Красильщиков Пётр Петрович (Dyers Peter).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Красильщиков Пётр Петрович.

 ›

Красильщиков Пётр Петрович
Дата рождения:

3 (16) октября 1903(1903-10-16)

Дата смерти:

8 марта 1965(1965-03-08) (61 год)

Место смерти:

Жуковский

Страна:

Российская империя, СССР

Научная сфера:

аэродинамика

Место работы:

ЦАГИ

Альма-матер:

МГУ

Награды и премии



Красильщиков Пётр Петрович (16 (3) октября 1903 года - 8 марта 1965 года, Жуковский) - советский учёный в области аэродинамики, профессор, доктор технических наук (1948), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964).

Основные труды в области аэродинамики крыльев. Разработал ряд крыловых профилей (в конце 1920-х годов профили P-II для учебных самолётов малых скоростей и планеров, применяющиеся до сих пор; профили 1-А, 1-Б - для первых советских реактивных истребителей С. А. Лавочкина, А. И. Микояна, П. О. Сухого, А. С. Яковлева), а также механизацию крыла с управлением пограничным слоем путём его отсоса и сдува с отклонённого закрылка. Последними его работами стали исследования крыла изменяемой в полёте стреловидности, которые были воплощены в практику при создании самолета Су-17.

Преподавал в ряде вузов Москвы: ВВИА, МАИ, МФТИ, в аспирантуре ЦАГИ.

Похоронен на Быковском мемориальном кладбище в городе Жуковский Московской области.

Содержание
  • Происхождение
  • Образование
  • Начало трудовой деятельности
  • Хроника научной деятельности
  • Отзывы знаменитых коллег
  • Личная жизнь
  • Библиография
  • Награды
  • Примечания
  • Ссылки
Происхождение

Младший сын в семье Петра Красильщикова из династии промышленников и меценатов Красильщиковых, русских миллионеров, основателей и владельцев ткацкой фабрики в селе Родники, ныне городе Ивановской области. При рождении получил звание Потомственного почетного гражданина Российской империи, присвоенное за заслуги перед российской промышленностью пяти поколений его предков Красильщиковых.

Образование

В 1922 году девятнадцатилетний Петр Красильщиков поступил на математическое отделение физико-математического факультета МГУ. Успехи авиации и зарождающейся отечественной авиационной промышленности предопределили его будущее.

Начало трудовой деятельности

В 1925 году он направляется на лётную практику в мастерские «Добролёта», где под руководством инженера Н. И. Камова (будущего конструктора вертолётов) участвует в ремонте самолетов Ю-13. В 1926 году вместе с товарищами по учёбе Фёдором Глассом, Дмитрием Халезовым и Александром Никитюком был зачислен на работу в ЭАО ЦАГИ, в то время занимавшему всего три комнаты в МВТУ. По совету С. А. Чаплыгина он провел свою первую экспериментальную работу «Испытания вращающегося диска», которая была опубликована в 1928 году в журнале «Техника воздушного флота». В декабре 1927 года Петр Петрович переведён на должность инженера.

После защиты дипломной работы «Влияние шайб на аэродинамические характеристики крыла» Петр Петрович зачисляется в 1930 году на должность старшего инженера. С того же времени работу в ЦАГИ он совмещает с преподаванием в Военно-воздушной академии. Начав с семинарских занятий в группе будущих работников авиационной промышленности (А. С. Яковлев, А. И. Микоян, В. А. Окулов и др.), позже он становится профессором академии, а затем МАИ и МФТИ.

Хроника научной деятельности

На рубеже 1920-1930-х годов перед авиацией стояла задача повышения максимальной скорости полета самолетов, для чего повышалась удельная нагрузка на крыло. Но это приводило к повышению взлетной и посадочной скоростей самолета, что было нежелательно. Преодолеть это противоречие можно было, применив разрезное (механизированное) крыло, теорию которого разработал С. А. Чаплыгин. Необходимо было найти оптимальные размеры и конфигурацию такого крыла.

О высокой творческой активности Петра Петровича говорит то, что за период с 1930 по 1934 год он опубликовал 10 работ по аэродинамике механизированного крыла. Такие привычные теперь термины «предкрылки» и «закрылки», предложенные профессором А. Н. Журавченко, впервые появились в печатных работах Петра Петровича.

