Косарев Борис Васильевич (Kosarev Boris).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


Обмен детскими садами

 

Косарев Борис Васильевич.

 ›

Борис Косарев
Дата рождения:

23 июля (4 августа) 1897(1897-08-04)

Место рождения:

Харьков, Российская империя

Дата смерти:

23 марта 1994(1994-03-23) (96 лет)

Место смерти:

Харьков, Украина

Подданство:

Российская империя Российская империя

Гражданство:

СССР СССРУкраина Украина

Жанр:

график, сценограф

Учёба:

Художественное училище (Харьков)

Награды:

Премии:

Бори́с Васи́льевич Ко́сарев (1897 - 1994) - советский художник-кубофутурист, график, один из крупнейших сценографов УССР 20-х - 40-х годов ХХ века.

Содержание
  • Биография
  • Сценография
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Б. В. Косарев родился 23 июля (4 августа) 1897 года в Харькове в семье инженера-путейца Василия Сергеевича Косарева и литовской крестьянки из деревни под Каунасом Олимпиады (Айи) Павловны Веснечуле. Будущий художник воспитывался в интеллигентной семье, где почитали искусство, любили музыку и литературу. Отец играл на гитаре, пел, читал стихи. Двухэтажный дом Косаревых в посёлке Южном, где проживала инженерная элита Южной железной дороги, был шумным и гостеприимным. В нём часто устраивались домашние спектакли с участием младших сестёр Олимпиады Павловны, для которых маленький Борис придумывал костюмы из тканей, достававшихся из бабушкина сундука. Лицо любимой тётушки Павлины расписывал акварельными красками сердечками и стрелами. Мать покупала сыну цветные мелки, это были его первые опыты с пастелью. Будучи женщиной набожной, Олимпиада Павловна часто рассматривала с юным Борисом иконы. Цветовая гамма икон станет излюбленной цветовой гаммой Косарева. Впрочем, отец настаивал на техническом образовании для сына.

В 1905 году, когда Борис должен был поступать в гимназию, материальное положение семьи сильно пошатнулось: отец получил тяжёлую травму головы и вынужден был оставить работу. Бориса, вместо гимназии, отдали в начальную школу при семинарии, после чего, по настоянию матери, он должен был поступить в духовную семинарию. Семья к тому времени переехала в Харьков, по соседству с домом родителей будущего друга и единомышленника Косарева - Василия Ермилова.

Весной 1911 года, намеренно провалив вступительный экзамен в семинарию (что было для Косарева не так просто: он получил основательную подготовку в начальной школе при семинарии, в частности в области старославянского языка), 14-летний Косарев поступил в Художественно-ремесленную учебную мастерскую декоративной живописи Харьковского общества грамотности на Ветеринарной (ныне - ул. Гиршмана), 26 , которой с 1 марта 1909 заведовал Л. И. Тракал. Помимо профессиональных и общеобразовательных предметов тут преподавали также черчение и народный орнамент. Его товарищами по школе были Г. Цапок и В. Ермилов.

Первые заметные выступления юного художника со своими работами относятся к предвоенному периоду. Так, 3 марта 1914 года газета “Южный край”, резко отозвавшаяся о выставке “Т-ва харьковских художников”, из 300 представленных на ней работ отметила только двух авторов: выдающегося пейзажиста М. Беркоса и две пастели 16-летнего Косарева.

В 1915 году Косарев без экзаменов был зачислен в Художественное училище, где учился у А. Кокеля - живописи, у М. Р. Пестрикова - рисунку и у А. М. Любимова - работе с темперой и клеевыми красками. Основными предметами его на протяжении всех трёх лет обучения были станковая живопись и рисунок.

В числе его однокашников - друг и единомышленник Владимир Бóбрицкий (Бóбри), эмигрировавший в 1920-х годах в Америку и прославивший там как «импресарио иллюстрации».

В 1914-1915 годах под руководством будущего мужа тётки, художника-декоратора Александра Григорьевича Гончаренко Косарев расписывает несколько церквей.

В 1915 году Косарев пробует свои силы как помощник декоратора под рук. М. Я. Офенгендта в Летнем театре оперетты. Через год, в сезон 1916-1917 годах, Косарев совместно с Бобрицким принимает участие в оформлении “Бранда” Г. Ибсена в Харьковском драматическом театре: ему поручают пейзажные сцены. С этого начинается его карьера театрального художника.

В эти годы Косарев исповедует эстетические идеалы футуризма - входит в группу харьковских кубофутуристов “Союз Семи”. Её членами были также В. Бобрицкий (1898-1986), В. Дьяков, Н. Калмыков, Н. Мищенко (1895-1960), Г. Цапок (1896-1971) и Б. Цибис (1895-1957).

В 1918 году группа издала альбом своих работ под названием “Семь плюс Три” ("Три" - это друзья и единомышленники "Семёрки" художники-авангардисты Александр Гладков, Василий Ермилов и Мане-Кац).

