Попов Александр Владимирович (архитектор-реставратор) (Alexander V. Popov (architect-restorer)).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Попов Александр Владимирович (архитектор-реставратор).

 ›

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Исторические строительные технологии и инструмент
В Музее плотницкого и столярного инструмента, созданного А. В. Поповым и коллегами по реставрационной работе

По принятой ЮНЕСКО «Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» 1964 года («Венецианской хартии») все части строения, все конструкции, детали, узлы, а также особенности обработки поверхностей элементов должны соответствовать времени возведения постройки. Для этого необходимо строгое соблюдение исторической технологии строительства, применении исторического инструмента и приёмов работы этим инструментом.

Признано, в том числе современными учёными-древесиноведами, что соблюдение исторической технологии обработки древесины увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Впервые в России реставрация памятника в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приёмов работы с ним была осуществлена Александром Поповым при реставрационных работах 1981-1988 годов на церкви Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Анализируя характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине в разных местах строения, особенно на тёсаных поверхностях, Попову удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины.

Плотницкий топор XVII века существенно отличался от современного: выкованный из высопрочной стали, короткий, каплевидный в сечении, с нешироким, 9-15 см, полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминающий по форме колун для раскалывания дров) лезвием. Иногда, из-за специфики работы заточку лезвия делают несимметричной. Топор более тяжёл, чем топоры XIX века. Топорище длинное и прямое, на конце утолщённое. Топор, которым тесали в XVII веке, в том числе, при постройке церкви Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге, при обтёсывании скалывает древесину, не утопает в ней глубоко и не оставляет следов в виде царапин, рисок и зазубрин. При этом, при ударе, вогнутой боковой стороной и своей массой одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. Такой топор держат в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему - тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. В случае, если топор останавливался в древесине и оставлял задир, его снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предыдущего удара. Таким образом достигалось плотное примыкание друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Этот топор оставлял на отёсанной древесине характерные следы: рисунок, похожий на ёлочку или рёбра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски волнообразный, напоминающие стиральную доску, рельеф. Тёсаная поверхность получалась настолько гладкой, что об неё нельзя было даже занозить руку, и при этом не плоской и ровной, а волнообразной. С такой поверхности легче уходила дождевая вода, поэтому тёсанная таким образом древесина меньше подвергалась гниению. Технология тёски таким топором также отличается от современной: смотреть на обрабатываемую поверхность надо чуть сбоку, через топор, на дерево (при работе топором XIХ века плотник при тёске смотрит на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и может видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале).

В процессе реставрации церкви Ильи Пророка на Цыпином погосте Попов установил, что здесь при тёске применялись топоры, отличные от колунообразных XVII века, с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием шириной около 16 сантиметров и треугольной проушиной, отличающиеся от более древних колунообразных топоров.

С целью следования историческим технологиям обработки дерева при проведении реставрационных работ и в Верхней Уфтюге, и в Нёноксе, и на Цыпином погосте и на других объектах использовались реконструированные аналоги этих топоров и других плотницких инструментов.

Обучение

Возглавляемый А. В. Поповым Реставрационный центр имеет лицензию Росохранкультуры на обучение и повышение квалификации в области реставрации.

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Критика Александром Поповым работ по реставрации Кижей
А. В. Попов занимает активную критическую позицию в отношении проводимой сейчас реставрация церкви Преображения Господня в Кижах, считая, что она может привести к утрате памятника

Александр Попов является одним из наиболее известных и последовательных критиков выполняемых в настоящее время работ по реставрации церкви Преображения Господня в Кижах, памятника, входящего в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО. По его мнению, реализуемая сейчас схема реставрации ведёт к потери памятника. Среди приводимых им аргументов: отсутствие научно обоснованного проекта реставрации, применение не апробированной на близких по масштабу памятниках схемы «лифтинга», недостаточно бережно проводимая реставрация, которая уже привела и будет приводить к утрате важнейших элементов церкви Преображения.

В конце 2011 года А. В. Попов был включён Министерством культуры РФ в состав комиссии по наблюдению за проведением реставрационных работ на Преображенской церкви в Кижах.

Библиография
  • Попов А. В., Шургин И. Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII-XVIII вв. М., 1993.
  • Попов А. В. Технология в реставрации (формулировка проблемы). Альманах «Кириллов». Вып. 6. ВГПУ, из-во «Русь», 2005. - С. 256-261. ISBN 5-87822-267-1.
  • Попов А. В. О воссоздании исторических плотницких технологий при реставрации деревянных памятников архитектуры. Исчезающая красота: проблемы сохранения ценностей культуры в современной России: Материалы Всероссийской научной конференции. 17-19 мая 2002 года, Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 220 с. ISBN 5-89896-196-8.
  • Попов Александр. Конструкции русский деревянных сооружений XVII-XVIII веков. Составитель М. Н. Шаромазов. Ферапонтово: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник. 2007, 64 с.
  • Alexandr Popov Constructions and Technologies of Russian Wooden Buildings of XVII-XVIII Centuries (Case Study) The Church of St.Dimitry Solunsky in the Archangelsk Region Proceedings of the 16th International Symposium of the IIWC, Florence, Venice and Vicenza, Italy, 11th - 16th November 2007
Источники
  • Реставрационный центр «Архитектура - Производство - Обучение».
СМИ о Александре Попове
  • Никитинский Л. В. Изобретатель топора. Московские новости. 25 марта 2003 года.
  • Мясоедова Д. Дома как люди. От равнодушия погибают. Московская перспектива. № 12 от 1.04.2003.
  • Первый канал. Новости. В Вологодской области мастера восстанавливают знаменитый град Китеж. 15 июля 2005, 13:19.
  • Никитинский Л. В. 1000 скворечников. Новая газета. № 97 от 26.12.2005.
  • Беляшов С. Россия: реставрировать так, как строили предки. Шире круг. № 5, 2008, с. 76-79.
  • Беляшов С. Кирилловский реставратор. Русский вестник. 09.08.2008.
  • Беляшов С. В столице ремесленных наук, ровеснице США. Кругозор. № 9, 2008.
  • Юлия Латынина. Код доступа. Передача на радиостанции «Эхо Москвы» от 28 августа 2010 года.
  • Серова Н. Три цвета времени. Нашего. Деревянное зодчество: Проблемы, реставрация, исследования. Сборник Методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников Вологодской области; Вологда, 2005.
Попов, Александр Владимирович ?

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-12-11