Бороша Миливой (Borosh Milivoje).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Бороша Миливой.

 ›

Миливой Бороша
хорв. Milivoj Boroša, серб. Миливоj Бороша
Дата рождения

11 сентября 1920(1920-09-11) (94 года)

Место рождения

Загреб, Королевство Югославия

Принадлежность

Королевство ЮгославияХорватия Хорватия / Третий рейх Третий рейхСССР СССР / Югославия Югославия

Годы службы

1941-1946

Звание

унтер-офицер
полковник

Часть

21-я эскадрилья морской авиации армии Королевства Югославии
5-я бомбардировочная авиагруппа Хорватского воздушного легиона

Командовал

бомбардировщик Dornier Do 17Z (бортовой номер A1+OZ), бомбардировщик АНТ-40

Сражения/войны

Вторая мировая война:

  • Великая Отечественная война
  • Народно-освободительная война Югославии
Награды и премии


Миливой Бороша (хорв. Milivoj Boroša, серб. Миливоj Бороша, родился 11 сентября 1920 в Загребе) - югославский хорватский лётчик, участник Второй мировой войны. Во Второй мировой войне до 1942 года служил в люфтваффе и ВВС Хорватии, но в 1942 году перешёл на сторону СССР. В послевоенные годы нёс службу в Югославии.

Содержание
  • Биография
    • Ранние годы
    • Служба в люфтваффе и авиации Независимого государства Хорватия
      • Инцидент 26 января 1942 подо Ржевом
      • Суд и последующее продолжение службы
      • Полёт 25 июня 1942 в Калининскую область
    • Переход на сторону СССР
    • После войны
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография
Ранние годы

Родился 11 сентября 1920 в Загребе. Хорват по национальности (по другим данным - словенец). Старший ребёнок в семье (у него ещё было семь братьев и сестёр). Отец - младший офицер, музыкант военного оркестра армии Королевства Югославии.

Как старший сын, Миливой вынужден был отправиться служить в армию, несмотря на своё желание учиться в художественной школе. В 1938 году поступил в школу военно-морской авиации, которую окончил в марте 1941 года. Службу нёс в Которском заливе в Дивулье в составе 21-й эскадрильи морской авиации в качестве авиамеханика. В войне против Германии фактически не успел принять участие, однако затопил собственный самолёт, чтобы тот не достался итальянцам. Был насильно призван 22 апреля в армию Независимого государства Хорватии и отправился на учения (авиации у усташей в то время не было, поскольку немцы ещё не договорились о предоставлении своих самолётов, а большая часть югославских самолётов не была пригодна для боевых действий). Дальнейшую службу он нёс в составе Хорватского воздушного легиона.

Служба в люфтваффе и авиации Независимого государства Хорватия

Значительную часть его соратников составляли агрессивные хорватские националисты и фашисты, лишь меньшинство солдат тайно состояли в антифашистском движении (их лидером был русский эмигрант Аркадий Попов). Практику Миливой проходил в немецком городе Грайфсвальд на побережье Балтийского моря. Немцы тем временем готовились к нападению на СССР, и Попов рассказал Бороше о планах вермахта. Миливой твёрдо решил, что не будет воевать против русских, и его решение поддержали родители. Однако покинуть часть он не мог, вследствие чего вынужден был продолжить обучение. Перед началом войны, когда Павеличу удалось создать авиацию из отремонтированных югославских и новых немецких самолётов, Миливой был зачислен в 5-ю бомбардировочную авиагруппу, заняв должность штурмана одного из самолётов.

Инцидент 26 января 1942 подо Ржевом

Свой первый вылет на территорию СССР авиагруппа совершила в июне 1941 года в Витебск. В декабре 1941 года бомбардировщики предприняли авианалёты на Вязьму и Москву. Несмотря на то, что Бороша носил униформу люфтваффе, он специально сбрасывал бомбы мимо гражданских и военных объектов, не желая уничтожать мирное население. Всего он поступил так три раза, и значально немцы считали причиной такого поведения молодость и неопытность солдата. Но во время четвёртой бомбардировки Миливой совершил поступок, после которого немцы осознали, что в дивизии появился потенциальный перебежчик.

26 января 1942 года бомбардировщик Бороши пролетал над Ржевом, к которому шла немецкая моторизованная колонна. Миливой, завидев немецкую колонну, стал громко кричать «Русские», давая тем самым сигнал о сбросе бомб. Экипаж не понял, где именно находились названные хорватом русские, но Бороша всё-таки убедил пилота открыть бомболюк. В тот момент самолёт пролетал прямо над немецкой колонной. Всего было сброшено 20 бомб, каждая массой по 50 килограммов. Бомбы угодили в немецкую бронетанковую колонну, и несколько танков и автомобилей взорвались. Позднее командование сообщило Бороше о том, что именно он сделал на самом деле.

