Лассаль Фердинанд (Ferdinand Lassalle).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Лассаль Фердинанд.

 ›

Фердинанд Лассаль
Ferdinand Lassalle
Род деятельности:

философ, юрист, экономист и политический деятель

Дата рождения:

11 апреля 1825

Место рождения:

Бреслау, Пруссия
(ныне Вроцлав, Польша)

Страна:

Германия

Дата смерти:

31 августа 1864 (39 лет)

Место смерти:

Женева, Швейцария


Фердинанд Ласса́ль (нем. Lassalle; так стал писать свою фамилию Лассаль после пребывания в Париже в 1840-е гг.; родители его писались Lassal; 11 апреля 1825, Бреслау - 31 августа 1864, Женева) - немецкий философ, юрист, экономист и политический деятель.

Содержание
  • Биография
    • Лассаль и Бисмарк
    • Роковая любовь
  • Философия права
  • Политические взгляды
  • Государственный социализм
  • Лассаль и Маркс
  • Ораторское искусство
  • Интересные факты
  • Сочинения
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родился в Бреслау в переселившейся из Восточной Европы в Германию еврейской семье богатого торговца шелком. Фамилия происходит от названия силезского города Ласлау (ныне Водзислав-Слёнски в Польше). В 15-16 лет - от этого времени сохранился любопытный дневник Лассаля - он был уже чрезвычайно развитым юношей, весьма падким, однако, до разного рода удовольствий. Любовь к наслаждениям всю жизнь не покидала Лассаля.

В 1843–46 годах, вопреки желанию отца, готовившего сына к коммерческой деятельности, изучал философию, историю и классическую филологию в университетах Бреслау и Берлина, где увлёкся философией Гегеля и радикально-демократическими, а затем и социалистическими идеями. Зимой 1845/46 года отправился в Париж, где намеревался написать работу о Гераклите. В Париже сблизился с Гейне, по достоинству оценившим его мощную личность. Знакомство с Гейне способствовало сближению Лассаля с рядом представителей интеллектуальной элиты Парижа и Берлина.

Вернувшись в 1846 году в Германию, Лассаль познакомился с графиней Софией фон Гацфельдт и вёл её бракоразводное дело. Необдуманный поступок друзей Лассаля, похитивших шкатулку любовницы графа Гацфельдта, привёл Лассаля на скамью подсудимых по обвинению в подстрекательстве к краже. Лассаль произнёс блестящую речь и был оправдан.

В 1848 году он является уже довольно видным деятелем радикальной демократической партии в Прирейнской Пруссии. Сотрудник радикальной Neue Rheinische Zeitung, редакторами которой были Маркс и Энгельс, он заявляет себя последователем их идей. Преданный суду по обвинению в государственной измене, но оправданный присяжными, он был привлечён к суду исправительной полиции и присуждён к тюремному заключению. В 1858 издает свой труд о Гераклите («Die Philosophie Herakleitos des Dunkeln v. Ephesos»), за которым следует ряд небольших литературных работ, между прочим трагедия «Франц фон-Зикинген» (1859), и крупное юридическое сочинение «System der erworbenen Rechte» (1861; 2 изд. 1880).

Известный парламентский «конфликт» (1862 и сл.) с полной ясностью раскрывает различие между принципами прусских прогрессистов и взглядами Лассаля. В 1862 Лассаль выступает перед берлинскими рабочими со знаменитой речью: «Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия». По предложению комитета для созыва всеобщего германского конгресса рабочих Лассаль пишет «открытое письмо», резюмирующее его социально-политическую программу. Комитет принял эту программу, и в мае 1863 года, согласно с нею, был основан Всеобщий германский рабочий союз, заложивший основы СДПГ. Лассаль был избран его президентом. Социально-политическая агитация Лассаля навлекла на него целый ряд процессов.

После основания «Всеобщего германского рабочего союза», получившего по настоянию Лассаля централистическую организацию, Лассаль, став главой партии, окончательно разошелся с прусскими прогрессистами.

