Лазарь (Журбенко) (Lazarus (Zhyrbenko)).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Лазарь (Журбенко).

 ›

Фёдор Иосифович Журбенко
Архиепископ Тамбовский и Моршанский

2002 - 2005
Интронизация:1991
Церковь:Русская истинно-православная церковь
Преемник:Тихон (Пасечник)
 
Рождение:10 февраля 1931(1931-02-10)
хутор Любович, Валуйский район, Воронежская область, РСФСР, СССР
Смерть:30 июня 2005(2005-06-30) (74 года)
Великий Дальник, Беляевский район, Одесская область, Украина
Принятие священного сана:1971
Принятие монашества:1947
Епископская хиротония:1982

Лазарь (в миру Фёдор Иосифович Журбенко; 10 февраля 1931, хутор Любович, Воронежская область - 30 июня 2005, Великий Дальник, Одесская область) - деятель катакомбной церкви, основатель Русской истинно-православной церкви, также служил в РПЦЗ и РПЦ.

Содержание
  • Биография
    • Молодые годы
    • Начало церковной карьеры в РПЦ
    • Епископ РПЦЗ
    • Архиепископ Лазарь
    • Схима и смерть
  • Отношение к имяславию
  • Примечания
  • Ссылки
Биография
Молодые годы

О детских годах Фёдора Журбенко известно немного. Родился он в 1931 году, «в семье казаков» (возможно, слободских). Во время Голодомора 30-х годов осиротел: мама умерла от голода, родители матери были сосланы в Сибирь, где вскоре погибли. Можно предположить, что 2-летний Федя был взят на воспитание родственниками или друзьями семьи, которые преподали ему некоторые основы православного вероучения. Однако, систематического образования - ни церковного, ни светского - Журбенко не получил…

В 15-17-летнем возрасте (1946-1948) служил алтарником и, согласно его рассказам, общался с представителями Катакомбной Церкви. Как утверждал сам Журбенко, он в 1947 году (в возрасте 16 с половиной лет) был катакомбным иеросхимонахом Феодосием (Кашиным) тайно пострижен в иночество с именем Феодосий.

Достоверно известно, что 24 марта 1950 года Фёдор, подозреваемый в принадлежности к Катакомбной Церкви, был арестован вместе с Антонием (Голынским) в Балашове Саратовской области и проходил с ним по одному делу. Как утверждал Антоний (Голынский), сдал его в КГБ… сам Журбенко. Впоследствии Голынский запрещал своим духовным чадам иметь общение с ним. 13 января 1951 году Журбенко бы осуждён ОСО при МГБ СССР на 10 лет лишения свободы за «участие в антисоветской церковной организации». Срок наказания отбывал в Карагандинском лагере. Есть сведения, что в этот период он тайно окормлялся у «мечёвца» Владимира Криволуцкого, отбывавшего срок там же.

В лагере он был направлен в медицинский специзолятор тюремного типа, где ему поставили диагноз «шизофрения параноидальной формы сексуального уклона (педерастия)». В 1955 году Журбенко был амнистирован. После освобождения некоторое время проживал в Глинской пустыни, не прекращая, по его собственным словам, поддерживать общение с «Катакомбной церковью».

В 1962 году Фёдор Журбенко, через жившего на Афоне архимандрита Евгения (Жукова), установил переписку с иерархом РПЦЗ, архиепископ Чилийским Леонтием (Филипповичем). При этом Журбенко сообщил ему, что в СССР настоящих катакомбных архипастырей больше не осталось и священного сана получить неоткуда. Леонтий посоветовал ему принять священство у «сергиан».

Начало церковной карьеры в РПЦ

По благословению архиепископа Леонтия Журбенко в 1971 году был рукоположён во диакона и священника архиепископом Русской православной церкви Вениамином (Новицким). Что примечательно: но не как монах Феодосий (коим он пребывал с 16-летнего возраста, если верить позднейшему «признанию» Журбенко), - но как мирянин Фёдор!. В таковом качестве Журбенко легально прослужил около 2-х лет в Читинской епархии. Затем скрылся и перешёл на нелегальное положение. Совершал служение в тайных катакомбных общинах. При этом многие катакомбные священники старого поставления не желали иметь общения с Фёдором Журбенко, считая его провокатором от КГБ.

