Бажан Микола Платонович (Mikola Bazhan P.).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Бажан Микола Платонович.

 ›

Микола Бажан
укр. Микола Платонович Бажан
Имя при рождении:

Бажан Николай Платонович

Дата рождения:

26 сентября (9 октября) 1904(1904-10-09)

Место рождения:

Каменец-Подольский,
Подольская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

23 ноября 1983(1983-11-23) (79 лет)

Место смерти:

Киев, УССР, СССР

Гражданство:

СССР (УССР)

Род деятельности:

поэт, публицист, переводчик

Годы творчества:

1924-1978

Направление:

футуризм, социалистический реализм

Жанр:

стихотворение, поэма

Язык произведений:

украинский

Дебют:

«17-й патруль» (1926)

Премии:

Награды:


Подпись:


Никола́й Плато́нович Бажа́н (укр. Мико́ла Плато́нович Бажа́н; в 1920-е годы псевдоним - Ник Бажан, укр. Нік Бажан, 26 сентября (9 октября) 1904, Каменец-Подольский, Российская империя - 23 ноября 1983, Киев, СССР) - советский поэт, переводчик, публицист и общественный деятель.

Академик АН УССР (1951). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1982) и двух Сталинских премий второй степени (1946, 1949). Член ВКП(б) с 1940 года.

Содержание
  • Биография
    • Путь в литературу
    • Период революционного романтизма
    • Творчество сталинского периода
    • Поздний период
    • Деятельность переводчика
    • Политическая и общественная деятельность
    • Редакторская деятельность
  • Награды и премии
  • Семья
  • Увековечение памяти
  • Сочинения
    • Поэтические сборники
    • Поэмы
    • Проза
    • Киносценарии
  • Издание сочинений
  • Библиография
  • Примечания
  • Ссылки
Биография
Путь в литературу

Николай Бажан родился 26 сентября (9 октября) 1904 года в Каменце-Подольском (ныне Хмельницкой области Украины) в семье военного топографа. В 1910 году отца перевели в Умань, где прошли детские годы будущего поэта. Здесь Бажан учился в кооперативном техникуме и параллельно в 1920-1921 годах занимался изучением авангардного сценического искусства в студии «Кийдрамте» под руководством Леся Курбаса. Пишет стихи, составившие рукописный сборник стихов «Контрасты настроения» (1920-1921).

В 1921 году переезжает в Киев, где учится в Кооперативном институте (1921-1923), а затем в Киевском институте внешних связей (1923-1925). В 1923 году по приглашению молодого писателя Михайля Семенко присоединяется к группировке панфутуристов, идет работать в редакцию газеты «Большевик». В этой газете в 1923 году опубликовано первое стихотворение Бажана «Руро-марш» и другие произведения в футуристическом духе.

Бажан принадлежал к изначальным сторонникам революции не столько из-за политических взглядов, сколько из-за своего авангардизма в искусстве. Ему казалось, что грандиозный социальный катаклизм даст новую жизнь Украине, освободит её творческие силы. В отличие от многих поэтов старшего поколения, Бажан сразу принял большевистский режим.

Период революционного романтизма

В 1925 году Бажан присоединяется к группировке Хвылевого. Вскоре выходит первый сборник стихов «17-й патруль» (1926), который органично вписывался в господствовавший тогда в большевистской поэзии пафос романтизации пролетариата и чекистов.

Начиная со сборника «Резная тень» (1927) Бажан все больше определяется как поэт барочной эстетики, неутомимого и многоярусного разворачивания темы, изобретательного и роскошного переплетения мотивов, органичного соединения брутального и патетического. Шедевром этого стиля является цикл «Здания» (1929), в котором Бажан проявляет себя как поэтический интерпретатор энергии человеческих дел, различных форм этих дел, в том числе эксцентричных.

В «Смерти Гамлета» (1932) он откровенно противопоставляет общечеловеческие символы гуманистической культуры как лживые ленинской безоглядности как истине (нравственно всё, что служит революции, и только это). В этом произведении поэт провозглашает анафему «абстрактному гуманизму», которая стала надоедливым лейтмотивом всей последующей партийной идеологии. Ещё сильнее эта тема звучит в «Трилогии страсти» (1933), поэт с ненавистью истребляет в себе всё, что мешает ему стать тем, чего требует время - бойцом централизованной классовой морали. Победа над гуманизмом в себе давалась нелегко. Тяжёлые сомнения, болезненные размышления души, загнанной в подземелье сознания, звучат в поэмах «Слепцы» (1931) и «Гетто в Умани» (1930).

Творчество сталинского периода

После 1933 года из под пера Бажана выходит преимущественно партийная патетика - изобретательная, мастерски выполненная, но вымученная, хотя и под маской искренности: поэмы «Бессмертие» (1937), «Мать» (1938), «Отцы и сыновья» (1939). Традицию барочного одописания, литературно близкую поэту, продолжает «Товарищ стоит в звездоносном Кремле» (1932).

Настоящий Бажан прорывается там, где поэту удается уклониться от прессинга политических императивов, пусть и внутренне усвоенных. Прежде всего в культурологических стихотворениях, обращении к духовному наследию народов СССР, интерпретации явлений мирового искусства, сциентизме - научной поэзии: поэма «Число» (1931).

Особенный период в жизни и творчестве Бажана - годы войны с немецко-фашистскими захватчиками. Произведения этих лет остро отражают беду народа, опасность, нависшую над ним, патриотический подъем, общесоветские формы которого вмещают и чисто национальные переживания: «Клятва» (1941), «Даниил Галицкий» (1942), «Сталинградская тетрадь» (1943).