Лассаль и Бисмарк

Борьба с последними привела Лассаля к заигрыванию и сношениям с прусским правительством, которое, в лице Бисмарка, не прочь было эксплуатировать в своих интересах борьбу между либерализмом и социал-демократией. Сношения Бисмарка с Лассалем вполне удостоверены: они вертелись главным образом вокруг вопроса о введении всеобщей подачи голосов. Отсюда слова Лассаля, оказавшиеся пророческими, в его берлинской защитительной речи по обвинению в государственной измене: Бисмарк сыграет роль Роберта Пиля и введет всеобщую подачу голосов.

Роковая любовь

В 1864 году, находясь в Швейцарии, Лассаль влюбился в 16-летнюю Елену, католичку, дочь известного баварского дипломата Дённигеса и сделал ей предложение. Ради этого брака он готов был на любые жертвы, вплоть до перехода в католичество. Однако, узнав о революционных взглядах и еврейском происхождении Лассаля, дипломат запретил брак. Он предпочел выдать свою дочь за валашского дворянина, друга детства Елены Янко Раковицу. Лассаль вызвал жениха на дуэль, в результате которой был ранен и через несколько дней умер в Женеве. Возлюбленная Лассаля, не смея противиться отцу, вышла замуж, дожила до старости, эмигрировала в Америку. Лассаль был похоронен на старом еврейском кладбище в Бреслау.

Франциска Кугельман вспоминала мнение Карла Маркса о смерти Лассаля: «Во всей этой истории он хотел, по мнению Маркса, разыграть аристократа, но при этом доказал, что он избрал совершенно негодный способ дурного подражания аристократам. Если бы он серьёзно относился к своей миссии, он не поставил бы на карту жизнь ради такого фарса»

Философия права

«Система приобретённых прав» - самое оригинальное и цельное произведение Лассаля. Первая часть его посвящена вопросу об обратном действии законов, вторая - характеристике римского и германского наследственного права в их историческом развитии. Согласно Лассалю, развитие права есть развитие идей, «диалектика понятий». Наше время стремится выработать себе новое социально-политическое мировоззрение; задача «Системы приобретенных прав» - раскрыть основную его идею. Только плоский буржуазный либерализм отделяет в гражданском праве социальный элемент от политического, тогда как оба эти элемента составляют одно неразрывное целое (основная мысль Лассаля: «в соединении политики и экономии - моя главная сила», писал он Родбертусу (en)).

Приобретенное право есть право, в создании которого участвовала индивидуальная воля. Отсюда вытекает:

  • 1) что закон не должен иметь обратного действия, если личность подпадает под этот закон при посредстве актов своей воли (Ф. А. Ланге указал, что этот принцип выражен довольно ясно уже у Фихте), и
  • 2) что обратное действие закона возможно, если личность подпадает под него без посредства такого добровольного акта.

Своими действиями личность может обеспечивать себе права лишь тогда и постольку, когда и поскольку это дозволяется существующими законами, то есть согласуется с общенародным правосознанием. Это - высший принцип права: всякое отдельное право (право в субъективном смысле, по общепринятой терминологии) изменяется вместе с изменением той правовой субстанции (права в объективном смысле), из которой оно возникло и с которой связано. Не признавать этого принципа, значило бы требовать самодержавия личности.

В полемике с философом-юристом Ф. И. Шталем Лассаль развивает из своего основного принципа учение об экспроприации, которое Адольф Вагнер положил в основу своей «экономической теории» экспроприации. Допускать вознаграждение за отмененное право, значит признавать за отдельными личностями и классами «право облагать народный дух податью за его дальнейшее развитие». Однако, если новый закон отменяет не самое право, а лишь определенную форму его удовлетворения, превращая, например, вещное право в обязательственное, то это изменение может принять на практике форму вознаграждения или выкупа.

