Балагушкин Евгений Геннадьевич (Balagushkin Evgeniy Gennadievich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Балагушкин Евгений Геннадьевич.

 ›

Евгений Балагушкин
Дата рождения:

9 ноября 1931(1931-11-09) (83 года)

Место рождения:

Москва, СССР

Страна:

СССР СССР → Россия Россия

Научная сфера:

религиоведение
философия религии
социология религии

Место работы:

Институт философии РАН

Учёная степень:

доктор философских наук

Альма-матер:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Институт философии РАН


Евге́ний Генна́дьевич Балагу́шкин (род. 9 ноября 1931, Москва, СССР) - советский и российский религиовед, социолог и философ религии. Исследователь нетрадиционных религий и культов. Доктор философских наук (2006), старший научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН.

Содержание
  • Биография
  • Семья
  • Отзывы
    • Положительные
    • Критические
  • Научные труды
    • Диссертации
    • Монографии
    • Статьи
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Родился 9 ноября 1931 года в Москве.

В 1958 году окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

В 1962 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма».

С 1977 года является научным сотрудником сектора философии религии Института философии РАН, занимаясь религиоведческими вопросами.

В 2006 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Нетрадиционные религии в современной России (системно-аналитический подход)».

Получил известность за разработку «нового теоретико-методологического подхода к изучению нетрадиционных религий», морфологической типологии новых религиозных движений, критику «редукционизма в понимании религии и построении морфологической теории религии». Разработал ряд новых религиоведческих концепций: «Метаморфы сакральной веры (типология религиозной метафизики)», «Архетипы сакрального сознания и деятельности», «Тройственная позиционная типология религий».

Семья

Сын - Юрий Евгеньевич Балагушкин (род. 19.03.1979), аспирант Сектора истории антропологических учений Института философии РАН.

Отзывы
Положительные

В 1999 году религиовед А. В. Саввин говоря о том, что «только в последнее время проблема исследования сатанизма в отечественном религиоведении приобрела реальное научное звучание», отмечает, Балагушкина среди тех российских учёных, кто обращался «к изучению сект оккультно-мистической и сатанинской направленности».

Критические
В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны или .

В 2002 году один из идеологов православного антисектантского движения, доктор философии по истории, кандидат богословия, профессор ПСТГУ, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Александр Дворкин утверждает в своей книге «Сектоведение. Тоталитарные секты», что Е. Г. Балагушкин, С. И. Иваненко и Н. С. Гордиенко принадлежат к «клану сектозащитников», который, по мнению Дворкина, «почти поголовно происходит из профессиональных „антирелигиозников“ - пропагандистов „научного“ атеизма».

В 2011 году кандидат исторических наук А. С. Фетисов, выделяя два подхода анализа развития религиозной обстановки в России - представителей «самих религиозных организаций (в основном православных), озабоченных судьбой своих конфессий» и вторую группу в которую входят представители «академической науки, исследователи», ставит Балагушкина в один ряд с «типичными авторами первого направления».

В 2014 году религиовед С. И. Иваненко рассматривая в статье интернет-издания «Религио-полис» монографию Балагушкина «Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России» (2014), которого он называет «маститый религиовед», отмечает, что книгу нельзя охарактеризовать как научную работу. Иваненко указывает, что в монографии «нет ни одной ссылки на источники, публикации, архивные материалы. Вместо этого - поток воспоминаний и личных впечатлений». Рассматривая достоверность сведений монографии, Иваненко высказывает мнение, что «новые „факты“, о которых пишет автор, не являются достоверными». В качестве одного из примеров недостоверности Иваненко приводит в пример отрывок об ученике Прабхупады Пиняеве, в котором «соответствует действительности только то, что вайшнавы не употребляют алкоголь. Все остальное - неверно». Иваненко также указывает, что Балагушкин в данной монографии пытается сформулировать отличие традиционных религий от нетрадиционных следующим образом: «Несомненно, - утверждает автор, - эти новые религиозно-мистические иллюзии - все тот же духовный наркотик… Если религия, как говорил Маркс, - это опиум народа… есть все основания считать, что старые религии несколько ослабли в своем наркотическом воздействии, зато новые предлагают верующим религиозный опиум особой крепости и силы». Далее Иваненко отмечает:

Этот вывод мог бы представлять интерес в годы «перестройки», когда и лучшие, и посредственные «бойцы идеологического фронта» стремились приспособить марксизм-ленинизм к меняющимся реалиям. Иначе осмыслить в марксистских категориях сущность религии, обосновать (с позиций коммунистической идеологии), что с традиционными религиями можно и нужно вступить в диалог и развивать сотрудничество. А с новыми религиями - вести непримиримую борьбу. <…>Книга Е. Г. Балагушкина - своего рода «призрак коммунизма» эпохи перестройки, который появился на полках книжных магазинов на рубеже 2013 и 2014 года.

