Басов Михаил Яковлевич (Bass Mikhail Yakovlevich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Басов Михаил Яковлевич.

 ›

Михаил Яковлевич Басов
Дата рождения:

15 ноября 1892

Место рождения:

с. Логиново, Тверская губерния, Российская империя

Дата смерти:

6 октября 1931 (38 лет)

Место смерти:

Ленинград, РСФСР, СССР

Страна:

 Российская империя СССР

Научная сфера:

психология

Место работы:

Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Санкт-Петербургский психоневрологический институт

Научный руководитель:

А. Ф. Лазурский

Известные ученики:

В. С. Мерлин


Могила М.Я. Басова на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Михаи́л Я́ковлевич Ба́сов (3 ноября (15 ноября) 1892(18921115), с. Логиново Тверской губернии,Российская Империя - 6 октября 1931, Ленинград, СССР) - выдающийся русский советский психолог, один из основателей отечественной психологии, педологии, педагогической психологии, психологии личности, автор и первый в советской психологии разработчик разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в разных видах активной (творческой) деятельности и общения (в игровой, учебной, трудовой, научно-теоретической и др.)., которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным,Е. А. Климовым и А. Н. Леонтьевым и др. Ученик А. Ф. Лазурского.

Содержание
  • Биография
  • Научный вклад
  • Примечания
  • Работы
  • Переиздания
  • Ссылки
Биография

Родился (3 ноября (15 ноября) 1892(18921115) в селе Логиново Тверской губернии. С 1909 по 1915 прошел обучение в основанном в 1908 г. В. М. Бехтеревым Санкт-Петербургском Психоневрологическом институте. В институте Басов слушал лекции В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, Н.Лосского, С.Франка. Позднее работал в Психологической Лаборатории Института под началом и научным руководством А. Ф. Лазурского. Ранние, студенческие экспериментальные работы (1913-1914) Басова «О психическом темпе», выполненные в рамках программы исследований нервно-психической деятельности В. М. Бехтерева и динамики психической активности А. Ф. Лазурского, были опубликованы в «Вестнике психологии». На II Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (1914) Басов выступил вместо заболевшего А. Ф. Лазурского и по его рекомендации съезду со своим докладом «О психическом темпе».

Во время Первой мировой войны Басов на протяжении двух лет служил в регулярной армии рядовым пехоты.

Профессор педологии и психологии в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) (1924-1931) и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (1925-1931).

Скончался 6 октября 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры.

Научный вклад

Специалист по педагогической психологии и один из основателей советской педологии, включавшей в себя «общую психологию» и многие другие становящиеся самостоятельными отрасли психологической и психоневрологической наук.

Создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Разработчик экспериментального изучения психических функций и целостной личности. Теоретически обосновал как одну из фундаментальных, центральных категорий генетических психологических наук термины развитие, «деятельность», по стопам А. Ф. Лазурского углубил категории и понятия Личность,активность субъекта деятельности и общения и другие, которые рассматривал как особые типы и структурированные формы. В частности, условные рефлексы видел лишь как часть объяснительных принципов многомерной душевной деятельности и сознания развивающегося человека.

Оппонировал сторонникам рефлексологии (Владимира Бехтерева, Ивана Сеченова и др.). Учитель Вольфа Соломоновича Мерлина.

Примечания
  1. См. М. Я. Басов "Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
  2. Басов М. Я., Надольская М. К. К вопросу об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов «Вестник психологии», 1913.
  3. 1 2 Басов М. Я. О психическом темпе// Вестник психологии.1914.
Работы
  • Воля как предмет функциональной психологии (1923)
  • Опыт объективного изучения детства. - Л.: 1924.
  • Личность и профессия. - М.-Л.: 1926.
  • Общие основы педологии.- М.-Л.: ГИЗ, 1928. - 774 с.
  • Общие основы педологии. Второе переработанное и дополненное издание./ М. Я. Басов. М.;Л.: ГИЗ, 1931.-802 с.
  • Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1975. - 432 с.
  • Методика психологических наблюдений над детьми:1923.
  • Общие основы педологии. - М.: Алетейя, 2007. - 776 с. - ISBN 978-5-903354-65-8.
Переиздания
  • Общие основы педологии. - М.: Алетейя, 2007. - 776 с. - ISBN 978-5-903354-65-8.- Книга содержит развернутое изложение психологической концепции М. Я. Басова. С точки зрения автора, «педология - это научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека каждая со своей особой стороны». Важнейшая задача педологии - «оплодотворение ее методом материалистической диалектики». Решение этой задачи потребовало изменений не в ядре концепции М. Я. Басова, а на её периферии - в обрамляющей её основания терминологии, поскольку «самая идея педологии как синтетической науки о развивающемся человеке глубоко диалектична по самому своему существу, и в этом сила и значение данной идеи».
  • Воля как предмет функциональной психологии. - М.: Алетейя, 2007. - 544 с. - ISBN 978-5-903354-66-5.- В объемной книге впервые переиздаются значительные ранние работы выдающегося отечественного психолога: монография «Воля как предмет функциональной психологии» (1922) рассматривает сущность этого психического явления, приведен критический анализ теорий воли, подробно проанализированы данные эмпирических исследований. Приводится ПОЛНЫЙ текст (380 с.) третьего прижизненного издания с предисловиями автора «Методики психологических наблюдений над детьми»(1923, 1924,1925), сохраняющей свою актуальность и методологическое значение и в настоящее время. В книге дан не только детальный и всесторонний анализ теории и практического применения метода наблюдения, но изложены основы «новой психологии», в которой реализован гиппократовский (холистический) взгляд на человека как на психофизиологическую целостность в его активном, творческом взаимодействии с природной и социальной средой. В архивной части настоящего издания ВПЕРВЫЕ опубликованы воспоминания учеников и сотрудников М. Я. Басова, с основным докладом В. С. Мерлина, прозвучавшие на вечере, посвященном 75-летию со дня его рождения.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05