Уже Ф. А. Ланге в свое время (при жизни Лассаля) заметил, что «теория приобретенных прав Лассаля заключает в себе все моменты, из которых может развиться практика отнятых прав». Сам Лассаль в письме к своему издателю и другу либералу Дункеру прямо говорит, что он в «Системе» «стремился соорудить твердыню научной юридической системы социализма». «Это сооружение», прибавляет он самоуверенно, «мне великолепно удалось, и вылито оно из чистой стали». В своей исторической характеристике римского и германского наследственного права, на которой, именно в силу исторического содержания темы, особенно резко отразились слабые стороны идеалистической «диалектики понятия», Лассаль стремится показать, что римское наследственное право, со своим основным элементом - наследованием по завещанию - покоится на бессмертии индивидуальной воли, и наоборот, в германском праве основной элемент - наследование без завещания, имеющее сперва семейный, позже - государственный характер.

Конечный вывод Лассаля - отрицание для современности завещательного права и сведение современного германского наследования по закону к «общественному регулированию наследства». Уверенность Лассаля, что его «Система приобретенных прав» завоюет себе широкую популярность и окажет влияние на юридическую практику и законодательство, не оправдалась.

Политические взгляды

По своим политическим взглядам Лассаль был республиканцем, сторонником пангерманизма и противником федеративного начала. (см. письма к Родбертусу: «Grossdeutschland moins les dynasties»). Считал, что все немецкие земли должны объединиться (не исключая и австрийских) в одну единую республику - «Grossdeutschland moins les dynasties». Однако в брошюре «Der italienische Krieg u. die Aufgabe Preussens» (1859) Лассаль предвидит печальные последствия франко-германского столкновения для европейского прогресса и высказывается против присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии.

Социальная философия и экономические взгляды Лассаля менее оригинальны, чем его юридическое обоснование социальной реформы. В своём «Arbeiterprogramm» (1862) он намечает, согласно с Марксом, процесс смены средневекового феодального строя буржуазно-капиталистическим - процесс, в основе которого лежат коренные преобразования в сфере производства и обмена. В то же время верный гегелевскому учению о государстве, Лассаль выставляет рабочий класс носителем чистой идеи государства, как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего человечество для свободы. История для Лассаля - не что иное, как «совершающийся с внутренней необходимостью непрерывный процесс развития разума и свободы» («Die Wissenschaft u. die Arbeiter», 1862).

Социальная философия Лассаля имеет большое сходство с социальной философией Лоренца Штейна, автора концепции социального государства, бесспорно оказавшей влияние на развитие Лассалевских идей. Как экономист, Лассаль популяризовал, главным образом, взгляды Рикардо, Маркса и Родбертуса (с обоими последними он находился в переписке); но он и сам обладал широкой эрудицией, блестящий образчик которой - речь: «Косвенные налоги и положение рабочего класса» (1863). Самый замечательный экономический труд Лассаля - полемическое произведение против Шульце-Делича («Herr Bastiat-Schultze von Delitzsch oder Kapital u. Arbeit», 1864). Здесь дана, среди прочего, яркая и весьма ценная характеристика исторического развития хозяйства и превосходно выяснен исторический характер основных экономических категорий. Главное значение Лассаля в социально-экономической области заключается в его практической деятельности. Он сильно продвинул вперед немецкое рабочее движение, положив начало организации рабочих в самостоятельную политическую партию и дав им ясную программу. Таким образом, он явился основателем новейшей немецкой социал-демократии.

Государственный социализм

Социально-политическая деятельность Лассаля оказала также огромное влияние на академическую науку и общественное мнение; германский катедер-социализм, в значительной мере разделявший с Лассалем «культ государства», был отзвуком Лассалевской полемики против фритредерства.

По мнению Лассаля, в условиях, когда ремесло все более и более вытесняется крупным производством, единственное средство поднять рабочих, как производителей - это сделать их собственными предпринимателями и уничтожить различие между предпринимательской прибылью и заработной платой, заменив последнюю действительным продуктом труда рабочего (Arbeitsertrag). Для этой цели необходимо учреждение свободных производительных ассоциаций рабочих, с государственным кредитом и под контролем государства. Только таким путем возможно будет освободить рабочих от гнета железного закона заработной платы (см. Заработная плата), который Л. понимал в смысле Рикардо и Мальтуса, хотя и отрицал общее учение Мальтуса о населении.

