Вышнеградский Иван Александрович (Vyshnegradsky, Ivan Aleksandrovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Вышнеградский Иван Александрович.

 ›

Иван Александрович Вышнеградский
Дата рождения

4 мая 1893(1893-05-04)

Место рождения

Санкт-Петербург

Дата смерти

29 сентября 1979(1979-09-29) (86 лет)

Место смерти

Париж

Страна

Россия, Франция

Профессии

композитор

Жанры

камерная музыка, прелюдии, симфоническая музыка


Ива́н Алекса́ндрович Вышнегра́дский (4 мая 1893, Санкт-Петербург - 29 сентября 1979, Париж) - русский и французский композитор, один из пионеров четвертитоновой музыки.

Содержание
  • Биография и творчество
  • Семья
  • Основные сочинения
  • Теоретические сочинения
  • Признание
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография и творчество

Отец Ивана Вышнеградского Александр Иванович был крупным банкиром и композитором-любителем, дед, Иван Алексеевич - министром финансов Российской империи при Александре III, предшественником Витте. Двоюродный брат возлюбленной адмирала Колчака Анны Тимирёвой. Образование получил в 1-й Санкт-Петербургской гимназии. Сочинять музыку Вышнеградский начал в семнадцать лет; учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета и изучал композицию в столичной Консерватории у Николая Соколова.

Дебютировал И. А. Вышнеградский как композитор в 1912 году («Andante religioso et funèbre»); первое зрелое сочинение, «День бытия» (La Journee de l’Existence), написанное Вышнеградским на собственный текст, относится к 1916 году.

После 1918 года И. А. Вышнеградский сочинил лишь несколько композиций в полутонах. В 1919 году написал музыку к спектаклю «Макбет» только что созданного Большого драматического театра.

В 1920 году И. А. Вышнеградский эмигрировал из России и поселился в Париже. В 1922-1923 часто бывал в Берлине, где подружился с Алоисом Хабой, независимо от него тоже пришедшим к идее четвертитоновой музыки. До 1937 года И. А. Вышнеградский не находил решения для исполнения своей музыки на концертах, до тех пор пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне. В 1937 и 1945 годах у него были удачные концерты в Париже. В 1937 году И. А. Вышнеградский познакомился с Оливье Мессианом, позднее - с Анри Дютийё, Пьером Булезом. П. Булез не раз исполнял на концертах сочинения Вышнеградского.

В 1942 И. А. Вышнеградский был арестован фашистами, провёл два месяца в лагере в Компьени.

Последнее сочинение композитора - заказанное ему Радио-Франс Трио для струнных, op.53 (1979) - было завершено учениками.

Умер в 1979 году в Париже, похоронен на кладбище Баньё.

