Пиняев Анатолий Фёдорович (Pinaev Anatoly Fedorovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Пиняев Анатолий Фёдорович.

 ›

Анатолий Пиняев
Род деятельности:

проповедник гаудия-вайшнавизма

Дата рождения:

13 мая 1948(1948-05-13)

Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР→
Россия

Дата смерти:

3 июня 2013(2013-06-03) (65 лет)

Место смерти:

Москва, Россия


Анатолий Фёдорович Пиня́ев (духовное имя - Ана́нта-Ша́нти Дас, Ananta Śānti Dāsa IAST ; 13 мая 1948, Москва, СССР - 3 июня 2013, там же) - кришнаитский проповедник, первый русский кришнаит, единственный русский ученик основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977). Стоял у истоков проповеди гаудия-вайшнавизма (кришнаизма) в СССР, за что его называют основоположником Международного общества сознания Кришны в России. В 1980-е годы за свои религиозные убеждения подвергся репрессиям.

Содержание
  • Биография
    • Встреча с Прабхупадой и обращение в гаудия-вайшнавизм (1971)
    • Миссионерская деятельность в СССР (1971-1980)
    • Репрессии (1980-1987)
    • Дальнейшая судьба
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография
Встреча с Прабхупадой и обращение в гаудия-вайшнавизм (1971)

В июне 1971 года Москву посетил Бхактиведанта Свами Прабхупада. За 5 дней пребывания в столице СССР Прабхупаде удалось лично пообщаться лишь с двумя советскими гражданами: заведующим отдела Индии и Южной Азии Института востоковедения АН СССР Григорием Григорьевичем Котовским (сыном героя Гражданской войны Григория Ивановича Котовского) и 23-летним москвичом Анатолием Пиняевым, которому суждено было стать первым советским кришнаитом. На встречу с Прабхупадой Пиняева привёл его друг Нараяна - сын высокопоставленного индийского дипломата, устроившего приезд Прабхупады в Москву. Пиняев проявил огромный интерес к гаудия-вайшнавизму, в связи с чем Прабхупада впоследствии привёл цветистое восточное сравнение: подобно повару, который по одному зёрнышку риса определяет готовность целого блюда, так и по тому, с каким энтузиазмом Пиняев принял гаудия-вайшнавизм, он, Прабхупада, понял, что «к тому же готовы и миллионы других русских».

Миссионерская деятельность в СССР (1971-1980)

Анатолий Пиняев «оправдал надежды учителя», став верным приверженцем ИСККОН и его активным пропагандистом. В последовавшие за отъездом Прабхупады 10 лет он много разъезжал по территории СССР, распространяя вайшнавское вероучение. В 1973 году Пиняев заочно получил от Прабхупады духовное посвящение и имя на санскрите «Ананта Шанти Дас». По словам православного миссионера Олега Стеняева, лично знакомого с Пиняевым, это был «образованный и начитанный» юноша, владевший иностранными языками и обладавший «поразительной энергией», которую он всецело направил на миссионерскую деятельность. Пиняев проповедовал в вузах, в библиотеках и в других общественных заведениях, рассказывал о Кришне монахам в православных монастырях и распространял «Бхагавад-гиту как она есть» воспитанникам Московской духовной семинарии.

Один из проповедников гаудия-вайшнавизма Бхакти Судхир Госвами, проповедовавший по заданию Прабхупады в странах варшавского договора в 1970-х годах, так описывает свою встречу с Пиняевым в Ленинграде в 1977 году:

Мы не знали, как выглядит Ананта-Шанти, у нас не было его фотографии... Мы сидели в парке в Ленинграде в условленное время и ждали Ананта-Шанти. Мы вглядывались в лица людей, боялись, что встреча сорвется, ведь он тоже не знал, как мы выглядим. Но когда он появился, мы сразу узнали его. Это был человек, одетый в куртку, и лицо его сияло... Он дал возможность узнать о Сознании Кришны сотням людей по всему Советскому Союзу.

В конце 1970-х годов Пиняев принял санньясу (уклад жизни в отречении) и новое имя Ананта Тиртха Госвами. Однако, уже в 1980 году он женился, нарушив тем самым монашеские обеты.

Проповедь Пиняева имела успех, в особенности среди людей, интересовавшихся индийской культурой, религией и философией. Выходцами именно из этой среды были первые советские кришнаиты, обращённые в новую веру благодаря усилиям Пиняева. Мощный толчок распространению кришнаизма в СССР дала 2-я Московская международная книжная выставка-ярмарка 1979 года, на которой имелся стенд кришнаитского издательства «Бхактиведанта Бук Траст». Анатолий Пиняев выступил на ярмарке в роли официального переводчика «Бхактиведанта Бук Траст». Стенд кришнаитов вызвал огромный интерес публики и позволил тысячам советских людей ознакомиться с кришнаитской литературой.