В первые послевоенные годы Бажан создает «У Спасской башни» (1952), в борьбе против украинского национализма, громить не только произведения Грушевского, но и коллег-писателей, в том числе своего друга Ю. И. Яновского, развенчивать «загнивающий» империалистический Запад («Английские впечатления», 1949).

Поздний период

Бажан создает сборники «Мицкевич в Одессе» (1957), «Итальянские встречи» (1961). Цикл «Перед статуями Микеланджело» из последнего сборника заставляет вспомнить барочную резьбу его ранних «Зданий», но уже во всей зрелости мастера. Глубокий философский трагизм звучит в стихотворениях и поэмах сборника «Уманские воспоминания» (1972).

Оттепель дала возможность Бажану вспомнить о многих мрачных страницах прошлого. В своём выступлении на вечере памяти Миколы Кулиша он впервые открыто вспоминает о подвалах Октябрьского дворца в Киеве, где расстреливали писателей. О преступлениях прошлого, его репрессивной тяжести, но и об уроках нравственного, духовного противостояния им говорится в поэме «Полет сквозь бурю» (1964).

Вершиной творчества позднего Бажана стали восемь «Ночных концертов» из сборника «Знаки» (1978). Они ещё раз подтвердили его уникальную способность конгениального переживания и претворения в слове шедевров искусства, на этот раз музыкального.

В 1970-е годы Бажан обратил внимание на молодого поэта М. А. Фишбейна, который стал его литературным секретарём, а в дальнейшем - известным поэтом Украины.

Деятельность переводчика

Бажан - выдающийся мастер художественного перевода. Крупнейшим достижением является его перевод поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (1935; премия Грузинской ССР, 1937). Среди мастерски выполненных Бажаном переводов - «Буря» Шекспира, произведения Данте, Гёте, Гейне, Гёльдерлина, Мицкевича. Особую роль для молодой украинской поэзии сыграли его переводы из Рильке. Также Бажан является автором перевода гимна СССР на украинский язык

Политическая и общественная деятельность

В 1941 году выступал с отчетным докладом на Всеукраинской конференции КП(б)У. В 1943-1948 годах заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР, советник представительства Украины в ООН. В 1946-1962 депутат ВС СССР. В 1953-1959 годах председатель СП Украинской ССР.

Редакторская деятельность

В 1957-1983 годах главный редактор Украинской Советской Энциклопедии. Под его руководством были изданы Украинские советские энциклопедии в 17-ти томах (1959-1965), в 12-ти томах (1977-1985), «История украинского искусства» в 6-ти томах (1966-1968; Государственная премия УССР, 1971), «Шевченковский словарь» (1976-1977).

Н. П. Бажан умер 23 ноября 1983 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Награды и премии
  • Ленинская премия (1982) - за стихотворный сборник «Знаки» (1979)
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Даниил Галицкий» (1942), стихотворение «Клятва» (1941), сборник стихов «Сталинградская тетрадь» (1942)
  • Сталинская премия второй степени (1949) - за сборник стихов «Английские впечатления» (1949)
  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1965) - за поэму «Полёт сквозь бурю» (1964)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • народный поэт Узбекистана (1974)
  • заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964)
  • заслуженный деятель науки Украинской ССР (1966)
  • пять орденов Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Красного Знамени
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • медали
Семья
  • Первая жена - Галина Симоновна Коваленко (1905-1989), актриса театра «Березиль», затем переводчица. Дочь - Майя.
  • Вторая жена - Нина Владимировна Лауэр.
Увековечение памяти

В честь Н. П. Бажана назван проспект в Киеве, а также улицу в Хмельницком.

Монета НБУ
Сочинения
Поэтические сборники
  • «Контрасты настроения» (1920-1921, опубликован в 1975).
  • «17-й патруль» (1926).
  • «Резная тень» (1927).
  • «Здания» (1929).
  • «Ямбы» (1940).
  • «Клятва» (1941).
  • «Сталинградская тетрадь» (1943).
  • «В дни войны» (1945).
  • «Английские впечатления» (1949).
  • «У Спасской башни» (1952).
  • «Мицкевич в Одессе» (1957).
  • «Итальянские встречи» (1961).
  • «Четыре рассказа о надежде. Вариации на тему Рильке» (1966).
  • «Уманские воспоминания. Новеллы в стихах» (1972).
  • «Знаки» (1978).
Поэмы
  • «Разговор сердец» (1929).
  • «Гетто в Умани» (1930).
  • «Гофманова ночь» (1930).
  • «Слепцы» (1931).
  • «Число» (1931).
  • «Смерть Гамлета» (1932).
  • «Трилогия страсти» (1933).
  • «И солнце такое прозрачное» (1934).
  • «Бессмертие» (1937).
  • «Мать» (1938).
  • «Отцы и сыновья» (1939).
  • «Даниил Галицкий» (1942).
  • «Полет сквозь бурю» (1964).
  • «Ночные размышления старого мастера» (1976).
Проза
  • «А. П. Довженко» (1930)
  • «Думы и воспоминания» (1982).
Киносценарии
  • 1926 - Алим
  • 1927 - Микола Джеря
  • 1929 - Приключения полтинника
  • 1930 - Студентка (с А. Я. Каплером); Кварталы предместья
  • 1931 - Год рождения 1917; Марш шахтёров
Издание сочинений
  • Твори в чотирьох томах. - Київ, 1974-1975.
  • Твори в чотирьох томах. - Київ, 1984-1985.
  • Избранные произведения в двух томах. - М., 1984.
Библиография
  • Дзюба І. Запрошення до робітні майстрів. - Київ, 2002.
Примечания
  1. Гимн СССР на украинском  (укр.)

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-17