Челпанов Александр Владимирович (Chelpanov Alexander).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Челпанов Александр Владимирович.

 ›

Александр Владимирович Челпанов
Дата рождения

8 сентября 1950 (64 года)

Место рождения

СССР

Принадлежность

Россия Россия

Род войск

Военно-морской флот

Годы службы

с 19xx года по 2001 год

Звание
Командовал

тяжёлым авианесущим крейсером проекта 11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Награды и премии


Алекса́ндр Влади́мирович Челпа́нов - контр-адмирал, третий командир тяжёлого авианесущего крейсера проекта 11435 Северного флота Адмирал флота Советского Союза Кузнецов с 20 апреля 1995 года по 28 сентяб­ря 2000 года.

Внешние изображения
Третий командир А.В. Челпанов командовал кораблём с 1995 года по 2000 год. Фото.

Содержание
  • Служба
  • Увольнение
  • Награды
  • См. также
  • Примечания
  • Ссылки
Служба

20 апреля 1995 г. командование крейсе­ром принял контр-адмирал А.В.Челпанов. Корабль продолжал подготовку к боевой службе. «Адмирал Кузнецов» вновь занял 1-е место на СФ за успешную стрельбу по морской цели главным ракетным комплек­сом. Но во время очередного выхода в мо­ре ТАВКР попал в шторм, засолив трубки главных котлов и потеряв ход. Крейсер нуждался в серьезном заводском ремонте, но его ожидал поход в Средиземное море, где натовские авианосцы бомбили города бывшей теперь Югославии. В год 300-ле­тия Российского флота «Кузнецову» над­лежало во главе АМГ демонстрировать в этом неспокойном районе свой флаг.

23 декабря 1995 г. «Адмирал Кузнецов» (бортовой № 063) впервые вышел на БС в Средиземное море. В возглавляемую им АМГ под командованием контр-адмирала В.Г.Доброскоченко (старший на борту - первый заместитель главкома ВМФ РФ ад­мирал И.В.Касатонов) входили ЭМ «Бесст­рашный», многоцелевая АПЛ «Волк», тан­кер «Днестр» и буксир СБ-406 Северного флота, СКР «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота, а также буксир «Шах­тер» и танкер «Иван Бубнов» из состава Черноморского флота. Авиагруппа ТАВКР включала 13 самолетов Су-33, 2 - Су-25УТГ и 11 вертолетов Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29 из состава 57-й СКАД (командир - генерал-майор Т.А.Апакидзе).

Поход начался в сложных метеоуслови­ях. Уже на выходе из Кольского залива ко­рабли попали в семибалльный шторм, а у мыса Нордкап вышли из строя два глав­ных котла с потерей мощности ГЭУ. Пер­вые восемь полетов состоялись только 29 декабря в районе западного побережья Великобритании, палубные Су-33 выпол­нили три учебных перехвата британских и голландских патрульных самолетов «Ори­он» и «Нимрод». Затем по погодным усло­виям (шторм на маршруте перехода) поле­ты прекратили. Спустя 10 суток, в ночь на 4 января 1996 г., АМГ прошла Гибралтар. Из-за проблем с котлами «Кузнецов» сле­довал малым ходом. Тем не менее 4 и 5 января полеты авиации были возобновле­ны. При этом Су-33 неоднократно осуще­ствляли перехваты самолетов базовой па­трульной авиации стран НАТО «Атлантик» и «Нимрод». 7 января «Кузнецов» стал на якорь у берегов Туниса, и до 17-го числа на нем устраняли неисправности. Там же впервые состоялись обмены визитами российских и американских моряков (авиа­носец «Америка»), при этом на палубу «Кузнецова» совершили посадку два вер­толета SH-60 «Си Хок». Некоторые рос­сийские летчики в ходе проведения совме­стных учений летали в качестве вторых пилотов на американских палубных само­летах и вертолетах (в том числе В.Г.Пуга­чев - на истребителе F-14 «Томкэт», Т.А.Апакидзе - на противолодочном S-3A «Викинг»). В свою очередь, российские вертолеты более 30 раз садились на ВПП кораблей 6-го флота ВМС США, а коман­дующий 6-м флотом адмирал Пиллинг с группой офицеров подробно ознакомился на борту «Кузнецова» с палубным истре­бителем Су-33.