Весной 1918 году Косарев и другие члены “Семёрки” участвовали в выставке “Союза искусств” (открылась 7 мая в Художественном училище; выставлялись также В. В. Бобрицкий, Л. П. Гертик, А. Н. Грот, М. Л. Мане-Кац, Н. Р. Саввин, Г. А. Цапок, Б. Цибис и др.; ниже см. рецензию).

Летом того же года вместе с Мищенко и Цибисом Косарев оформил несколько номеров журнала “Колосья”, а с Бобрицким и Цапком - помещение артистического театра-кабаре “Дом артиста”. Эта его работа вызвала повышенный интерес в городе. М. В. Чернова, ссылаясь на свидетельство Цапка, пишет, что фонари, расписанные Косаревым, хвалили В. В. Маяковский, режиссёр Н. Н. Евреинов, художник Н. П. Акимов и др.

Театральные работы 1919 года - оформление спектаклей «Вознесение Ганнеле Маттерн» Г. Гауптмана, «Пан» Ш. Ван Лерберга, «Собака садовника» Лопе де Вега, «Брандт» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Евреи» Е. Н. Чирикова (все - совместно с В. Бобрицким и в постановке Б. С. Глаголина).

Летом, когда в Харьков вошли регулярные части Добрармии, Косарев некоторое время прожил на загородной даче своих близких знакомых сестёр Синяковых - вместе с Велимиром Хлебниковым. А несколько позже был мобилизован и ушёл из Харькова с отступающими войсками Деникина.

Спустя некоторое время, оказавшись в Одессе, Косарев познакомился с Бабелем, благодаря которому получил работу в Губиздате. Приехавший в начале 1920 года в Одессу из Киева Борис Ефимов, назначенный руководителем “Изагита” при ЮгРОСТА, назначил Косарева руководителем худ. мастерской. Вскоре, после отъезда Ефимова, Косарев возглавляет всю мастерскую ЮгРОСТА.

Во время пребывания в Одессе (1920-1921) Косарев принимал участие также в расписывании агитпоездов и зала заседаний губревкома, в оформлении ул. Пушкинской к Конгрессу III интернационала, периодически оформлял спектакли (“Зелёный попугай” по А. Шницлера - совместно с худ. Фазини; “Сверчок на печи” по Ч. Диккенсу - в театре “Красный факел”).

В июне 1921 года мастерская ЮгРОСТА была переведена в Харьков. Продолжая ею руководить, Косарев возобновляет свою работу в театре: Косарева, Г. Цапка и Н. Акимова приглашают в первый на Украине театр для детей (созданный в марте 1921 на базе Харьковской высшей театральной школы). Кроме того, в 1921-1923 годах Косарев у Н. Синельникова оформляет “Слугу двух господ”, и в Народном доме - “Мещанина во дворянстве”. Среди лучшего оформления тех лет - эскизы сценического пространства и грима действующих лиц спектакля (в технике коллажа) к “Хубеанам” Р. Победимского.

В 1923 году Косарев становится членом Товарищества деятелей искусства. Вместе с художником В. Г. Меллером и давним товарищем Г. Цапком иллюстрирует альбом для Красной армии “Наука и религия”. За три года они изготовили около 150 плакатов, вошедших в альбом, выпущенный издательством “Червоний шлях”.

В 1928 году Косарев принимал участие также в передвижной выставке ОСМУ (июнь-окт.; с. Каменское Запорожской обл., Запорожье, Днепропетровск) - в рамках “Всеукраинской юбилейной выставки, посвящённой 10-летию Октября” (1927-1928).

Лучшее оформление - к спектаклям: “За двумя зайцами” М. П. Старицкого, “Марко в пеклi” И. Кочерги (оба - 1928) и “Коммольцы” Л. Первомайского (1930) - в Харьк. Червонозаводском Театре; “Соло на флейте” И. Микитенко (1932); “Мартин Боруля” И. Карпенко-Карого (1934) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко; “Скупой” Ж.-Б. Мольера (1937), “Івасик-Телесик” А. Шияна (1938) и “Бременские комедианты” бр. Гримм (1940) в Харьк. ТЮЗе; “Ярослав Мудрый” И. Кочерги (1946) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко, - за этот спектакль Косарев был удостоен Сталинской премии 1-й степени за 1947 г.

Косарев был не только талантливым художником, но и прекрасным фотографом. В 1929 году он сделал серию снимков Сорочинской ярмарки - последней перед коллективизацией. До наших дней сохранилось около трёх десятков стеклянных позитивов, представляющих уникальную историческую и художественную ценность. Также как фотограф Косарев в качестве ассистента Д. П. Демуцкого принимал участие в съёмках "Земли" А. П. Довженко. От этого периода остались негативы и позитивы, на которых запечатлены рабочие моменты съёмок, фотопробы и проч.

Член СХУ с 1944 года. Многие годы преподавал в Харьковском художественно-промышленном институте (с 1952 года профессор). Обучал несколько поколений театральных художников и дизайнеров. Среди учеников - Ю. В. Горбунов, Т. Д. Медведь, П. А. Осначук и др.

Единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1960-х гг.

Работы хранятся в музеях Италии, США, Франции, Югославии, России и Украины.

Могила Б. В. Косарева

Умер 23 марта 1994 года. Похоронен в Харькове на 13-м кладбище.

