Розеншток-Хюсси Ойген (Rosenstock, Eugen Hussy).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Розеншток-Хюсси Ойген.

 ›

Ойген Розеншток-Хюсси
нем. Eugen Moritz Friedrich Rosenstock-Huessy
Фото предоставлено Мариот Хюсси из фонда Ойгена Розеншток-Хюсси
Имя при рождении:

Ойген Мориц Фридрих Розеншток-Хюсси

Дата рождения:

6 июля 1888(1888-07-06)

Место рождения:

Берлин, Германская империя

Дата смерти:

24 февраля 1973(1973-02-24) (84 года)

Место смерти:

Норвич (англ.)русск., Виндзор, Вермонт, США

Страна:

Германия Германия → США США

Оказавшие влияние:

рабби Элиезер (Талмуд, Авода-Зара, 16b-17a)

Испытавшие влияние:

Иосиф Бродский


Ойген Мориц Фридрих Розеншток-Хюсси (нем. Eugen Moritz Friedrich Rosenstock-Huessy, 6 июля 1888 года, Берлин, Германская империя - 24 февраля 1973 года, Норвич (англ.)русск., Виндзор, Вермонт, США) - представитель немецко-американской религиозной философии, ярко выразивший концепцию «диалогического мышления», и на её основе составивший новые представления истории, социологии и теологии общества, прежде всего европейского.

Содержание
  • Биография
  • Идеология
  • Цитаты
  • Библиография
  • Примечания
  • См. также
  • Ссылки
Биография

Ойген Розеншток родился 6 июля 1888 года в Берлине в известной еврейской семье богатого банкира, окончил в 1906 году гимназию и поступил учиться на юридический факультет Цюрихского университета. В это же время он пережил глубокий духовный катарсис и крестился, став прихожанином евангелической церкви, и вся его дальнейшая деятельность была связана с формированием новой философской концепции христианства и её связи с древним иудаизмом. В 1912 году Розеншток стал приват-доцентом Лейпцигского университета, а в 1914 году женился на швейцарской протестантке Маргарет Хюсси и принял двойную фамилию Розеншток-Хюсси, их сын Ганс родился в 1921 году и ему была дана фамилия Хюсси. Вскоре после женитьбы Розеншток был призван на войну, где участвовал в боевых действиях, в том числе при Вердене. Годы, проведенные на войне в качестве офицера, оказали большое влияние на формирование его мировоззрения, и в 1918 году министр внутренних дел Веймарской республики Брейтшейд предложил ему пост статс-секретаря по разработке Конституции Веймарской республики. Но Розеншток-Хюсси довольствовался скромной должностью главного редактора заводской газеты на заводах Даймлер-Бенц в Штутгарте, сосредоточившись на формулировании своих социально-теологических представлений. Когда эта газета в 1920 году была закрыта, Розеншток-Хюсси принялся за организацию Академии Труда, которую под его руководством открыли при университете во Франкфуре-на-Майне. В 1924 году выходит в свет его первая концептуальная книга «Angewandte Seelenkunde» («Прикладное душеведение»), а в 1925 детализация этого метода была представлена книгой «Soziologie». В этом же году он принял пост президента Всемирной Ассоциации Воспитания Взрослых, и до 1933 года занимался организацией трудовых лагерей, в которых по его идеям должны были формироваться новые навыки и связи отдельных представителей населения - главным образом рабочих, ремесленников, студентов и безработных. Пришедшим к власти нацистам это было не нужно, и Розеншток-Хюсси в ноябре 1933 года мигрировал в США, где с 1934 года стал профессором Гарвардского университета и приступил к формированию идеологии американского истэблишмента. При поддержке президента США Франклина Рузвельта он в 1940 году организует в Танбридже (штат Вермонт) лагерь «Уильям Джеймс», где продолжает развитие и реализацию идей его социальных трудовых лагерей для безработных и студентов, и в дальнейшем из этого движения вырос американский Корпус Мира. Вторая мировая война прервала его деятельность, и после её окончания Розеншток-Хюсси остался в США, ведя жизнь типичного профессора, преподавал студентам привилегированного Дартмутского колледжа, и приглашался как «гостевой профессор» в различные университеты и евангелические академии Германии, в том числе получил звание почётного доктора факультета евангелической теологии Мюнстерского университета, и экс-президент Всемирного Совета Церквей Дж. Олджем назвал его одним из «замечательнейших людей нашего времени». После выхода на пенсию в 1957 году Розеншток-Хюсси продолжал формирование и развитие своей идеологии, и умер в 1973 году в своем имении «Four Wells» возле Норвича (штат Вермонт).

