Мариенгоф Анатолий Борисович (Anatoly Mariengof B.).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Мариенгоф Анатолий Борисович.

 ›

Анатолий Мариенгоф
Мариенгоф в своём кабинете
Дата рождения:

24 июня (6 июля) 1897

Место рождения:

Нижний Новгород, Российская империя

Дата смерти:

24 июня 1962 (64 года)

Место смерти:

Ленинград, СССР

Гражданство (подданство):

 Российская империя СССР

Род деятельности:

поэт, прозаик, драматург, мемуарист

Годы творчества:

1916-1962

Направление:

имажинизм

Жанр:

роман

Произведения на сайте Lib.ru
 Файлы

Анато́лий Бори́сович Мариенго́ф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород - 24 июня 1962, Ленинград) - русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист.

Содержание
  • Биография
  • Творчество
  • Адрес в Нижнем Новгороде
  • Адреса в Москве
  • Адреса в Ленинграде
  • Произведения
  • Издания
  • На экране
    • Сценарии
    • Экранизации
    • Киновоплощения
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Анатолий Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Предки по отцовской линии - выходцы из Лифляндской губернии.

Мариенгофы жили в Нижнем Новгороде, где Анатолий учился в Дворянском институте. Детство Анатолия Мариенгофа прошло под сильнейшим влиянием отца. В обширных мемуарах писателя, созданных во второй половине столетия, отцу отводилась роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего тогдашнего окружения Анатолия, да и среди позднейших знакомств. Борис Михайлович участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему, также была воспитана отцом.

В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе, и переехал туда с детьми (у Анатолия была младшая сестра). Там Анатолий продолжил учебу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарёва, где в 1914 году издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…».

Неординарным событием для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании, и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось после того, как началась Первая мировая война.

В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию, и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он попал на фронт, где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.

На фронте он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».

В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу, с головой уходит в литературу. Его произведения вышли в нескольких поэтических сборниках, он также в 1918 году выпустил первую собственную книжку под названием «Витрина сердца». Создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко, в 1918 году печатает первую книжку стихов - «Витрина сердца».

Летом белые чехословаки входят в город. От случайной пули погибает отец. После этого трагического события Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Тому стихи не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел моментально, и устроил его литературным секретарём издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.

Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва

Вскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом знакомится с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).

Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Их биографии словно бы переплетаются. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919-го побывали в Петрограде, весной 1920-го в Харькове, летом в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев», стихотворение «Прощание с Мариенгофом».

В конце 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. Рождается сын Кирилл.

В 1924-1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.

В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла Мариенгофу массу неприятностей, и за который он был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо».

В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Характерно, что романы «Циники» и «Бритый человек» в статье не упомянуты.

Сын Кирилл покончил жизнь самоубийством (повесился) в марте 1940 г. Причины до настоящего времени не установлены.

Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идёт спектакль «Шут Балакирев» по одноимённой пьесе Мариенгофа.

В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трёх лет. Возвращается в Ленинград.

В послевоенное время против А.Б. Мариенгофа и М.Э. Козакова была развёрнута травля вокруг их пьес «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».

В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жиз­ни», но она не была принята к постановке.

В 1953-1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», где рассказал о де­тстве и юности, дополнил портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в Перестройку, 1988 году (см. ниже раздел «Издания»).

Анатолий Мариенгоф умер 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Творчество

После революции Мариенгоф знакомится с Есениным. Есенин сводит его с другими молодыми поэтами, возникает новое направление в поэзии - имажинизм. Вместе они участвовали в выпуске четырёх номеров журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряда сборников «Имажинисты».

Иосиф Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе. Булат Окуджава посвящал ему многие свои стихотворения. Увлечение Бродского Мариенгофом упоминается также Александром Генисом в воспоминаниях о Сергее Довлатове: «Мариенгоф, автор книги „Циники“, которую Бродский со свойственной ему отчаянностью назвал лучшим русским романом».