Сценография
  • 1917, ноябрь-декабрь: "Снова на земле" по пьесе С.-Ж. де Буэлье "Король без венца" (совместно с В. Бобрицким, реж. Б. Глаголин, антреприза И. П. Новаченко). Как указывают исследователи, это было "первое в Харькове представление, решённое в кубофутуристическом ключе". (В 1921 Б. Глаголин экранизирова пьесу.)
  • 1918, январь: "Бранд" Г. Ибсена (совместно с В. Бобрицким, реж. Б. Глаголин, антреприза И. П. Новаченко).
  • 1919, апрель-май: "Вознесение Ганнеле Маттерн" Г. Гауптмана, "Бранд" Г. Ибсена, "Пан" Ш. Ван Лерберга, "Сестра Беатриса" М. Метерлинка, "Собака садовника" Лопе де Вега, "Евреи" Е. Чирикова (все - совместно с В. Бобрицким, реж. Б. Глаголин, Первый Харьковский советский драматический театр).
  • 1920: "Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу (реж. В. Тезавровский, театр "Красный факел", Одесса).
  • 1922: "Слуга двух господ" К. Гольдони (реж. В. Вильнер, музыка И. Дунаевского, Государственный Академический театр); "Али-Нур (Звёздный мальчик)" по О. Уайльду (реж. С. Пронский, театр "Сказка"); "Мещанин во дворянстве" Ж. Б. Мольера (реж. Р. фон Унгерн, театр Народного Дома); "Фавн" Б. Кноблауха (реж. Б. Глаголин).
  • 1923: "Фауст в городе" А. Луначарского (реж. Р. фон Унгерн); "Бум и Юла" Н. Шкляра; "Медведь и Паша" О. Скриба (реж. В. Вильнер, 1-й Государственный детский театр).
  • 1924: "Хубеане" Ричарда Победимского (псевдоним будущего академика А. И. Белецкого) (реж. В. Вильнер, музыка И. Дунаевского, 1-й Государственный детский театр); "Колька Ступин" С. Ауслендера (1-й Государственный детский театр); "Моб" Б. Глаголина по роману Э. Синклера "Христос из Уэстерн-сити" (реж. Б. Глаголин, 1-я редакция).
  • 1925: "Мандат" Н. Эрдмана; "Париж (Казнь Сальва)" С. Прокофьева по Э. Золя (оба спектакля в пост. реж. В. Нелли-Влада, Червонозаводский театр).
  • 1926: "Товарищ Семивзводный" по пьесе В. Голичникова; "Шторм" В. Билль-Белоцерковского (Червонозаводский театр).
  • 1928: "Марко в пекле" И. Кочерги; "За двумя зайцами" М. Старицкого (Червонозаводский театр).
  • 1930: "Коммольцы" Л. Первомайского (реж. В. Василько, Червонозаводский театр); "Аул Гидже" Н. Шестакова (реж. И. Земгано
  • 1931: "Жандарм (Украдене щастя)" И. Франко.
  • 1932: "Соло на флейте" И. Микитенко; "Этта" С. Левитиной (реж. И. Земгано, Театр революции).
  • 1933: "Именем закона" (драматургия и режиссура С. Роснянского).
  • 1934: "Мартин Боруля" И. Карпенко-Карого (реж. В. Скляренко (Харьковский драм. театр им. Шевченко)
  • 1935: "Без вины виноватые" А. Островского (реж. Н. Синельников, Театр русской драмы); опера М. Мусоргского "Сорочинская ярмарка" (Комсомольская оперная студия).
  • 1937: "Скупой" Ж.-Б. Мольера (реж. В. Скляренко); "Скупой рыцарь" А. С. Пушкина; Лекарь поневоле Ж.-Б. Мольера.
  • 1938: "Івасик Телесик" Е. Фомина и А. Шияна (реж. И. Гриншпун, О. Кинищина).
  • 1940: "Снежная королева" Е. Шварца; "Бременские музыканты" по сказкам бр. Гримм.
  • 1941: "В степях Украины" А. Корнейчук (реж. В. Василько, Червонозаводский театр укр. драмы, Донецк).
  • 1942-1944: В эвакуированном в Павлодар Харьковском ТЮЗе К. оформляет спектакли: "Синий платочек" В. Катаева, "Русские люди" К. Симонова; "Лекарь поневоле" Ж.-Б. Мольера (реж. В. Скляренко); "Зыковы" М. Горького (реж. И. Рабичев); "Наталка-Полтавка" (реж. В. Скляренко, И. Марьяненко; "Бесталанная" Карпенко-Карого.
  • 1944-1949: Во Львове (где в эти годы работал Харьк. ТЮЗ) - "Юность отцов" Б. Горбатова; "Снежок" В. Любимовой и др.
  • 1946: В Харьковском гос. театре укр. драмы им. Шевченко - "Ярослав Мудрый" И. Кочерги.
Литература

(Список составлен заведующей справочно-библиографическим отделом Харьковской городской специализированной музыкально-театральной библиотеки им. К. С. Станиславского - Т. Б. Бахмет; дополнения выделены полужирным курсивом)

ПУБЛИКАЦИИ:

Письмо в редакцию: // Колосья.- 1918.- № 6-7.- С.23.