Источники:

Пигалев А.И,"Ойген Розеншток-Хюсси", в кн. Розеншток-Хюсси О. «Бог заставляет нас говорить», М, Канон+«Реабилитация», 1998, с.245-272

Гарднер К. Предисловие к американскому изданию «Розеншток-Хюсси О. „Речь и действительность“, М, Лабиринт, 1994», с.5-10

Идеология

Идеология, разработанная Розенштоком-Хюсси, имеет своей главной составляющей концепцию «диалогического мышления», выраженную им совместно с известным еврейскими философами Францем Розенцвейгом и Мартином Бубером. О своей концептуальной книге «Звезда спасения» Розенцвейг сказал, что написал её под влиянием его рукописи «Прикладное душевление», с которой его ознакомил Розеншток-Хюсси. Однако, не расходясь принципиально с сионистами, Розеншток-Хюсси не желает принять их пути продвижения, и строит свой, христианизированный вариант концепции миропорядка, основанный на общих для них принципах. Разработанная ими теория «нового мышления» основана на «диалогическом принципе» (он же «грамматический метод» по терминологии Розенштока-Хюсси), который рассматривает мышление не как функцию интеллекта, а как «говорение», то есть их «речевое мышление» есть оперирование словами-символами с некоторым необходимым смыслом, и к этому мышлению диалогически сводится все поведение человека по Розенцвейгу и Розенштоку-Хюсси, причём «высшая сила», которая заставляет человека говорить - это бог. При этом само понятие мышления не устраняется, но сохраняется как атавистический атрибут варварства, тогда как «мышление языком» обретает смысл высшей психической функции, ведущей к спасению в боге: «сила языка полагает, а сила мышления погребает» - формулирует Розеншток-Хюсси этот основной принцип.

Вклад Розенштока-Хюсси в эту методологию мышления состоит в тщательной формулировке так называемого «испражнения духа»: если Маркс на основе пренебрежения богом строит свою методологию на логике противоречивого, то Розеншток-Хюсси, наоборот, беря за основу бога, строит свою методологию на логике желаемого, которое побуждается богом. Его способ рассуждений и доказательств состоит в комбинировании слов в различных их грамматических сопряжениях и сочетаниях, выражающих исторгаемые из сознания (и подсознания) побуждения, и тому подобным манипулированиям терминами и словами до получения желаемого сочетания слов с подходящим смыслом. Обоснованием этого метода рассуждений является парадигма «бог заставляет нас говорить» (см. раздел «Боги и Бог» в его грамматизме «Идет дождь, или язык стоит на голове»), априорно выражающая отношение человека к миру и богу, а также суть веры: «Вера в принуждающих нас богов и в любовь бога, тихо говорящего с нами, вызывает к жизни наш язык в качестве выхода…». При этом неявно и на основании Библии считается, что бог, который заставляет говорить - и есть Творец Мира, поэтому говоримое таким образом «мышление» правильно в некотором смысле, а значит, приведет к нужному результату. Таким образом мышление сводится к оборотам языка, что и является вкладом Розенштока-Хюсси в промотирование новейшего иудеохристианства, и, как следует из его построений, эта система мышления - не спекуляции рассудка, а действительное функционирование вполне конкретных объективных сущностей, представленных его трудами.

Однако, эта теория мышления не была принята большинством ученых и богословов, подвергаясь закономерной критике, в том числе на принципе «по себе людей не судят», и сохранилась больше как специфическая теория мышления в рукописях Розенштока-Хюсси и его приспешников. Но не все его рукописи были изданы, так что Розеншток-Хюсси с его концепциями пока остается «подпольным мыслителем», малоизвестным широкому кругу общественности. Обширную часть его наследия составляют также его лекции, записанные студентами на магнитофон, и в настоящее время в США ведется большая работа по расшифровке и распечатке его текстов.