Семья
  • Отец - Александр Иванович Вышнеградский (1867-1925), банковский деятель, промышленник, действительный статский советник, композитор-любитель.
  • Мать - Софья Ивановна Вышнеградская (урожденная Савич) (1872-1955), писатель. Её драма «Линнита» была переложена И. А. Вышнеградским на музыку (Пантомима «Линнита» в 1 действии, 5 сценах, для трёх голосов и четырёх четвертитоновых фортепиано, op. 25, 1937).
  • Брат - Николай Александрович Вышнеградский (1898-1927), спортсмен.
  • 1-я жена (с 1923 по 1925) - Елена Александровна Бенуа (1898-1972), художник и сценограф, дочь А. Н. Бенуа
    • Дмитрий Иванович Вышнеградский (Жак Деметр Вишеней) (род. 19 февраля 1924 в Париже). Окончил юридический факультет Парижского университета. Работал как юрист в Обществе социальной безопасности шахтеров. Занимается историей русской эмиграции в 15-м районе Парижа, историей традиционной музыки африканско-американского народа в США. Автор статей и составитель антологии с переизданием старых пластинок этой музыки. Член Историческо-археологического общества 15-го района Парижа. Участник «Русских дней», организованных мэрией района в 2003.
  • 2-я жена - Люсиль Гайден (урожденная Маркова) (1896-1970), литератор, автор книги биографического характера: Gayden L. «Ivan Wyschnegradsky» (Франкфурт-на-Майне, 1973).
Основные сочинения
  • Andante religioso et funèbre (1912)
  • Баллада (1912)
  • Драматическая поэма для оркестра (1913)
  • Драматическая поэма №2 для оркестра (1915)
  • Элегия (1915)
  • Тени для фортепиано (1916)
  • День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью для оркестра, хора и чтеца (1916-17, 1929-30, 1939-40)
  • Осень для бас-баритона и фортепиано op. 1 (1917)
  • Две прелюдии для фортепиано op. 2 (1916)
  • Di-Ra-Te-Lo-Tu для чёрных клавиш фортепиано (1918)
  • Солнце садится для бас-баритона и фортепиано (на слова Ф. Ницше) op. 3 (1918)
  • Далёких, ярких звёзд мерцанье для сопрано и фортепиано (на слова С.И. Вышнеградской) op. 4 (1918)
  • Четыре фрагмента для фортепиано op. 5a (1918)
  • Медитация на две темы из «Дня Бытия» для виолончели и фортепиано op. 7 (1918-19, 1976)
  • Красное Евангелие для бас-баритона и фортепиано (на слова В.В. Князева) op. 8 (1918, 1937, 1963, 1979)
  • Две песни из Ницше для бас-баритона и двух четвертитоновых фортепиано (I. После ночной грозы; II. Огненный сигнал) op. 9 (1923, 1937, 1963, 1979)
  • Семь вариаций на ноту до для двух четвертитоновых фортепиано op. 10 (1918-20)
  • Траурная песнь для четвертитонового фортепиано (1922)
  • Ночная песня для скрипки и двух четвертитоновых фортепиано op. 11 (1927, 1971)
  • Дифирамб для двух четвертитоновых фортепиано op. 12 (1923-24)
  • Три эпиграммы для четвертитонового фортепиано
  • Струнный квартет №1 op. 13 (1923-24, 1953-54)
  • Два хора для смешанного хора, четырех четвертитоновых фортепиано и ударных (на слова А. Поморского) op. 14 (1926-27, 1936)
  • Прелюдия и фуга для четвертитонового фортепиано op. 15 (1927)
  • Прелюдия и танец для двух четвертитоновых фортепиано op. 16b (1937, 1953)
  • Симфония «Так говорил Заратустра» для четырех четвертитоновых фортепиано op. 17 (1929-30, 1936)
  • Струнный квартет №2 op. 18 (1930-31)
  • Два концертных этюда для двух четвертитоновых фортепиано op. 19 (1931, 1962-63)
  • Этюд в форме скерцо для двух четвертитоновых фортепиано op. 20b (1932)
  • Прелюдия и фуга для двух четвертитоновых фортепиано op. 21b (1932)
  • Две пьесы для двух четвертитоновых фортепиано (1934)
  • 24 прелюдии для двух четвертитоновых фортепиано op. 22b (1936, 1958-60, 1974-75)
  • Первый Симфонический фрагмент для четырёх четвертитоновых фортепиано op. 23b (1934, 1953, 1967)