Репрессии (1980-1987)

В 1980 году КГБ начал предпринимать первые шаги по пресечению деятельности «антикоммунистической секты» кришнаитов. В сентябре 1980 года в СССР в очередной раз прибыл Харикеша Свами в сопровождении своего помощника Киртираджи, который в 1979 году занял пост регионального секретаря (вице-президента) ИСККОН в СССР. Проведя два религиозных собрания на московских квартирах, Харикеша и Киртираджа вместе с Анатолием Пиняевым отправились в Ригу, где местные кришнаиты организовали во Дворце культуры массовую проповедническую программу с их участием. Наряду с людьми, интересующимися индийской духовностью, на программе присутствовали сотрудники милиции и КГБ, которые задержали Харикешу, Киртираджу и Анатолия Пиняева. После допроса с пристрастием, американских миссионеров отправили в Москву, где они подверглись депортации. Анатолия Пиняева две недели продержали в психиатрической больнице и затем отпустили на свободу.

В январе 1982 года в Красноярске состоялся судебный процесс над лидером местной общины кришнаитов Евгением Третьяковым. В опубликованной 24 января в «Социалистической индустрии» разоблачительной статье А. Моцова и С. Садошенко «Йог с голубыми глазами, или истинное лицо проповедников Кришны» утверждалось, что Анатолий Пиняев обратил Евгения Третьякова в кришнаизм.

В конце апреля 1981 года Анатолию Пиняеву позвонил неизвестный, представившийся знакомым приехавшего с Запада кришнаита, желавшего встретиться с ним. По прибытии на условленное место встречи, Пиняев был арестован и помещён на две недели в психиатрическую больницу - звонивший Пиняеву незнакомец оказался агентом КГБ. В июне 1981 года Пиняев получил 10 суток ареста по ложному обвинению в мелком хулиганстве. Тогда же был произведён обыск в его квартире, в ходе которого были конфискованы кришнаитские книги, предметы культа и вообще все вещи, имевшие хоть малейшее отношение к Индии. В сентябре 1981 года Пиняев был снова задержан и помещён во Всесоюзный НИИ общей и судебной психиатрии имени В. П. Сербского. На этот раз «первого советского кришнаита» обвинили в паразитизме, признали невменяемым и в апреле 1982 года отправили на принудительное лечение в Психиатрическую больницу № 5 г. Москвы, откуда месяц спустя ему удалось совершить побег. Пиняев успешно скрывался до апреля 1983 года, когда его арестовали в Баку и, продержав две недели в местной психбольнице, отправили назад в Москву. Там Пиняеву предъявили обвинения по ст. 227 УК РСФСР и перевели в Бутырскую тюрьму. На закрытом суде, состоявшемся 7 июня 1983 года, Пиняев был признан невменяемым и госпитализирован на неопределённое время в специальную психбольницу в Смоленске, где подвергнут курсу «лечения» галоперидолом. В апреле 1986 года Пиняева перевели в спецлечебницу в Орле. Вслед за Пиняевым по решению советских судов в психбольницы на принудительное лечение были отправлены десятки кришнаитов.

Пиняев вышел на свободу в ноябре 1987 года, в один день с известным советским диссидентом Владимиром Гершуни. Их освобождение было приурочено к началу Вашингтонского саммита Рональда Рейгана и Михаила Горбачёва.

Дальнейшая судьба

Православный миссионер Олег Стеняев и историк Вадим Якунин утверждают, что впоследствии Анатолий Пиняев «отошёл от кришнаизма».

10 мая 2010 года Анатолий Пиняев пережил сердечный приступ. Ему поставили диагноз «обширный инфаркт левого желудочка сердца». Пиняев скончался от инсульта в одной из московских клиник в ночь со 2 на 3 июня 2013 года.