Основой философской концепции Розенштока-Хюсси является иудаистическая духовная традиция, прежде всего в том её отношении, которое противостоит метафизическому абстрагированию греческой философии и методологии современного научного метода, сформулированной Декартом. Своим отправным пунктом он имеет философские построения Людвига Фейербаха, считая, что его неправильно интерпретировал Маркс. По Розенштоку-Хюсси (см. его «В защиту грамматического метода») Фейербах является основателем грамматической философии человека, и «грамматика - будущий органон общественных наук», превосходящий по эффективности диалектику и математику. Развитию и повсеместному внедрению этого метода и посвятил себя Розеншток-Хюсси. На формирование его идеологии большое влияние оказали также взгляды Гёте, Шиллера, Чарльза Дарвина, Карла Маркса, Фридриха Ницше, и особенно Иммануила Канта - но прежде всего с позиций критики.

Основным трудом Розенштока-Хюсси является двухтомная «Социология», под которой он понимает не общепринятую науку, а рассмотрение христианства в социальной проблематике, главным образом в контексте возможности совместного общежития различных групп населения. В этом писании он разъясняет, что еврейская культура образовалась через отмежевание от других типичных культур, характерных для людей (в его терминологии - «территориальные царства»), а стать евреем означает перестать быть членом рода и «территориального царства», перестать поклоняться собственному разуму, как это делают эллины, и стать функциональным исполнителем воли бога. Высший смысл такого существования определяется его конечным состоянием, когда бог во всем и во всех, и его слово становится единственно реальной плотью. Это развитие и должно определять принципы существования и устремления всех божественных тварей, поэтому ветхозаветный бог требует постоянного отказа от собственной воли и подчинение своего мышления воле бога, что и должно являться сутью общества и религии. В этом же контексте рассматривается и жертва Иисуса Христа - его смерть на кресте по поручению иудейских мудрецов является не очистительной жертвой, как трактуют некоторые, а жертвой старого, эллинского мира, который Иисус воплотил в себе, для того, чтобы мог развиться и осуществить свою цель новый род сынов бога, которым он своей жертвой открывает путь для завоевания земного мира. Поэтому жертва Христа - заместительная, это жертва за новую форму жизни.

Большой интерес для понимания кинетики и функционирования этой системы мышления представляют также малые теолого-философские грамматизмы Розенштока-Хюсси, опубликованные в России в книгах «Бог заставляет нас говорить», «Речь и действительность», и других. Из них особый интерес имеет его грамматизм «Идет дождь, или язык стоит на голове»: начав с обсуждения смыслов и значений фразы «идет дождь» в приложении своей теории мышления языком, Розеншток-Хюсси завершает сентенцией, дающей ключ ко всей его идеологии: «Одержимые, научно доказывающие нам, что предложение „идет дождь“ раскрывает суть языка, прежде честно и прямо назывались богоборцами. Но они слишком трусливы для того, чтобы признать эту свою борьбу…»

Много интересного выражено также в его письме к своей ученице, доктору психиатрии Синтии Харрис, которое он опубликовал под заголовком «Гитлер и Израль, или о молитве». В этом писании он разъясняет, что именно Израиль создал и имеет тот божественный язык, оживляющий другие языки переводами Библии, а Гитлер неправ в исторической перспективе, потому что гитлеризм - это погружение в языческий мир родов и храмов, как он существовал до иудаизма, и тем самым - удаление от конечного состояния в боге. Там же Розеншток-Хюсси объясняет, что еврейская молитва - это отрицание себя и своего интеллекта вместе с этим отживающим миром, и погружение в служение богу, и так Израиль познал себя в качестве слуги бога.

