Аксинин Александр Дмитриевич (Aksinin Alexander).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Аксинин Александр Дмитриевич.

 ›

Александр Аксинин
Имя при рождении:

Александр Дмитриевич Аксинин

Дата рождения:

2 октября 1949

Место рождения:

Львов

Дата смерти:

3 мая 1985 (35 лет)

Место смерти:

Золочевский район, Львовская область

Страна:

 СССР

Учёба:

Украинский полиграфический институт им. Ивана Фёдорова


Александр Дмитриевич Аксинин  (2 октября 1949, Львов - 3 мая 1985, Львовская обл.) - художник-график, живший во Львове (УССР). Высочайшая техника офорта, скрупулезная проработка деталей и визуально-интеллектуальная компонента снискали ему имя «львовского Дюрера». Художника также называли «Пиранези 20-го века» за его драматичные и досконально выстроенные конструкции.

Содержание
  • Биография
  • Творчество
  • Основные персональные выставки
  • Видеоматериалы
  • Внешние ссылки
  • Примечания
  • Литература
Биография

Родился в семье военного картографа Дмитрия Петровича Аксинина (1927-2005) и Людмилы Ефимовны (ур. Нестеровой, 1923-2000), служащей железной дороги. Его бабушка Александра Михайловна Нестерова (1886-1971) была репрессирована и в 1952 году, после 10 лет ссылки, приехала к дочери во Львов. Именно бабушка, бывшая учительница русской литературы, оказывала влияние на воспитание и мировоззренческое развитие внука.

В 1956-1966 годах Александр учился в престижной 52-й средней школе. Уже в детские годы проявилась его художественная одарённость, и в 1963-1966 годах, параллельно с общеобразовательной школой, он посещает вечернюю художественную школу; сохранились его многочисленные рисунки тех лет.

В 1967-1972 годах Александр учился в Украинском полиграфическом институте им. Ивана Федорова по специальности «Графика».

С мая 1973 года по май 1974 г. Александр проходил военную службу, сначала в городе Броды, а затем во Львове, куда был направлен для участия в оформлении экспозиции Музея войск Прикарпатского военного округа.

В 1974-77 годах Аксинин работал художником-дизайнером в художественном отделе проектно-конструкторского бюро министерства легкой промышленности. В 1977 году он оставляет официальную службу и занимается исключительно собственным творчеством как свободный художник.

С 1978 года Аксинин женат на Энгелине (Геле) Буряковской (1944-1982), которая после учебы во Львовской консерватории также посвятила себя свободному творчеству - писала короткие рассказы и под влиянием Аксинина занималась графикой.

Александр и Геля были хорошо знакомы с андеграундом Москвы и Ленинграда - художниками, искусствоведами, поэтами, которые творили за пределами официально искусства, в частности, с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильёй Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром. Виктор Кривулин помог организовать в начале 1980-х несколько «квартирных» выставок художника в Ленинграде.

Аксинин также дружил и общался с прибалтийскими художниками, прежде всего, с Тынисом Винтом, с которым его связывало глубокое творческое взаимопонимание , а также Стасисом Эйдригявичусом, Велло Винном, Владимиром Макаренко и другими.

В 1981 году Александр пишет свою лаконичную автобиографию для эссе Виктора Кривулина о творчестве художника . В ней он сознательно разделяет и противопоставляет свою внешнюю и внутреннюю жизнь, и факты сочетаются с его художественным и метафизическим опытом:

В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове.

Православный.
1972 год - диплом Полиграфического института, по специальности график.
1977 год - 1-е откровение с сопутствующим ощущением времени.
1981 год - 2-е откровение с сопутствующим ощущением вечности.
1979 год - первая персональная выставка в Таллине.
1981 год - вторая в Польше.
Всё.

3 мая 1985 года, возвращаясь из Таллинна, Александр Аксинин погиб в авиакатастрофе над Золочевым, недалеко от Львова.

Творчество

В начале своего творческого пути художник много работал в технике тушь-перо и акварель. В 1974 году он сделал первый офорт, и с тех пор техника офорта стала для него главной.

За свою короткую жизнь Аксинин создал 343 офорта (включая 3 неоконченных) и около 200 нетиражных колорированных офортов и графических работ акварелью и смешанной техники (гуашь, китайская тушь, типографская краска). Известны также его четыре живописные работы. Цвет в работах художника (колорированные офорты и работы смешанной техники) служит графическим, а не живописным целям. 27 томов дневников художника 1965-1985 годов включают более 200 проработанных для офортов эскизов и большое количество рисунков-идей, которых хватило бы на многие годы творческой деятельности.

