Валентин Мошков происходил из дворян Костромской губернии. По окончании 5 августа 1868 года Второй Петербургской военной гимназии, поступил на службу юнкером во Второе военное Константиновское училище. 24 августа того же года он был переведён в Михайловское артиллерийское училище, по окончании которого 11 августа 1871 года В. А. Мошков был произведён в подпоручики и зачислен для продолжения службы в 37-ю артиллерийскую бригаду. На службе он проявлял усердие и большой интерес. Менее чем через 3 месяца его произвели в поручики. 17 июня 1873 года Валентина Мошкова прикомандировали к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии для слушания лекций в Императорском Горном институте. 28 декабря того же года его произвели в штабс-капитаны.
17 июля 1875 года В. А. Мошков получил назначение на должность младшего артиллерийского приёмщика на Олонецких горных заводах. Валентин Мошков участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. 26 декабря 1877 года он получил звание капитана.
27 января 1880 года В. А. Мошков получил должность младшего артиллерийского приёмщика Главного артиллерийского управления с оставлением на Олонецких горных заводах. 12 ноября 1884 года ему было присвоено звание подполковника.
В дальнейшем В. А. Мошков был переведён по службе в Волжско-Камский регион. 12 июня 1888 года он стал старшим артиллерийским приёмщиком Главного артиллерийского управления.
Предположительно, в 1892 году Мошкова перевели из Казани в Варшаву. 14 мая 1896 года ему было присвоено звание полковника. 6 декабря 1905 года он стал генерал-майором.
22 августа 1913 года В. А. Мошков подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам». Как свидетельствуют материалы доклада по Генеральному штабу от 19 сентября 1913 года он был произведён в генерал-лейтенанты «с увольнением от службы, с мундиром и пенсией». После 1913 года следы В. А. Мошкова теряются.
В 1921 году В. А. Мошков эмигрировал в Болгарию. Умер 19 ноября 1922 года в Софии.
СемьяБыл женат на дочери петрозаводского купца Александре Ильиной, имел детей: сыновей Дмитрия и Владимира, дочерей Юлию и Зинаиду.
Обложка книги В. А. Мошкова «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики», Варшава, 1907 год
Работы Валентина Александровича Мошкова были посвящены изучению народного быта, языка, фольклора, народной медицины, музыки разных народов, он собиратель этнографических предметных и иллюстративных коллекций, хранящихся ныне в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Особенно значителен его вклад в гагаузоведение, основоположником которого он по существу и является.
Предположительно, впервые В. А. Мошков заинтересовался народными традициями и спецификой региональной культуры находясь на службе в Олонецкой губернии. Это предположение находит подтверждение в некоторых его последующих публикациях, в которых он использует в том числе и карельский материал.
В. А. Мошков обладал абсолютным музыкальным слухом, он проявлял живейший интерес к музыке, играл на флейте. Его музыкальные пристрастия нашли выражение в ряде специальных публикаций. Одна из его самых первых работ была посвящена исследованию народного творчества на материале русского народного пения.
Значительную научную активность Валентин Мошков развил в Волжско-Камском регионе. Здесь он установил контакт с известным тюркологом, профессором Императорского Казанского университета Н. Ф. Катановым, начал сотрудничать с Обществом археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, где выступал с докладами и печатался в его «Известиях».
В 1893 году В. А. Мошков опубликовал свою работу «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края», в которую вошли песни народов Волго-Уральского региона: татар, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей. Работа В. А. Мошкова стала первым серьёзным исследованием чувашской народной музыки. Исследователь записал 70 чувашских песен и 7 инструментальных мелодий. В сборник по одному куплету с нотными записями вошли рекрутские, свадебные, праздничные, хороводные песни и одна колыбельная.
В 1901 году В. А. Мошков опубликовал в ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива» путевые заметки о городе Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола). Эта работа пользуется большой популярностью у местных краеведов.
Служа в Варшаве, В. А. Мошков продолжил собирать этнографический материал от представителей разных народов России, служивших в полках Варшавского военного округа. Здесь он встретился с солдатами гагаузами по национальности. Мошков заинтересовался этим народом. От двух солдат Валентин Александрович научился гагаузской разговорной речи, а затем собрал словарь гагаузского языка. В дальнейшем он совершил три поездки в Бесарабию в Бендерский уезд и в Измаильский уезд к гагаузам. В третий раз он приезжал с сыном и несколько недель, как и в прошлые разы, провел не только в Бешалме и Этулии, но и в других местах, охватив исследованиями в основном села Измаильского уезда. Мошков собрал большой этнографический материал, в том числе и коллекции для Музея антропологии и этнографии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Его интересовали все жанры: исторические предания и личные воспоминания, легенды, обрядовый фольклор, песни, сказки, анекдоты. В 1895 году В. А. Мошков с помощью Н. Ф. Катанова опубликовал в Казани первые гагаузские тексты. Установив одновременно контакт с академиком В. В. Радловым, Мошков получает от него предложение подготовить том гагаузского фольклора для публикации в издаваемой им многотомной серии «Образцы народной литературы тюркских племён».
Свои научные материалы В. А. Мошков представлял Этнографическому Отделу Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Императорском Московском университете и Императорскому Русскому географическому обществу, членом-сотрудником которого он был избран 12 марта 1901 года. В 1900-1902 годах в «Этнографическом обозрении» был опубликован один из самых главных трудов В. А. Мошкова - серия статей «Гагаузы Бендерского уезда (Этнографические очерки и материалы)».