Таковы, вкратце, сущность и цели идеологии О.Розенштока-Хюсси

Цитаты
Ойген Розеншток-Хюсси
Из «Великие революции. Автобиография западного человека»
  • Русская церковь действительно сохранила всю радость и светлое веселье античного христианства, и поскольку в ней меньше было борьбы с папами или реформаторами, или пуританами, она поддерживала старую традицию гораздо лучше, чем западное христианство. Детская радость и веселье, которые верующие русской и греческой Церкви ощущают и выражают в Пасху, удивительны для Римских католиков - не говоря уже о протестантах…
  • Сила, которая влагает вопросы в наши уста и заставляет отвечать на них, и есть наш Бог.
Из «Речь и действительность»
  • Небольшой дефект моей речи способствовал открытию четырёх фактов (недомогание - лучший способ узнать, что такое здоровье):
1. Когда мы говорим, мы сквозь тысячелетия вступаем в контакт с зарей человечества…
2. Мы стремимся как бы завершить их эволюцию, ибо создаем из наследия веков ответственные - и, следовательно, новые - комбинации…
  • Слова умирают в нашем мозгу и воскресают вновь. Мыслить - значит переводить с одного языка на другой, лучший язык… И логика не может впредь оставаться равнодушной к тому, что по отношению к языку у неё имеются определенные обязательства. Вот почему мы намерены говорить о мышлении, речи и литературе как об одном, универсальном усилии человеческого рода открыть или скрыть истину
Библиография
На русском
  • Розеншток-Хюсси О. «Бог заставляет нас говорить», М, Канон+«Реабилитация», 1998
  • Розеншток-Хюсси О. «Речь и действительность», М, Лабиринт, 1994
  • Розеншток-Хюсси О."Избранное: Язык рода человеческого", С-Пб, 1999
  • Розеншток-Хюсси О. «Великие революции. Автобиография западного человека»,М,Библейско-богословский институт им.св.апостола Андрея, 2002
На английском
  • Rosenstock-Huessy E, "Out of Revolution: Autobiograpfy of Western Man, New York, 1938
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1935), "«The Predicament of History»", Journal of Philosophy (Journal of Philosophy, Inc.) . - Т. 32 (4): 93–100, doi:10.2307/2016606, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1973), «Multiformity of Man», Norwich, Vermont: Argo Books, ISBN 0912148-06-3, <http://www.argobooks.org/english/multiformity_of_man.html.html> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1978), «The Fruit of Lips, or, Why Four Gospels?», Pittsburgh: The Pickwick Press, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen & translation: Mark Huessy and Freya von Moltke (1978), «Planetary Service. A Way into the Third Millennium», Norwich, Vermont: Argo Books, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1981), «The Origin of Speech», Norwich, Vermont: Argo Books, ISBN 0912148-13-6, <http://www.argobooks.org/english/the_origin_of_speech.html> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen & Translation: Mark Huessy and Freya von Moltke (1988), «Practical Knowledge of the Soul», Norwich, Vermont: Argo Books, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1993), «Out of Revolution: Autobiography of Western Man» (2 ed.), Providence and Oxford: Berg Publishers, Inc., ISBN 0912148-05-5, <http://www.argobooks.org/english/out_of_revolution.html> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1981), «The Origin of Speech», Norwich, Vermont: Argo Books, ISBN 0912148-13-6, <http://www.argobooks.org/english/the_origin_of_speech.html> .
На немецком
  • Rosenstock-Huessy E,"Das Christen Zukunft",Siebtnstern, 1965
  • Rosenstock-Huessy E,"Soziologie", BDE 1-2, Kohlhammer, 1956-58
  • «Das Arbeitslager fur Jungarbeiter, Jungbauern und Jungakademiker in Lowenberg vom 14.-31. Marz 1928,» Freie *Volksbildung (Neue Folge des Archivs fur Erwachsenenbildung) 3 (1928): 217-224.
  • "Hochschule und Arbeitslager, " Mitteilungen des Verbandes der deutschen Hochschulen 8 (1928): 101-105.
  • "Kirche und Arbeit--Eine Rede, " Die Kreatur 2, eds. Martin Buber, Joseph Wittig, and Victor von Weizsacker (Berlin: Verlag Lambert Schneider, 1927-1928; reprint, Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1969): 158-180.
  • "Leben und Arbeit, " Zeitwende 4, Erste Halfte, Kultur, Theologie, Politik (January - June 1928): 341-353. An elaboration of an address at a conference on church and society in Dusseldorf. {Also in Politische Reden (1929), pp. 42-55.}