В начале 1970-х годов Фёдор Журбенко начал общаться с «диссидентскими кругами» в Москве, где он познакомился с клириком Димитрием Дудко, через которого «навёл мосты» с заграницей.

В 1975 году Журбенко принял тайный монашеский постриг (то есть постриг в мантию) с именем Лазарь.

Пребывая и далее на нелегальном положении, Лазарь Журбенко окормлял тайные катакомбные общины на территории СССР. Провёл целый ряд тайных монашеских пострижений.

В конце 1980 года Лазарь (Журбенко) обратился с прошением принять его в число клириков Западно-европейской епархии РПЦЗ. Архиепископ Антоний (Бартошевич) удовлетворил это ходатайство и 11 января 1981 года в Крестовоздвиженском соборе Женевы архиепископ Русской Зарубежной Церкви заочно совершил возведение иеромонаха Лазаря в сан архимандрита.

Епископ РПЦЗ

10 мая 1982 года, на основании постановления Архиерейского Собора РПЦЗ от 10/23 октября 1981 года, Лазарь был тайно рукоположен епископом Ментонским Варнавой (Прокофьевым) (РПЦЗ) во епископа Тамбовского и Моршанского… на квартире уже «раскаявшегося» перед КГБ священника РПЦ МП Димитрия Дудко. РПЦ не признала этого рукоположения, так как оно было сделано одним епископом. Также и не все катакомбные общины согласились признать епископа Лазаря своим главой, что является нарушением многих церковных канонов: 1 правила святых апостолов, 4 правила I Вселенского Собора, 3 правило VII Вселенского Собора; 19 и 23 правил Антиохийского Собора; 12 правила Лаодикийского Собора; 6 правила Сардикийского Собора; 13, 49 и 50 правил Карфагенского Собора.

Епископ Лазарь много ездил по территории СССР, посещая катакомбные общины, где тайно служил по ночам и совершал таинства. К Лазарю присоединились некоторые катакомбные общины на Кубани, Украине, в Центрально-Чернозёмной части России, Северном Кавказе, Белоруссии, Сибири, Казахстане, Башкирии и других регионах.

В начале 1990 году Лазарь посетил Архиерейский Собор РПЦЗ в Нью-Йорке, где выступил с докладом об Истинно-Православной Церкви на Родине и сослужил с карловацкими иерархами, а затем побывал в Джорданвилле. В своих докладах Лазарь (Журбенко) настаивал на неканоничности катакомбных иерархий, ведущих своё преемство от Геннадия (Секача), Алфея Барнаульского, а также дал негативные показания о хиротонии своего давнего недруга Антония (Голынского). В итоге, всем катакомбникам в целях единения было предложено перейти под омофор епископа Лазаря, а клирикам исправить свои хиротонии, или же представить документы, свидетельствующие о законности их поставления. Поскольку тайная хиротония епископа Лазаря в 1982 году была совершена одним архиереем, то на Соборе РПЦЗ в феврале-марте 1990 года над ним была соборно совершена дополнительная хиротесия как восполнение хиротонии, совершенной одним епископом. Таким образом Лазарь стал каноничным епископом РПЦЗ.

К концу 1990 года Архиерейский Синод РПЦЗ благословил Епископу Лазарю выйти из подполья и приняться за формирование легальных Епархиальных структур. Прежде чем принять такое решение, Владыка Лазарь в том же 1990 году провёл, как он выразился, «Совещание Российского духовенства». После чего в «Экспресс-Хронике» Александра Подрабинека появилось объявление о легализации Катакомбной церкви и её превоиерарха Лазаря, впрочем без каких бы ни было ссылок на Архиерейский Синод РПЦЗ.

В том же году из Московского Патриархата в РПЦЗ переходит архимандрит Валентин (Русанцов), назначенный Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России.