За пределами СССР имя Аксинина стало широко известным в конце 1970-х годов, когда его офорты были награждены Почётной медалью на международной биеннале «Малые формы графики» в Лодзи (1979 и 1985), а в 1981 году экслибрис для Любинского бенедиктинского монастыря был признан лучшим на конкурсе, посвящённом 1500-летнему юбилею святого Бенедикта.

О работах Аксинина трудно говорить вне той литературы, которую читал художник и люди, окружающие его. Свифт, Достоевский, Кафка, Борхес и Хлебников были для него учителями не в меньшей степени, чем Босх, Брейгель, Дюрер, Клее, Эшер, Кирико и Малевич. Среди печатной графики - серии офортов по мотивам «Алисы в Cтране чудес» (1976-1977) и «Путешествия Гулливера» (1977-1978), а также визуальная интерпетация гексаграмм древнекитайской «Книги перемен» (1984-1985). В этих сериях Аксинин превращает часто тексты в часть изображения. Он «вводит в свои работы предметный ряд, который символически должен воспроизвести не какую-либо часть текста, но дать образ текста в целом, служить знаком, матрицей иллюстрируемого словесного произведения» .

Аксинин был знаком не только с мировой литературой, исследованиями по семиотике и культурологии, но и с философскими текстами (как классическими - от Платона до Г. Гегеля, так и современными - Р. Ингарден, Э. Гуссерль, М. Фуко и др.), по немногим тогда доступным, главным образом, обзорным материалам и самиздату. В его дневниках часто встречаются как выписки из философской литературы, так и его собственные ассоциации и размышления по поводу созвучных мыслей и отдельных моментов теорий. Глубокое переосмысление на основе собственных представлений и соединение резонирующих концепций с его собственным пониманием, мироощущением и внутренним опытом сформировало особое интроспективно-мистическое мышление художника. Это мышление и проявлялось в его художественной практике - проблематике его работ и подходах к осмыслению и визуально-пластической интерпетации понятий времени, пространства, бесконечности и других. Такая концептуальная насыщенность придавала особую глубину его работам, добавляя дополнительный уровень интеллектуальных аллюзий, образных и дискурсивных, благодаря вкраплениям текста в работы, отсылок к философской проблематике.

Организация его работ - многослойна и многоуровнева, начиная от внешнего визуально-пластического ряда, который и сам может быть построен иерархически. Этот ряд обогащается смыслами и значениями явных и скрытых знаков, символов и текстов, подводящих не только к внешнему визуальному, но и часто тоже не легко распознаваемому и читаемому внутреннему содержанию его работ. Такое многослойное погружение требует активной роли зрителя; глубина понимания и восприятия творчества Аксинина зависит от готовности зрителя к осмыслению сложной визуально-семантической конструкции практически каждой работы художника. «Для внимательного зрителя, который захочет углубиться в необычный мир его творчества, это станет необычным интеллектуальным и эмоциональным приключением» .

Тынис Винт подчеркивал, что все работы Аксинина «имеют законченную и воплощенную конструкцию, доведенную до иконной ясности. И если ты способен проникнуть в тайну их замысла, то они готовы открыть перед тобой смысл своих посланий... Цифровые ритмы центрального образа, композиционная динамика, иерархия смысловых уровней – код и основные правила игры в творчестве Александра Аксинина» .

При этом работы художника не превращаются в умозрительные и выхолощенные концептуальные структуры, а напротив, глубинно эмоциональны и, как писал близкий друг Аксинина, искусствовед Дмитрий Шелест, «предельная отшлифованность техники, филигранность линии, тончайшая проработка деталей, торжественная симметрия построений, сложность плановых и перспективных решений, рафинированный контраст темного и светлого, ритмизация общего тонального решения - вот характерные черты лучших работ А. Аксинина».

Творчество Аксинина нашло отражение и в научных изданиях, в первую очередь в междисциплинарном журнале «Симпозиум. Studia Humanitatis». В трех выпусках этого издания в разделе «In Memoriam» были опубликованы обширные материалы (вступительный текст и редакция Игоря Введенского) – статьи о творчестве А. Аксинина, философско-эстетические тексты из его дневников и воспоминания о жизни художника. Игорь Введенский отмечал, что "переходы от статической изобразительности к динамической медиальности, трансформация «классического прямоугольника» в самые разнообразные формы и способы организации визуального пространства, подвижность границ и рамок, противоречивость соотношений фигуры и фона, органический сплав повседневной коммуникативности и философской универсальности, и, наконец, почти «термоядерная» визуальная насыщенность практически крохотных офортов – все это предопределило уникальность, неповторимость и значимость творчества Александра Аксинина" .

