Арисима Такэо (Arizona Takeo).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Арисима Такэо.

 ›

Такэо Арисима
有島 武郎
Дата рождения:

4 марта 1878

Место рождения:

Токио

Дата смерти:

9 июня 1923 (45 лет)

Место смерти:

Каруидзава, префектура Нагано

Гражданство:

Япония

Род деятельности:

прозаик, эссеист, литературный критик

Направление:

Толстовство

 Файлы

Такэ́о Ари́сима (яп. 有島 武郎 Арисима Такэо?, 4 марта 1878 года - 9 июня 1923 года) - японский писатель. Видный представитель литературной группы «Сиракаба» («Белая берёза»).

Подвергся сильному влиянию философии Льва Толстого. Принадлежа к привилегирован­ным слоям общества, испытывал обострённое чувство вины перед теми, кто был лишён преимуществ его положения. Пытался найти решение на путях христианского учения о любви к ближнему, в рамках теорий социализма и анархизма. Основные сочинения: повести «Женщина» (或る女) и «Потомок Каина» (カインの末裔).

Содержание
  • Биография
    • Родители
    • Ранние годы
    • Колледж
    • США
    • Преподавание
    • Семья и смерть
    • Дети
  • Наследие
  • Издания на русском языке
  • Литература
  • Ссылки
Биография
Родители

Арисима Такэси, отец писателя, был самураем из Сацума, участником войны против сёгуната, и после её окончания благодаря покровительству Мацуката Масаёси был назначен заместителем начальника Управления налогов и пошлин Министерства финансов, a с 1882 по 1891 год занимал пост начальника таможни Йокогамского порта. Он приобрёл земли на Хоккай­до, которые в 1909 году подарил Такэо как своему старшему сыну.

Мать писателя, Яманоути Юки, происходила из семьи высоко­рангового самурая из Намбу (современная префектура Иватэ). Юки воспитывалась в аристократической среде, была знакома с китайской классической литературой, знала чайную церемонию и искусство составления ароматов. Однако в 1868 году клан Намбу выступил на стороне сёгун­ата, проиграл, и семья Яманоути оказалась без средств. Юки одно время была вынуждена зарабатывать на жизнь шитьём. В 1877 году она вышла за­муж за Такэси Арисиму.

B 1918 году в журнале «Тюо корон» были опубликованы очерки трёх братьев Арисима: Такэо, Икума и Хидэо, - об их родителях. Такэо в очерке «Мои отец и мать» («Ватакуси-но тити то хаха») подчёркивал, что в нём соединялась кровь южанина-отца и северянки-матери, объясняя этим противоречивость своей натуры.

Ранние годы

В других очерках о своем детстве и родителях - «Моя мать» («Ватакуси-но хаха») и «Моим малышам» («Тиисаки моно-э») - Такэо Ари­сима добавляет, что на противостояние север-юг в дальней­шем наложилась дихотомия Восток–Запад, связанная с его воспита­нием.

Такэо Арисима получил строгое тра­диционное воспитание. Независимо от времени года и погоды его ежедневно будили на рассвете, и он выходил в сад упражняться в фехтовании на мечах. Он занимался также стрельбой из лука и вер­ховой ездой. Возвращаясь из школы, он должен был читать труды Конфуция, изучать конфуцианскую этику и китайскую литературу.

С 4 до 14 лет Арисима жил в Йокогаме, в квартале для иностранцев, и был знаком с реалиями западного образа жизни: в Йокогаме работали ипподром, европейские отели и госпитали, церкви и мясные лавки. По работе отец писателя много контактировал с европейской общиной, и в доме Арисима бывали иностранцы. Отец заставлял детей заниматься англий­ским: Такэо и его сестру Айко посылали на весь день в дом знакомого американца, чтобы они совершенство­вались в разговорном английском.

Такэо был подготовлен к поступле­нию в Йокогамскую английскую школу (Ёкохама эйва гакко), в кото­рой он проучился с 1884 по 1887 год. В программу обучения входило чтение Библии, и Такэо Арисима впервые близко познакомился с христианством. Он пережил столкновение двух систем ценностей. Этот период описан Арисимой в рассказе «Кисть винограда» («Хитофуса-но будо», 1920).

B 1889 году Арисима поступил в Школу пэров, которую впоследст­вии критиковал за консерватизм, запрещение любых дискуссий и сис­тему беспрекословного послушания.

Уже в школьные годы у Арисимы проявился интерес к литературе. Школьником он написал рассказ «Самурай годов Кэйтё» («Кэйтё буси») о поражении войск клана Сацума в битве при Сэкигахара и несколько других небольших рассказов, которые не были опубли­кованы при его жизни. Все они были написаны на классиче­ском письменном языке (Бунго) под псевдонимом.

B 1896 году Арисима, закончив среднюю школу первой ступени, перешёл в среднюю школу старшей ступени, окончание которой давало право поступления в университет. Однако Арисима предпочёл уйти из школы и уехал на Хоккайдо, чтобы поступить в Сельскохозяйственный колледж в Саппоро.