Архиепископ Лазарь

В 1991 году было осуществлено решение Архиерейского Синода РПЦЗ по объединению российских истинно-православных христиан в рамках РПСЦ; архиепископом РПСЦ стал Лазарь. После распада СССР юрисдикция архиепископа Лазаря пополнялась православными общинами, «распознавшими пагубу сергианства» и таким образом вышедшими из юрисдикции Московского Патриархата, а также новообразованными. Примечательно, что осенью 1991 года Лазарь (Журбенко) сделал заявление совсем не в духе РПЦЗ, озвученное по центральному ТВ: «Катакомбная церковь готова предоставить Эриху Хонеккеру убежище в одном из тайных монастырей». Около того же времени Лазарь дал интервью газете Александра Проханова, «День», где употребил (говоря о своих личных врагах) такой абсолютно нехристианский термин, как «кармическое возмездие»

Усиление позиций РПСЦ и неизбежные трения с руководством РПЦЗ дали архиепископу Лазарю (Журбенко) в 1991 года возможность и повод совершить попытку раскола с Синодом РПЦЗ. Однако, епископ Валентин (Русанцов) тогда не поддержал его начинаний - и Лазарь был вынужден вернуться в подчинение Синоду, выдвинув при этом множество обвинений руководству РПЦЗ и лично Первоиерарху Виталию (Устинову). В 1992 года Лазарь рукоположил национал-экстремиста Александра Баркашова в иподиаконы. А в своих пропагандистских листках повёл подспудную кампанию против Русской православной церкви заграницей, распространяя заявления о греховности эмигрантского пути: «Кто-то от креста ушёл на Запад!»

В 1993 году Лазарь выступил с докладом к Синоду, в котором обвинил РПЦЗ в открытии приходов на территории бывшего СССР, высокомерно объявив себя единственным и последним епископом катакомбной Церкви, для которого РПЦЗ является лишь «церковью-сестрой», не имеющей права вмешиваться в дела его катакомбной церкви. Синод РПЦЗ опроверг это его мнение тем, что он получил апостольское преемство от Зарубежной Церкви и сама РПЦЗ всегда рассматривала себя частью Российской Церкви, временно вынужденной находиться за пределами своей канонической территории - России - на автономных началах.

В мае 1993 году Журбенко заявил об автономии возглавляемых им общин под именем Русской Истинно-Православной Церкви и перевел их на легальное положение. Центром новой православной деноминации стала Одесса (Украина), что послужило началом нового раскола с Зарубежной Церковью.

13 мая 1993 года решением Архиерейского Собора РПЦЗ определён на покой «до полного его раскаяния».

В марте 1994 году Журбенко провёл в Суздале съезд, на котором совместно с обвинявшимся в содомии епископом Валентином (Русанцовым), объявил об отделении от Зарубежной Церкви и создании нового Церковного органа - Временного Церковного Управления Российской Церкви, - за что оба были отправлены Синодом РПЦЗ на покой. В цареконстантиновском соборе они рукоположил новых епископов: Агафангела (Пашковского), Феодора (Гинеевского) и Серафима (Зинченко). Лазарь (Журбенко) объявил свою новую юрисдикцию «матерью-церковью», перед которой РПЦЗ должна находиться в подчинённом положении. В 1994 году раскол между РПСЦ и РПЦЗ удалось временно преодолеть. В 1995 году отношения двух церквей вновь обострились, архиеп. Лазарь, еп. Валентин и новорукоположенные епископы были запрещены в священнослужении, с угрозой быть лишёнными сана, после чего архиеп. Лазарь и еп. Агафангел вернулись с покаянием в РПЦЗ. В 1998 году общины архиепископа Лазаря были зарегистрированы в России как РИПЦ («Русская Истинно-Православная Церковь»).

Однако, руководство РПЦЗ пошло в 2000 году на сближение с РПЦ, что не встретило понимания в РИПЦ. В 2001 году в Воронеже состоялось совещание Российских приходов РПЦЗ с участием архиепископа Лазаря, епископов Вениамина, Агафангела и десятков священников Российского духовенства РПЦЗ. Совещание поддержало антисергианскую фракцию в РПЦЗ во главе с митрополитом Виталием, которая уже в 2001 году оформилась в отдельную деноминацию РПЦЗ (В). Архиепископ Лазарь признал юрисдикцию митрополита Виталия. Однако, в 2002 году в Воронеже был созван 2-й съезд Российского духовенства РИПЦ, на котором был осуществлен фактический разрыв с РПЦЗ (В) (при сохранении поминания митрополита Виталия) и были осуществлены, без ведома митрополита и Синода, новые хиротонии и открыты епархии на Новгородчине (епископ Дионисий), в Белоруссии (епископ Гермоген), Казахстане (епископ Ириней) и Сибири (епископ Тихон). За что архиеп. Лазарь вновь был запрещён в священнослужении и объявлен ушедшим в раскол. Позже митрополит Виталий (столь долго терпевший журбенковские художества) дважды письменно заявил о том, что с расколом архиепископа Лазаря не имеет никакого молитвенного общения.