Косарев Б. Мої проп… // Театр Революції.- 1935.- 18 лют.

Косарев Б. // Львовская правда.- 1947.- 10 лип.

Борис Васильевич Косарев рассказывает / Беседовала О. Красильникова // Советские художники театра и кино.- М.: Сов. художник, 1984.- Вып.6.- С.188-198.

Косарєв Б. Артистизм // Олександр Хвостов-Хвостенко: Сценограф, живописець, графік / Авт. вступ. ст. та упоряд. Д. Горбачов.- К.: Мистецтво, 1987.-110-111.

Хлебников. Косарев. Харьков / Запись, обработка текста и биобиблиографические справки - Владимира Яськова // Волга.- 1999.- № 11.

О нём:

1914 XVII выставка Т-ва харьковских художников. Каталог. - Х.: Тип. Губ. Правления, 1914. - 16 с.; Грей М. 17-я выставка Товарищества художников: // Юж. край.- 1914.- 3 марта; Выставка художественно-ремесленной мастерской // Южный край, апрель 1914;

1917 Выставка «Семи» первая. Каталог. - Х.: Тип. Харьк. городск. школы печатн. дела, 1917. - 20 с.

1918 Кин М. Художественная выставка «Союза искусств» // Колосья.- 1918.- № 2-3.- С.22; Искусство в Харькове // Колосья.- 1918.- № 9.- С.13-14; Семь плюс Три. Сб. -альб. - . - 56 с., 200 экз.; О книгах: // Колосья.- 1918.- № 11.- С.15; Даргиньи Поль. Книжная полка: // Театр. журнал.- 1918.- № 7.- 22 декаб.- С.13-14; Театральная хроника: // Колосья.- 1918.- № 18.- С.14; Викторов Л. «Дом артиста» // Театр. журнал.- 1918.- № 6.- 15 дек.- С.10.

1919 «ПАН» и «Сестра Беатриса» . <февраль-июнь> 1919М Первый Харьк. советск. драм. театр. Репертуар с 21 апр. по 1 мая 1919 г. - Х.: Харьк. Вторая Сов. Типография; Сборник Нового искусства.- К.-Х., 1919.- 24 с.

1920 Б. Подотдел искусств// Театр. известия.- 1920.- февр.; Романовский М. «Коммольцы»: Краснозаводский театр: // Харьк. пролетарий.- 1920.- 7 марта.- № 55; Пригунов М. Перша виставка Національних театрів // Рад. театр.- ????.- № 3-5.- С.87-93.

1922 «Слуга двух хозяев» . Окт. 1922; Театр «Сказки»: // Пролетарий.- 1922.- 26 нояб.- № 271; Театр «Сказка»: // Коммунист.- 1922.- 26 нояб.- № 272.

1923 Григорий К. «Красный факел». «Сверчок на печи» // Театр.- 1923.- № 14.- С.4; Хроніка образотворчого мистецтва: // Черв. шлях.- 1923.- № 2.- С.257; П.: Государственный детский театр // газета «Коммунист» (№ 265, 21. XI. 1923); Эм. Бойм: 1-й гостеатр для детей. Хубеане // неуст. газета 1923;

1926 Н. Д. Культура и искусство: "Товарищ Семивзводный" (Краснозаводский театр) // Харьковский пролетарий, № 19 (530), 26.01.1926. - С. 3; N. Червонозаводський театр: // Нове мистецтво.- 1926.- № 7.- С.5.

1927 Хмурий В. Виставка «Художник сьогодні»: Перша виставка образотв. мистецтва в Харкові; твори худ.-графіків Леуса, Косарєва, Іванова] // Нове мистецтво.- 1927.- № 8.- С.2-3.

1928 Вл. М.: Открытие сезона в Краснозаводском театре. «Марко в пеклі» Кочерги // газета «Пролетарий», № 259, 6 ноября 1928; Гец С. Відкриття державного Червонозаводського театру. «Марко в Пеклі» // Комсомолець України.- 1928.- 10 листоп. - № 261; Романовский М.: Открытие сезона в Краснозаводском театре. «Марко в пеклі» // неуст. газ., 1928 (?)

1929 Хроніка. Перший театр для дітей: //Рад. театр.- 1929.- № 2-3.- С.81; Романовский М. Краснозаводский театр: «За двома зайцями»: // Харьк. пролетарий.- 1929.- 9 апр. .

1930 «Коммольці» //Рад. театр.- 1930.- № 1-2.- С.34-35; Пригунов М. Перша виставка національних театрів: // Рад. театр.- 1930.- № 3-5.- С.89-94; Смільський Б. «Аул Гідже» в дитячому театрі: // Пролетар.- 1930.- 22 трав.- № 116 (1052); Романовський М. «Аул Гідже»: Держ. дит. Театр // Харк. пролетар.- 1930.- 24 трав.- № 118; Гец С. Українські театрі на Всесоюзній олімпіяді мистецтв: // Рад. театр.- 1930.- № 3-5.- С.95-100; «Аул Гідже» в дитячому театрі: // Мист. трибуна.- 1930.- № 6.- С.13; Харківський дитячий театр: // Мист. трибуна.- 1930.- № 17.- С.18; //Харьк. пролетарий.- 1930.- 24 мая.

