Гаккель Яков Модестович (Yakov Gakkel Modestovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Гаккель Яков Модестович.

 ›

Яков Модестович Гаккель
русский советский инженер-конструктор
Дата рождения:

12 мая 1874(1874-05-12)

Место рождения:

Иркутск

Гражданство:

Российская империя Российская империя→СССР СССР

Дата смерти:

12 декабря 1945(1945-12-12) (71 год)

Место смерти:

Ленинград

Отец:

Модест Гаккель

Супруга:

Ольга Глебовна Гаккель

Дети:

Яков, Екатерина

Награды и премии:


Яков Модестович Гаккель (30 апреля (12 мая) 1874, Иркутск, -12 декабря 1945, Ленинград) - русский советский инженер, внёсший значительный вклад в развитие отечественного самолёто- и тепловозостроения первой половины XX века, ученый-электротехник.

Содержание
  • Биография
  • Семья
  • Наиболее известные разработки
  • Награды и звания
  • Память
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Родился Яков Модестович Гаккель 12 мая 1874 года в Иркутске, в семье военного инженера. В 1897 году окончил Петербургский Электротехнический институт, после чего отправился работать в Сибирь (на Ленские прииски, близ г. Бодайбо). В Сибири он принимал участие в достройке гидроэлектростанции и прокладке от неё до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи.

В 1903 году Гаккель возвращается в Петербург, где начинает преподавать в Электротехническом институте, одновременно участвуя в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая. На полученную за это от Акционерного общества Вестингауза премию в 1909 году начал разрабатывать первый самолёт («Гаккель-I»). В этом же году совместно с С.С. Щетининым основал первое в России авиастроительное предприятие − Первое российское товарищество воздухоплавания «С.С. Щетинин».

Всего до 1924 года он спроектировал около полутора десятков самолётов, десять из которых были построены, а пять или шесть смогли подняться в воздух. Его аэропланы различной конструкции (среди которых был первый в России самолёт-амфибия) принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, однако не строились промышленными сериями. Отсутствие заказов привело к тому, что в 1912 году конструктор был вынужден отказаться от активной деятельности в области авиации, хотя занимался разработкой новых самолётов и позднее. Представленные им в начале 1920-х годов проекты не были реализованы из-за нехватки средств в условиях разрухи после Гражданской войны.

В 1920-х годах Яков Модестович начинает заниматься тепловозостроением и 5 августа 1924 года на пути Балтийского судостроительного завода выходит построенный по его проекту тепловоз ЩЭЛ1, один из первых в мире. В 1934 году Гаккель сконструировал паровой трактор, разработанная им паровая установка использовалась также на речных катерах.

С 1936 года Яков Модестович преподаёт в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.

Автор многих научных работ и изобретений.

Умер Яков Модестович Гаккель 12 декабря 1945 в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках.

Семья
  • Гаккель, Ольга Глебовна - жена, урожденная Успенская (дочь писателя Г. И. Успенского).
  • Гаккель, Яков Яковлевич (1901-1965) - сын, видный советский океанограф, гидролог.
  • Гаккель, Екатерина Яковлевна (1903-1984) - дочь, одна из первых женщин, удостоенных ученого звания профессора технической кафедры, крупный специалист в области автоматики локомотивов, почётный профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Профессор кафедры локомотивов и локомотивного хозяйства, доктор технических наук, автор и редактор множества трудов по конструкции локомотивов. Похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища в С-Пб.
  • Гаккель, Всеволод Яковлевич (р. 1953) - внук, музыкант, в 1975-1991 годах участник группы «Аквариум».
Наиболее известные разработки

Самолёты (1909-1912 годы):

Самолет «Гаккель-VII»
Тепловоз Щэл1 в музее на Варшавском вокзале Петербурга
Основная статья: Самолеты Гаккеля
  • Фюзеляжный биплан «Гаккель-III» с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с. 24 мая 1910 года его 200-метровый полёт был официально зафиксирован, как один из первых полётов аэроплана русской конструкции; вместо открытой фермы имел фюзеляж.
  • Одностоечный биплан «Гаккель-IV» с двигателем мощностью 100 л. с.
  • Первый в России гидросамолёт-амфибия «Гаккель-V» (1911 год); не летал, но на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге в 1910-11 получил серебряную медаль.
  • «Гаккель-VII» - 504 кг, двигатель «Аргус» 80-100 л. с. В июле 1911 года лётчик Г. В. Алехнович совершил перелёт на этом самолёте по маршруту «Петербург - Царское Село - Петербург», со скоростью 92 км/ч; на втором экземпляре этого самолёта, получившем в 1912 на 2-й Международной воздухоплавательной выставке в Москве Большую золотую медаль, Алехнович установил национальный рекорд высоты того времени - 1350 метров.
  • Первый в мире подкосный моноплан «Гаккель-IX».

Железнодорожная техника:

  • Тепловоз ГЭЛ1 (позже ЩЭЛ1) - один из двух первых в мире магистральных (1924 год).
  • Двухвагонная автомотриса АП-1
Награды и звания
Мемориальная доска в честь Я. М. Гаккеля

Профессор (1921), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940), награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Память
  • Именем Я. М. Гаккеля в 1988 году названа улица в Приморском районе Ленинграда - Гаккелевская.
  • На здании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта в его честь установлена мемориальная доска.
Примечания
  1. Будущий инженер был приговорён к пяти годам ссылки за участие в революционной деятельности. Власти, однако, позволили ему окончить институт.
  2. По утверждению советского авиаконструктора и историка авиации В. Б. Шаврова, одной из причин этого была недобросовестная конкуренция. Так самолёты Гаккель-VIII и Гаккель-IX, участвовавшие в конкурсе военных аэропланов, имели постоянные неполадки с двигателями и не смогли выполнить всю предусмотренную условиями программу полётов; через много лет выяснилось, что механик самолетов Гаккеля был подкуплен лётчиком конкурировавшего завода «Дукс» А. М. Габером-Влынским и подливал серную кислоту в рубашки двигателей, чем выводил их из строя. Позднее оба самолета сгорели вместе с ангаром «от невыясненной причины» (В. Б. Шавров. Указ. соч.).
  3. В январе 1938 года он писал летчику М. В. Водопьянову, который вывез его сына Я. Я. Гаккеля, ученого-гидролога, из лагеря челюскинцев: «…подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение.».
Литература
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. - 3-е. - М.: Машиностроение, 1985. - 752 с.
  • Самолеты Я. М. Гаккеля // Вестник воздушного флота. 1952.
  • Учёные и изобретатели железнодорожного транспорта. Сб. ст. М., 1956.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-18