В 1931 году П. П. Красильщиков выступил с докладом на I Всесоюзной конференции по аэродинамике «Экспериментальные работы ЦАГИ по разрезным крыльям». Его работами по механизации крыла пользовались многие конструкторы и, в частности, О. К. Антонов, который в своей книге «Десять раз с начала» описал, как высокомеханизированное крыло «по Красильщикову» было установлено на немецком связном самолете «Шторх» фирмы Физлер, который в силу своих уникальных взлетно-посадочных характеристик, взлетал с берлинской площади перед имперской канцелярией. С целью радикального повышения максимума подъемной силы крыла Петром Петровичем был изобретен способ применения сдува и отсоса пограничного слоя с отклоненного закрылка, эффективность которого была подтверждена Я. Г. Виленским в 1941 году в летных испытаниях на самолете - летающей лаборатории ДБ-3.

Большой объем работ был выполнен Петром Петровичем по созданию крылового профиля с малым сопротивлением и высокими несущими свойствами. За исходный профиль был принят теоретический профиль С. А. Чаплыгина «инверсия эллипса», из которого выделена средняя линия и симметричный профиль. Симметричный профиль был сохранен, а средняя линия заменена новой, выбранной по данным собственных параметрических исследований. Так был создан профиль Р-II, нашедший применение на легких (ХАИ-1, Г-10, Г-20) и тяжелых (К-7, ТБ-5) самолетах, а в более позднее время и на пассажирских самолетах Ан-2 и Ан-28. В отечественном планеризме до применения ламинарных профилей Р-II занимал вообще господствующее положение.

В 1934 году при установлении в СССР учёных степеней Петру Петровичу была присвоена степень кандидата технических наук. К известным работам того периода относятся его исследования по влиянию начальной турбулентности потока на величину максимальной подъемной силы крыла. При этом им была разработана «Шкала турбулентности», получившая практическое применение для оценки степени турбулентности потока в аэродинамических трубах.

Большая работа была проведена совместно с А. К. Волковым, А. Н. Гржегорженским и К. А. Ушаковым по созданию «Атласа аэродинамических профилей». Впервые в аэродинамических условиях было испытано около 40 лучших отечественных и зарубежных крыловых профилей. Атлас стал основополагающим трудом для выбора в самолетных ОКБ крыльевых профилей.

В 1939 году П. П. Красильщиков доложил на НТС ЦАГИ свои соображения о построении скоростных или так называемых махоустойчивых профилей. В то время авиация была далека от полета при околозвуковых скоростях, и работы П. П. Красильщикова по конфигурации скоростного профиля с возможно большим Мкр намного опередили работы отечественных и зарубежных исследователей. Совместно с А. К. Волковым он разработал первые скоростные профили ЦАГИ серий I-A, I-B, и один из совершенных профилей I-C, что указывает на безусловный приоритет ЦАГИ в этой области аэродинамики.

На деятельность Красильщикова в первый период заметное влияние оказал С. А. Чаплыгин - выдающийся русский учёный, пользующийся любовью и симпатией талантливой молодежи, которая в своем кругу называла его «папа Чапа». П. П. Красильщиков был с самого начала замечен С. А. Чаплыгиным, по его совету выполнял ряд исследований, завершившихся внедрением в практику его теоретических положений. Сергей Александрович симпатизировал молодому учёному, оказывал доверие и принимал в домашней обстановке. Последний раз Петр Петрович был в гостях у Чаплыгина в начале 1942 года, когда ЦАГИ находился в эвакуации в Новосибирске.

Еще до войны Петр Петрович активно участвовал в проводившихся в ЦАГИ исследованиях и критическом анализе характеристик новых боевых самолетов Германии. Как известно, это позволило получить правильное суждение о возможностях истребительной авиации потенциального противника. В военное время деятельность П. П. Красильщикова была приближена к задачам конструкторских бюро, занимающихся созданием истребительной авиации. Он был назначен ведущим инженером ЦАГИ по ОКБ Н. Н. Поликарпова, а позднее по ОКБ А. С. Яковлева.