Чтобы добиться содействия государства, рабочий класс должен основным требованием своей политической программы поставить всеобщее избирательное право. В устройстве производительных ассоциаций с государственным кредитом, идея которых заимствована им у Луи Блана и Прудона, Лассаль видел не окончательное решение социального вопроса, а наилучшее средство для постепенной органической социализации общества.

Лассаль и Маркс
Он был одним из тех людей, которых я очень ценил.

- Карл Маркс

Возражая против программы Лассаля, последователи Маркса указывают на то, что производительные ассоциации, при существовании свободной конкуренции и вообще капиталистического строя, неизбежно обречены на капиталистическое вырождение. То же возражение делает и Родбертус, придавая ему юридическую формулировку: осуществление плана Лассаля «поведет к самому резкому развитию корпоративной (а не коллективной) собственности на орудия производства, которая изменит только личный состав имущих и будет в тысячу раз более ненавистной, чем современная индивидуальная собственность». Однако основные социально-политические положения и требования Лассалевской агитации составляли интегральную часть программы германской социал-демократической партии. Только на эрфуртском конгрессе (1891), восторжествовала доктрина Маркса.

Ораторское искусство

Лассаль принадлежит к числу самых блестящих ораторов XIX в.: он говорил ясно, замечательно умел подчеркнуть суть развиваемых им соображений, отличался изумительной находчивостью и остроумием. Главная сила Лассаля как оратора была в нравственном пафосе, пронизывавшем его речи. В агитации Лассаля не было ничего демагогического: он всегда апеллировал лишь к нравственному чувству и разуму своих слушателей. Его язык был сильным и метким; образы и сравнения, к которым он прибегал, ярко иллюстрировали его мысль. В истории немецкой изящной литературы Лассаль занял прочное место как автор трагедии «Франц фон-Зикинген», произведения с крупными формальными недостатками, но чрезвычайно богатого содержанием. Лассаль хотел пойти дальше Шиллера, положив в основу исторической трагедии не личные судьбы героев, а культурно-исторические процессы и идеи. Трагическая идея «Франца фон-Зикингена», по толкованию самого Лассаля, такова: Зикинген гибнет и его предприятие рушится, потому что, вместо открытого заявления своих принципов, он маскировал их, а «революционные цели не могут достигаться дипломатическими средствами». В качестве критика Лассаль выступил с едким памфлетом против Юлиана Шмидта, автора «Истории немецкой литературы»: «Herr Julian Schmidt der Literarhistoriker» (1862). Памфлет написан в виде замечаний наборщика и его жены (замечания жены наборщика принадлежат Лотару Бухеру) на отдельные места из сочинения Шмидта. Кроме того Лассалю принадлежит ещё замечательный этюд о Лессинге (1861).

Лучшее издание сочинений Лассаля, кроме «Гераклита» и «Системы», сделано Бернштейном: «Reden u. Schriften» (Берлин, 1892-1893). Вступительная статья Бернштейна - лучшая характеристика социально-политической деятельности Лассаля. Дневник Лассаля издал, с введением, П. Линдау (Бреславль, 1892; русский перевод дневника в «Сев. Вестнике»). Вышли ещё «Briefe Lassalles an Hans v. Bülow» (Дрезден и Лпц., без обозначения года); «Briefe von F. Lassalle an K. Rodbertus», с введением А. Вагнера (Б., 1878; представляют большой научный интерес). В конце 1895 г. в Цюрихе издана переписка Л. с поэтом Гервегом. Автобиографию Л. см . в воспоминаниях г-жи С. С.: «Романический эпизод из жизни Ф. Лассаля» («Вестник Европы», 1877, XI). Большинство речей Л. переведено на русский язык Зайцевым («Сочинения Ф. Лассаля», т. I, СПб., 1870), в 1872 запрещено к распространению, тираж 2 тома уничтожен.. Вып. VII «Европейских писателей и мыслителей», под ред. В. Чуйко (СПб., 1882), посвящен Л. Лассалеанцы - см. Социал-демократия.

