Вайгель Валентин.
›
Валентин Вайгель | Valentin Weigel | | Род деятельности: | Богослов, мистический писатель |
---|
Дата рождения: | 7 августа 1533(1533-08-07) |
---|
Место рождения: | Хайн |
---|
Гражданство: | Германия |
---|
Дата смерти: | 10 июня 1588(1588-06-10) (54 года) |
---|
Место смерти: | Цшопау |
---|
Валентин Вайгель (нем. Valentin Weigel, 7 августа 1533, Гросенхайн - 10 июня 1588, Цшопау) - немецкий протестантский богослов, христианский мистик, философ. Содержание- Биография
- Творчество
- Сочинения
- Современные издания
- Литература
- Ссылки
БиографияВалентин Вайгель родился 7 (предположительно) августа 1533 г. в Гросенхайне (Саксония). О его родителях ничего достоверного не известно. С 1549 по 1554 учился в Мейсене, затем с 1554 по 1559 г. - в Лейпцигском университете, где получил степень магистра. Увлекался математикой и астрономией. Получив стипендию саксонского курфюрста, с 1563 по 1567 г. обучался (и, возможно, преподавал) на теологическом факультете Виттенбергского университета. В 1567 г. назначен настоятелем городской церкви г. Цшопау в Рудных горах. Рукоположен ректором Виттенбергского университета и генерал-суперинтендантом Паулем Эбером. В 1565 г. вступил в брак с Катариной Байх. Дети: дочь Теодора (род. 1569), сыновья Натанаель (род. 1571) и Кристиан (род. 1573). Содержание его проповедей вызвало нарекание, так что в 1572 г. он был вынужден письменно защищаться, написав книгу «Об истинной спасительной вере», в которой пытался привести свои мистические взгляды в согласие с учением современной ему лютеранской ортодоксии. В дальнейшем к его служению претензий не возникало. В 1577 году подписал Формулу Согласия. В жизни отличался крайней нестяжательностью. Снискал любовь и уважение своих прихожан; благодарная память о нём сохранялась долгие годы. Умер 10 июня 1588 г., похоронен в городской церкви Цшопау. ТворчествоИспытал влияние Таулера, Парацельса, Швенкфельда, Себастьяна Франка, Озиандера; в значительной степени повлиял на Якоба Бёме и опосредованно на немецкую классическую философию. Его сочувственно упоминает Лейбниц в «Теодицее». Творчество Вайгеля условно делится на три периода: с 1570 по 1572/3 - ранний период, основная характеристика которого - разработка своеобразной теории познания («gnōthi seauton») и согласование мистики и церковного лютеранства. Второй период - 1573/4 - 1578 - характеризуется повышенным интересом к натурфилософии. В 1577 году Вайгель был вынужден подписать «Formula Concordiae», своё несогласие с которой он отобразил в произведениях этого года «О жизни Христовой» и полным кругом «Kirchen- oder Hauspostille», само название которых - явный выпад против Лютера. Третий период - c 1578 по 1584 г., начавшийся повторным обращением к вопросам теории познания («Der güldene Griff»), отличается всё более усиливающейся критикой лютеранской ортодоксии. В 1584 году он пишет свой главный труд «Диалог о христианстве», в котором настаивает на приоритете «внутреннего слова» и внутренней мистической жизни перед какой бы то ни было институциональной церковностью и даже перед Священным Писанием. В своём творчестве Вайгель формулирует учение о невидимой Церкви, о непротивлении злу насилием, о принципиальной нестяжательности, о недопустимости религиозных войн, о веротерпимости и проч. Все свои произведения Вайгель писал «в стол», они были опубликованы только начиная с 1610-х годов и оказали сильнейшее влияние на церковное общество того времени: для ортодоксального лютеранства Вайгель стал «хуже Папы», его сочинения сжигались, а приверженцы жестоко преследовались. Язык сочинений Вайгеля ясен, ярок и образен. Сочинения- Два полезных трактата (1570, Zwei schöne Büchlein, издание 1618 года)
- О законе или воле Божией (1570)
- De vita beata (после 1570, Libellus de vita beata издание 1609 года)
- Комментарий к Немецкой Теологии (1571)
- Gnothi Seauton ("Познай самого себя") (1571, Erkenne dich selbst. 3 Bde. Knuber, Neustadt 1615)
- Scholasterim christianum (1571)
- Об истинной спасительной вере (1572)
- Книга о молитве (1572/75, Ein schön Gebetsbüchlein, welches die Einfältigen unterrichtet, 1612)
- О почитании Бога (1572/77)
- Рукописное собрание проповедей (1573/74)
- О созерцании жизни Христовой (1574)
- О месторасположении мира (1576, Ein nützliches Traktätlein vom Ort der Welt, 1613)
- Informatorium (1576, Informatorium oder Kurzer Unterricht, 1616)
- О вере (1576)
- Заупокойная проповедь (Unterrichts-Predigt: Wie man christlich trauern und täglich solle im Herrn sterben, 1576)
- Натуральное толкование сотворения мира (1577)
- О происхождении всех вещей (1577, Studium universale, 1618)
- Золотой ключ к познанию (1578, Der güldene Griff, alle Ding ohne Irrtum zu erkennen. Krusicke, Halle 1613)
- О жизни Христовой (1578)
- Церковные или домашние проповеди (1578/79, Kirchen- oder Hauspostill", 1618)
- Об оставлении грехов (1582)
- Диалог о христианстве (1584, Dialogus de Christianismo, 1614)
- Libellus disputatorus, 1618
- De bono et malo in homine, 1618
- Tractatus de opere mirabili, 1619
Современные издания- Sämtliche Schriften. Stuttgart : Frommann Holzboog, 1962-1978 (незакончено).
- Sämtliche Schriften. Neue Edition. Redaktion von Prof. Dr. Нorst Pfefferl. Stuttgart - Bad Cannstatt, Frommann Holzboog, 1996 - (продолжается).
- Ausgewählte Werke. Redaktion von Prof. Dr. Siegfried Wollgast. Berlin, 1977.
Литература- Opel J. O. Valentin Weigel. Leipzig, 1864.
- Israel, A. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888.
- Zeller W. Die Schriften Valentin Weigels; eine literarkritische Untersuchung. Berlin: Ebering, 1940
- Gorceix B. La mystique de Valentin Weigel, 1533-1588, et les origines de la théosophie allemande. Lille: ANRT, 1972
- Bosch G. Reformatisches Denken und frühneuzeitliches Philosophieren: eine vergleichende Studie zu Martin Luther und Valentin Weigel. Marburg: Tectum Verlag, 2000.
- Strauch H. von. Das Reich Gottes in dir: der Zschopauer Pfarrer und Philosoph Valentin Weigel (1533-1588). Tübingen: TVT Medienverlag, 2003
- G. Baring: Valentin Weigel und die „Deutsche Theologie“ in Archiv für Reformationsgeschichte (ARG) Jahrgang 55, 1964
- Walther Killy: Literaturlexikon: Autoren und Werke deutscher Sprache. (15 Bände) Gütersloh; München: Bertelsmann-Lexikon-Verl. 1988-1991 (CD-ROM Berlin 1998 ISBN 3-932544-13-7)
- Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994, с.75-102.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|