Основные персональные выставки

2014

  • Александр Аксинин. Метаграфика: Опыт познания. Львовская национальная галерея искусств, Львов, Украина

2013

  • Поэтика Абсурда, Галерея la Brique, Франкфурт-на-Майне, Германия

2012

  • Metagraphics: Александр Аксинин. Галерея Pionova, Гданьск, Польша

2010

  • Александр Аксинин. Государственный центр современного искусства, Москва, Россия

2009

  • Александр Аксинин: Внутренний опыт. Галерея Примус, Львов, Украина

2008

  • Время-Пространство-Вечность. Государственный музей А.С.Пушкина на Арбате, Москва, Россия (Видео на YouTube)
  • Аксинин: Вечные книги – визуальные образы. Выставочный зал Донской государственной публичной библиотеки, Ростов-на-Дону, Россия (видео)

2006

  • Александр Аксинин. День Р. Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской, Ростов-на-Дону, Россия

2001

  • Офорти Олександра Аксiнiна. Галерея Дзыга, Львов, Украина(видео)

1992

  • Центральный дом художника, Москва, Россия

1991

  • Музей украинского искусства, Киев, Украина

1987

  • Музей украинского искусства, Львов, Украина

1986

  • Художественный салон, Таллинн, Эстония

1984

  • Галерея современного советского искусства, Варшава, Польша

1981

  • Галерея Балуцка, Лодзь, Польша

1979

  • Государственный художественный институт Эстонии, Таллинн, Эстония

Полный список персональных и групповых выставок приведен на сайте художника .

Видеоматериалы
  • Аксинин:Книга Перемен на YouTube. Видео-арт Екатерины Суеваловой, 2001
  • Прошение в июне на YouTube. Видео-арт Ильи Гиммельфарба, Бориса Бергера и Сергея Кузьминского ("Кузи"), 2003
  • А. Аксинин в фотографиях и слайдах: Львов-Таллинн, 1970-е - 80-е на YouTube. Слайдшоу Михаила Зелена, 2009
  • Фарфоровый И Цзин на YouTube. Видеоинсталляция Бориса Бергера, 2009
  • Акварели Александра Аксинина на YouTube. Слайдшоу Михаила Зелена, 2012
  • Аксинин: Сузанна и старцы на YouTube. Видео-слайд-коллаж Игоря Введенского, 2013
  • Отчеты о Прецедентах-Вечность на YouTube. Видео-слайд-коллаж Игоря Введенского, 2013
  • Мандала на YouTube. Видео-арт и музыка Романа Якуба, 2014
Внешние ссылки
  • Сайт "Творчество художника Александра Аксинина"
  • Игорь Введенский. Александр Аксинин: жизнь после жизни
Примечания
  1. Игорь Клех "Между Эшером и Борхесом: О выставке графики Александра Аксинина в ГЦСИ"
  2. Михаил Соколов "Вольный внук черного квадрата – об искусстве Александра Аксинина "
  3. Виктор Кривулин отмечал, что «присутствие цвета создает ещё один уровень изображения ... и сообщает работам Аксинина ещё большую глубину и многомерность... Он использует только две цветовые гаммы - зеленую и красную, различной интенсивности и глубины цвет, что является знаком определенного состояния работы - холодного или теплого. Цвет - ключ к эмоциональному состоянию работы и мало связан с ее формальной структурой. Один и тот же сюжет, оттиски с одного и того же оригинала могут быть разноокрашены. Работа получает «холодную» и «теплую» трактовку - и одна дополняется другой; они действуют уже тем, что расположены рядом, художественный эффект их основан на взаимодействии и противопоставлении» .
  4. Фрагменты из дневников художника публикуются на сайте Мiтец.
  5. Доклад Д. Шелеста. 39 заседание Белорусского клуба экслибрисистов, Минск, 1978.
  6. Игорь Введенский. Визуальная философия Александра Аксинина.Симпозиум. Ежегодный междисциплинарный журнал. Вып. 2-й, 2005, ч.1, Ростов-на-Дону

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-09-24