  • Второй Симфонический фрагмент для четырёх четвертитоновых фортепиано op. 24 (1937, 1952-53)
  • Пантомима «Линнита» для двух сопрано, альта и четырёх четвертитоновых фортепиано (на слова С.И. Вышнеградской) op. 25 (1937)
  • Поэма для двух четвертитоновых фортепиано (1937)
  • Рихарду Вагнеру для бас-баритона и двух четвертитоновых фортепиано (на слова Ф. Ницше) op. 26 (1934, 1937)
  • Космос для четырёх четвертитоновых фортепиано op. 28 (1939-40, 1945)
  • Две русские песни для бас-баритона и фортепиано (I. Россия (на слова А. Белого) II. Наш марш (на слова В. Маяковского)) op. 29 (1940-41)
  • Прелюдия и фуга для трех 1/6-тоновых фортепиано op. 30 (1945)
  • Третий Симфонический фрагмент для четырёх четвертитоновых фортепиано op. 31 (1947, 1964)
  • Две фуги для двух четвертитоновых фортепиано op. 32 (1950)
  • Пять вариаций без темы и заключения для двух четвертитоновых фортепиано и оркестра op. 33 (1952, 1964)
  • Соната для альта и двух четвертитоновых фортепиано op. 34 (1945, 1953)
  • Транспаренция I для волн Мартено и двух четвертитоновых фортепиано op. 35 (1953)
  • Слово для сопрано и фортепиано op. 36 (1953, 1973)
  • Радуга для шести 1/12-тоновых фортепиано op. 37 (1956)
  • Три пьесы для фортепиано (I.; II. Высота (памяти Н. Обухова); III. Одиночество) op. 38 (1959, 1964)
  • Прелюдия для фортепиано op. 38a (1957, 1964)
  • Струнный квартет №3 op. 38b (1945, 1958-59)
  • Четвёртый Симфонический фрагмент для волн Мартено и четырёх четвертитоновых фортепиано op. 38c (1956)
  • Пространственная полифония для камерного оркестра op. 39 (1956)
  • Два этюда на плотности и объёмы для двух четвертитоновых фортепиано op. 39 (1956, 1958)
  • Этюд на магический квадрат для фортепиано op. 40 (1957, 1970)
  • Диалог двоих для двух четвертитоновых фортепиано op. 41 (1958, 1973)
  • Диалог для двух четвертитоновых фортепиано (1959)
  • Композиция для струнного квартета op. 43 (1960, 1966-70)
  • Две пьесы для микрохроматических фортепиано Хулиана Каррильо op. 44 (1958, 1972)
  • Этюд на вращательные движения для двух четвертитоновых фортепиано op. 45a (1961, 1963)
  • Композиция I для трёх 1/6-тоновых фортепиано op. 46a (1961)
  • Композиция II для двух четвертитоновых фортепиано op. 46b (1962)
  • Транспаренция II для волн Мартено и двух четвертитоновых фортепиано op. 47 (1962-63)
  • Прелюдия и этюд для микрохроматического фортепиано Хулиана Каррильо op. 48 (1966)
  • Интеграции для двух четвертитоновых фортепиано op. 49 (1963, 1967)
  • Диалог троих для трёх 1/6-тоновых фортепиано op. 51 (1973-74)
  • Симфония для большого оркестра, двух четвертитоновых фортепиано и волн Мартено op. 51 (1969)
  • Радуга II для шести 1/12-тоновых фортепиано op. 52a (1956-58)
  • Струнное трио op. 53 (1978-79)
Теоретические сочинения
  • Ivan Wyschnegradsky. Manuel d'harmonie en quart de ton. - Éditions Max Esching, 1932.
  • Nicolas Obouhow: l’harmonie totale. Ivan Wyschnegradsky: l’ultrachromatisme et les espaces non octaviants/ Sous la dir. de Claude Ballif. - Paris: Richard-Masse, 1972.
Признание

Произведения И.Вышнеградского исполнялись в рамках программы Поколение Z: Пионеры звука в России 1920-х (Санкт-Петербург, 2010), в программах Международного фестиваля современной музыки «Московский Форум» (2003, 2010).

Примечания
  1. 1 2 3 Marc Beaulieu Cyclical Structures and Linear Voice-Leading in the Music of Ivan Wyschnegradsky
  2. Спектакли театра 1919-1935 гг. // Официальный сайт Большого драматического театра
Литература
  • Gayden L. Ivan Wyschnegradsky. - Frankfurt: M.P. Belaieff, 1973.
  • Hommage à Ivan Wyschnegradsky. - Montréal: Société nouvelle d’enregistrement, 1994.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-04-23