Фёдорович (старший) (Kokoshkin Fedor Fedorovich (senior)).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Кокошкин Фёдор Фёдорович (старший).

 ›

Фёдор Фёдорович Кокошкин
Дата рождения:

1 мая 1773(1773-05-01)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

21 сентября 1838(1838-09-21) (65 лет)

Место смерти:

Москва

Профессия:

драматург
Директор Императорского театра в Москве (1823-1831),
актёр-аматор

Годы активности:

1800-е - 1830-е


Фёдор Фёдорович Кокошкин (старший) (1773-1838) - русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров (с 1823 по 1831 г.).

Содержание
  • Биография
  • Семья
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Фёдор Кокошкин родился 20 апреля (1 мая) 1773 года.

Происхождение ведет от рода Кокошкиных. Кокошкины - русский дворянский род, происходящий, по преданию, от касожского (черкесского) князя Редеди, один из потомков которого, Василий Васильевич Глебов, имел прозвище Кокошка - с него-то и определился род. Род Кокошкиных внесен в VI часть родословных книг Московской, Нижегородской и Петроградской губерний. Представители рода Яков Кокошкин и Леонтий Кокошкин были стольниками в XVIII веке. Внук Леонтия, Фёдор Иванович (1713-1785) был генерал-поручиком. Его сыном Фёдором Фёдоровичем Кокошкиным и являлся герой данной статьи. Внук его Сергей Александрович (1796-1861) был генерал-адъютантом, Санкт-Петербургским обер-полицеймейстером, затем генерал от инфантерии и сенатором. Николай Александрович был посланником в Сардинии, Неаполе и Саксонии.

Фёдор Кокошкин первоначальное образование получил дома, затем окончил Московский университет. Далее недолгое время был прокурором в Москве. Какое-то время служил в гвардии. В 1807-1817 занимал ряд должностей в ведомстве министерства юстиции (в 1813-1815 - московский губернский прокурор). В 1817 - помощник управляющего по учебной части в московских императорских театрах. В 1818 году - назначен членом репертуарной части Дирекции императорских театров в Петербурге; затем опять переведен в Москву. 5 января 1823 года произошло очередное отделение Московского театра от Петербургской Дирекции (Московские и Петербургские императорские театры то объединялись в единую структуру, то разъединялись, подробнее см. ст. Императорские театры Российской империи). Контора Московского театра стала называться Дирекцией Императорского Московского театра, которая подчинялась генерал-губернатору князю Д. В. Голицыну. Директором Императорского Московского театра был назначен камергер Ф. Ф. Кокошкин. В 1823-31 возглавлял Дирекцию императорских театров в Москве, пока не вышел в отставку по болезни. На этой должности его заменил М.Н. Загоскин.

Его деятельность на этом посту стала не просто уникальна, но исторической. Он возобновил работу Петровского театра, перешедшего в казну от М. Медокса и сгоревшего в 1805 году; при нём появились императорские Малый театр и следом за ним Большой театр, работу в которых он возглавил. Кокошкин приглашал на императорскую сцену в Москву лучших артистов, тщательно следил за репертуаром, за постановкой пьес; особое внимание уделял театральному училищу и сам стал заниматься обучением его воспитанников сценическому искусству.

Ему обязаны раскрытием своих талантов и становлением актёрской карьеры: П. И. Орлова, А. И. Афанасьев, М. С. Щепкин, М. Д. Львова-Синецкая (была ученица Кокошкина), С. В. Шумский (именно Кокошкин после того, как начинающий 10-летний актёр успешно сыграл роль Шумского в водевиле Хмельницкого «Первый дебют актрисы Троепольской» распорядился оставить за ним такой сценический псевдоним); он очень внимательно следил за учениками, поступившими в Московское театральное училище и, заметив дарование юного В. Живокини, перевел его из музыкально-танцевального класса в драматический; в хоре московского Новоспасского монастыря услышав Н. В. Лаврова, он немедленно пригласил его в московскую труппу, и тот дебютировал 6 января 1825 года на открытии Большого театра.

Он намеревался основать народный театр с простонародным репертуаром, для «просвещения черни» (подавляющее большинство народа было безграмотным), но проект не осуществился.

