Метастазио Пьетро (Metastasio Pietro).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Метастазио Пьетро.

 ›

Пьетро Метастазио
Pietro Antonio Domenico Trapassi
итальянский драматург
Имя при рождении:

итал. Pietro Antonio Domenico Bonaventura Trapassi

Дата рождения:

13 января 1698(1698-01-13)

Место рождения:

Рим

Дата смерти:

12 апреля 1782(1782-04-12) (84 года)

Место смерти:

Вена

Гражданство (подданство):

Италия

Род деятельности:

драматург и либреттист

 Файлы

Пьетро Метастазио (итал. Metastasio, собственно итал. Pietro Antonio Domenico Trapassi, 13 января 1698, Рим - 12 апреля 1782, Вена) - прославленный итальянский либреттист и драматург.

Содержание
  • Ранние годы жизни
  • Первый успех
  • Особенности драматургии
  • Венский период
  • Наследие и значение
  • Примечания
  • Источники
  • Ссылки
Ранние годы жизни
Пьетро Метастазио

Сын бедного ремесленника по имени Трапасси. Поэзией Метастазио увлекся в раннем детстве и уже к 10 годам добился изрядных успехов в искусстве импровизации. Талантливый ребенок привлёк к себе внимание поэта Гравины, богатого римского адвоката, усыновившего его. Следует отметить, что Гравина оставил свой след в истории изящной словесности именно этим шагом (Стендаль отмечал, что он писал «скуки ради скверные трагедии»; правда, в своё время его литературная известность была довольно широка). Именно Гравина дал своему воспитаннику фамилию Метастазио - это фамилия является ничем иным, как переводом фамилия Трапасси на греческий язык. Усилиями Гравины молодой Метастазио получил отличное образование. Ему же он оставил и своё наследство, избавив его тем самым от материальных забот.

Первый успех

Успех к Метастазио пришёл в 1724 году, после постановки «Покинутой Дидоны», написанной специально для возлюбленной поэта, певицы Марианны Романини. Либретто имело редкий успех: положенное на музыку Доменико Сарро, оно в первый же год привлекло внимание нескольких композиторов, и в дальнейшем - на протяжении всего XVIII в - было «озвучено» ещё пятьдесят раз. «Покинутая Дидона» не была первым опытом поэта, но именно в ней впервые проступили характерные черты его стиля. Особая музыкальность стиха (сочиняя тексты арий, Метастазио собственноручно «проверял» их, кладя на музыку); ясность драматургии, которая уже у предыдущего поколения либреттистов освободилась от венецианской эксцентрики (множества действующих лиц, запутанной интриги, переодеваний, гротескных персонажей) и у Метастазио окончательно приобрела классический вид; тонкая прорисовка характеров, умение проследить каждый оттенок переживания героев, которым Метастазио славился, и которое позволило ему перенести весь интерес драмы в психологическую плоскость, в отличие от той трагедии - или комедии - положений, какой опера нередко бывала до него.

Особенности драматургии
Памятник Метастазио в венской Церкви братьев-миноритов
Могила Метастазио в венской Церкви Святого Михаила, на заднем плане можно видеть офорты Хервига Ценса

Все либретто Метастазио построены по ясному и сравнительно простому плану. Это трехактные пьесы, при создании которых Метастазио пользовался рядом несложных правил, довольно широко известных (о них говорит Стендаль в «Письмах о Метастазио» и Гольдони в первом томе «Мемуаров»). В каждой драме непременно должно быть шесть героев - обязательно влюбленных. Тремя главными лицами в опере являются примадонна, первое сопрано (кастрат) и тенор - им необходимо спеть по пять арий: aria patetica (печальная), aria di bravura (бравурная), aria parlante (в ровных тонах), полухарактерную арию и aria brillante (блестящую). Существует ещё ряд правил - о них можно прочесть у тех же Гольдони или Стендаля. Сами арии Метастазио строятся по общепринятой в то время схеме da capo, то есть имеется три строфы, причём первая повторяется в качестве третьей. В ариях раскрывается ещё одна грань гения Метастазио: они сжаты, всего 8 - 12 стихов, но при этом необычайно выразительны.

В своей оперной реформе Метастазио имел как минимум одного знаменитого предшественника - Апостоло Зено, который, по выражению Гольдони, первым напал на мысль, что трагедию можно безо всякого ущерба облечь в лирические стихи и что пение никак её не ослабит. Долгое время Зено работал в Вене, куда приехал по приглашению императора Карла VI, в качестве придворного поэта и историографа, создавая оперы для императорского театра. Современные филологи отмечают известную сухость и рассудочность стиля Зено в сравнении с Метастазио. По словам Гольдони, мужественность стиля Зено роднит его с Корнелем, тогда как тонкость и психологизм Метастазио напоминают Расина. Уезжая из Вены, Зено посоветовал пригласить себе на смену Метастазио, в котором видел достойного преемника.

Венский период

Метастазио приехал в Вену в 1729 году. Здесь ему было суждено прожить полвека - вплоть до конца жизни. Все это время за исключением последних лет он непрестанно создавал новые либретто, большинство из которых сразу признавались шедеврами: тесты для опер, ораторий и кантат (последние принадлежат к лучшим образцам его лирики).

Всего Метастазио написал несколько десятков либретто: «Александр в Индии», «Олимпиада», «Милосердие Тита», «Антигон», «Царь-пастух», «Катон в Утике» и т. д. Все они имели европейскую славу: сочинения на его либретто писали такие композиторы, как Вивальди, Гендель, Хассе, Винчи, Глюк, Моцарт, Сальери, Галуппи, Кальдара, Ванхал, Мартин-и-Солер, Мейербер и т. д. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку 70 - 80 раз.

Наследие и значение

Имя Метастазио, вместе с именами Карло Гольдони, Карло Гоцци и Витторио Альфьери, прославило итальянский театр. В отличие от текстов других либреттистов, драмы Метастазио представляют самостоятельную ценность независимо от музыки и входят в число классических произведений итальянской литературы. В этом из прославленных либреттистов с ним может сравниться только Филипп Кино. Новаторство Метастазио - строгая композиция драмы, развернутые речитативы, внимание к психологизму характеров - во многом подготовило почву для оперной реформы Глюка, которая пришлась на последние десятилетия жизни поэта, когда тот практически оставил перо.

Примечания
  1. Метастазио, Пьетро-Антонио-Доменико-Бонавентура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Источники
  • Maeder Costantino. Metastasio, L'olimpiade e l'opera del Settecento. - Bologna: Il Mulino, 1993. - ISBN 9788815042217.
  • Жизнь Метастазио описана Aluigi (Assisi, 1783), Charles Burney (London, 1796) и другими.
  • В 1817 вышла книга Стендаля «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио».

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-18