Фабрикант Валентин Александрович (Manufacturer Valentin Aleksandrovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Фабрикант Валентин Александрович.

 ›

Валентин Александрович Фабрикант
Дата рождения:

9 октября 1907

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

3 марта 1991 (83 года)

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Страна:

 Российская империя СССР

Научная сфера:

физика

Место работы:

МЭИ (1930-1977), ВЭИ

Учёная степень:

доктор физико-математических наук (1939)

Альма-матер:

Московский государственный университет

Научный руководитель:

С. И. Вавилов

Награды и премии

Золотая медаль имени С. И. Вавилова (1965)


Валенти́н Алекса́ндрович Фабрика́нт (9 октября 1907 - 3 марта 1991) - выдающийся советский физик, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР, лауреат Сталинской премии второй степени.

Валентин Александрович Фабрикант сформулировал принцип усиления электромагнитного излучения при прохождении сред с инверсной населённостью, лежащий в основе квантовой электроники. Он был крупнейшим специалистом по физической оптике, физике газового разряда и квантовой электронике. Работы В. А. Фабриканта хорошо известны как в нашей стране, так и за рубежом.

В. А. Фабрикант - автор научного открытия «Явление усиления электромагнитных волн (когерентное излучение)», которое занесено в Государственный реестр открытий СССР под № 12 с приоритетом от 18 июня 1951 г.

Содержание
  • Биография
  • Звания и награды
  • Комментарии
  • Источники
Биография

Валентин Александрович Фабрикант родился в 1907 году в Москве в семье учёного-агронома Александра Иосифовича Фабриканта и Рейзы Шлиомовны Свердловой.

В 1925 году он поступил на физико-математический факультет Московского университета, где он слушал лекции С. И. Вавилова. Под его руководством В. А. Фабрикант проводил экспериментальные работы по квантовому выходу флуоресценции. Влияние С. И. Вавилова отразилось и на дальнейшей научной работе В. А. Фабриканта - по разработке люминесцентных ламп и применению люминесцирующих зондов для диагностики плазмы.

В 1930 году после окончания университета В. А. Фабрикант начал работать во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ), где возглавил лабораторию. В этом же году по рекомендации С. И. Вавилова стал преподавать на кафедре физики в МЭИ.

С 1932 года Фабрикант работает над вопросом оптики газового разряда. Им опубликован ряд статей под общим названием «Оптические исследования разряда», в которых приводятся данные о спектральном составе и интенсивности излучения газового разряда в широком интервале изменения токов и давлений. В 1935 году В. А. Фабриканту без защиты диссертации за цикл его работ была присуждена учёная степень кандидата физико-математических наук.

В 1938 году В. А. Фабрикант предложил метод прямого экспериментального доказательства существования вынужденного излучения и при этом был первым, кто обратил внимание на принципиальную возможность создания среды, не ослабляющей, а усиливающей проходящее через неё излучение (отрицательная абсорбция).

В 1939 году В. А. Фабрикант в Физическом институте им. П. Н. Лебедева защитил докторскую диссертацию, посвященную исследованию оптических характеристик газового разряда.

В 1948 году В. А. Фабрикант экспериментально подтвердил, что волновые свойства присущи не только потоку электронов, но и каждому электрону в отдельности. Он показал, что даже в случае слабого электронного пучка, когда каждый электрон проходит через прибор независимо от других, возникающая при длительной экспозиции дифракционная картина не отличается от дифракционных картин, получаемых при короткой экспозиции для потоков электронов, в миллионы раз более интенсивных.

В. А. Фабрикант занимался также работой по созданию люминесцентных источников света. В 1951 году за разработку люминесцентных ламп В. А. Фабрикант был удостоен звания лауреата Сталинской премии второй степени совместно с С. И. Вавиловым, В. Л. Левшиным, Ф. А. Бутаевой, М. А. Константиновой-Шлезингер, В. И. Долгополовым.

В. А. Фабрикант продолжал исследования по отрицательной абсорбции совместно с М. М. Вудынским и Ф. А. Бутаевой, в 1951 году была подана заявка на изобретение нового метода усиления света. Было показано, что прохождение света сквозь среду с инверсной заселённостью приводит к экспоненциальному возрастанию его интенсивности. Принцип усиления был распространён на ультрафиолетовый, инфракрасный и радиодиапазон. Авторское свидетельство по этой заявке было выдано с большим опозданием - только в 1959 году, а в 1964 году - диплом об открытии № 12 с приоритетом от 1951 года «На способ усиления электромагнитного излучения (ультрафиолетового, видимого, инфракрасного и радиодиапазонов волн), основанный на использовании явления индуцированного испускания».

Таким образом, впервые в мире была дана чёткая формулировка квантового способа усиления электромагнитных волн в средах, находящихся в неравновесном состоянии, изложена теория квантового усиления, сформулирован закон усиления в средах с отрицательным коэффициентом усиления.

Явление усиления электромагнитных волн и изобретённый способ их усиления лежат в основе действия всех квантовых усилителей и генераторов (десять лет спустя названных американскими физиками мазерами и лазерами) и являются основой квантовой электроники.

За выдающиеся работы по оптике газового разряда Фабриканту В. А. в 1965 году была присуждена золотая медаль имени С. И. Вавилова.

Свою педагогическую деятельность В. А. Фабрикант начал в 1930 году на кафедре физики МЭИ, где сначала был ассистентом, затем доцентом, потом профессором и заведующим кафедрой физики с 1943 по 1977 годы. В 1962 году В. А. Фабрикант на кафедре физики организовал новую специальность по подготовке инженеров для разработки и применения лазеров в научных исследованиях и в промышленности. За это время было подготовлено более 700 инженеров.

В 1968 году В. А. Фабрикант был избран действительным членом Академии педагогических наук СССР. В это время он стал активно участвовать в реформировании школьного образования, с его участием были разработаны «Основы методики преподавания физики в средней школе» (М.: Просвещение, 1984), в которых отразились дидактические принципы, высказанные им в 1978 году в статье «Физическая наука и образование».

Последние годы жизни В. А. Фабрикант работал в качестве профессора-консультанта на кафедре «Физика-1» МЭИ.

Звания и награды

Профессор В. А. Фабрикант многие годы был членом президиума общества «Знание», членом редколлегии журналов «Радиотехника и электроника», «Квант» и «Физика в школе».

За свою педагогическую и научную работу был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта», золотой медалью имени С. И. Вавилова.

После смерти В. А. Фабриканта в 1992 году учёный совет МЭИ присвоил кафедре физики имя В. А. Фабриканта.

В. А. Фабрикант опубликовал свыше 250 работ.

Комментарии
  1. Дидактические принципы, которыми многие годы руководствовались авторы школьных учебников и которые ныне, в основном, утеряны, В. А. Фабрикант формулировал следующим образом:
    • в образовании важен учёт принципа сохранения: увеличение объёма изучаемого материала приводит к снижению качества;
    • начинать обучение физике нужно с изучения явлений, затем переходить к понятиям и и их определению;
    • необходимое условие для восприятия нового - чувство удивления;
    • изучение предметов в школе должно соответствовать научному методу;
    • гармоническое сочетание методов индукции и дедукции - обучение физике с использованием экспериментальных занятий;
    • в преподавании важна верная оценка взаимоотношения физики и математики: «особо важным следует считать анализ границ применимости выводимых с помощью математики соотношений»;
    • школьная физика должна не только обеспечивать учащихся научными знаниями, но и содействовать их интеллектуальному и творческому развитию.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-22