Блюменталь-Тамарин Всеволод Александрович (Blumenthal-Tamarin Vsevolod Aleksandrovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Блюменталь-Тамарин Всеволод Александрович.

 ›

Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин
В. А. Блюменталь-Тамарин (1910)
Имя при рождении:

Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин

Дата рождения:

16 июня 1881(1881-06-16)

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

10 мая 1945(1945-05-10) (63 года)

Место смерти:

Мюнзинген

Профессия:

актёр, театральный режиссёр

Гражданство:

Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин (16 июня 1881(18810616), Петербург - 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) - актёр, режиссёр, сын известных актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных.

Содержание
  • Биография
  • Деятельность во время оккупации
  • Примечания
  • Литература
  • Иллюстрации
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родился в артистической семье. Отец - известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (ум. 1  декабря 1911). Мать - актриса Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, урожд. Климова (1859-1938). Дед по отцу был немцем.

Глубоко травмированный в детстве разводом родителей, Блюменталь-Тамарин на протяжении всей жизни сохранял очень близкие отношения с матерью и написал о ней мемуары «Блюменталь-Тамарина и её время», опубликованные в 1939 году в журнале «Театр».

На профессиональной сцене - с 1901 года. Впрочем, в автобиографической справке «25 лет на сцене», опубликованной в 1926 году в журнале «Театр», Блюменталь-Тамарин вспоминал о своей игре в театре ещё в детском возрасте:

…Сейчас мне 44 года. Всё детство прошло на сцене. В 7 лет я уже играл. Окончил Московское театральное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с волчьими билетами. После этого я решил бесповоротно - иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно, где отец был режиссёром.

Потом была череда городов, театров и ролей. В 1917-1918 годах жил в Харькове (по адресу: ул. Гоголя, 41). Сыграл в Большом театре Царя Эдипа. Вообще же входил в труппу Городского театра: осенью 1918 был занят в спектаклях «Живой труп» (Федя Протасов), «Маргарита Готье», «Касатка» (Илья) и др.

Харьковская пресса писала:

С большим ансамблем проходит пьеса «Маргарита Готье». <…> Живые образы дают Блюменталь-Тамарин (Арман) <…> «Касатка» проходит также безукоризненно, причём главное внимание на себе сосредотачивают г-жа Павлова и г. Баров <…> Не хуже этих двух артистов играют в «Касатке» г. Блюменталь-Тамарин, сообщающий Илье Ильичу цельность натуры <…> Но «Живой труп», «горе от ума» и «Бесприданница» проходят хуже. <…> Что же касается игры г. Блюменталь-Тамарина, то, изображая Протасова, артист лишил его барственности не усугубил, не осложнил внутреннего мира, не обогатил деталями и все мотивы поступков и действий приписал не столько высоким запросам духа, сколько безволью, бесхарактерности, склонности натуры. Но, в пределах своего представления, сделал всё возможное, особенно хорошо провёл первый акт, внёс в свою игру много искренности и дал живое лицо <…>.

- ПО ТЕАТРАМ. Городской театр // Театральный Журнал, № 1. - Харьков, 12 октября (суббота). - С. 11-12.

В декабре 1918 появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. Д. Уваровым в помещении «Рабочего дома» новом театре.

В 1919, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. И. Деникина, Блюменталь-Тамарин помимо театральной работы активно занимался общественной деятельностью.

Находившийся в Харькове с начала июня 1919 года в составе гастролировавшей здесь труппы МХТ В. В. Шверубович, описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал:

Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. А. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. <…> Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трёхцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки «освободителям родины» <…>.

- Люди театра. Из воспоминаний // «Новый мир», 1968. - № 2. - С. 100.

Г. Бахтаров, пересказывая (со ссылкой на автора, но без указания публикации) довольно близко к тексту вышеприведённый «пассаж» Шверубовича, сообщает далее:

Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. И только благодаря вмешательству Луначарского Блюменталь-Тамарину была сохранена жизнь…

- Последний гастролёр // журнал «Московский наблюдатель», 1993.

.

Актёром Блюменталь-Тамарин был, по-видимому, незаурядным. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1926 году, через 7 лет после его «белогвардейских эскапад» в Харькове, в Москве торжественно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. На юбилейном спектакле Блюменталь-Тамарин играл Кина. А. В. Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания заслуженного артиста РСФСР. На том же вечере для него пели А. Нежданова, Н. Обухова, Л. Собинов, танцевали Е. Гельцер и В. Тихомиров, играл Генрих Нейгауз.

Однако несмотря на все чествования, Блюменталь-Тамарин тогда же ушёл из Театра Корша, где играл, собрал собственную труппу (по отзывам театралов, довольно посредственную, если бы не сам Блюменталь-Тамарин) и создал Московский передвижной театр. Начались многочисленные гастроли, благодаря которым он не только мог ускользать из-под мелочной опеки театрального начальства, но успешно избегал надзора «органов», - скорее всего, благодаря этому Блюменталь-Тамарин и уцелел в период массовых репрессий 30-х годов. Он снимался в кино («На дальней заставе», 1940, режиссёр: Евгений Брюнчугин).