Особое значение в деятельности Федора Федоровича Кокошкина занимала вошедшая в моду в XIX веке салонная культура. Он активно участвовал в любительских спектаклях, писал пьесы, а главное сам держал такой салон - объединял вокруг себя небольшой кружок, в который входили М. Н. Загоскин, М. А. Дмитриев, А. И. Писарев, С. Т. Аксаков, переехавший в Москву во второй половине 1820-х годов А. А. Шаховской. Бывали здесь всегда и прославленные московские актёры во главе с М. С. Щепкиным. Кокошкин часто устраивал у себя домашние спектакли, в которых и сам участвовал, и литературные вечера, посещаемые в первую очередь его приятелями, большей частью членами московского Общества любителей российской словесности.

Кокошкин хотя и пользовался между москвичами репутацией хорошего чтеца и декламатора, но на сцене, как и в домашнем быту, отличался какой-то напускной важностью и торжественностью. Декламация его, по свидетельству П. В. Каратыгина, «была неестественна и исполнена натянутой, надутой дикции». С. Т. Аксаков, особенно уважавший Кокошкина, рассказывает, что кн. А. А. Шаховской называл его накрахмаленным галстуком, не умевшим разинуть рта по-человечески. Вот как описывает оригинальную внешность Кокошкина родственник его, гр. В. А. Сологуб: «Он был малого роста, в рыжем парике, с большой головой и нарумяненными щеками. Носил он длинные чулки в башмаках с пряжками и атласную culotte courte черного, а иногда розового цвета. Он казался олицетворением важности, пафоса и самодовольствия».

Его манеру говорить ехидно копировал актёр А. И. Афанасьев, которого сам же Кокошкин пригласил в московскую императорскую труппу.

В своем кругу был известен как драматург и поэт. Стихотворения («На бегство Наполеона», 1812 г.; «Излияние чувств глубочайшей благодарности», 1814 г.) печатались в «Сыне Отечества», «Вестнике Европы», «Амфионе» и других журналах. Его перу принадлежат пьесы (авторские и авторизованные переводы), ставившиеся на подмостках императорских театров Москвы и Петербурга. Драматические сочинения:

  • «Перегородка, или много труда попустому». Первая пьеса, перевод с французского, представленная 4 декабря 1804 г., напечатана Кокошкиным в Москве в 1806 г., с посвящением своей жене.
  • «Мизантроп» Мольера, переделка (1816)
  • «Чертенок в отпуску», комическая опера (1818)
  • «Урок старикам», перевод Делавиня
  • «Роман на один час, или Чудный заклад». Пер. с франц., 1823 (Князь - Мочалов, Павел Степанович в Малом театре)
  • «Воспитание, или Вот приданое», комедия, 1824 (Славин - Мочалов, Павел Степанович). Читать Пьесу
  • «День паденья Миссалонги». Пер., 1829 (Капсали - Мочалов, Павел Степанович)
  • «Зорада», трагедия

Однако современники не отмечали каких-либо его выдающихся литературных способностей и считали его творчество совершенно незначительным. Он слыл всего лишь культурным образованным человеком времени, не чуждым литературных занятий. Тем не менее это не помешало ему занимать важный номенклатурный пост - в 1827-1830 годах был председателем московского общества любителей российской словесности, в основании которого (в 1811 г.) принимал деятельное участие. Но по свидетельству M. A. Дмитриева, «не умел направлять мнения членов, думал более о наружном блеске собраний и сделал из них один спектакль для публики».

А. С. Грибоедов писал своим друзьям:

… матушка с презрением говорила об моих стихотворных занятиях и ещё заметила во мне зависть, свойственную мелким писателям, оттого, что я не восхищаюсь Кокошкиным и ему подобными..

М. О. Янковский в предисловии к изданию:

Он обладал скромным дарованием и был скорее просвещенным человеком, которому близки дела литературные, чем профессиональным писателем. На свое творчество он смотрел совершенно по-дилетантски. … Он был одним из руководителей Общества любителей российской словесности при Московском университете (основанного в 1811 году), ставшего центром реакционных литераторов Москвы. Не случайно некоторые из окружения Кокошкина (С. Т. Аксаков, М. П. Погодин) впоследствии заняли правое крыло в группе московских славянофилов.