Интересные факты
  • С 30 апреля 1920 по 1938 год главная улица города Одессы, Дерибасовская, носила имя Лассаля.
  • С 1918 по 1940 год Михайловская улица и площадь Искусств в Ленинграде носила имя Лассаля
  • Одна из улиц Лигова под Санкт-Петербургом (бывшая Шеферская ул.) с 1920-х годов по 1964 носила имя Лассаля.
  • Одна из улиц Таганрога носила имя Лассаля.
  • До 1948 года улица Сурикова в Иркутске носила имя Лассаля.
  • Имя Лассаля внесено в список имен великих революционеров, выбитый на памятном постаменте у стен Московского Кремля, в Александровском саду. Список революционеров утвержден Лениным.
  • Изображен на почтовой марке ФРГ 1964 года.
Сочинения
  • Лассаль Ф. Сочинения в двух томах. СПб, изд. Н. Полякова, 1870. - запрещено цензурой.
Литература
  • Лассаль, Фердинанд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Becker, «Geschichte d. Arbeiteragitation F. L’s» (Брауншвейг, 1874)
  • Becker, «Enth üllungen über d. tragische Lebensende F. L’s» (2 изд. Нюрнберг, 1892)
  • H. v. Rakowitza, geb. v. Dönniges, «Meine Beziehungen zu F. L.» (много изданий, Бреславль)
  • F. v. Lenbach, «Lassalles Leben» (Б., 1887); Kegel, «F. L.» (Штутгарт, 1889)
  • Brandes, «F. L. Ein litterarisches Charakterbild» (2 изд. Лпц., 1889; блестящая психологическая характеристика)
  • Plener, «F. L.» (Лпц., 1884); G. Mayer, «L. als Sozialökonom» (Б., 1894)
  • L. O. Brandt, «F. L’s sozialökonomische Anschauungen u. praktische Vorschlä ge» (Иена, 1895). Взгляды Родбертуса на программу Л. см. в его «Briefe und Aufsätze», изд. Р. Мейером (Б. 1880). Маркс критикует Л. в своих замечаниях на готскую программу 1875 г., опубликованных в «Neue Zeit» за 1891 г., № 18.
  • В. О. Корш, «Последний роман в жизни Л.» (в его «Этюдах», I, СПб. 1885)
  • Э. К. Ватсон, «Вопрос об улучшении быта рабочих в Германии» (в «Этюдах и очерках по общественным вопросам», СПб., 1892)
  • Из общих сочинений см. в особ. Menger, «D. Recht auf d. vollen u. Arbeitsertrag» (2 изд. Штутгарт, 1891), и Ф. А. Ланге, «Рабочий вопрос» (2 изд., русск. пер. СПб., 1895).
  • Р. Люксембург Из литературного наследия Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Фердинанда Лассаля
  • Классен В. Я. Фердинанд Лассаль. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. Серия «Жизнь замечательных людей». Из-во Ф. Ф. Павленкова (переиздана в 1999).
  • Суворов Ю. В. Ф. Ласаль. Штрихи к политическому портрету (монография). Петрозаводск, 1997, 158 с.
  • Федоровский Н. Г. К вопросу о классовой сущности лассальянства / История социалистических учений: сб.статей (М.: изд-во АН СССР. 1986. С.49-73)
  • Федоровский Н. Г. Парижская Коммуна и трансформация лассальянства / История социалистических учений: сб.статей (М.: изд-во АН СССР. 1981. С.87-105)
Примечания
  • Коллекция документов Ф. Лассаля хранится в РГАСПИ - ф. 183.
  1. Лассаль Фердинанд
  2. Фердинанд Лассаль - Елене фон Деннигес
  3. Жуков Н. Н.. Воспоминания о Марксе и Энгельсе - Фридрих Энгельс и Карл Маркс Собрание сочинений
  4. История политики
  5. Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2-е издание, т. 30, с. 555

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-14