1934 М. Р. «Мартин Боруля» в Березолі // Соц. Харківщина.- 1934.- 8 трав.

1938 Костров А. «Ивасик Телесик»: Премьера в Харьковском гос. театре юного зрителя им. Горького: // Крас. знамя.- 1938.- 1 июня.- № 116; Шутов Л. Мольеровский спектакль: // Сталин. Племя.- 1938.- 22 июня; С. Ш. «Скупий» в Харківському театрі для дітей // Комсомолець України.- 1938.- 30 черв.

1939 Владко В. «Снежная королева»: (Премьера в театре Юного зрителя им. М. Горького) // Крас. знамя.- 1939.- ???

1941 Владко В. «Снежная королева»: (Премьера в ТЮЗе им. М. Горького): //Кр. знамя.- 1941.- 31 янв.

1944 // Большевист. сталь (Павлоград).- 1944.- июнь.

1946 Cygan K. Z teatru Czerwony sztandar: «Beztalanna»: // Czerwony sztandar (Львів).- 1946.- 22 marca (березня); // Крас. знамя.- 1946.- 10 берез.

1947 Шовкопляс Ю. «Ярослав Мудрий»: Спектакль театру імені Т. Г. Шевченка // Правда.- 1947.- 30 мая.- № 35. У Раді Міністрів СРСР: Про присудження Сталінських премій за визначні праці в галузі мистецтва і літератури. 1946 рік: // Рад. мистецтво.- 1947.- 11 черв. Лауреати сталінських премій: // Рад. мистецтво.- 1947.- 11 черв. Пархоменко М. Патриотический спектакль: «Ярослав Мудрый» в Харьковском ордена Ленина украинском драматическом театре им. Т. Г. Шевченко // Львов. Правда.- 1947.- 15 июля. Петрицький А. Б. В. Косарєв: // Рад. мистецтво.- 1947.- 18 черв. З змісту: … Його творчість вимірюється трицятирічною роботою в театрі і великою кількістю прекрасно оформлених вистав. Косарєв працював і в дарматичному, і в оперному жанрах. Більшість постанов оформив для Харківського театру юного глядача ім. Горького, що нині перебуває постійно у Львові. Вимогливий режиссёр - лауреат Сталінської премії М. М. Крушельницький довго шукав художника, якому міг би довірити оформлення п'єси І. Кочерги «Ярослав Мудрий», поки не спинив свого вибору на Косарєві. Крушельницький не помилився: художник виправдав його творче довір'я. Глибоке своєю історичною правдивістю монументальне оформлення «Ярослава Мудрого» здобуло громадське визнання, а Косарєв - високу нагороду. Борис Косарєв належить до того типу художників, творчість яких спрямована на служіння громадськості. Кожна робота Косарєва збагачує глядача, розширює його кругозір. Однією з найцінніших рис характера є його прагнення допомогти глядачеві побачити насамперед соціальне середовище, в якому живуть і діють персонажі п'єси. На театрі працює, власне, два типи художників - художник –постановник і оформлювач-декоратор. Постановник - співавтор драматурга, реджсера і актора, це - художник-мислитель. Він повинен володіти марксистсько-лнінською теорією, без якої не зможе черпати свою творчість з самого життя і не зможе віддати своє мистецтво служіння народові… Другий тип - декоратор - механічно компілює форми і фарби для розважальної «красивості» і творить «сусальні дурниці». Борис Косарєв - художник-постановник, який вивчає соціальну суть п'єси, розкриває образи дійових осіб, і у цьому - його цінність для радянського театру. У Харкові, в Театрі юного глядача, я бачив мольєрівського «Скупого» в постановці Володимира Скляренка і в оформленні Бориса Косарєва. Незабутнє враження справили на мене костюми в п'єсі. Піднімається завіса - щн мовчать актори, але промовляє оформлення, говорять костюми. Виразність, досягнута Косарєвим, - результат упертої і поглибленої творчої праці. Косарєв - дуже вимогливий художник, він не прощає собі жодної недбалої деталі, для нього немає «неістотних»" дрібниць, він вимогливий до технічного втілення своїх задумів на сцені. Знаючи Бориса Косарєва як принципового художника, скромну людину, самовідданого трудівника, я відчуваю радість за нього, за те, що він дістав заслужену нагороду - почесне звання лауреата Сталінської премії. Гуторович А. «Ярослав Мудрый» (Письмо из Харькова) // Огонек.- 1947.- № 13. Киселев И. «Ярослав Мудрый»: Открытие гастролей Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко // правда Украины.- 1947.- 8 авг. Митці столиці України про постановку драматичної поеми І. Кочерги «Ярослав Мудрий» // Рад. мистецтво.- 1947.- 13 серп.- № 33.

1950 Мануйлович Н. Любовь к родной земле: // Правда Украины.- 1950.- 16 июля.