Адрес в Нижнем Новгороде
  • 1897-1913 - улица Большая Покровская, 10В
Адреса в Москве
  • 1918-1919 - улица Петровка, 19, в квартире зятя аптекаря Г. И. Габриловича;
  • 1919-1920 (начало марта) - Богословский пер., 3, кв. 11, ныне Петровский пер., 5, в квартире Короткова Карпа Егоровича;
  • 1920 (начало марта) - 1920 (июнь) - Георгиевский (ныне Вспольный) пер., 15, кв. 5, в квартире Быстрова Семена Федоровича;
  • 1920 (ноябрь) - 1928 - Богословский пер., 3, кв. 46, ныне Петровский пер., 5;
Адреса в Ленинграде
  • 1928-1930 - Улица Марата, 47, кв. 30
  • 1931-1941 - Кирочная ул./ул. Салтыкова-Щедрина, 24, кв. 37;
  • 1944-1962 - Бородинская улица, 13;
Произведения
  • Витрина сердца (1918)
  • Магдалина (1920)
  • Буян-Остров. Имажинизм (1920)
  • Руки галстуком (1920)
  • Стихами чванствую (1920)
  • А. Мариенгоф «Тучелёт (книга поэм)», издательство «Имажинисты», Москва, 1921. Тираж 1000 экз.
  • Развратничаю с вдохновением (1921)
  • Разочарование (1922)
  • Заговор дураков (1922)
  • Двуногие (1925)
  • Новый Мариенгоф (1922-26)
  • О Сергее Есенине. Воспоминания (1926)
  • Роман без вранья (1927)
  • Такса-клякса (1927)
  • Циники (1928)
  • Мяч проказник (1928)
  • Бритый человек (1930)
  • Бобка-физкультурник (1930)
  • Екатерина (1936)
  • Шут Балакирев (1940)
  • Поэмы войны (1942)
  • Пять баллад (1942)
  • Рождение поэта (1951)
  • Странный характер (1954) (сборник пьес)
  • Маленькие комедии (1957)
  • Не пищать! (1959)
  • Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы (1959)
посмертные издания
  • Роман с друзьями. «Октябрь». № 10-11 (1965)
  • Стихи. «День Поэзии». (1969)
  • Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники. (1988; 1990)
  • Циники. «Глаз. Дайджесть новой русской литературы». № 1 (1991)
  • Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина (1994)
  • Бессмертная трилогия (1998)
  • Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта (2002)
Издания
  • Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот. текста, послесл. Б. Аверина. - Л.: Худож. лит., 1988. - 480 с. Тираж 200 000 экз. ISBN 5-280-00901-6.
  • Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. - Спб.: Академический проект, 2001. - 350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5.
  • Мариенгоф А. Б. Собрание сочинений в 3-х томах. / Сост., подгот. текста, комментарии О. Демидов. Т.1: Стихи; Драмы; Произведения для детей; Очерки; Статьи; Коллективное: манифесты и письма; Письма; Комментарии / Вступ. ст. З. Прилепина. Т.2: Кн.1: Проза; Мемуары; Комментарии / Вступ. ст. Т. Хуттуненa. Кн.2: Мемуары; Комментарии. Т.3: Пьесы; Послесловие А. Колобродова; Комментарии / Вступ. ст. В. Сухова. - М.: Книжный клуб Книговек, 2013. ISBN 978-5-4224-0737-8.
На экране
Сценарии
  • 1928 - Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич, Вадимом Шершеневичем, Виктором Шкловским, Николаем Эрдманом)
  • 1928 - Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1929 - Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • 1929 - Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • 1929 - Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1936 - О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)
Экранизации
  • Циники (фильм) (1991)
Киновоплощения
  • Андрей Зайков «Золотая голова на плахе», 2004
  • Дмитрий Щербина «Есенин», 2005
Литература
  • Аверин Б. Проза Мариенгофа // Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…. - Л.: Худож. лит., 1988. - С. 473-479.
  • Аверин Б. Проза Мариенгофа. - Л.: Худож. лит., 1991. ISBN 5-208-02411-2.
  • Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. - Ч. 2: М-Я. - М.: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006995-6(2), ISBN 5-09-006994-8 (общ.)
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. ISBN 978-5-86793-568-9.
  • Сухов В.А. Эволюция образа Москвы в творчестве А.Б. Мариенгофа // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №27. С. 402-406.
  • Маквей Г. Пробил час Мариенгофа: обзор книг об Анатолии Борисовиче Мариенгофе (1897 – 1962) // Сура. 2010. № 5(99). С. 131–137.
Примечания
  1. Александр Генис. Довлатов и окрестности. Передача восьмая "Поэзия и правда" (Томи Хуттунен (2007) по неизвестной причине приписал этот пассаж самому Довлатову: Томи Хуттунен. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. С. 109)

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-07-17