|
|
Лосский Николай Онуфриевич.
›
Николай Онуфриевич Лосский | C обложки книги «Айн Рэнд: Русская радикалка» | Дата рождения: | 24 ноября (6 декабря) 1870(1870-12-06) |
---|
Место рождения: | Креславка, Динабургский уезд,Витебская губерния, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 24 января 1965(1965-01-24) (94 года) |
---|
Место смерти: | Париж, Франция |
---|
Страна: | Россия |
---|
Школа/традиция: | интуитивизм |
---|
Направление: | Русская философия |
---|
Период: | Философия XX века |
---|
Основные интересы: | интуитивизм, персонализм, гносеология |
---|
Значительные идеи: | персонализм |
---|
Оказавшие влияние: | Гегель, Виндельбанд, Вундт, Павел Флоренский |
---|
Испытавшие влияние: | Айн Рэнд, Владимир Лосский |
---|
Первый ряд (слева направо): профессор Н. О. Лосский и автор программы «Русская акция», организатор обучения русских студентов в Праге профессор А. С. Ломшаков. Чехословакия, 1920-е годы Никола́й Ону́фриевич Ло́сский (6 декабря, 1870, Креславка, Динабургский уезд, Витебская губерния, Российская империя - 24 января, 1965, Париж, Франция) - выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии. Содержание- Биография
- Философия
- Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского
- Главные труды
- Сочинения
- Литература
- Примечания
- Ссылки
БиографияРодился 24 ноября (6 декабря) 1870 в местечке Креславка Витебской губернии (ныне Краслава в Латвии). Отец - обрусевший поляк, Онуфрий Лосский, был православным, мать-полька, Аделаида Пржиленцкая, - католичкой. В 1872 Онуфрий Лосский, ранее работавший лесничим, получает должность станового пристава и вместе с семьей переезжает в Дагду. С 1881 года Николай Лосский учился в классической гимназии в Витебске, откуда был исключен в 1887 году за пропаганду атеизма и социалистического учения. Продолжил образование в Берне на философском факультете университета. Вернувшись в Россию, окончил естественный и историко-филологический факультеты Санкт-Петербургского университета. Позднее обратился к Богу. С 1916 года профессор Санкт-Петербургского университета. Преподавал в гимназии М. Н. Стоюниной. После революции был лишён кафедры за христианское мировоззрение и в 1922 году выслан из России. С 1922 по 1942 год по приглашению Масарика жил в Праге. С 1942 по 1945 год был профессором философии в Братиславе, в Словакии. Читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1947 года после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, с 1950 по 1953 годы в звании профессора. Умер Лосский в Париже 24 января 1965. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Философия- Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы, связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
- Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма. Лосский выделяет три вида интуиции - чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания, Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии.
- Онтология. В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.
- Аксиология
- Этика
- Эстетика
Тема реинкарнации в трудах Н. О. ЛосскогоН. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (реинкарнация). Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал: Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п… |
Главные трудыЛосский, Николай Онуфриевич Сочинения- «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903; 2-е изд. - 1911). - PDF
- Идея бессмертия души как проблема теории знания. Вопросы философии и психологии. - М., 1910. - С. 488-503.
- «Обоснование интуитивизма» (1906; 2-е изд. - 1908),
- «Нравственная личность Толстого»
- «Введение в философию». Часть I. «Введение в теорию знания» (1911; 2-е изд. - 1918). - PDF
- «Мир как органическое целое» (1917),
- «Основные вопросы гносеологии» (1919),
- Материя и жизнь. Берлин: Обелиск, 1923, 125 стр.
- «Логика»: в 2-х книгах. Часть 1. «Суждение. Понятие». Часть 2. «Доказательство. Умозаключение», Петроград, 1922; 2-е изд. (исправленное и дополненное) - Берлин, 1923.
- Н. Бердяев. О назначении человека (рецензия).// Путь. - 1925. - №1. - С. 90-91
- Вл.Соловьёв и его преемники в русской религиозной философии.// Путь. - 1926. - №2. - С. 13-25
- Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б.Зайцева и Вл.Ильина).// Путь. - 1926. - №2. - С. 153-156
- Преемники Вл. Соловьева.// Путь. - 1926. - №3. - С. 14-28
- Свобода воли. Париж: Ymca-press, 1927.
