Малинин Александр Фёдорович (Malinin Aleksandr Fedorovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Малинин Александр Фёдорович.

 ›

Александр Фёдорович Малинин
Род деятельности:

педагог

Дата рождения:

29 января (10 февраля) 1835

Место рождения:

Москва

Страна:

 Российская империя

Дата смерти:

24 февраля (7 марта) 1888 (53 года)

Место смерти:

Москва

Отец:

Ф. В. Малинин

Дети:

Александр


Алекса́ндр Фёдорович Мали́нин (29 января (10 февраля) 1835(18350210) - 24 февраля (7 марта) 1888) - известный русский педагог. Отец Малинина Александра Александровича.

Содержание
  • Биография
  • Педагогическая деятельность
  • Учебно-литературная деятельность
  • Публикации
  • Примечания
  • Литература
Биография

Сын штатного смотрителя 3-го московского уездного училища, (позже 2-го городского, у Красных ворот), он родился в здании этого училища и здесь же получил первоначальное образование. Кроме него в семье было ещё три брата и две сестры. Затем обучался во 2-й Московской гимназии, но по смерти отца был переведен пансионером в 1-ю Московскую гимназию, где и окончил курс с золотой медалью (1850). В гимназии Малинин особенно успешно занимался древними языками и потому собирался посвятить себя филологическим занятиям, но под влиянием профессора Перевощикова, поступил на физико-математический факультет Московского университета, на котором в 1854 году окончил курс и был награждён золотой медалью за лучшее сочинение на предложенную факультетом тему. Стремление к филологическим занятиям осталось у Александра Федоровича на всю остальную жизнь и не дало ему сделаться односторонним специалистом. Он всегда интересовался преподаванием классических языков, в совершенстве знал грамматику родного языка и следил за всеми явлениями в этой области.

Педагогическая деятельность

Педагогическую деятельность Малинин начал учителем математики и физики в Тверской гимназии, а затем в течение 14 лет (1856-1870) занимал ту же должность в 4-й Московской гимназии. Здесь он скоро приобрёл вполне заслуженную известность лучшего преподавателя по своей специальности и преподавал в разных учебных заведениях (в 1-й Московской Военной гимназии, Межевом институте и проч.) и в частных домах.

После четырнадцатилетней службы в 4-й Московской гимназии А. Ф. Малинин был назначен директором Тульской гимназии (1870), но уже через два года возвратился в Москву, чтобы принять на себя основание и ведение Московского учительского института, директором которого он и состоял в течение 16 лет до своей внезапной кончины.

В решении учебно-воспитательных вопросов Малинин руководствовался коллегиальным принципом. Это непосредственно вытекало из его сердечного и чуткого отношения к преподавателям, терпимого отношения к чужим взглядам. Малинин хорошо понимал, что от педагогического такта преподавателя зависит и хорошая дисциплина, и успех в воспитании и обучении. Он сам обладал этим тактом и стремился прививать его преподавателям института.

Учительскому институту Малинин посвятил себя в пору полного расцвета своих сил, приобретя предыдущей деятельностью необходимый в таком серьёзном деле педагогический опыт. Учительский Институт обязан Александру Фёдоровичу не только своим устройством, но и направлением всей своей деятельности. Под его руководством Институт дал более 300 учителей для городских училищ.

Похоронен А. Ф. Малинин был на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.

Я. И. Вейнберг в прощальной речи говорил о А. Ф. Малинине:

Нравственная связь, соединявшая воспитанников института с уважаемым и любимым директором не прерывалась и по выходу из заведения. Редкий из бывших воспитанников не просил советов и указаний у Александра Фёдоровича и никому от него не было отказа. Воспитанники Учительского Института … сознавали, что земля скроет от них человека, искренне желавшего им добра; они чувствовали, что лишаются в нем не только начальника, но и друга, который с любовью следил и за институтской их жизнью, и за судьбой их вне заведения.

Другой преподаватель, К. А. Козьмин отмечал, что «он имел то, что было согласно с истыми, основными началами нашего русского духа».

Учебно-литературная деятельность

По отношению к общей постановке учебного дела в России, учебно-литературная деятельность Малинина представляется чуть ли не самой важной и благотворной. Как выдающегося преподавателя и, впоследствии, как директора учительского института, А. Ф. Малинина знала одна Москва и Московский учебный округ, а как автора популярных учебников и руководств, можно без преувеличения сказать, знала вся грамотная Россия. Когда Малинин начинал свою литературную деятельность (1860-е годы), в учебном деле совершался коренной переворот: от сухого догматического преподавания начинали переходить к более живому и приноровлённому к пониманию учащимися изложению. Что касается математики, прежде ограничивались изложением только теории, не всегда во всей своей строгости доступной учащимся, теперь же начали обращать внимание на разъяснение теории и самой по себе, и в приложении к решению различных вопросов. При этом, как и во всяком новом деле, не обошлось без преувеличений и ошибок: на место научных разъяснений часто ставили произвольные личные толкования, придумывали особые способы преподавания и задерживали учащихся на разъяснении вопросов, которые по существу своему разъяснению не подлежали. Значительная доля в этом перевороте принадлежит Александру Федоровичу; но он сумел избежать большей части перечисленных ошибок и увлечений.