  • Pfarrer und Laie in der Kirchenpolitik. Protokoll eines Vortrags im C.S.V.-Kreis Breslau. February 11, 1928. 10 pp. Archiv der Eugen Rosenstock-Huessy Gesellschaft. Unpublished.
  • "Volksbildung in der Universitat, " Rhein-Mainische Volkszeitung, August 13, 1928. {= "Volksbildung in der Universitat, " Blatter der Volkshochschule Breslau (1929).}
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1910), «Herzogsgewalt und Friedensschutz», Breslau: M & H Marcus .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1916), «Angewandte Seelenkunde», Darmstadt: Rother-Verlag .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1916), «Briefwechsel mit Franz Rosenzweig», Berlin: Schocken-Verlag .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1920), «Die Tochter», Mossingen-Talheim: Talheimer-Verlag .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1922), «Werkstattaussiedlung-Untersuchungen uber den Lebensraum des Industriearbeiters», Berlin: Julius Springer Verlag, ISBN ISBN 3-87067-629-9 .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1926-30), «Die Kreatur-Eine Zeitschrift», Berlin: Verlag Lambert-Schneider .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1937), «Magna Carta Latina», Pittsburgh: The Pickwick Press .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1951), «Der Atem des Geistes», Frankfurt am Main: Verlag der Frankfurter Hefte .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1957), «Frankreich – Deutschland. Mythos oder Anrede?», Berlin: Kathe-Vogt-Verlag .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1957), «Zuruck in das Wagnis der Sprache», Berlin: Kathe-Vogt-Verlag .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1958), «Das Geheimnis der Universitat», Stuttgart: W.-Kohlhammer-Verlag .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1958), «Die Gesetze der Christlichen Zeitrechnung», Munster: Agenda-Verlag .
  • Richter, Christoph (2007), «Im Kreuz der Wirklichkeit-Die Soziologie der Raume und Zeiten von Eugen Rosenstock-Huessy», vol. Reihe 22: Soziologie Vol. 418 (Europaische Hochschulschriften ed.), Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien: Peter Lang, ISBN 978-3-631-55773-0 .
  • Rosenstock, Eugen (1925), «Soziologie I. Die Krafte der Gemeinschaft», Berlin and Leipzig: Walter de Gruyter & Co., <http://www.argobooks.org> .
  • Picht, Werner & Rosenstock, Eugen (1926), "Im Kampf um die Erwachsenenbildung, 1912-1926", in von Erdberg, Robert, «Schriften fur Erwachsenenbildung. Im Auftrag der Deutschen Schule fur Volksforschung und Volksbildung, Bd. 1», Leipzig: Verlag Quelle und Meyer, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock, Eugen (1926), «Lebensarbeit in der Industrie und Aufgaben einer europaischen Arbeitsfront», Berlin: Julius Springer, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock, Eugen (1926), «Religio Depopulata. Zu Joseph Wittigs Achtung», Berlin: Verlag Lambert Schneider, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock, Eugen (1926), «Vom Industrierecht. Rechtssystematische Fragen. Festgabe fur Xaver Gretener», Berlin: H. Sack, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock, Eugen (1927), "Die Deutsche Schule fur Volksforschung und Erwachsenenbildung. Das erste Jahr", in Theodor Bauerle, Robert von Erdberg, Wilhelm Flitner, Walter Hoffmann, Eugen Rosenstock, «Hohenrodter Bund», Stuttgart: Verlag Silberburg GmbH, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock, Eugen & Wittig, Joseph (1928), «Das Alter der Kirche. Kapitel und Akten .3 Bande», Berlin: Verlag Lambert Schneider, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock, Eugen (1929), «Politische Reden--Vierklang aus Volk, Gesellschaft, Staat und Kirche», Berlin: Verlag Lambert Schneider, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1952), «Heilkraft und Wahrheit. Konkordanz der politischen und der kosmischen Zeit», Stuttgart: Evangelisches Verlagswerk GmbH, <http://www.argobooks.org> .
  • Rosenstock-Huessy, Eugen (1965), «Dienst auf dem Planeten--Kurzweil und Langeweile im dritten Jahrtausend», Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz: W. Kohlhammer Verlag, GmbH, <http://www.argobooks.org> .
Примечания См. также
  • Диалогический персонализм
  • Иудеохристианство
  • Розенцвейг, Франц

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-07-15