Суд и последующее продолжение службы

За подобный проступок Борошу отстранили от полётов и отправили в карцер Загреба. Долгое время Миливой ожидал суда и пытался сбежать к партизанам, однако это ему не удавалось. Спас его только суд, который оправдал незадачливого пилота: обвинение не собрало достаточно доказательств виновности Миливоя в саботаже. Только после того, как усташский пехотный Чёрный легион отправился на Восточный фронт, Миливой решил повторно перебежать на сторону антифашистов и убедил командование дать ему ещё один шанс на исправление ошибки. Миливой занял должность штурмана в новом самолёте Dornier Do 17Z, пилотом был Богдан Вуйчич, ликский серб, которого усташи содержали под арестом в Ядовно. Однополчанин Богдана, командир легиона генерал Владимир Крен, оказывал всю помощь Миливою.

Некоторые хорватские пилоты, которые знали о произошедшем подо Ржевом, яростно утверждали, что Миливой продал душу дьяволу и предал всю страну, специально разбомбив немецкую колонну и предприняв попытку перехода на сторону русских. Более того, Бороша сам по радио призывал переходить граждан на сторону Народно-освободительной армии. Однако Крен допустил Миливоя к полётам, и хорватского лётчика приняли в экипаж, в котором были ещё три антифашиста: тот самый Богдан Вуйчич, а также русские поляки Олег и Лев Окшевские. Единственным верным усташом был радист Марк Желяк.

Полёт 25 июня 1942 в Калининскую область

25 июня 1942 самолёт Dornier Do 17Z с бортовым номером A1+OZ отправился на боевое задание. Из Кёнигсберга поступило распоряжение о перелёте на аэродром в Ленинградской области, Бороша летел в составе группы из 12 бомбардировщиков. Как только 11 самолётов направились в сторону Ленинградской области, Миливой отдал приказ сменить курс и двигаться на юго-восток. Экипаж сообщил Марку Желяку о своём решении посадить самолёт за линией фронта и приказал ему не чинить препятствия. Сначала Желяк посчитал это откровенной шуткой и начал спорить, однако и Окшевские, и Миливой, и Богдан наставили на него пистолеты и револьверы. Желяк под страхом смерти вынужден был прервать радиопередачу и обрезать кабель. Желяка связали и только потом рассказали ему о причинах такого решения. Самолёт, пролетев 1200 километров, приземлился к востоко-северо-востоку от озера Селигер в деревне Тарасово Спировского района Калининской области (недалеко от города Вышний Волочёк), которая находилась очень далеко от линии фронта. Бомбардировщику удалось избежать атаки со стороны зенитных орудий и уйти от преследовавших его истребителей МиГ-3.

Экипаж самолёта оставил там связанного Желяка, и больше его Миливой никогда не видел. Жительницы деревни Катерина Титова и Степанида Венгерова завидели самолёт со свастикой на хвосте и крыльях, а также выбиравшихся из него людей, после чего схватили вилы и побежали навстречу пилотам, готовясь защищать свою деревню даже таким способом. Однако на ломаном русском Миливой объяснил, что не желает никому зла и хочет перейти на сторону Красной Армии, рассказав о том, как ему удалось посадить самолёт. Местные жители, узнав от Катерины о гостях из Югославии, радушно встретили лётчиков. Однако вскоре всех четверых НКВД отправило в Москву для допроса, поскольку считало подобный инцидент подозрительным.

Переход на сторону СССР

В ту же ночь Миливой прибыл на Лубянку, где его допрашивал лично Лаврентий Берия. Он задал главный вопрос: «Почему вы прилетели в Советский Союз?» Миливой, не колеблясь, ответил, что его страна была оккупирована немцами, а сам он хочет сражаться на стороне антифашистского движения, и рассказал всю свою историю. Через пару минут Берия заявил, что готов встретиться снова с Борошей и продолжить беседу. Однако Лаврентию Павловичу так и не суждено было встретиться с хорватом во второй раз: в течение года и восьми месяцев Миливой содержался в лагере для военнопленных, а его матери пришло извещение о гибели сына, «павшего на Восточном фроне борца против большевизма», на котором стояла личная подпись Адольфа Гитлера. Бороша несколько раз писал письма Иосифу Сталину с просьбой зачислить его в РККА, но все письма оставались без ответа.

