Петрова-Званцева Вера Николаевна (Petrov-Zvantseva Vera).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Петрова-Званцева Вера Николаевна.

 ›

Вера Петрова-Званцева
Имя при рождении

Вера Николаевна Петрова

Полное имя

Вера Николаевна Званцова (Петрова-Званцова)

Дата рождения

31 августа (12 сентября) 1875(1875-09-12)

Место рождения

Саратов, Российская империя

Дата смерти

11 февраля 1944(1944-02-11) (68 лет)

Место смерти

Москва

Страна

Российская империя Российская империя, СССР СССР

Профессии

оперная певица

Певческий голос

меццо-сопрано


Вера Николаевна Петрова-Званцева (урожденная Петрова; 31.8 (12.9).1875 (по данным Вокально-энциклопедического словаря, возможно, ошибочным - 1878, а Музыкальная энциклопедия называет датой рождения 1876 год), Саратов - 11.2.1944, Москва) - оперная певица (меццо-сопрано) и педагог вокала. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

Муж: оперный певец, режиссер оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Н. Н. Званцев, настоящая фамилия которого Званцов. Выйдя замуж, певица добавила к собственной фамилии Петрова его псевдоним Званцев, став Петровой-Званцевой.

Дети:

  • Евгения (1897-1974) - служащая завода грамзаписи,
  • Татьяна (1913-1994) - замужем за Г. В. Логвиновичем (доктор технических наук, академик АН Украины; академик РАЕН (1994); начальник отдела гидродинамики НИЦ ЦАГИ, заместитель председателя Научного совета РАН по механике)
  • София

Художник К. Петров-Водкин в 1913 году написал портрет певицы.

Содержание
  • Учёба и первые выступления
  • Артистическая деятельность
  • Репертуар
    • Концертная деятельность
    • Оперный репертуар
  • Педагогическая работа
  • Примечания
Учёба и первые выступления

Родилась в семье служащего. Закончила гимназию и сразу стала заниматься вокалом, первый педагог - С.Логинова.

С 1891 года начала в концертную деятельность. Для продолжения профессиональной работы требовалась более высокая подготовка, на которую не хватало материальных средств. Молодая певица зарабатывала концертными выступлениями. В 1894 году она дала в Саратове большой концерт, давший некоторые средства, и на эти деньги уехала в Москву учиться в Московской консерватории. Причем по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс, педагоги: по вокалу - В. Зарудная; по гармонии - М. М. Ипполитов-Иванов, по сценическому мастерству - И. Булдин.

Артистическая деятельность

В 1897 году, по окончании консерватории, поступила в Орле в антрепризу Оперное товарищество Н. Унковского (дебютировала в парии Вани - «Жизнь за царя» М. Глинки), выступала в разных городах (Елец, Курск); в 1898-1899 или в 1898 −1900 гг. - солистка Тифлисской оперы (ныне Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили).

Могила Петровой-Званцевой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Осенью 1899 года по рекомендации своего педагога М. Ипполитова-Иванова была принята в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова (дебютировала в партии Любаши - «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова).

В 1901 году вместе с М.Ипполитовым-Ивановым и В.Зарудной стала инициатором создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы».

В 1904 году «Товарищество артистов московской частной оперы» было закрыто и влилось в созданный С. И. Зиминым Театр Зимина, куда перешла В.Петрова-Званцева и где с некоторыми перерывами проработала до 1923 года, то есть почти до самого конца, когда театр Зимина был преобразован в филиал Большого театра. Однако Вокально-энциклопедический словарь (Агин М. С.. Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография). В 5 т.- М.,1991-1994) дает другие даты её работы в театре Зимина: 1905-1918 гг..

В продолжение всего творческого периода, работая на разных оперных сценах, постоянно гастролировала по российским городам (Киев, Тифлис, Нижний Новгород, Харьков, Одесса, Поволжье, Рига и т. д.) и за рубежом (Япония - в 1908 вместе с певцом Н. А. Шевелёвым, Франция - по приглашению известного французского дирижёра Э. Колонна, Германия - в Берлине выступала в опере в «Кармен»).

Музыкальная энциклопедия пишет о певице: «Обладала голосом широкого диапазона (as-h 2), большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драм. талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. В обширном репертуаре певицы были самые разнохарактерные партии; наиболее близки П.-З. сильные, драм. образы».

Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь. - Изд. 2-е испр. и доп., электронное. - М., 2008) отмечает, что по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале ХХ века борьбы за реализм на оперной сцене». Певицу называли «Шаляпиным в юбке». Сам автор словаря пишет, что певица «Обладала мощным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), ярким артистическим темпераментом. Исп. отличалось свободой сцен. поведения, хотя порой игра приобретала черты экзальтации, особенно в драм. партиях. Художественному росту певицы во многом способствовал Н. Н. Званцев, готовивший с ней партии». Там же приводятся цитаты о творчестве певицы, в частности, слова Н. Кочетова: «Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства, но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, - хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства» («Московский листок», 1900, № 1).

По свидетельству Музыкальной энциклопедии, оперную сцену певица оставила в 1922, какое-то время ещё продолжала выступать с концертами.

Репертуар
Концертная деятельность

Концертная деятельность певицы включала произведения И. С. Баха, Р. Вагнера, С. Василенко (из произведений последнего она исполняла поэмы «Девушка пела» и «Тар» (первая исполнительница, 1909), «Вдова» (первая исполнительница в Берлине, 6 февр. 1912, п/у автора) и сольные партии в сюите «Заклинания» (1911) и т. д.).