1951 Безхутрый Н. Успехи молодых художников: // Крас. знамя.- 1951.- 17 апр. // Український драматичний театр: рад. період.-К.: АН УРСР, 1956.-С. 166.

1961 Ефимов Б. Сорок лет.- М.: Сов. художник, 1961.- С.59. Дунаевский И. О. Выступления. Статьи, письма, воспоминания.- М.: Сов. композитор, 1961.- С.127-128. Мар’яненко І. “Ярослав Мудрий”: // Мар’яненко І. Сцена, актори, ролі.-К.: Мистецтво, 1964.

1968 // Історія українського мистецтва: В 6-ти т.- К.: УРЕ. 1968.- Т.6. Рад. мистецтво: 1941-1967.- С.204, 205; Т.5. Рад. мистецтво: 1917-1941.- К., 1967.- С.14, 21, 46, 48, 55, 59, 80, 113,158, 165, 212, 218, 248, 296, 297.

1969 Чернова М. В. Борис Васильович Косарєв: Нарис життя і творчості.- К.: Мистецтво, 1969.- 69 с. Інгор Б. Співавтор вистав: // Соц. Харківщина.- 1969.- 25 верес.

1971 Шпет Л. // Шпет Л. Советский театр для детей.- М.: Искусство, 1971.- С. 312-315. Шпет Л. // Шпет Л. Советский театр для детей.- М.: Искусство, 1971.- С. 60, 61-64.

1972 Городисская С. Искания, ошибки, победы: // Театр детства, отрочества и юности.- М.: ВТО, 1972.- С.55-65.

1973 Горбачев Д. // Советская графика'73.- М.: Сов. Художник, 1974.- С.151. БЕЗ ПРОСМОТРА НЕ ПЕЧАТАТЬ. Сцена із спектакля “Майстри часу”І. Кочерги: //Терещенко М. Крізь лет часу.-К.: Мистецтво, 1974.- С.97. В. Варецька – Анна у спектаклі “Жандарм”: //Терещенко М. Крізь лет часу.-К.: Мистецтво, 1974.- С.96. “Соло на флейті” І. Микитенка: //Терещенко М. Крізь лет часу.-К.: Мистецтво, 1974.- С.145.

1977 Смолич Ю. // Смолич Ю. Про театр: Зб. ст., рецензій і нарисів.-К.: Мистецтво, 1977.-С.71. Те саме: Життя і революція.-1929.-- № 9. Попов А. Высокое призвание художника: К 80-летию со дня рождения Б. В. Косарева // Крас. знамя.- 1977.- 6 авг.

1978 Красильникова О. Майстерність і пошук: Виставка робіт художників театру, кіно і телебачення у Києві: // Культура і життя.- 1978.- 6 серп.

1983 Соколюк Л. Вшанування ювіляра: // Укр. театр.- 1983.- № 4.- С.15.

1987 Кулишенко А. И. Харьковский театр Революции – харьковскийтеатр имени Ленинского комсомола в театральном процессе Украины 30-х годов: Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01 / Кулишенко Алла Ивановна; Гос. ин-т театрального искусства им. А. В. Луначарского.- М., 1987.-222 с.- В т. ч. о Б. Косареве.

1990 Легенький Ю. Театр без рампи: // Укр. театр.- 1990.- № 2.- С.24-26.

1992 Федоров М. «И зритель терял самообладание»: // Событие.- 1992.- 19 авг.

1993 Соколюк Л. Вшанування ювіляра: // Укр. театр.- 1993.- № 4.- С.14. Нога О. //Давид Бурлюк і мистецтво всесвітнього авангарду.- Львів, 1993.

1994 Кузьменко А. А. Історичні етапи формування театрального плаката в Україні: // Культура України: Історія і сучасність: Міжнар. наук.-теорет. конфер. 25-26 жовт. 1994 р.: Тези доп./ ХДІК.- Х., 1994.- С.17-18. Савицкая Л. Памяти мастера: Борис Косарев // Слобода.- 1994.- 13 июля.

1996 Горбачов Д. На карті українського авангарду: // Український класичний авангард і сучасне мистецтво: Міжнар. ART-фестиваль = Ucrainian Avantgardee J Contemporary ART / Центр «Український дім».- К., 1996.- С.14-18. Константинов В., Соколюк Л., Нікуленко С. Сторінки історії // 75 років Вищої художньої школи Харкова: 1921 - 1996 / Харк. худож.-пром. ін-т; Упоряд.: В. Даниленко, Л. Бикова.- Х., 1996.- С.9-31. У т. ч. про: Б. Косарєва. Жердзіцький Є. Школа та кафедра живопису // 75 років Вищої художньої школи Харкова: 1921 - 1996 / Харк. худож.-пром. ін-т; Упоряд.: В. Даниленко, Л. Бикова.- Х., 1996.- С.43-53. У т. ч. про Б. Косарєва. Бондаренко В., Константинов В., Олексієнко А. Спеціальність та кафедра «Інтер'єр та обладнання». Становлення і сучасність // 75 років Вищої художньої школи Харкова: 1921 - 1996 / Харк. худож.-пром. ін-т; Упоряд.: В. Даниленко, Л. Бикова.- Х., 1996.- С.93-102. В т. ч. про: Б. Косарєва.

