Лосский Николай Онуфриевич (Nikolai Lossky Onufrijovych).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Лосский Николай Онуфриевич.

 ›

Николай Онуфриевич Лосский
C обложки книги «Айн Рэнд: Русская радикалка»
Дата рождения:

24 ноября (6 декабря) 1870(1870-12-06)

Место рождения:

Креславка, Динабургский уезд,Витебская губерния, Российская империя

Дата смерти:

24 января 1965(1965-01-24) (94 года)

Место смерти:

Париж, Франция

Страна:

Россия

Школа/традиция:

интуитивизм

Направление:

Русская философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

интуитивизм, персонализм, гносеология

Значительные идеи:

персонализм

Оказавшие влияние:

Гегель, Виндельбанд, Вундт, Павел Флоренский

Испытавшие влияние:

Айн Рэнд, Владимир Лосский


Первый ряд (слева направо): профессор Н. О. Лосский и автор программы «Русская акция», организатор обучения русских студентов в Праге профессор А. С. Ломшаков. Чехословакия, 1920-е годы

Никола́й Ону́фриевич Ло́сский (6 декабря, 1870, Креславка, Динабургский уезд, Витебская губерния, Российская империя - 24 января, 1965, Париж, Франция) - выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии.

Содержание
  • Биография
  • Философия
    • Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского
  • Главные труды
    • Сочинения
    • Переводы
  • Сочинения
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родился 24 ноября (6 декабря) 1870 в местечке Креславка Витебской губернии (ныне Краслава в Латвии). Отец - обрусевший поляк, Онуфрий Лосский, был православным, мать-полька, Аделаида Пржиленцкая, - католичкой. В 1872 Онуфрий Лосский, ранее работавший лесничим, получает должность станового пристава и вместе с семьей переезжает в Дагду.

С 1881 года Николай Лосский учился в классической гимназии в Витебске, откуда был исключен в 1887 году за пропаганду атеизма и социалистического учения. Продолжил образование в Берне на философском факультете университета. Вернувшись в Россию, окончил естественный и историко-филологический факультеты Санкт-Петербургского университета. Позднее обратился к Богу.

С 1916 года профессор Санкт-Петербургского университета. Преподавал в гимназии М. Н. Стоюниной. После революции был лишён кафедры за христианское мировоззрение и в 1922 году выслан из России. С 1922 по 1942 год по приглашению Масарика жил в Праге. С 1942 по 1945 год был профессором философии в Братиславе, в Словакии. Читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1947 года после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, с 1950 по 1953 годы в звании профессора.

Умер Лосский в Париже 24 января 1965. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Философия
  • Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы, связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
  • Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма. Лосский выделяет три вида интуиции - чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания, Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии.
  • Онтология. В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.
  • Аксиология
  • Этика
  • Эстетика
Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского

Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (реинкарнация). Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал:

Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…

Главные труды
Лосский, Николай Онуфриевич
Сочинения
  • «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903; 2-е изд. - 1911). - PDF
  • Идея бессмертия души как проблема теории знания. Вопросы философии и психологии. - М., 1910. - С. 488-503.
  • «Обоснование интуитивизма» (1906; 2-е изд. - 1908),
  • «Нравственная личность Толстого»
  • «Введение в философию». Часть I. «Введение в теорию знания» (1911; 2-е изд. - 1918). - PDF
  • «Мир как органическое целое» (1917),
  • «Основные вопросы гносеологии» (1919),
  • Материя и жизнь. Берлин: Обелиск, 1923, 125 стр.
  • «Логика»: в 2-х книгах. Часть 1. «Суждение. Понятие». Часть 2. «Доказательство. Умозаключение», Петроград, 1922; 2-е изд. (исправленное и дополненное) - Берлин, 1923.
  • Н. Бердяев. О назначении человека (рецензия).// Путь. - 1925. - №1. - С. 90-91
  • Вл.Соловьёв и его преемники в русской религиозной философии.// Путь. - 1926. - №2. - С. 13-25
  • Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б.Зайцева и Вл.Ильина).// Путь. - 1926. - №2. - С. 153-156
  • Преемники Вл. Соловьева.// Путь. - 1926. - №3. - С. 14-28
  • Свобода воли. Париж: Ymca-press, 1927.
  • Техническая культура и христианский идеал.// Путь. - 1928. - №9. - С. 3-13
  • Fr. W. Foerster. Religion und Characterbilding (рецензия).// Путь. - 1928. - №9. - С. 95-96
  • "Мифическое" и современное научное мышление.// Путь. - 1928. - №14. - С. 31-55
  • «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
  • «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
  • «Типы мировоззрений» (1931),
  • О воскресении во плоти.// Путь. - 1931. - №26. - С. 61-85
  • Б. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике. (Рецензия)// Путь. - 1931. - №28. - С. 106-107
  • Свобода и хозяйственная демократия.// Новый Град. - 1932. - №3. - С. 54-59
  • Б. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. (Рецензия)// Новый Град. - 1932. - №3. - С. 89-91
  • Магия и христианский культ.// Путь. - 1932. - №36. - С. 3-16
  • Видения святых и мистиков.// Путь. - 1934. - №43. - С. 17-34
  • Диалектический материализм в СССР. Paris: Ymca-Press. 1934
  • Индустриализм, коммунизм и утрата личности.// Новый Град. - 1936. - №11. - С. 99-110
  • Открытое письмо Н. А. Бердяеву.// Путь. - 1936. - №51. - С. 27-36
  • О творении мира Богом.// Путь. - 1937. - №51. - 3-22
  • B. Iasinowski: Wschodnie Chxzestijanstwo à Rosja.// Путь. - 1937. - №51. - С. 68-74
  • Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля.// Путь. - 1939. - №60. - С. 37-56
  • Экономический строй и интеллектуализация общества.// Новый Град. - 1939. - №14. - С. 69-78
  • Лев Шестов как философ// Русские записки. - 1939. - №15. - С. 131-146
  • «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
  • «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
  • «Эволюция и идеальное бытие»,
  • «Мистическая интуиция»,
  • Бог и мировое зло. Основы Теодицеи. Прага: издательство «За Церковь», 1941, 92 стр.
  • «Условия абсолютного добра» (1944),
  • «Достоевский и его христианское мировоззрение» Нью-Йорк, 1953. - 406 c.
  • История русской философии
  • «Общедоступное введение в философию». (Франкфурт-на-М., 1956),
  • «Характер русского народа». (Франхфурт-на-М., 1957),
  • «Воспоминания - жизнь и философский путь». (Мюнхен, 1968),
  • «Учение о перевоплощении» (М., 1992),
  • «Мир как осуществление красоты». Основы эстетики. (М., 1998).
  • Коммунизм и философское мировоззрение. Берлин, 1923
Переводы

К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.

Сочинения
  • Н. О. Лосский. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991; - М.: Сварог и К, 2000; - М.: Академический проект, 2011. - ISBN 978-5-8291-1274-5.
    • Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991.- 482 с. на сайте Руниверс
  • Н. О. Лосский. Ценность и Бытие. - М.: АСТ, 2000.
  • Н. О. Лосский. Воспоминания: Жизнь и философский путь. - М.: Русский путь, 2009. - ISBN 978-5-98454-012-4.
  • Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Париж: YMCA PRESS, 1931.
  • Лосский Н. О. Логика. I.: Обелиск, 1923.- 167 с. на сайте Руниверс
Литература
  • Николай Лосский: Библиография / Сост. Б. и Н. Лосские. - Paris: Institut d’etudes slaves, 1978. - 129 с.
  • Ермичев А. А. Штрихи к пониманию философии Н. О. Лосским // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1993. - № 4. - С.64-69.
  • Ермичев А. А., Никулин А. Г. А. И. Введенский и Н. О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. - СПб., 1999. - С.87-105.
  • Овчаров А. А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 215 с.
  • Королькова Е. А. Онтология зла в философии Н. О. Лосского // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. - СПб., 2001. - С. 74-75.
  • Шалимов П. Б. Н. О. Лосский как историк русской философии. - М., 1993.
Примечания
  1. Н. О. Лосский. «Учение о перевоплощении. Интуитивизм». Издательская группа «Прогресс», Москва 1992.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-18