Мольтер Иоганн Мельхиор (Molter Johann Melchior).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Мольтер Иоганн Мельхиор.

 ›

Иоганн Мельхиор Мольтер
Основная информация
Дата рождения

10 февраля 1696(1696-02-10)

Место рождения

Тифенорт близ Эйзенаха

Дата смерти

12 января 1765(1765-01-12) (68 лет)

Место смерти

Карлсруэ

Страна

Священная Римская империя Священная Римская империя

Профессии

композитор, органист и дирижёр

Жанры

барокко, классицизм


Иога́нн Мельхио́р Мо́льтер (нем. Johann Melchior Molter; 10 февраля 1696, Тифенорт, близ Эйзенаха - 12 января 1765, Карлсруэ) - немецкий композитор и скрипач эпохи барокко и раннего классицизма.

Содержание
  • Биография
  • Творчество
  • Произведения
  • Примечания
  • Литература
Биография

Первые уроки музыки Мольтер получил от своего отца, певца и педагога Валентина Мольтера. В дальнейшем, обучаясь в лицее в Эйзенахе, Мольтер познакомился с музыкой Телемана, который четыре года был придворным капельмейстером в этом городе. В 1715 году уезжает из Эйзенаха, а через два года поступает на должность скрипача при дворе маркграфа Карла III Вильгельма Баден-Дурлахского. В 1719 году берёт отпуск и уезжает в Италию, где в течение двух лет изучает теорию композиции. По возвращении получает место придворного капельмейстера в Карлсруэ и остаётся на этой должности до 1733 года, когда из-за разразившейся войны за Польское наследство, в ходе которой военные действия между Францией и Австрией происходили как раз в прирейнской области, местный граф вынужден был бежать в Базель. В течение следующих десяти лет Мольтер служит капельмейстером в Эйзенахе, а когда капелла была распущена, возвращается в Карлсруэ, где, помимо музыкальной деятельности при дворе, преподаёт в гимназии и много сочиняет. В 1747 году граф Карл Фридрих Баден-Дурлахский приглашает Мольтера принять участие в воссоздании Баденской придворной капеллы, которой композитор и руководил до самой смерти.

Творчество

Мольтер - автор более 600 сочинений: трёх опер, 14 кантат, 169 симфоний, а также многочисленных концертов, среди которых выделяются концерты для трубы и четыре концерта для малого кларнета, считающиеся первыми сольными сочинениями для этого инструмента, концерт для блокфлейты; концерт для кларнета, двух скрипок, альта и basso continuo; «концерты для четырёх» (трубы, двух гобоев и фагота); концерт для виолончели и другие произведения.

Кларнетовые концерты Мольтер посвятил солисту дурлахской капеллы Иоганну Ройше - первому виртуозу кларнета из известных в настоящее время. Играл он на малом кларнете in D. Исследователь У. Теплиц считает, что изначально кларнет был именно в этом строе, что так же говорит о раннем этапе написания концертов для этого тогда совсем нового инструмента.

Творческий период Мольтера располагается между господством барочного и классического музыкальных стилей. Неудивительно, что в его творчестве сильны барочные стилистические признаки и многие исследователи относят его именно к этой эпохе. Но даже с первого взгляда у Мольтера можно выделить особенности «нового времени»: создание партитуры и обозначение в ней штрихов, чего не было, например, в уртекстах И. С. Баха.

В ходе анализа его кларнетвых концертов выяснились следующие особенности раннеклассического уникального композиторского стиля Мольтера. Первое, что необходимо подчеркнуть - это деление на периоды (чего не было в барочной музыке, где мелодика представлялась в виде кометы: тема-ядро и длинный импровизационный шлейф). Второе - это деление на оркестровую и сольную экспозиции (как известно, введение двойной экспозиции в концерт связывается с венскими классиками и Моцартом), это вполне ясное деление на главные и побочные партии. Необходимо сказать и о характере его начальных тем - энергетически насыщенные и краткие, предвосхищающие гайдновские первые элементы главных партий. Показателен и тональный план, образуемый оркестровыми проведениями: он реализует сложившуюся уже в то раннеклассическое время закономерность тональных последований T - D - S - T (крайние проведения в главной тональности, второе - в доминантовой, третье чаще всего в субдоминантовой сфере).

Необходимо сказать и о степени влияния эпохи барокко на мольтеровский композиторский стиль. Здесь ещё мала роль разработочных методов развития музыкально-тематического материала, доминирует вариационность, чрезвычайно богатая и искусная (об этом говорит и средний раздел-эпизод вместо разработки). Преобладает экспозиционность (свойственная concerto grosso), сюда же можно отнести и доминантовую тональность его оркестровых побочных партий (это тональное соотношение, видимо, заимствовано из фуги). Признаки барокко видны и в частом отсутствии связующей партии, которая, как известно, служит существенным показателем развитости сонатной формы. В результате экспозиции довольно краткие, порой выглядят как одно большое построение, разделённое лёгкими цезурами на этапы, соответствующие партиям сонатной формы.

Существует множество мнений о том, что композиторы очень осторожно использовали возможности кларнета на его раннем этапе. В концертах Мольтера часто встречаются звуки верхнего регистра, большие интервальные скачки, сопоставление штрихов и качества звука инструмента (живого, яркого и приглушенного, меланхоличного музыкальных образов). Очевидно, что основываясь на исполнительских качествах Ройши и особенностях его художественного вкуса, капельмейстер Мольтер задолго до Гайдна и Моцарта шёл к созданию не только нового жанра сольного концерта, но и создавал прообраз немецкой школы кларнетового исполнительства.

Произведения
  • 169 симфоний
  • 95 концертов, среди которых:
    • Концерт для валторны и оркестра Ре мажор
    • Концерт для виолончели и струнного оркестра До мажор
    • Концерт для гобоя № 7 Си-бемоль мажор
    • Концерт для фагота Си-бемоль мажор
    • Концерт для фагота Соль мажор
    • Концерт для фагота Соль минор
    • Концерт для флейты и струнного оркестра № 2 Ре мажор
    • Концерт для флейты, струнных, гобоя и валторн № 1
    • Концерт для кларнета Ля мажор
    • Концерт для кларнета Ре мажор
    • 6 концертов для кларнета, струнного оркестра и бассо континуо
    • Концерт для трубы, струнного оркестра и баса
    • Концерт для альта, струнного оркестра и баса Ля мажор
    • Концерт для поперечной флейты, альта и баса Ре мажор
    • Концерт для поперечной флейты, альта и баса Ми минор
    • Концерт для трубы, струнного оркестра и баса Ре мажор
  • 66 сонат
  • 14 кантат
  • 3 оперы
Примечания
  1. Toeplitz U. Die Holzblaeser in der Musik Mozarts. Baden-Baden, 1978.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-21