Примечания
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Anderson, 1986, p. 316
  2. Плешаков, 1996, с. 67
  3. Котовский, 1997
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Страна и мир, 1985, с. 23
  5. 1 2 3 4 5 Стеняев, 2005
  6. 1 2 Дударенок, 2004, с. 128
  7. Иваненко, Февраль-март 2012
  8. TVDarshan. 5 июня 2013 года. «Уход Ананта Шанти Прабху» (на английском языке)
  9. Пудов, 1989, с. 473
  10. Дударенок, 2004, с. 130
  11. Андропов, 10 августа 2009
  12. Вишневская, 1985, с. 5
  13. 1 2 Glasnost, 1987, p. 64
  14. Сборник, 2005, с. 25
  15. 1 2 3 4 5 6 Mukunda, November 1987, p. 14
  16. Моцов, Садошенко, 24 января 1982
  17. Вишневская, 1985, с. 2
  18. 1 2 Antic, 1992, pp. 261-262
  19. Antic, 1992, p. 263
  20. 1 2 Страна и мир, 1985, p. 24
  21. Mukunda, November 1987, pp. 14-15
  22. 1 2 3 Mukunda, November 1987, p. 15
  23. 1 2 3 Antic, 1992, p. 262
  24. Antic, 1992, p. 265
  25. Atkinson, 1988, p. 51
  26. Amnesty International, 1988, p. 9
  27. Якунин, 1999, с. 129
  28. 1 2 3 NEWSru.com, 4 июня 2013
  29. Vaishnavism.ru, 11 мая 2010
Литература
На русском
  • Андропов Ю. В. Памятные послания: Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС // Коммерсантъ-Власть. - 10 августа 2009. - № 31 (835).
  • Вишневская Ю. Движение Харе Кришна в Советском Союзе // Радио Свобода: исследовательский бюллетень. - Мюнхен: Радио «Свобода», 1985. - В. 41.
  • В Москве скончался первый советский кришнаит // NEWSru.com. - 4 июня 2013.
  • Дударенок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 530 с. - 500 экз. - ISBN 5744416404.
  • Иваненко С. И. Современное состояние Общества сознания Кришны в России // Russian Review. - Февраль-март 2012. - В. 56.
  • Как я пришел в сознание Кришны... Сборник писем и историй. - Омск: Поиск, 2005. - 592 с. - 1000 экз.
  • Котовский Г. Г. Моя встреча со Шрилой Прабхупадой // Вайшнавизм: открытый форум. - 1997. - В. 1. - С. 109–114.
  • Маркс против Кришны // Страна и мир / Ред. К. Любарский. - Мюнхен, 1985. - В. 11. - С. 23-24.
  • Моцов А., Садошенко С. Йог с голубыми глазами, или истинное лицо проповедников Кришны // Социалистическая индустрия. - 24 января 1982. - С. 3.
  • Первый советский вайшнав, Ананта-шанти Прабху, доставлен в московскую клинику с инфарктом // Vaishnavism.ru. - 11 мая 2010.
  • Плешаков Ю. Индийская религия милости в России // Индекс/Досье на цензуру. - 2000. - № 11.
  • Пудов B. C. Кришнаиты-вайшнавы в СССР // На пути к свободе совести / Ред. Т. Б. Рябикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 466-477. - 49 000 экз. - ISBN 5010027283.
  • Скончался первый советский кришнаит // Правда.Ру. - 4 июня 2013.
  • Стеняев О. В. Кришнаиты: кто они? // Православие и религии Востока. - М.: Лепта-Пресс, 2005. - С. 513-611. - ISBN 5981940409.
  • Якунин В. Религиозные организации г. Тольятти. Справочник. - Тольятти: Современник, 1999. - 208 с.
На английском
  • Amnesty International Report. - London: Amnesty International Publications, 1988. - 278 p. - ISBN 0-939994-37-2.
  • Anderson, John The Hare Krishna Movement in the USSR // Religion in Communist Lands. - 1986. - Vol. 14 (3). - P. 316-17.
  • Antic, Oxana. The Spread of Modern Cults in the USSR // Religious Policy in the Soviet Union / Edited by Sabrina P. Ramet. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - P. 252-270. - xix, 361 p. - ISBN 0-521-41643-4.
  • Atkinson M. Report on the situation of the Church and freedom of religion in Eastern Europe. - Strasbourg: Parliamentary Assembly of the Council of Europe, 1988. - 75 p. - ISBN 9287116652.
  • The Hare Krishna Movement in the USSR // Glasnost: Information Bulletin. - 1987. - Vol. 7. - P. 63-69.
  • Mukunda Goswami, Drutakarma Dasa Who Are Not Free: A hard look at the Soviet commitment to human rights // Back to Godhead. - November 1987. - Vol. 22. - № 11. - P. 14-17.
  • Satsvarūpa Dāsa Gosvāmī. Śrīla Prabhupāda-līlāmṛta, Vol. 4. In Every Town and Village: Around the World 1968-1971. - Los Angeles: Bhaktivedanta Book Trust, 1982. - xxiv, 343 с. - 10 000 экз. - ISBN 0892131152.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-16