С 19 по 23 января Су-33 выполнили 67 полетов. Вертолеты Ка-27 отрабатывали поиск ПЛ. 24 января корабль принимал за­пасы, стоя на якоре, а 26 января взял курс к берегам Сирии. На переходе два Су-33 осуществили перехват пары истребителей F-16 ВВС Израиля.

С 28 января по 2 февраля состоялся де­ловой заход в сирийский порт Тартус, а 3 февраля «Кузнецов» вновь вышел в мо­ре. К тому времени ситуация с котлами на авианосце еще больше осложнилась. В Средиземное море на БЗРК «Кавказ» срочно вышел начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал В.Е.Селиванов. 4 фев­раля у о.Крит он сменил адмирала И.В.Касатонова и поднял на ТАВКР свой флаг. Было проведено внеплановое учение по буксировке «Адмирала Кузнецова» спаса­тельным буксиром «Шахтер».

8 - 9 февраля корабли АМГ попали в пыльную бурю (!), а после пополнения за­пасов в точке 52 на границе территориаль­ных вод Ливии и Египта взяли курс на Мальту. Визит «Кузнецова» в Ла-Валетту продлился с 17 по 18 февраля, после чего из-за проблем с котлами и надвигавшегося шторма был прерван, и корабль снова вы­шел в открытое море.

2 марта впервые на Средиземном море прошло летно-тактическое учение (ЛТУ) в ближней и дальней зоне ПВО АМГ с отра­боткой истребителями задач по перехвату самолетов и атакующих крылатых ракет. От­сутствие на борту самолетов и вертолетов РЛД компенсировалось организацией полу­автономного патрулирования Су-33 по дан­ным выдвинутого на угрожаемое направле­ние корабля РЛД - ЭМ «Бесстрашный».

6 марта корабли соединения прошли Ги­бралтар и вышли в Атлантику. В британ­ской зоне ответственности ТАВКР был взят на сопровождение фрегатом «Шеф­филд», вертолет которого с разрешения российского адмирала садился и взлетал с палубы «Кузнецова».

На завершающем этапе похода, по про­хождении Фарерско-Исландского рубежа, наши корабли приняли участие в команд­но-штабных учениях СФ. 20 марта палуб­ные Су-33 успешно отражали ракетную ата­ку условного противника (четыре Ту-22М3), перехватив с участием корабля РЛД (ЭМ «Бесстрашный») бомбардировщики на 450-км удалении от центра охраняемого ордера. В ходе этих учений на одном из Су-33 (М.Ф.Савицкий) произошел частич­ный отказ одного двигателя. В условиях

отсутствия запасных аэродромов пилот сумел с первого захода посадить аварий­ную машину на палубу «Кузнецова» (поз­же за это он был удостоен звания Героя России). 22 марта 1996 г. ТАВКР ошварто­вался у своего причала в Видяеве.

Всего за время похода кораблем было пройдено более 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолета­ми, фактически перехвачено 12 воздуш­ных целей, обнаружены две иностранные ПЛ, отработаны учебно-боевые задачи по двум своим ПЛ, успешно проведены ракетно-артиллерийские стрельбы, в том числе главным ударным комплексом. Осуществ­лявшая задачу дальнего противолодочно­го обеспечения крейсера АПЛ «Волк» (ка­питан 2 ранга С.Справцев) выполнила скрытное длительное слежение за не­сколькими натовскими субмаринами, включая одну американскую АПЛ типа «Лос-Анджелес». При этом первый выход «Кузнецова» на БС в Средиземное море, по воспоминаниям участников, проходил в очень сложных условиях и стоил личному составу большого напряжения сил. Глав­ным образом это касалось электромехани­ческой БЧ. Из-за низкой квалификации личного состава, а также конструктивных недостатков ряда систем, имели место от­казы техники. Например, броски напряже­ния в электросети приводили к частым вы­ходам из строя блоков ПНК ЛАК, систем госопознавания, блоков РЛС. Много наре­каний вызывала работа ОСП «Луна», тре­бовавшая постоянной настройки. Так, при ее отказе пилот Су-33 (бортовой № 86) был вынужден посадить свою машину на палубу «визуально». Частые несанкциони­рованные отключения (переключения) по­дачи электропитания вызывали необходи­мость повторного выставления инерциальной системы курсовертикали ЛАК, за­держивая тем самым плановые вылеты. Были отказы и в гидросистеме складыва­ния крыла Су-33 при подготовке к полету. Но самое неприятное - к концу боевой службы из восьми главных котлов в строю осталось два. Домой корабль возвращал­ся, следуя вокруг Британских островов ма­лым ходом, а самолеты летали с ограни­чениями по взлетной массе, без подвесно­го ракетного вооружения.

