Меженинов Николай Павлович (Mirinov Nikolay Pavlovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Меженинов Николай Павлович.

 ›

Николай Павлович Меженинов
Дата рождения:

10 марта 1838

Место рождения:

Рязанская губерния

Дата смерти:

27 ноября 1901 (63 года)

Место смерти:

Санкт-Петербург

Награды и премии:

Меженинов Николай Павлович (10 марта 1838 года, Мишино, Рязанская губерния - 27 ноября 1901 года, Санкт-Петербург) - российский инженер-путеец, изыскатель и строитель железных дорог в России. Начальник экспедиции по проведению изысканий и начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути (1887-1896). Тайный советник (1900).

Содержание
  • Биография
  • Строитель железных дорог
  • Награды
  • Память
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родился в старинной дворянской помещичьей семье, владевшей землями в Рязанской губернии с XVI века. Родовая усадьба находилась в селе Мишино. Семья было многодетной, сестры - Анна (род. 1832), Мария (род. 1836), Елизавета (род. 1845). Старший брат Александр (1834-1910) - генерал, поэт, герой Сербско-турецкой войны (1876-1877), младшие - Иван (род. 1840), Виктор (род.1847)

В 1861 году окончил физико-математический факультет Императорского Московского университета (по отделению чистой математики, кандидат наук). В том же году поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Окончил полный курс в 1863 году, получил звание инженера-поручика путей сообщения. Был назначен начальником дистанции седьмого округа путей сообщения Конотопской железной дороги.

Строитель железных дорог

Тяготея к практической работе, добился освобождения от должности и с 1866 года участвует в строительстве железнодорожных линий в обществе Курско-Киевской железной дороги, в 1869 году принимает участие в изысканиях для строительства железной дороги Конотоп-Бахмач-Минск. В 1870 году назначается начальником правительственных изысканий железной дороги Вильно - Минск. В 1872 году командирован в качестве государственного инспектора строительства Ландварово-Роменской железной дороги, в 1874 году получил назначение на должность инспектора Уральской горно-заводской дороги от Перми до Екатеринбурга.

В марте 1875 года руководит строительством дороги Оренбург-Самара, ведущимся обществом Оренбургской железной дороги. В 1877 году назначен главным инженером строительства Сумского участка Харьковско-Николаевской железной дороги. Будучи затем главным инженером правления этой дороги, занимался проектами повышения её пропускной способности и устройством Николаевского порта. В 1881 году, с переходом дороги под государственное управление, возглавил её правление. В 1883 году вышел в отставку, принимал участие в постройке участка Полесской дороги. Затем был избран начальником управления Закавказской железной дороги.

В 1887 году, получив приглашение от Управления казенных железных дорог, вновь возвращается на государственную службу, назначен начальником изысканий Средне-Сибирской железной дороги. Работы были развёрнуты после исторического совещания 1 июня 1887 года министров путей сообщения, морского, военного, финансов, внутренних дел, где было приняло решение о строительстве участков железной дороги в Сибири: Средне-Сибирской (Томск-Иркутск), Забайкальской (озеро Байкал-Сретенск), Уссурийской (Владивосток-Амурская область). Средне-Сибирскую экспедицию по производству предварительных изысканий возглавил Н. П. Меженинов, Забайкальскую - О. П. Вяземский, Уссурийскую - А. И. Урсати. Две первые приступили к работе в августе 1887 года, последняя - в феврале 1888 года. По докладу Н. П. Меженинова на основе изысканий, проведенных под его руководством в 1887-1889 годах, Министерство путей сообщения признало план «Сплошной Сибирской железной дороги» более выгодным в технико-экономическом отношении, чем сочетание водных и железнодорожных участков.

Начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги (1892). 20 июля 1894 года у села Кривощеково (позже здесь вырастет город Новосибирск) вместе с томским губернатором Г. А. Тобизеном и управляющим Контрольной Палатой М. К. Шпейром присутствовал при торжественной закладке первого камня в правобережный устой железнодорожного моста через Обь. Мост был построен в очень короткий срок и сдан в эксплуатацию 5 апреля 1897 года. В строительстве участвовали также Николай Апполонович Белелюбский, Григорий Моисеевич Будагов, Николай Михайлович Тихомиров, Владимир Александрович Линк, Виктор Степанович Королёв, Эрнест Андреевич Бабиенский, Александр Станиславович Конопчинский, Кранит Егорович Трубин и многие другие.

С августа 1889 по 1892 год, провёдя изыскания, строил железную дорогу Джанкой-Феодосия в Крыму. Пешеходный мост над железнодорожным путём в Феодосии назван Межениновским.

Начальник строительства железнодорожной ветки Тайга-Томск (1895-1896).

В декабре 1895 года первые поезда пришли в Красноярск, в Иркутск - в феврале 1897-го. 31 марта 1897 года открыто движение по железнодорожному мосту через Обь. В 1899 году Средне-Сибирская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

При строительстве железных дорог требовал везде вдоль путей в городах и поселках строить гимназии, больницы, церкви, библиотеки, переселенческие пункты, высаживать сады. Сам состоял членом комитета по строительству новосибирского храма во имя благоверного князя Александра Невского (1895), здания Общественного собрания в Томске в 1898-1900 годах.

Награды

орден Станислава III степени (1871).

орден Св. Анны II степени (1873).

орден Св. Владимира IV степени (1890)

орден Св. Владимира III степени (1895)

Память

В честь Меженинова названа станция Межениновка Томской ветви Западно-Сибирской железной дороги. Это не первое название станции в честь Меженинова, первоначально так называлась предпоследняя станция Томской ветви, ныне - Томск-I.

По некоторым сведениям похоронен у церкви в родовом поместье Межениновых - ныне деревне Мишино Зарайского района Московской области.

Литература

Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. Н. М. Дмитриенко. - Томск: Изд-во НТЛ, 2004. - C. 207. - ISBN 5-89503-211-7.

СТРОИТЕЛИ Транссиба // Магистраль : начальники желез. дорог Зап. Сибири, 1896-2006 : ист. очерки. - Новосибирск, 2006. - С. 26 - 29 : ил, портр.

ПЛИТЧЕНКО, Е. А. Дистанция пути - жизнь / Е. А. Плитченко // Созидатели : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. - Новосибирск, 2003. - Т. 2. - С. 307-311 : портр.

АКУЛИНИН, Н. А. Счастливая судьба / Н. А. Акулинин // Путь и путевое хоз-во. - 1992. - № 2. - С. 32.

НОЗДРИН Г. А. Меженинов Николай Павлович / Г. А. Ноздрин // Новосибирск : энциклопедия. - Новосибирск, 2003. - С. 519. - Библиогр.: с. 519.

Н. П. МЕЖЕНИНОВ : // Сибирский Торгово-промышленный и Справочный Календарь на 1898 год. - Томск, 1898. - С. 638-641 (3-я паг.), портр. на вкл. л. между с. 640 и 641. - Загл. на корешке: Сибирский Торгово-промышленный Календарь.

Примечания
  1. Межениновы Древний рязанский дворянский род, восходящий ко временам Василия Темного и владевший поместьем в д. Гласково Рязанского
  2. Частями села владели помещики Кропоткина, Гололобова и Межениновы. В усадьбе Межениновых, дворян старинного рода, родился герой Сербско-турецкой войны 1876 г., генерал, поэт Александр Павлович Меженинов (1834-1910)
  3. Каширские известия / Поэт и герой
  4. Пешеходный мост через железную дорогу в Феодосии
  5. Железнодорожный мост через Обь
  6. Фонд Императора Александра III: церкви и школы на Великой Сибирской железной дороге
  7. Комитет по строительству здания Общественного собрания (1897 год)
  8. У церковного алтаря находится захоронение героя сербско-турецкой войны генерала Александра Меженинова и его брата - создателя знаменитого Транссиба Николая Меженинова.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-17