1997 Бондар-Терещенко І. Каліграфія часу: Роздуми з приводу 100-річчя від дня народження Бориса Косарєва // Образотв. мистецтво.- 1997.- № 2.- С.57-58. Драк А. Сценографія епохи Курбаса: // Укр. театр.- 1997.- № 2.- С.16. Бондар-Терещенко І. Борис Косарев - мистецтво адекватності // Слобода.- 1997.- 9 верес. Хомайко Ю. Мы терли темперу по рецептам Рафаэля: // Веч. Харьков.- 1997.- 2 окт. Шубенко Н. Ещё одна жемчужина Харькова: // Гор. газета.- 1997.- 9 окт.

1998 Бондар-Терещенко І. Борис Косарєв - мистецтво адекватності // Укр. культура.- 1998.- № 1.- С.18-19. Бондар-Терещенко І. Ефект жесту: // Слобода.- 1998.- 13 січ.

1999 Львов А. Борис Косарев - один из «Союза семи»: // Время.- 1999.- 8 марта.

2000 Харьковский театр для детей и юношества / Авт. текста и сост. А. Анничев.- Х., 2000.- 37 с. В т. ч. о Б. Косареве, Вс. Константинове, О. Костюченко, Н. Кужелеве, Т. Пасечник, А. Ковеневе. // Образотв. мистецтво.- 2000.- № 1-2.- С.65.

2001 Міщенко Г. З виставки Бориса Косарєва: // Образотв. мистецтво.- 2001.- № 3.- С.42.

2002 Анничев А. Один из «Семь плюс три» // Вечер. Харьков.- 2002.- 1 авг. Чечик В. Біля Джерел Харківської сценографічної школи: Борис Васильович Косарєв // Вісник ХДАДМ (Вестник Харьк. Гос. Академии Дизайна и Искусства). - 2002. - № 6. - С. 93-96. Чечик В. «Спілка семи»: Худож. пошуки й театр. експерименти / В. Чечик // Вісник ХДАДМ.- 2002.- № 10.- С.3-19.

2003 Кондрацкий М., Хильковский А. Футуристические открытки художника Бориса Косарева // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования.- 2003.- № 10 (11).- С.120-121. Савицкая Л. Художественная жизнь Харькова на рубеже веков // Савицкая Л. На пути обновления: Искусство Украины в 1890-1910-е годы/ Нац. техн. ун-т «ХПИ».- Х.: ТО «Эксклюзив», 2003.- 468 с. Содерж.: Е. Агафонов и его студия; От «Голубой лилии» к группе «Кольцо»; Литературно-художественный кружок и его инициативы; «Союз семи» и становление авангардного движения в Харькове; Последние штрихи кпортрету Агафонова; Идеи и умонастроения порубежного времени в литературно-художественных журналах Слобожанщины 1910-х годов. «Мечтал совершенно о другом»: / Записал А. Дмитриев // Слобід. край.- 2003.- 19 квіт. Хомайко Ю. Искренность или конъюнктура?: //Харків'яни.- 2003.- № 32. Вечинский А. «Дотла сгорев, оставила нам память…» // Время.- 2003.- 14 окт.

2004 Яськов В. Хлебников. Косарев. Харьков // ДвуРечье: Харьков-Санкт-Петербург: Литератрно-худож. альманах.- Х.: Крок, 2004.- С.183-202. Легенький Ю. Г.: Украинский модерн. - К.: ИМАУ ім. П.І. Чайковського, 2004. - 304 с. - 500 экз. - С. 80-90 и др.

2005 Бондар-Терещенко І. Останній з могікан футуризму: // Березіль.- 2005.- № 5.- С.171-181. Анничев А. Первый в СССР государственный театр для детей был создан 85 лет назад в Харькове // Время.- 2005.- 22 окт. - В т. ч. о Б. Косареве. Абраменко Л. П. Колекція українського театрально-декораційного мистецтва в Харківському художньому музеї // Музейный альманах: Наукові матеріали, статті. Виступи, спогади, есе / Харк. худож. музей.- Х.: Курсор, 2005.- С.95-101.

2006 Сидоренко В. Мистецьке одкровення Харкова: // Образотв. мистецтво.- 2006.- № 4.- С.10-15; Чечик В. Театральний художник Георгій Цапок: З історії авангардного руху в мистецтві Харкова 1910-1920-х років: // Образотв. мистецтво.- 2006.- № 4.- С.49-51; Федорук О. Український авангард: // Федорук О. Перетин знаку: Вибрані мистецтвознавчі праці / Ін-т проблем сучасного мистецтва.- Кн. перша.- К.: Видав. Дім А + С, 2006.- С.9-68; Лагутенко О. А. Українська графіка першої третини ХХ століття. - К.: Грані-Т, 2006. - 240 с. ISBN 966-2923-14-4