Рассматривая раздел книги Балагушкина «Мертвые при жизни: кришнаитская отстраненность от реального мира», Иваненко также отмечает, что он очень похож на брошюру Балагушкина «Критика идеологии и практики современного кришнаизма», изданную тридцать лет назад. В качестве заключения Иваненко делает вывод о том, что «новая книга Е. Г. Балагушкина вносит свой вклад в усиление нетерпимости и подозрительности к новым для нашей страны религиям».

Научные труды
Диссертации
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России : системно-аналитический подход / Диссертация ... доктора философских наук :. - М.: ИФ РАН, 2006. - 350 с.
Монографии
  • Балагушкин Е. Г.Социальная сущность семьи. - М.: «Знание», 1969.
  • Балагушкин Е. Г. Сущность и нравственная основа семьи. - Душанбе: Изд-во Ирфон". 1974. (в соавторстве).
  • Балагушкин Е. Г. Воспитательная работа в студенческом общежитии. - М.: Изд-во МГУ. 1979. (в соавторстве).
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. - М.:Изд-во МГУ, 1980.
  • Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). - М.: Изд-во МГУ, 1986.
  • Балагушкин Е. Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. - М.: Знание, 1984.
  • Балагушкин Е. Г. Новые религиозные движения и секты. Учебно-методическая разработка лекции (в соавторстве). - М., 1993.
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1. - М.: ИФ РАН, 1999.
  • Балагушкин Е. Г. Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. Л. В. Фесенкова . - М: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 220-227. - 240 с. - ISBN 5-8360-0302-5.
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 2. - М.: ИФ РАН, 2002.
  • Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. - М.: ИФ РАН, 2003.
  • Балагушкин Е. Г. Мистицизм в современной России: Теория. Основные представители. - М.: Либроком, 2013. - 232 с. - ISBN 978-5-397-03665-8.
  • Балагушкин Е. Г. Новые религиозные движения России: структурно-функциональный и семантический анализ. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 488 с. - ISBN 978-3-659-98263-7.
  • Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 256 с.
Статьи
  • Балагушкин Е. Г. Аум синрикё // Религии народов современной России: Словарь / М.П.Мчедлов (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Республика, 2002. - С. 33 - 36. - 624 с. - 4000 экз. - ISBN 5-250-01818-1.
  • Балагушкин Е. Г. Ивановцы // Религии народов современной России: Словарь / М.П.Мчедлов (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Республика, 2002. - С. 108 - 109. - 624 с. - 4000 экз. - ISBN 5-250-01818-1.
  • Балагушкин Е. Г. Общество сознания Кришны (кришнаиты, вайшнавы) // Религии народов современной России: Словарь / М. П. Мчедлов (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Республика, 2002. - С. 314 - 316. - 624 с. - 4000 экз. - ISBN 5-250-01818-1.
  • Балагушкин Е. Г. Сатанизм // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. - М.: Академический проект, 2006. - 1256 с. - ISBN 5-8291-0756-2.
  • Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. - 2006. - Т. 15. - № 2. - С. 62-78.
  • Балагушкин Е. Г. Ивановцы // Энциклопедия религий . - М.: Академический проект, 2008. - С. 474-476. - 1520 с. - ISBN 978-5-8291-1084-0.
  • Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. - 2010. - № 2. - С. 102-113. - ISSN 2072-8662.
  • Балагушкин Е. Г. Неоязычество // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
Примечания
  1. Басилов, Филимонов, 2002
  2. Адриан (Пашин), иеромонах А. Р. Фокин: «Нельзя разделять единую святоотеческую традицию на восточную и западную» // Богослов.ru, 16.02.2009 г.
  3. Балагушкин Юрий Евгеньевич // Официальный сайт Института философии РАН
  4. Саввин, 1999, с. 7
  5. 2. «Тайное знание» для всех Глава 21. Движение «Нью эйдж» Раздел седьмой. Культы «Новой эры» (книги «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». (Издание 3-е, переработанное и дополненное) - Нижний Новгород.:Издательство братства во имя св. князя Александра Невского,2002 г.)
  6. Фетисов А. С. Развитие конфессиональной ситуации в Горном Алтае в 1991-2001 гг. / автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2011. - С. 4. - 24 с.
  7. 1 2 Иваненко С. И. Реанимация старого жупела?. Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис» (17 декабря 2013). Проверено 23 января 2014.
Литература
  • Басилов В. Н., Филимонов Э. Г. Религиоведение в России // Религии народов современной России: Словарь / М. П. Мчедлов (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. - М: Республика, 2002. - С. 400 - 409. - 624 с. - 4000 экз. - ISBN 5-250-01818-1.
  • Knorre B. K. Netraditsionnye Religii v Sovremennoy Rossii . Еvgeny Balagushkin, auth. Part I. Moscow: Institute of Philosophy – Russian Academy of Sciences, 1999, 244 pp. Paperback 6 $ ISBN 5-201-02012-7; Part II. Moscow: Institute of Philosophy – Russian Academy of Sciences, 2002, 248 pp. Paperback 5 $. ISBN 5-201-02094-1 // Alternative Spirituality and Religion Review. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 376-379.
  • Саввин А. В. Современный сатанизм : Идейные истоки, доктрина, практика / диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.06. - М., 1999. - 152 с.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-01-20