За статьи, опубликованные в журнале отделения этнографии, Императорское Русское географическое общество по отзыву В. И. Ламанского присудило В. А. Мошкову малую золотую медаль. В отзыве отмечалось:
В. А. Мошков… принадлежит к видным этнографам. Он соединяет замечательно большую начитанность, способность к кабинетным исследованиям с зоркою наблюдательностью, с необычайным, редким умением подходить к простому люду и добывать от него самые разнообразные сведения… Но он не только прекрасный собиратель данных живой старины разных народностей России, но и даровитый и образованный, много начитанный исследователь различных сторон фольклора. |
В 1902 году Императорское географическое общество удостоило В. А. Мошкова командировкой с этнографической целью на Балканский полуостров с ассигнованием на эту поездку 200 рублей. Однако эта поездка состоялась только в 1903 году. Мошков посетил прежде всего места расселения гагаузов. Результатом этой поездки стала работа «Турецкие племена на Балканском полуострове», опубликованная в 1904 году.
Абсолютный музыкальный слух позволил В. А. Мошкову точно записать около 200 гагаузских сказок, более 100 песен, пословиц, поговорок и загадок по системе В. В. Радлова. Они были изданы в 1904 году, причем в двух отдельных томах: как на языке оригинала, так и в переводе на русский язык, произведенным самим В. А. Мошковым. На стыке двух тем - музыки и верований - В. А. Мошков написал впоследствии работу «Труба в народных верованиях». О профессиональном уровне Мошкова и достоверности собранных им материалов говорит то, что учёный выделил диалекты и сохранил локальные варианты фольклора.
В Царстве Польском В. А. Мошков установил также связи с польскими этнографами. Он печатался в журнале «Висла» на польском языке, также его работы рецензировались в польских изданиях на русском языке, в газете «Варшавские губернские Ведомости». Здесь В. А. Мошков опубликовал несколько работ общеисторического характера, которые привлекают внимание и современных исследователей. Он собрал предметные и фотографические коллекции для Музея антропологии и этнографии. Журнал «Lud» называл В. А. Мошкова «известным этнографом».
Позднее, этнографическая деятельность и исследования В. А. Мошкова были подвергнуты критике в докладе М. Г. Худякова «Великодержавный шовинизм в русской этнографии», состоявшемся в Институте по изучению народов СССР 11 и 13 февраля 1932 года, а его имя было надолго предано забвению.
Теория происхождения человека и цикличности историиВалентин Александрович Мошков создал оригинальную гипотезу об особенностях и путях истории человечества. Свою теорию он изложил в двухтомной работе «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики», изданной в 1907-1910 годах в Варшаве. Мошков представил историю народов и государств как непрерывный ряд циклов, продолжительность которых равна 400 годам. Один цикл, по терминологии В. Мошкова, составляет исторический год. Цикл, в свою очередь, подразделяется на два равных периода по 200 лет, первый из которых был им назван «прогонизмом» - стремление к «высшему типу», а второй - «атавистической» нисходящей. Каждый период цикла делится сначала на 100-летние части, а затем на два полувека. Столетия цикла имеют свой характер. В. Мошков дал им следующие имена: «золотой век», «серебряный век», «медный век», «железный век». Первая половина каждого века означает упадок, а вторая - подъём, за исключением последнего (четвёртого) века, представляющего «сплошной упадок».
Также в своей теории В. Мошков говорил о том, что различные слои населения могут находиться в разных фазах цикла. Он утверждал, что чем выше стоит в государстве какое-нибудь сословие, тем раньше наступает его подъём или упадок. Так, например, выделив для своего времени правящее меньшинство - интеллигенцию, и управляемое большинство - крестьян, В. Мошков определил между их состояниями временной шаг в 115 лет.
Некоторые работы- «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. - 1893. - Т. XI, вып. 2, 3, 4; 1894. Т. XII, вып. 1; 1895. - Т. XIII, вып. 1.
- «Миросозерцание наших восточных инородцев: вотяков, черемисов и мордвы» // Живая старина. −1900. - год 10, вып. 1-2. - С. 194-212
- «Город Царевококшайск - путевые заметки» (1901; Санкт-Петербург)
- «Гагаузы Бендерского уезда (Этнографические очерки и материалы)» // Этнографическое обозрение. - 1900. - Т. 44, № 1; 1901. - Т. 48, № 1; 1901. - Т. 49, № 2; 1901. - Т. 51, № 4; 1902. - Т. 54, № 3; 1902. - Т. 55, № 4.
- «Турецкие племена на Балканском полуострове. Отчёт о поездке на Балканский полуостров летом 1903 г.» // Известия Императорского Русского географического общества. - 1904. - Т. 40, вып 3. - С. 399-436.
- «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики» (Т.1. Происхождение человека. Варшава, 1907; Т.2. Механика вырождения. 1912 год - начало «железного века». - Варшава, 1910).
- «Гагаузские тексты» // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. - 1895. - Т. XIII, вып. 2. - С. 70-83.
- «Скифы и их соплеменники фракийцы. Следы этих народов в наше время: Этнографический этюд». - Варшава, 1896.
- «Пермяцко-карельские параллели (Этнографическая заметка)» // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. - 1892. - Т. Х, вып. 6.
- Гагаузы Бендерского уезда (Этнографические очерки и материалы). - Кишинев: Tipogr. Centralǎ, 2004. - 550 с.