|
|
Сыромятников Сергей Петрович.
›
Сергей Петрович Сыромятников | | Дата рождения: | 28 июня (10 июля) 1891(1891-07-10) |
---|
Место рождения: | село Курба, Ярославский уезд, Ярославская губерния, Российская империя |
---|
Дата смерти: | 4 марта 1951(1951-03-04) (59 лет) |
---|
Место смерти: | Москва, СССР |
---|
Страна: | Российская империя Российская империя, СССР СССР |
---|
Научная сфера: | паровозостроение, теплотехника |
---|
Место работы: | МВТУ имени Н. Э. Баумана, МИИТ, ВНИИЖТ |
---|
Учёная степень: | доктор технических наук |
---|
Учёное звание: | профессор, академик АН СССР |
---|
Альма-матер: | Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана |
---|
Научный руководитель: | Александр Сергеевич Раевский, Николай Егорович Жуковский |
---|
Известные ученики: | Владимир Николаевич Иванов |
---|
Известен как: | основоположник научного проектирования паровозов |
---|
Награды и премии |
|
---|
Серге́й Петро́вич Сыромя́тников (1891-1951) - инженер-теплотехник, учёный в области паровозостроения, академик АН СССР (1943). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1943). Главный эксперт по паровозам Экспертно-технического отдела НКПС, генерал-директор тяги 1 ранга. Основоположник научного проектирования паровозов; разработал теорию и расчёт тепловых процессов, а также создал теорию топочного процесса паровозных котлов. Содержание- Биография
- Награды и премии
- Профессиональная и научная деятельность
- Публикации и книги
- Литература
- Ссылки
БиографияСерге́й Петро́вич Сыромя́тников родился 28 июня (10 июля) 1891 года в селе Курба (ныне Ярославский район, Ярославская область). Отец - Петр Александрович Сыромятников работал земским врачом в селе Курба в течение семи лет (1890-1897). С. П. Сыромятников провёл свои детство и юность в Пензе, где окончил Первую мужскую гимназию с серебряной медалью. - 1917 год - окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ). Научный руководитель - Раевский, Александр Сергеевич, под его руководством С. П. Сыромятников проходил практику на Путиловском заводе и выполнял дипломную работу - проект паровоза. Трудовую деятельность начинал на Путиловском заводе и в Московском паровозном депо.
- 1925 год - утверждён ГУС-ом Наркомпроса в звании профессора в МИИТе по кафедре «Паровозы».
- 1940-1943 годы - главный эксперт по паровозам Экспертно-технического отдела НКПС.
- 1943 год - удостоен звания генерал-директора тяги 1 ранга;
- 27 сентября 1943 года - академик АН СССР по Отделению технических наук (теплотехника, паровозы).
Преподавательская деятельность: - 1918-1941 - Московское высшее техническое училище (МВТУ).
- 1918-1927 - Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).
- 1921-1925 - Высшие технические курсы НКПС.
- 1925-1931 - профессор и руководитель кафедры «Паровозы» в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ).
- 1931-1949 - профессор и руководитель кафедры «Паровозы» в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), который был выделен из МИИТа.
Являлся членом: - Научно-технического совета МПС.
- Учёного совета Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).
- Учёного совета Московского института инженеров транспорта (МИИТ).
Создал и возглавил кафедру «Паровозы» в МИИТе. Воспитал большое количество учеников. Один из них, профессор Владимир Иванов, возглавил в МИИТе кафедру «Паровозы» после смерти С. П. Сыромятникова. С. П. Сыромятников умер 4 марта 1951 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Награды и премии- заслуженный деятель науки и техники РСФСР (14.1.1943)
- орден Ленина.
- два ордена Трудового Красного Знамени.
- орден Красной Звезды.
- два нагрудных знака «Почётный железнодорожник».
- Сталинская премия второй степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения
- медали.
Профессиональная и научная деятельностьС. П. Сыромятников создал и возглавил научную школу паровозостроения, поставил проектирование паровозов на научную снову. Он создал методики теплотехнических расчётов паровых котлов паровозов, на основании которых в СССР в 1930-х - 1950-х годах проектировались и изготавливались тысячи грузовых и пассажирских локомотивов, превосходивших многие лучшие мировые образцы по параметрам скорости, мощности, экономичности и безопасности. Это паровозы серий: ФД, СО, ИС, П, П36, Л, ЛВ и др. Из 80 научных трудов ученого многие были переизданы за границей. - Паровоз повышенной экономичности ФД21-3128м - был создан по проекту С. П. Сыромятникова.
Публикации и книги- Исследование рабочего процесса паровозного котла и пароперегревателя. - Москва, 1923.
- С. П. Сыромятников, Юрий Ломоносов. Результаты испытания водоподогревателей. - Москва: «Транспечать» НКПС, 1926.
- Курс паровозов. Устройство и работа паровозов и техника их ремонта. - Центральное управление учебными заведениями. - Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1937.
- Тепловой процесс паровоза, 5 изд. - Москва, 1947.
- Паровозы. Тепловая работа, динамика, автотормоза. - Москва, 1949.
- Тепловая работа паровозной топки. - Москва, 1953.
Литература- Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 554. - ISBN 5-85270-115-7.
- Сергей Петрович Сыромятников. // Известия АН СССР. Отд. технич. наук. - 1951. - № 5.
- Розум В. И. Востребованный временем : к 120-летию со дня рождения С. П. Сыромятникова. - Ярославль : Индиго, 2010. - 104 с. - ISBN 9785917220048
- Гумилевский Л. Русские инженеры. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1953. - 439 с. - 90 000 экз.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|