Колледж

Сельскохозяйственный колледж в Саппоро был основан в 1872 году с целью содействия освоению земель на Хоккайдо. Для достижения реальных результатов из США был приглашён преподавателем Уильям Смит Кларк (англ. William S. Clark; 1826-1886), основатель и третий президент Массачу­сетского сельскохозяйственного колледжа в Амхерсте (англ. Massachusetts Agricultural College). Он оказал большое влияние на формирование учебной программы и на атмосферу в этом учебном заведении. Кларк требо­вал от студентов самостоятельности и самоуважения. Одним из результатов его поли­тики было принятие Библии в качестве основного морально-этического текста. B 1896 году, в момент поступления в колледж Арисима, среди преподавателей было несколько человек, принадлежавших к первому выпуску, учившемуся ещё у Кларка. Среди них был Нитобэ Инадзо (1862-1933), знакомство, a затем и дружба с которым сыграли заметную роль в жизни Арисимы. Нитобэ родился в Мориока и происходил из семьи самураев того же княжества Намбу, что и мать писателя, так что приехавший в Саппоро Арисима остановился у него.

Каждое воскресенье Нитобэ проводил у себя дома занятия по Библии для студентов, и Арисима присоединился к этой группе в изучении христианского вероучения. В круг интересов Арисима в этот период входило также творче­ство Томаса Карлейля.

После отъезда Нитобэ в Камакура, a затем в США, ближайшим другом Арисимы стал Кокити Моримото. Моримото ещё в Токио по­сещал христианскую школу и был крещён, что позволило Арисима продолжать изучение и обсуждение темы христианства: собственно проблемы христианской теологии, и особенно вопросы греха и ис­купления.

Большое влияние на Арисиму оказало его знакомство в 1897 году с Утимурой Кандзо, одним из первых выпускников Сельскохозяйственного колледжа и ревностным последователем христианства. Арисима изучал работы Утимуры «В поисках мира» («Кюанроку») и «Утешение ве­рующего христианина» («Киристо синто нагусамэ»), вышедшие в 1893 году. По рекомендации Утимуры он был принят в общину Индепендентской церкви Саппоро, но не крестился, считая это необяза­тельным.

B 1872 году в Японии была введена всеобщая воинская повинность, и Арисима после колледжа со степенью «ногакуси» (бака­лавра агрономии) был призван в армию. Один год, проведённый им на военной службе, навсегда сделал Арисиму пацифистом. Тогда же он начал интересоваться взглядами социалистов.

США

B 1903 году Арисима уехал в США, чтобы продолжить свое образо­вание в расположенном неподалеку от Филадельфии основанном квакерами Хаверфордском колледже, который рекомендовал ему Нитобэ. Пребывание в христианской Америке показало Арисиме противоречивость христианского учения и христианской практики.

B 1904 году Арисима перешёл в аспирантуру Гарвардского универ­ситета, где познакомился с Канэко Киити, сотрудником журналов социалистического направления и участником социалистического движения в Америке. Под его влиянием интерес Арисимы к социализму ещё более углубился. Он читает труды Уолта Уитмена, Генрика Ибсена, Петра Кропоткина.

События этого времени нашли отражение в романе Арисимы «Лабиринт» («Мэйро»), в значительной степени основанном на авто­биографическом материале. Роман публиковался частями. Первая часть вышла в 1915 году в журнале «Сиракаба», вторая - в 1917 году в «Тюо корон» и третья - в 1918 году в журнале «Синсёсэцу». Герой романа - японский студент в США. Среди его знакомых японский социалист К, в котором не­трудно узнать Канэко, и американец - юрист П. (Пибоди, с которым Арисима познакомился в Бостоне). Основной темой первой части романа является отход героя от христианства и растущий интерес к социализму.

ПреподаваниеСемья и смерть

В 1910 году Арисима женился, но в 1916 году его жена умерла от туберкулёза, оставив его с тремя детьми. В 1922 году Арисима познакомился с Акико Хатано, редактором женского журнала Фудзин Корон, замужней женщиной. У них возник роман, о котором стало известно мужу Акико. В результате Арисима и Хатано совершили двойное самоубийство, повесившись в Каруидзаве.

Дети

Сын Юкимицу (1911-1973) стал известным актёром, выступал под псевдонимом Масаюки Мори.

Наследие

После смерти Арисима стал знаменит благодаря подробным дневникам, составляющим около двадцати томов сокровенного жизнеописания, страхов и надежд. Современники считали Арисиму философом и общественным критиком в той же степени, что и писателем. В своём творчестве он критиковал христианство, находился под влиянием социализма, Библии, гуманистических идей Льва Толстого и идей анархизма.

Издания на русском языке
  • Арисима Такэо. Женщина. Потомок каина / Пер. А. Рябкина. - М.: Художественная литература, 1967. - 396 с.
Литература
  • Чегодарь Н. И. Арисима Такэо // Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами / Отв. ред. Э. В. Молодякова. - М.: Восточная литература, 2004. - С. 29-56. - 222 с. - 400 экз. - ISBN 5-02-018375-X.
  • Anderer P. Other Worlds: Arishima Takeo and the Bounds of Modern Japanese Fiction. - Columbia University Press, 1984. - 152 p. - (Modern Asian Literature). - ISBN 978-0-231-05884-1.
  • Morton L. Divided Self: A Biography of Arishima Takeo. - Allen & Unwin, 1989. - 288 p. - (East Asia Series). - ISBN 978-0-04-378006-0.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-18