В 1941 ему исполнилось 60 лет. В мае Блюменталь-Тамарин отправился в гастрольную поездку с программой, посвящённой 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова. Война застала его в Черновцах. Прервав гастроли, он вернулся в Москву и, захватив ценные вещи и архив, перебрался с семьёй на дачу в Новый Иерусалим - рядом с Истрой, в 60 км от Москвы, рядом с Волоколамским шоссе. По свидетельству очевидца, во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «они нас не тронут - я же немец» (его отец был немцем по национальности).

Деятельность во время оккупации

В ноябре 1941 года немецкие войска заняли Истру. Блюменталя-Тамарина они действительно не тронули - более того, привлекли к сотрудничеству. 2 февраля 1942 года он выступил по радио с обращением, в котором призывал соотечественников не защищать сталинский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях сотрудничать с оккупантами. Передачи становятся регулярными: они выходят в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. Записанные на немецком радио Варшавы речи транслировались на оккупированных территориях СССР. 27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила его к смертной казни.

В ряде публикаций утверждается, что Блюменталь-Тамарин возглавлял Театр русской драмы в Киеве, где одной из наиболее известных его постановок была якобы переделанная в злую сатиру на Красную Армию пьеса «Фронт» А. Корнейчука, которая ставилась под названием «Так они воюют». Сыграл в ней главную роль - генерала Горлова, переименованного в Горлопанова. Данная информация, перепечатанная в ряде изданий, как и сам факт пребывания Блюменталь-Тамарина в Киеве, не подтверждается репертуаром киевских театров, который публиковался в газетах времён оккупации.

С приближением советских войск Блюменталь-Тамарин перебрался в Кёнигсберг, затем в Берлин. В эмигрантской газете «Новое слово» печатались объявления о его выступлениях в сценах из спектаклей: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «На людном месте» А. Н. Островского, «Гамлет» У. Шекспира, «Медведь» А. П. Чехова - 17.2.43 - в Шуман-зале, 13.6.43 - в Бах-зале…

10 мая был убит в Мюнзингене «при невыясненных обстоятельствах», по версии племянником жены - Игорем Львовичем Миклашевским (1918-1990), который в 1942 году под видом перебежчика был заслан в немецкий тыл для выполнения этого задания (по некоторым источникам для организации покушения на Гитлера). В 1993 году реабилитирован «по формальным обстоятельствам» согласно статье 5 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 3 сентября 1993 года № 5698-1: «Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за:

а) антисоветскую агитацию и пропаганду;
б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй».
Примечания
  1. возможно, переименованная после революции
  2. О спектакле в постановке Соколовского см. рецензию в харьковском еженедельнике «Колосья», 1918. - № 11. - С. 13-14.
  3. Хроника. // Театральный журнал, № 5. - Харьков, 3 декабря 1918. - С. 11.
  4. Цитируется по статье В. Гайдабуры.
  5. 1 2 3 Ваксберг А. И. Любовь и коварство. Театральный детектив. - М.: АСТ: Русь-Олимп, 2007. - 378 с. - ISBN 978-5-17-045175-3.
  6. 1 2 Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. - 688 с. - 11 000 экз. - ISBN 5-87322-726-8.
Литература
  • К постановке «Царя Эдипа» // Колосья (Харьков), 1918. - № 11. - С. 13-14.
  • ПО ТЕАТРАМ. Городской театр // Театральный Журнал, № 1, Харьков, 12 октября 1918 (суббота). - С. 11-12.
  • Хроника // Театральный Журнал, № 4. - Харьков, 3 ноября 1918. - С. 11.
  • Шверубович В. В. О людях, о театре и о себе / Вст. ст. В. Я. Виленкина. - М.: Искусство, 1976. - 431 с., 1 л. ил. (отрывок - под загл. «Люди театра. Из воспоминаний» - в журнале «Новый мир», 1968, № № 1 и 2).
  • Гайдабура Валерій. Так минає слава земна… // Український театр, 1997, № 6, сс. 30-31 - с указанием источников:
1) журнал «Театр», 1926, № ?;
2) журнал «Театр», 1939, № ? ;
3) Георгий Бахтаров. - Последний гастролёр. // журнал «Московский наблюдатель», 1993, № ?;
4) газета «Вечерняя Москва», 1995, 5 октября;
5) газета «Новое слово» (Берлин).
Иллюстрации
  • : Царь Эдип - Блюменталь-Тамарин. Тирезий - Баров. - в ст.: К постановке «Царя Эдипа» // Колосья (Харьков), 1918, № 11, с. 13.
  • : Городской театр. «Живой труп». В. А. Блюменталь-Тамарин (Федя Протасов) // Театральный Журнал, № 1, Харьков, 12 октября 1918 (суббота), с. 4;
  • : Городской театр. «Касатка». Т. Павлова (Касатка) и В. А. Блюменталь-Тамарин (Илья) // Театральный Журнал, № 3, Харьков, 27 октября 1918, с. 5;
  • : «Дама с камелиями». Т. Павлова (М. Готье) и В. А. Блюменталь-Тамарин (Арман) // Театральный Журнал, № 3, Харьков, 27 октября 1918, с. 8;
  • Шарж М. Нейфельда: В. А. Блюменталь-Тамарин (Арман) // Театральный Журнал, № 4, Харьков, 3 ноября 1918, лиц. с. обл.
Примечания

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-21