- Техническая культура и христианский идеал.// Путь. - 1928. - №9. - С. 3-13
- Fr. W. Foerster. Religion und Characterbilding (рецензия).// Путь. - 1928. - №9. - С. 95-96
- "Мифическое" и современное научное мышление.// Путь. - 1928. - №14. - С. 31-55
- «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
- «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
- «Типы мировоззрений» (1931),
- О воскресении во плоти.// Путь. - 1931. - №26. - С. 61-85
- Б. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике. (Рецензия)// Путь. - 1931. - №28. - С. 106-107
- Свобода и хозяйственная демократия.// Новый Град. - 1932. - №3. - С. 54-59
- Б. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. (Рецензия)// Новый Град. - 1932. - №3. - С. 89-91
- Магия и христианский культ.// Путь. - 1932. - №36. - С. 3-16
- Видения святых и мистиков.// Путь. - 1934. - №43. - С. 17-34
- Диалектический материализм в СССР. Paris: Ymca-Press. 1934
- Индустриализм, коммунизм и утрата личности.// Новый Град. - 1936. - №11. - С. 99-110
- Открытое письмо Н. А. Бердяеву.// Путь. - 1936. - №51. - С. 27-36
- О творении мира Богом.// Путь. - 1937. - №51. - 3-22
- B. Iasinowski: Wschodnie Chxzestijanstwo à Rosja.// Путь. - 1937. - №51. - С. 68-74
- Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля.// Путь. - 1939. - №60. - С. 37-56
- Экономический строй и интеллектуализация общества.// Новый Град. - 1939. - №14. - С. 69-78
- Лев Шестов как философ// Русские записки. - 1939. - №15. - С. 131-146
- «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
- «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
- «Эволюция и идеальное бытие»,
- «Мистическая интуиция»,
- Бог и мировое зло. Основы Теодицеи. Прага: издательство «За Церковь», 1941, 92 стр.
- «Условия абсолютного добра» (1944),
- «Достоевский и его христианское мировоззрение» Нью-Йорк, 1953. - 406 c.
- История русской философии
- «Общедоступное введение в философию». (Франкфурт-на-М., 1956),
- «Характер русского народа». (Франхфурт-на-М., 1957),
- «Воспоминания - жизнь и философский путь». (Мюнхен, 1968),
- «Учение о перевоплощении» (М., 1992),
- «Мир как осуществление красоты». Основы эстетики. (М., 1998).
- Коммунизм и философское мировоззрение. Берлин, 1923
ПереводыК числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа. Сочинения- Н. О. Лосский. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991; - М.: Сварог и К, 2000; - М.: Академический проект, 2011. - ISBN 978-5-8291-1274-5.
- Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991.- 482 с. на сайте Руниверс
- Н. О. Лосский. Ценность и Бытие. - М.: АСТ, 2000.
- Н. О. Лосский. Воспоминания: Жизнь и философский путь. - М.: Русский путь, 2009. - ISBN 978-5-98454-012-4.
- Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Париж: YMCA PRESS, 1931.
- Лосский Н. О. Логика. I.: Обелиск, 1923.- 167 с. на сайте Руниверс
Литература- Николай Лосский: Библиография / Сост. Б. и Н. Лосские. - Paris: Institut d’etudes slaves, 1978. - 129 с.
- Ермичев А. А. Штрихи к пониманию философии Н. О. Лосским // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1993. - № 4. - С.64-69.
- Ермичев А. А., Никулин А. Г. А. И. Введенский и Н. О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. - СПб., 1999. - С.87-105.
- Овчаров А. А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 215 с.
- Королькова Е. А. Онтология зла в философии Н. О. Лосского // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. - СПб., 2001. - С. 74-75.
- Шалимов П. Б. Н. О. Лосский как историк русской философии. - М., 1993.
Примечания- ↑ Н. О. Лосский. «Учение о перевоплощении. Интуитивизм». Издательская группа «Прогресс», Москва 1992.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|