Был убежденным сторонником классического направления в искусстве, не признавая никаких других. Взгляды Кокошкина на театральное искусство были консервативны: эпигон классицизма, он резко выступал против нарождавшихся новых веяний романтизма и реализма, не признавал драматургии Шекспира и Шиллера, был сторонником и ярым защитником устоявшейся манеры сценической формы - декламационной напевности, напыщенности и искусственности жестов, высокопарности и помпезности. Он был защитником устоев во всем. Этим объясняется его абсолютное неприемлемое, крайне отрицательное отношение к комедии «Горе от ума» Грибоедова - См. «Литературные и театральные воспоминания» С. Т. Аксакова (Сочинения, том III); «Репертуар и Пантеон» 1843 год, I; собрание сочинений К. Батюшкова, под редакцией Л. Майкова (примечания); «Остафьевский архив князьев Вяземских»; Венгеров, «Источники», том III.

Петр Андреевич Вяземский:

Держался старинных сценических преданий и обычаев до суеверия, до язычества. (Вяземский П. А. ПСС. Т. 7. С. 472).

В публикациях ИРЛИ РАН приводятся такие факты. Кокошкин активно привлекал к работе известных литераторов-современников, в том числе Грибоедова. Но как только дело коснулось серьёзной социальной комедии «Горе от ума», Федор Федорович не только немедленно отстранил автора, но и инициировал донос на него.

В сентябре 1818 г. извинялся перед Г., что при постановке «Притворной неверности» в московском театре «терзают прелестные стихи» (3, 18).
Грибоедов в письме к Бегичеву: «Кокошкин вчера передо мною униженно извинялся, что прелестные мои стихи так терзают, что он не виноват: его не слушают».

В 1823 г. по предложению К-на Г. вместе с Вяземским пишет оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». В марте 1824 г. Г. читал у К-на Г.о.у. . Кокошкин донес московскому генерал-губернатору, что Г.о.у. «есть прямой пасквиль на Москву» (РА. 1874. Кн. 1. С. 1562). После этого Г. отправился в Петербург, надеясь, что там при помощи влиятельных лиц ему удастся издать комедию.
Могила Фёдора Кокошкина

Умер Фёдор Фёдорович Кокошкин 9 (21) сентября 1838 года. Похоронен в некрополе Донского монастыря.

Семья

Кокошкин был дважды женат:

  • Первая супруга Варвара Ивановна Архарова (1786 - 25.IV 1811), дочь генерала Ивана Архарова. Поэт Батюшков написал стихотворение «На смерть супруги Ф. Ф. Кокошкина».
  • Вторая супруга (в 1834 г.) - актриса Малого театра Анна Семеновна Потанчикова.

Внук - Кокошкин, Фёдор Фёдорович (младший) (1871-1918), политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии, депутат Государственной думы I созыва (1906).

Примечания
  1. Кокошкины
  2. 1 2 Кокошкин Федор Федорович, автор М. О. Янковский
  3. 1 2 ББЭ, автор В. Саитов
  4. Биографический словарь
  5. 1 2 ББЭ
  6. 1 2 Кокошкин Федор Федорович (драматург)
  7. Биографический словарь
  8. Большая Биографическая Энциклопедия
  9. Словарь языка Грибоедова
  10. Кокошкин Федор Федорович
  11. 1 2 3 Публикации ИРЛИ РАН
  12. «Притворная неверность» - пьеса, перевод с франц. А. Грибоедова и А. Жандра. СПб.: В тип. Н. Греча, 1818 (ценз. разр. 7 февр. 1818) (см. Публикации ИРЛИ РАН)
  13. Грибоедов - Бегичеву, 5 сентября 1818
  14. Опера-водевиль на музыку Верстовского
Литература
  • В. Н. Перетц. Кокошкин, Федор Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. - Т. XVa. - С. 630-631.
  • Арапов П. Н., Летопись русского театра (отд. 3.-1801-1825), СПБ, 1861;
  • Дмитриев М. А., Мелочи из запаса моей памяти, М., 1869, с. 171, 174-78;
  • Головин В., Воспоминания о Ф. Ф. Кокошкине, «Репертуар русского и Пантеон иностранных театров», СПБ, 1843, т. 3, кн. 1-8, с. 105-113;
  • Каратыгин П. А., Записки, , Л., 1929, с. 109-112, 200, т. 2, с. 456.
  • Милюков А.П. Отрывок из воспоминаний. Ф.Ф. Кокошкин // Исторический вестник, 1884. – Т. 15. - № 1. – С. 88-96.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-19