Учебно-литературную деятельность Александр Фёдорович начал «Руководством Тригонометрии», за ним следовали «Руководство Арифметики» и «Собрание арифметических задач», составленная в сотрудничестве с К. П. Бурениным, а затем постепенно появились книги А. Ф. Малинина почти по всем отраслям физико-математических наук, преподающихся в гимназиях и других учебных заведениях. Всего Малинин, один и в сотрудничестве с другими лицами (в том числе Ф. И. Егоровым) - составил 15 учебных книг, из которых «Физика для гимназий» была премирована Министерством Народного Просвещения.

Отличительная особенность книг А. Ф. Малинина - соединение учебника со специально и очень удачно подобранными задачами и упражнениями. Для преподавателей его книги были важны в том отношении, что заключали в себе много практических указаний для самого ведения уроков и что многие страницы из его учебников почти непосредственно могли быть переложены в урок. Распространение книг, составленных А. Ф. Малининым, очень скоро достигло громадных, небывалых для тех лет, размеров: например, «Собрание арифметических задач» ещё при его жизни разошлось в 18 изданиях, в числе 645 тысяч экземпляров, «Руководство арифметики» - в 15 изданиях, в числе 537 тысяч экземпляров. Общий тираж его публикаций составил около 1.6 миллиона экземпляров.

Многие книги А. Ф. Малинина пользовались успехом в течение 20 и более лет, и распространение их с годами не уменьшалось, а скорее росло, тогда как книги других авторов, появившиеся одновременно и имевшие успех, скоро вышли из употребления. Факт этот объясняется тем обстоятельством, что Малинин постоянно работал над своими книгами, изменял и улучшал их с каждым новым изданием, следя за всеми изменениями в направлении преподавания и в научных взглядах.

Публикации
  • «Руководство прямолинейной тригонометрии» (М. : тип. Лазарев. ин-та (А. Мамонтов), 1864; 12-е изд. - 1891);
  • «Собрание физических задач» (М.: бр. Салаевы, 1866; 3 изд. - 1879; впоследствии это «Собрание» стало входить в книгу «Руководство к физике»);
  • «Собрание арифметических задач» (М.: бр. Салаевы, 1866; 15-е изд. - 1888);
  • «Руководство арифметики» (М.: бр. Салаевы, 1866; 16-е изд. - 1888);
  • «Руководство космографии и физической географии для гимназий» (М.: бр. Салаевы, 1867; 8-е изд. - 1888);
  • «Руководство физики для гимназий» (М.: бр. Салаевы, 1868; 9-е изд. 1894);
  • «Курс физики для женских учебных заведений» (М.: бр. Салаевы, 1869; 6-е изд. 1888; 9-е изд. 1897)
  • «Руководство алгебры и собрание алгебраических задач» (М.; 1870; 8-е изд. 1890);
  • «Задачи для умственных вычислений» (сост. по Церингеру, М., 1871; 3-е изд. 1885);
  • «Курс наглядной геометрии и собрание геометрических задач для уездных училищ » (М.: бр. Салаевы, 1873; 8 изд. 1888);
  • «Курс математической и физической географии для женских учебных заведений» (М.: бр. Салаевы, 1874; 3-е изд. 1889);
  • «Начальные основания физики для городских училищ и учительских семинарий» (М., 1875; 5-е изд. 1891);
  • «Руководство геометрии и собрание геометрических задач для гимназий, реальных училищ и учительских институтов» (М.: бр. Салаевы, 1878; 2-е изд. 1886);
  • «Курс геометрии для женских учебных заведений и для учительских семинарий» (М.: насл. бр. Салаевых, 1879; 2-е изд. 1891);
  • «Курс алгебры и собрание алгебраических задач для женских учебных заведений» (М.: насл. бр. Салаевых, 1881).
Примечания
  1. Саввина О. А., 2013, с. 89
  2. Некролог, 1888, с. 204
  3. Не путать с Педагогическим университетом. Учительский институт в Москве был открыт на Б. Полянке, 60 в 1870-1871 годах.
  4. Саввина О. А., 2013, с. 90-91
  5. Некролог, 1888, с. 206
  6. Малинина, 1949
  7. Некролог, 1888, с. 205
  8. 1 2 В соавторстве с Ф. И. Егоровым - см. Колягин Ю.М. Дмитрий Федорович Егоров. Путь ученого и христианина. - М.: ПСТГУ, 2010. - С. 16. - 302 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-7429-0611-7.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-09-25