|
|
Шлепянов Илья Юльевич.
›
Илья Шлепянов | | Дата рождения: | 27 октября (9 ноября) 1900 |
---|
Место рождения: | Чернигов, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 21 декабря 1951 (51 год) |
---|
Место смерти: | Москва, РСФСР, СССР |
---|
Профессия: | театральный режиссёр, сценограф |
---|
Гражданство: | СССР |
---|
Награды: |
|
---|
Илья Юльевич Шлепя́нов (27 октября 1900, Чернигов - 21 декабря 1951, Москва) - русский советский театральный режиссёр и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Содержание- Биография
- Семья
- Награды и звания
- Творчество
- Режиссёрские работы
- Сценография
- Примечания
- Библиография
БиографияИлья Шлепянов родился в Чернигове; в 1904 году семья переехала в Киев, где в 1919 году он окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А. С. Монко. Тогда же начал заниматься у петроградских педагогов, учеников В. Э. Мейерхольда в 1914-1917 годах А. М. и А. В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в Красную Армию, во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве. В 1922 году стал учеником Вс. Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ), которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля - «Д. E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. Файко и «Мандат» Н. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие. Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами (М. И. Жаровым, В. Ф. Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года - главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А. Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М. Бабановой, М. Астанговым, О. Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. Зархи и «На Западе бой» Вс. Вишневского. В 1933 году И. Ю. Шлепянову присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Со второй половины 30-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938-1939 годах работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939-1940 - художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940-1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942-1944 - Театром Сатиры. С 1944 по 1951 был главным режиссёром Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского (Сталинская премия 1-й степени, 1946) и «Семью Тараса» Д. Кабалевского (Сталинская премия 2-й степени, 1951). В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У. Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского. СемьяИлья Шлепянов был женат на актрисе Наталье Семёновне Свитальской; старший сын, Юрий (1925-1985) - участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За взятие Берлина»; был ведущим конструктором в оборонной промышленности, награждён орденом «Знак Почёта». Вторым браком был женат на дочери флигель-адъютанта царской армии, Евгении Николаевне Страховой; младший сын, Александр Шлепянов, стал сценаристом, среди его работ - сценарии фильмов «Мёртвый сезон» и «Пиковая дама». Награды и звания- Заслуженный артист РСФСР (1933)
- Орден Трудового Красного Знамени (1940)
- Сталинская премия первой степени (1946) - за постановку оперы «Орлеанская дева» П. И. Чайковского
- Сталинская премия (1951) - за постановку оперы «Семья Тараса» Д. Кабалевского
ТворчествоРежиссёрские работыТеатр Революции И. Шлепянов (слева) и В. Фёдоров в работе над макетом декорации к спектаклю «Гоп-ля, мы живём!», 1928 г. - 1931 - «Стройфронт» А. И. Завалишина; художник И. Шлепянов
- 1932 - «Улица радости» Н. А. Зархи; художник И. Шлепянов
- 1933 - «На Западе бой» В. В. Вишневского; художник И. Шлепянов
- 1934 - «Личная жизнь» В. А. Соловьёва
- 1935 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (совместно с А. Д. Поповым); художник И. Шлепянов
- 1936 - «Концерт» («Александр Шигорин») А. М. Файко
- 1936 - «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука
Театр имени Ленсовета, Москва - 1940 - «Севильский цирюльник» Бомарше (художник Н. Прусаков)
- 1941 - «Бабий бунт» Д. Смолина (по Аристофану) (художник Н. Прусаков)
- 1941 - «Сокровище Сампо» Д. А. Щеглова (художник М. Черемных)
Театр оперы и балета им. С. М. Кирова - 1944 - «Травиата» Д. Верди
- 1945 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
- 1945 - «Орлеанская дева» П. И. Чайковского
- 1946 - «Дуэнья» С. Прокофьева
- 1947 - «Князь-озеро» И. Дзержинского
- 1949 - «Борис Годунов» М. Мусоргского
- 1950 - «Мазепа» П. И. Чайковского
Сцена из спектакля «Мой друг» Н. Погодина. Гай - М. Ф. Астангов (справа). Руководящее лицо - М. М. Штраух. Постановка А. Попова. Художник И. Шлепянов. Театр Революции, 1932 г. - 1950 - «Семья Тараса» Д. Кабалевского
- 1951 - «Иван Болотников» Л. Степанова
Большой драматический театр - 1946 - «Много шума из ничего» У. Шекспира; художники Т. Г. Бруни и И. Ю. Шлепянов
- 1948 - «Бесприданница» А. Островского; художник В. В. Дмитриев
СценографияТеатр им. Мейерхольда - 1924 - «Д. E.» Подгаецкого; режиссёр Вс. Мейерхольд (совместно с В. Ф. Фёдоровым)
- 1925 - «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд
- 1925 - «Мандат» Н. Эрдмана; режиссёр Вс. Мейерхольд (совместно с П. В. Вильямсом
Реалистический театр - 1929 - «Норд-Ост» Д. Щеглова; режиссёр В. Ф. Фёдоров
Театр Революции - 1928 - «Гоп-ля, мы живём!» Э. Толлера; режиссёр В. Ф. Фёдоров
- 1929 - «Гора» З. А. Чалой; режиссёр К. А. Зубов
- 1930 - «Партбилет» А. И. Завалишина; режиссёр В. Ф. Фёдоров
- 1930 - «История одного убийства» М. Ю. Левидова по М.Андерсону и Г. Хикерсону; режиссёр Л. А. Волкова
- 1931 - «Поэма о топоре» Н. Погодина; режиссёр А. Д. Попов
- 1932 - «Мой друг» Н. Погодина; режиссёр А. Д. Попов
- 1934 - «После бала» Н. Погодина; режиссёр А. Д. Попов
- 1935 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
Примечания- ↑ 1 2 3 П. М. Шлепянов, Илья Юльевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). - М.: Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 5.
- ↑ Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). - М.: Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 3.
- ↑ Постановление СМ СССР. - «Известия», 1946, 27 июня
- ↑ «Правда», 1951, 17 марта
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|