Лукин Макар Михайлович (Lukin Makar Mikhailovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Лукин Макар Михайлович.

 ›

Макар Михайлович Лукин
Род деятельности:

организатор авиационного моторостроения,
заместитель министра авиационной промышленности СССР,
начальник 8-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР,работник аппарата Госплана СССР

Дата рождения:

14 мая 1905(1905-05-14)

Место рождения:

город Новочеркасск,
Область Войска Донского,
Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империяСССР СССР

Дата смерти:

26 мая 1961(1961-05-26) (56 лет)

Место смерти:

Москва

Супруга:

Таисия Леонтьевна Лукина

Награды и премии:



Медали


Лукин Макар Михайлович (14 мая 1905, Новочеркасск, Область Войска Донского, - 26 мая 1961 г., г. Москва) - организатор авиационного моторостроения, хозяйственный деятель, генерал-майор инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда.

Содержание
  • Трудовая деятельность, учёба
  • На руководящих постах
  • Награды
  • Кончина, погребение
  • Увековечение памяти
  • Примечания
  • Источники и литература
Трудовая деятельность, учёба

Трудовую деятельность М. М. Лукин начал в 1920 г. рабочим-красноармейцем автомастерских Кавказского фронта.

В 1922-1930 годах трудился на строительстве депо в Новочеркасске.

В 1930 г. поступил в Новочеркасский индустриальный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне - Южно-Российский государственный технический университет /Новочеркасский политехнический институт/), после окончания которого в 1935 г. и был направлен в Воронеж на Моторный союзный завод № 16 (Воронежский моторный завод № 16), где работал мастером цеха механической обработки, начальником группы и главным механиком (с конца 1936 г.).

На руководящих постах

27 сентября 1937 г. М. М. Лукин был назначен директором Воронежского моторного завода № 16.

Он быстро вошёл в курс дела, и уже в 1938 г. завод перевыполнил план по выпуску авиационных двигателей М-11. Большую помощь в работе оказывал М. М. Лукину главный инженер завода М. П. Макарчук, с которым его в дальнейшем ещё не раз сводила судьба.

Подпись М. М. Лукина (1944 г.)

В 1939-1940 гг. М. М. Лукин являлся начальником 1-го, 3-го Главных управлений Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

В 1940-1942 гг. - он возглавлял в качестве директора Запорожский моторный завод № 29 им. П. И. Баранова («Завод № 29»), где тогда полным ходом шло освоение мотора М-85 и его модификаций.

В сентябре 1941 г. «Завод № 29» был эвакуирован в Омск. Благодаря усилиям М. М. Лукина, переезд завода и организация производства на новом месте прошли с минимальными потерями.

Уже в ноябре 1941 г. он приступил к выпуску продукции, дав 9,3 %, в декабре - 27,6 %, а в январе 1942 г. - 100 % программы.

В 1942-1946 гг. М. М. Лукин работал директором «Завода № 16» в Казани.

В 1943 г. «Завод № 16» освоил поточное производство моторов, благодаря чему резко улучшилось качество сборки. Помимо этого, на предприятии разрабатывались и опытные моторы.

1 июня 1944 г. М. М. Лукин издал секретный приказ № 27 об организации на «Заводе № 16» «Конструкторского Бюро реактивных двигателей /КБ-РД/, с непосредственным подчинением директору завода № 16 и начальнику 4-го Спецотдела НКВД СССР» (начальник опытного производства по реактивным двигателям и и. о. начальника КБ-РД - Н. Н. Артамонов, главный конструктор КБ-РД - инженер В. П. Глушко).

Под руководством М. М. Лукина предприятие неоднократно награждалось переходящим красным знаменем Государственного комитета обороны.

В то же время в Казани положение с авиамоторами сложилось крайне тяжёлое. Эвакуированный из Воронежа завод № 16 «лихорадило»: не хватало квалифицированных кадров, большое количество станков находилось под снегом, план хронически не выполнялся. Невыполнение заданий по выпуску моторов М-105 ставило под угрозу выпуск бомбардировщиков Пе-2 на соседнем заводе № 22. Требовалась жёсткая рука, способная быстро навести порядок в запущенном хозяйстве авиамоторного завода. В мае 1942 г. директором завода № 16 назначается Лукин, и на следующий год завод уже перевыполнил план выпуска моторов. Новый директор руководил жёстко, но справедливо. Будучи беспощадным к лодырям, бракоделам и нарушителям дисциплины, он проявлял гуманность по отношению к работающим подросткам, женщинам и пожилым людям.

- Лукин Макар Михайлович// Казанская энциклопедия

М. М. Лукину приписывается фраза: «По трупам пойду, а план товарища Сталина выполню !».