2007 Яськов В. Нарисованный балкон: // Нове мистецтво.- 2007.- № 4.- С.40-45. Бахмет Н. Борис Косарев: художник в новом ракурсе // Anima Rerum.- 2007.- № 3-4.- С.48-50. Павлова Т. Хроніки «Землі»: Фрагм. із майбут. кн. Т. Павлової та В. Чечик «Борис Косарєв: 1920-ті роки» / Т. Павлова; Фото Б. Косарєва // Kino-Коло.- 2007.- Зима (36).- С.114-127. Анничев А. Ярослав Мудрый и Сталинская премия: // Время.- 2008.- 15 янв. Бахмет Н. Народження нової візуальної культури в українському мистецтві 1920-х рр. // Україна й світ: Минуле, сучасне та майбутнє: Матеріали регіон. Наук.-теор. конференціїї студ. та аспір. 24-25 квіт. 2007 р.- Х.: НТУ «ХПІ», 2007.- С.118-120. Парамоновъ А., Титарь В. Харьковский Краснозаводский драматический театр // Парамоновъ А., Титарь В. Материалы к истории Харьковского театра: 1789 - 1930.- Х: Харьк. частный музей городской усадьбы, 2007.- С. 161, 186, 187, 211, 226, 228-231.- (Библиотека исторической мысли «Аверс»).

2008 Перевальський В. Зустріч триває: // Образотв. Мистецтво.-2008.-- № 2.-С.32-37. Павлова Т. Борис Косарєв на зйомках Довженкової “Землі” // Мистецтвознавчий автограф: зб. наук. праць кафедри історії і теорії мистецтва Львів. Нац. Академії мистецтв.- Львів: ЛНАМ, 2008.- Вип.3.- С.210-219. Нариси з історії театрального мистецтва України ХХ ст. / Ін-т проблем сучасного мистецтва.- К.: Інтертехнологія, 2006.- С.700, 703, 704, 712, 1051. Погорелов В. В. Мой педагог Борис Косарев // Вісник ХДАДМ, 2008, № 2.

2009 Тетяна Павлова, Валентина Чечик. Борис КОСАРЕВ: 1920-ті роки. Від малярства до теа-кіно-фото (Альбом-монографія). - К.: Родовід, 2009. - 288 с.

2011 БОРИС КОСАРЕВ. Харківський модернізм (1915-1931). Київ: Родовід, 2011. - 214 с., ил. ISBN 978-966-7845-68-1, ЗЕМЛЯ в кадрі Бориса Косарева. Фотоальбом. Київ: Держ. агентство України з питань кіно, Національний центр Олександра Довженка, 2011. 164 с., ил.

Биогр. справки Косарєв Б. В.: // Художники Харкова до 40-річчя Жовтня: Каталог-довідник/ Склав М. М. Безхутрий; Харк. відділення СРХУ, Музей образотв. Мистецтва.- Х., 1957.- С.51. Косарєв Б. В. // Художники Харкова.- Х., 1967.- С.88. Косарев Б. В. // Учені вузів Української РСР.- К., 1968.- С.224. Косарєв Б. В.: // Словник художників України.- К., 1973.- С.113. Косарєв Б. В.: // Мистецво України: Енцикл. довідник.- К., 1992.- С.320. Косарів Б. // Енциклопедія українознавства.- Львів, 1994.- Т.4.- С.1144. Косарєв Б. В.: // Мистецькі шляхи Харківщини.- Х., 1998.- С.325. Константинов В. Ф., Несвит Е. А. Косарев Б. В. // Выдающиеся педагоги высшей школы г. Харькова: Биогр. словарь.- Х., 1998.- С.329-331. УРЕ.- Т.7.- С.271.

Примечания
  1. Ермилов Василий Дмитриевич
  2. Цапок Георгий Антонович
  3. Русские художники. Беркос Михаил Андреевич
  4. Кокель Алексей Афанасьевич
  5. http://info-poland.buffalo.edu/web/arts_culture/painting/painters/CybisB/link.shtml, http://www.culture.pl/en/culture/artykuly/wy_wy_cybis_warszawa, http://www.cybisporcelain.info/artist.htm, http://www.arcadja.com/auctions/en/cybis_boleslaw/artist/78375/
  6. Горбунов Ю. В
  7. Медведь Татьяна Дмитриевна
  8. Осначук Полина Артёмовна
  9. Т. Павлова, В. Чечик. Борис КОСАРЕВ: 1920-ті роки. Від малярства до теа-кіно-фото (Альбом-монографія). - К.: Родовід, 2009. - С. 278
  10. Снова на земле (1921) - информация о фильме - советские фильмы - Кино-Театр.РУ
  11. http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/empire/272878/bio/, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_231.php,
  12. Тарнопольская Л. А., Рабинович М. Э. Так начинался «I Государственный театр для детей»
  13. Игорь Земгано (1903-1967)
  14. О. Федорук. Видання, якого так довго чекали // Художня культура. Актуальні проблеми. Науковий вісник. Випуск 6. - Київ: Академія мистецтв України; Інститут сучасного мистецтва, 2009. - С. 668-671
  15. Харківський модернізм в Америці
  16. Борис Косарев. Харківський модернізм. 1915-1931
  17. Як знімали шедевр: фотографії з колекції Бориса Косарєва

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2019-12-13