В марте 1909 и феврале 1912 с большим успехом концертировала в Берлине (п/у С. Василенко), с исполнением произведений Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В 1912 пела в концерте в Лейпциге.

Один из последних концертов состоялся в феврале 1927.

Записывалась на грампластинки (свыше 40 произведений) в Москве («Колумбия»/Columbia, 1903; «Граммофон», 1907-1910), Петербурге («Пате»/Pathé, 1905), на фирмах «Музтрест» (1907, 1910) и «Зонофон» (1908).

Певице посвятили свои романсы М. М. Ипполитов-Иванов («Псалмопевец Давид» (О царь, скорбит душа моя). Op. 40 № 1, «Царь Саул» (Душа изнывает моя). Op. 40 № 2, «Легенда о Мёртвом море». Op. 40 № 3 из цикла «Три библейских стихотворения» на стихи К. Р., издано в Москве: Юргенсон, 1904); Н. Миклашевский («О, не сердись», 1909) и С. Василенко («Говори мне, мой милый», 1921).

Оперный репертуар

Репертуар певицы насчитывал около 40 оперных партий (сопрано и меццо-сопрано), среди которых:

  • 1899 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова - Любаша
  • 1900 - «Ася» М. Ипполитова-Иванова - Фрау Луиза (первая исполнительница; Московская частная русская опера С. И. Мамонтова)
  • 1900 - «Вильям Ратклиф» Ц. Кюи - Маргарета (впервые в Москве)
  • «Хованщина» М. Мусоргского - Марфа
  • 1900 - Чародейка" П. Чайковского - Княгиня Евпраксия Романовна
  • 1902 - «Черевички» П. Чайковского - Солоха (по выражению рецензентов, была в этой роли «искрометной»)
  • 1902 - «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова - Кащеевна (первая исполнительница; Московская частная опера С.Мамонтова)
  • 1902 - «Сарацин» Ц. Кюи - Беранжера (впервые в Москве)
  • 1902 - «Горюша» А. Рубинштейна - Дашутка (впервые в Москве)
  • 1903 - «Мадемуазель Фифи» Ц. Кюи - Аманда (первая исполнительница)
  • 1903 - «Страшная месть» Н. Кочетова - Катерина (первая исполнительница)
  • «Самсон и Далила» К. Сен-Санса - Далила (в этой партии её услышал друг К. Сен-Санса, французский дирижёр Э. Колонн, находящийся на гастролях в Москве, и был поражен её голосом и исполнением)
  • «Кармен» Ж. Бизе - Кармен (исполнила около 1000 раз; по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале ХХ века борьбы за реализм на оперной сцене»).
  • 1903 - «Вертер» Ж. Массне - Шарлотта (впервые в Москве; отмечалось, что певица по-новому раскрыла образ своей героини, придав ему особую женственность и очарование доброты)
  • 1905 - «Ураган» А. Брюно - ?
  • 1905 - «Заза» Р. Леонкавалло - Заза
  • 1906-1907 - «Орлеанская дева» П. Чайковского - Иоанна д’Арк (Оперный театр Зимина)
  • 1906 - «Король города Ис» Эдуардо Лало - Маргаред
  • 1906 - «Роланда» А. Гиршмана - Марга
  • 1907 - «Жизнь Латинского квартала» Р. Леонкавалло - Мюзетта
  • «Вражья сила» А. Серова - Груня
  • 1910 - «Измена» М. Ипполитова-Иванова - Зейнаб (первая исполнительница)
  • 1913 - «Млада» Н. Римского-Корсакова - Морена (впервые в Москве)
  • 1913 - «Цыганский барон» И. Штрауса - Саффи (Оперный театр С. Зимина).
  • 1914 - «Капитанская дочка» Ц. Кюи - Императрица Екатерины II (впервые в Москве)
  • 1915 - «Руфь» М. Ипполитова-Иванова - Ноэминь (впервые в Москве)
  • «Жизнь за царя» М. Глинки - Ваня
  • «Демон» А. Рубинштейна - Ангел
  • «Дети степей, или Украинские цыгане» А. Рубинштейна - Избрана
  • «Мазепа» П. Чайковского - Любовь Кочубей
  • «Пиковая дама» П. Чайковского - Графиня
  • «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова - Ганна
  • «Садко» Н. Римского-Корсакова - Любава
  • «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова - Лель
  • «Рогнеда» А. Серова - Рогнеда
  • «Фауст» Ш. Гуно - Зибель
  • «Гугеноты» Дж. Мейербера - Урбан
  • «Аида» Дж. Верди - Амнерис
  • «Трубадур» Дж. Верди - Азучена
  • «Джоконда» А. Понкьелли - Лаура Адорно
Педагогическая работа

Руководила оперным классом в московской Народной консерватории. В 1912-1930 или в 1916-1932 гг., а по другим данным - в 1916-1931 гг., преподавала в Московской консерватории (с 1926 профессор). В эти же годы в конце 1920-х - 30-х гг. работала в техникумах им. В. В. Стасова и А. К. Глазунова, где вела классы сценической постановки.

Среди её учеников: Е. Богословская, К. Васькова, В. Волчанецкая, А. Глухоедова, Н. Дмитриевская, С. Крылова, М. Шутова.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-10-17