8 апреля 1996 г. крейсер поставили на СРЗ-35 («Севморпуть») для прохождения усиленного навигационного ремонта. С по­мощью ЧСЗ вновь отремонтировали глав­ные котлы с заменой трубок и установили два дополнительных испарителя типа П-4, сняв проблему дефицита котельной воды. После завершения ремонта, с июля 1998 г. ТАВКР обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в августе участвовал в учениях под флагом Верховного Главноко­мандующего ВС РФ.

С 26 марта по 2 апреля 1999 г. «Адми­рал Кузнецов» занимался боевой подго­товкой, пройдя за 193 ходовых часа 750 миль. В октябре 1999 г. крейсер обеспечи­вал в Баренцевом море ЛКИ нового двух­местного палубного учебно-боевого само­лета Су-27КУБ. Первые посадка и взлет с палубы состоялись 6 октября (В.Г.Пугачев и Р.Кондратьев), а 7 октября Пугачев вновь посадил Су-27КУБ на палубу, место второго пилота занимал командующий СФ адмирал В.А.Попов. 16 октября Т.А.Апакидзе впервые посадил Су-33 на палубу «Адмирала Кузнецова» в условиях поляр­ной ночи.

В общей сложности, за первые 10 лет службы корабль прошел 75 тыс. миль: в 1991 г. - 15650, в 1992г. - 5012, в 1993г. - 5095, в 1994г. - 5397 и в 1995г. - 5467.

По ряду причин, прежде всего воздейст­вия влажности и низких температур, не­брежности и низкой квалификации лично­го состава, к 1999 г. вышли из строя один из главных котлов, один ГТЗА и ряд сис­тем и механизмов корабля.

Осенью 2000 г. ТАВКР готовился выйти на БС в Средиземное море, но после ее от­мены, в связи с гибелью АПЛ «Курск», был поставлен в ремонт на СРЗ-35. 28 сентяб­ря 2000 г. в командование кораблем всту­пил капитан 1 ранга А.В.Турилин.
Увольнение

Уволен в связи со скандалом о хищениях воинских перевозочных документов (ВПД) на корабле. Уголовное дело по статье 285 (Причинение материального ущерба государству) было прекращено по амнистии .

После увольнения долгое время работал в мэрии города Солнечногорска Московской области.
Почётный президент клуба моряков в Нижнем Новгороде.

Награды
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, которым Александр Владимирович Челпанов был награждён «за освоение сложной военной техники».
См. также
  • Адмирал флота Советского Союза Кузнецов
Примечания
  1. Служба
  2. Наши командиры
  3. Неподсудные генералы: Список 120 уголовных дел, 88 пункт в таблице
  4. Паруса поселились в Нижнем: Морской клуб начал свою деятельность в Нижнем Новгороде
  5. В среднем бьефе Городецкого гидроузла состоялся торжественный митинг посвященный спуску на воду крейсерско-спортивной парусной яхты «Барракуда», Со словами напутствия к экипажу «Барракуды» обратились представители с ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: командир ТАВКР «Адмирал Кузнецов» 1994-2001гг. контр-адмирал Челпанов Александр Владимирович, заместитель командира ТАВКР «Адмирал Кузнецов» 1990-1996гг. капитан I ранга Иванов Николай Владимирович, Герой России, Начальник ВВС и ПВО Тихоокеанского флота генерал-лейтенант Бохонко Иван Иванович.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05