Однако вскоре правда раскрылась: до гестаповцев дошли слухи, что Миливой выжил и сбежал на сторону советских солдат. Полицаи арестовали его мать и отправили на допрос, устроив ей пытки. Они требовали от неё показать письма сына, однако мать Миливоя уверяла их, что тот погиб на Восточном фронте, а писем не сохранилось. Её обвинили во лжи и пригрозили убить, однако она показала им извещение о смерти с личной подписью Гитлера, сказав: «Если лгу я, то лжёт и мой сын». После этого гестаповцы больше не заходили в её дом. Вместе с тем поток проклятий посыпался и на Вуичича, а его сербская национальность только подливала масла в огонь. Владимир Крен с большим трудом уговорил усташей оставить Богдана в покое, пообещав отправить того во Францию и перевести в 15-ю хорватскую эскадру люфтваффе. Сам Владимир Крен сдался советским войскам вместе с пилотом Альбином Штарком 14 мая 1943, желая защитить Вуичича от расправы со стороны усташей.

За время содержания под стражей Миливой выучил русский язык и даже прочитал в оригинале роман Л. Н. Толстого «Воскресение». В мае 1944 года в Москву прибыла югославская делегация во главе с Милованом Джиласом и Велимиром Терзичем, и благодаря их усилиям Борошу освободили из-под стражи. В Энгельсе он поступил в военное лётное училище, окончив его после войны. В ВВС СССР ему предоставилась должность пилота одного из бомбардировщиков. Ближе к концу войны Миливой встретил девушку по имени Александра, которая жила в Балашове, и женился на ней. Вскоре в их семье в марте 1946 года родился сын.

После войны

В апреле 1946 года после ссоры Сталина и Тито Миливой улетел в Югославию с семьёй, продолжив там службу в разных населённых пунктах от Триглава до Джевджелии. В авиации СФРЮ он начал службу в звании лейтенанта, дослужившись до звания полковника. Он работал инструктором по прыжкам с парашютом. В 1950 году в день рождения Иосипа Броза Тито Миливой подготовил подарок югославскому маршалу, совершив за день 75 прыжков с парашютом (предыдущим рекордом являлись 45 прыжков одного из советских десантников). С 17 и вплоть до 25 мая Бороша ночевал в казарме, готовя сто парашютов. В день своего рекорда один раз Бороша был на грани жизни и смерти, когда у него не раскрылся основной парашют на седьмом прыжке, однако спас его резервный парашют. К обеду Бороша побил мировой рекорд, совершив 50 прыжков, а последний, 75-й прыжок, он совершил уже в глубокой темноте.

В 1982 году Миливой посетил Калининскую область в честь 40-летия своего перелёта, где встретился с ветеранами Великой Отечественной войны и свидетелями его полёта, в том числе и Катериной Титовой. В настоящее время он проживает в Загребе, уже пережил свою жену Александру и дочь Татьяну. Награждён рядом орденов и медалей Югославии и СССР.

Несмотря на преклонный возраст и неудовлетворительные условия жизни, до сегодняшнего момента Бороша занимается общественной деятельностью. В 2001 году участвовал в выборах в Загребский городской совет от Социалистической рабочей партии Хорватии. С 1990-х годов он выступает с призывами прекратить реабилитацию хорватских коллаборационистов; сам же Бороша не поддерживает отношения с Марком Желяком, который во время пребывания в советском плену отказался переходить на сторону СССР и после войны продолжил считать Борошу государственным изменником.

Литература
  • Boris Ciglić & Dragan Savić. Dornier Do 17. The Yugoslav story: Operational records 1937-1947. Beograd, Jeroplan Books, 2007. ISBN 978-86-909727-0-8
  • Сорок лет спустя // К победе коммунизма, № 179, с. 2.
  • Aris Angelis. Ljudi XX. stoljeca. Disput, 2011. ISBN 978-9532601299
  • Milivoj Boroša. Vihor života - Curricullum vitae 1920. - 1946. 2004.
Примечания
  1. Встречается вариант Боруша
  2. Могло быть...  (рус.)
  3. Боль моя - Югославия  (рус.)
  4. Dva ratna druga  (хорв.)
  5. Predstavljena knjiga «Ljudi XX. stoljeća» Arisa Angelisa  (хорв.)
  6. PODACI O KANDIDATIMA  (хорв.)
  7. Fascists Reborn as Croatia’s Founding Fathers  (англ.)
  8. Dva ratna druga  (хорв.)

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-04-23