Схима и смерть

29 июня архиепископом Черноморский и Кубанский Вениамин совершил над Архиепископом Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени.

30 июня 2005 года, во время соборного служения Чина на разлучение души от тела многогрешный Схи-Архиепископ Лазарь скончался в своей резиденции в селе Великий Дальник под Одессой. Есть сведения, что он умер вследствие заражения гепатитом, при обследовании в больнице по поводу обострения сахарного диабета. Из-за чего развилась водянка, гангрена конечностей.

Отношение к имяславию

По воспоминанию духовных чад был последователем имябожнического учения, осужденного Православной Церковью как ересь. Как свидетельствует о нём инокиня РИПЦ Феодосия Колесник:

Схимонахиня Варвара / Гавриш 1929 г.р. из имяславников знала его мальчиком Федей 17 лет. Жил он в Курджиново. Служил в храме со сверстником Константином по фамилии Борщ. О расколе 1913 года не знал до 30-33 лет. …Когда Фёдор снова приехал в Курджиново /30-33 лет/,то… Константин Борщ стал укорять Федю на тему об имяславии и имяборцах. Фёдор сказал следующее: «ИМЯБОРЦЫ ЭТО БОГОБОРЦЫ.., А Я БОГА СЛАВЛЮ!» / Антоний Булатович говорил, что можно ходить в храмы, где Бога славят. Потому при Владыке Лазаре оказались две монахини из имяславцев: схимонахиня Варвара и монахиня Руфина./

Сам Лазарь (Журбенко) отвергал обвинения в ереси, оправдываясь тем, что в Русской Церкви «не осталось богословов, какими были Серафимы Саровские, Сергии и Феодосии. Преподобный Никита Стифат писал, что богословом является человек, стяжавший в себе Духа Святаго. Современные богословы таковыми не являются, сколько бы академий они не закончили!»

Примечания
  1. Ныне - в Валуйском районе, Белгородская область, Россия.
  2. Слесарёв А. В., кандидат богословия Неканоническое Православие: Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ) («лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви)
  3. 1 2 3 Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг.
  4. 1 2 3 4 5 6 Православие в Татарстане. | Предложения по сайту
  5. 1 2 Катакомбники: Алексей Смирнов (фон Сиверс)
  6. Путь к славе и величию через ложь и обман. Проверено 25 января 2013. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013.
  7. «Например, архиепископ Лазарь Журбенко был осужден с диагнозом "шизофрения параноидальной формы сексуального уклона, педерастия" еще в 1951-м году.» - Православные меньшинства в России // Радио Свобода, 30.06.2002
  8. Сикорская Л. Е. Священномученики Сергий, епископ Нарвский; Василий, епископ Каргопольский; Иларион, епископ Поречский; Тайное служение иосифлян. - М. 2009. - С. 329, 387.
  9. Архиереи
  10. http://catacomb.org.ua/images/content/about_cat_ch/Gramota-Lazar-RIPC-RPCZ1.jpg
  11. RISU /Українська /Релігія і суспільство /Дайджест ЗМІ /Перспектива Великого Дальника. Что будет с РПЦЗ(В) после смерти архиепископа Лазаря (Журбенко)?
  12. РАСКОЛОВЕДЕНИЕ - «Истинно-Православная Церковь России»: один год со дня возникновения
  13. 1 2 http://minds.by/article/99.html «Лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви в 1982-1993 гг.
  14. Архиерейский Собор 1993 года
  15. Портал-Credo.Ru - ДОКУМЕНТ: Официальное сообщение об упокоении Схиархиепископа Лазаря, председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
  16. Архиепископ Виктор (Пивоваров). Ответ ревностной лазаритке.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-21