По воспоминаниям бывшего председателя завкома, члена ЦК профсоюзов авиационной и оборонной промышленности СССР Н. М. Мухибуллина, М. М. Лукин и парторг И. Н. Максимов «ежедневно докладывали лично Сталину о количестве выпущенных за день авиационных моторов».

В 1944 г. М. М. Лукину было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы, 16 сентября 1945 г. - звание Героя Социалистического Труда. При этом он стал первым Героем Социалистического Труда в ТАССР.

М. М. Лукин внёс значительный вклад в развитие отечественной авиационной промышленности. На руководимых им заводах было организовано поточно-серийное производство поршневых авиамоторов М-11, М-58, М-85, М-87, М-88, М-89, внедрены прогрессивные технологические процессы, созданы и освоены новые образцы авиационной техники.

В 1945 г. М. М. Лукин являлся одним из руководителей групп специалистов, направленных в Басдорф (под Берлином), где находился филиал фирмы БМВ - конструкторское бюро и завод, занимавшиеся разработкой, постройкой и испытанием реактивных двигателей.

После окончания Великой Отечественной войны «Завод № 16» под руководством М. М. Лукина приступил к выпуску реактивных двигателей: в конце 1945 г. были сданы военной приёмке первые пять двигателей РД-20.

В июле 1946 г. М. М. Лукин был вызван в Москву, где получил назначение в Управление по кадрам Министерства авиационной промышленности (МАП) СССР.

11 июля 1947 г. он был назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР по опытному моторостроению и начальником 8-го Главного управления МАП СССР. При этом главной задачей М. М. Лукина стало освоение производства реактивных двигателей.

Позднее он работал в аппарате Госплана СССР.

С 1958 г. М. М. Лукин являлся заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.

В 1938-1947 гг. М. М. Лукин являлся депутатом Верховного Совета РСФСР, в 1946-1950 гг. - Верховного Совета СССР.

Награды

М. М. Лукин был награждён пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Кончина, погребение

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Рядом с М. М. Лукиным позднее была похоронена его жена - Т. Л. Лукина (1906-1995). На надгробии М. М. Лукина помещены его портрет и надпись: «Герой социалистического труда Генерал-майор ИАС Лукин Макар Михайлович (14.V.1905 - 1961.26.V)».

Увековечение памяти
Файл:Памятная доска (горельеф) в честь М.М.Лукина (г. Казань).JPG
Памятная доска в честь М. М. Лукина (г. Казань)

В 1979 г. именем М. М. Лукина была названа одна из улиц в Казани (бывшая Печерская) (ныне - в Авиастроительном районе). На доме номер 11 по улице Лукина помещена памятная доска с его изображением и надписью: «Улица названа в честь Лукина Макара Михайловича талантливого организатора моторостроения первого Героя Социалистического Труда в ТАССР 1905-1961».

27 октября 2006 г. на территории Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО), в рамках мероприятий по празднованию 75-летия предприятия, в торжественной обстановке был открыт памятник М. М. Лукину (в церемонии принял участие Премьер-министр Республики Татарстан Р. Н. Минниханов). Автором горельефа является казанский скульптор Махмут Гасимов (памятник был отлит на самом КМПО).

В Новочеркасске на корпусе горно-геологического факультета Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с 1930 по 1935 г. учился Лукин Макар Михайлович, Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-технической службы, заместитель министра авиационной промышленности СССР (1905-1961)».

Примечания
  1. Лукин Макар Михайлович// Казанская энциклопедия
  2. Серазетдинов Б. У. Становление и развитие оборонной промышленности в Западной Сибири в 1941-1945 годах (на материалах Омской и Тюменской областей) // Вестник ТГПУ. - 2008. - Выпуск 3 (77). - С. 90.
  3. «Казань - один из центров по выпуску боевых самолетов»/// Выставки// Национальный архив РТ/ Архивная служба Республики Татарстан
  4. Фёдоров В. Катастрофа самолёта Пе-2, происшедшая 12 января 1942 года
  5. Мухибуллин Н. Когда не будет ни воров, ни замков…
  6. Мавлетова Г. Я., Козин А. К. ЛУКИН Макар Михайлович// Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. 3: К - Л. - С. 639.
  7. Воспоминания Генриха Наумовича Абрамовича/// Юбилеи// Об институте/ ЦИАМ
  8. ЛУКИН Макар Михайлович (1905-1961)
  9. Лукина// Казанская энциклопедия
  10. Дёмина И.«Твои моторы принесли победу…»
  11. Мемориальные доски г. Новочеркасска// Памятники Дона (Сайт защитников культурно-исторического наследия Ростовской области)

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-07-16