Его труд в годы Великой Отечественной войны отмечен орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Отечественной войны I степени. Особенно высокую оценку получили его научные работы, обеспечившие создание профилей и крыльев для первых отечественных реактивных самолетов. За разработку профилей совместно с Г. П. Свищевым ему была присуждена Сталинская премия в 1946 году, а год спустя - Сталинская премия за разработку крыльев для скоростных самолетов в соавторстве с А. А. Дородницыным, В. В. Струминским и Р. И. Штейнбергом.

В 1948 году защитил докторскую диссертацию по теме «Крылья скоростных истребителей», одним из направлений которой была разработка аэродинамической компоновки крыла с хорошими характеристиками боковой устойчивости, что предотвращало режим сваливания на крыло и штопор. Достигалось это применением в компоновке крыла набора профилей с различной несущей способностью. Срыв потока на таких крыльях начинался не с концов, а со средней части, что значительно повышало безопасность полета самолета. Было это в авиации настолько непривычно, что узнавший об этих работах Главный конструктор С. В. Ильюшин специально приехал в ЦАГИ на испытания по изучению спектров обтекания таких крыльев в аэродинамической трубе Т-102. Модель там подвешивалась на весы в перевернутом положении, и для наблюдения спектров обтекания нужно было лечь на пол. Трижды Сергей Владимирович просил повторить опыты и трижды укладывался на пол. После этого такое набранное из различных профилей крыло было установлено на первом послевоенном пассажирском самолете Ил-12.

П. П. Красильщиков поставил на научную основу проектирование аэродинамической компоновки прямых крыльев. С помощью своих молодых научных сотрудников - А. А. Никольского, К. П. Петрова, И. А. Паничкина, Т. И. Окерблом, Л. Н. Яковлевой - он внедрил расчетный метод проектирования крыльев с заданным местом возникновения срыва потока с крыла и с заданным запасом несущей способности концов крыла.

Освоение сверхзвукового полета он видел в применении крыльев малого удлинения: ромбовидных и треугольных. Эту тему он считал важнейшей и со своими сотрудниками К. П. Петровым, Т. И. Окерблом, С. Я. Наумовым, В. В. Смирновой провел особенно большой объем исследований. Как известно, ромбовидные крылья нашли применение на зенитных ракетах, а треугольные крылья - на сверхзвуковых самолетах. За эти работы в 1961 году П. П. Красильщиков в составе коллектива был удостоен Ленинской премии.

Последними его работами были исследования крыльев изменяемой в полете стреловидности. Им было показано, что соответствующим подбором положения оси вращения поворотных консолей можно создать крыло изменяемой геометрии, моментные характеристики которого мало меняются при изменении угла стреловидности отклоняемой консоли. Эти работы были воплощены в практику при создании самолета с изменяемой геометрией Су-17.

Пётр Петрович подготовил доклад о результатах первых систематических исследований крыльев изменяемой геометрии, но из-за тяжелой болезни не смог сам выступить, и доклад был зачитан В. Г. Микеладзе на конференции по аэродинамике от его имени.

В 1964 году П. П. Красильщикову было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Отзывы знаменитых коллег
«Он умело ставил и решал наиболее важные проблемы на каждом этапе развития авиации. Основным его методом решения аэродинамических задач было проникновение в физическую сущность рассматриваемых явлений, постановка глубоко продуманных экспериментов. Он всегда четко представлял себе, что нужно делать сегодня, чем заниматься завтра и какие исследования потребуются в будущем. Решая актуальные проблемы авиационной науки, пополняя её новыми результатами, Пётр Петрович всегда воплощал их в конкретные рекомендации для конструкторских бюро. Он постоянно поддерживал связь с сотрудниками ОКБ, представителями авиапромышленности и летчиками-испытателями»

- А. А. Дородницын

.

Академик С. А. Христианович отмечал глубокое понимание П. П. Красильщиковым аэродинамической компоновки самолета. Уже на стадии её проектирования от отчетливо представлял, как те или иные изменения будут сказываться на особенностях полёта будущего самолета.

Лётчик-испытатель С. Н. Анохин рассказывал, что при разборе и анализе испытательных полётов новой техники он всегда побаивался вопросов Пётра Пётровича. Их сложность объяснялась ещё и тем, что сам П. П. Красильщиков обучался полётам в ЛИИ на самолете У-2 в 1940 году в группе лётчика-испытателя Д. С. Зосима вместе с М. В. Келдышем, А. К. Мартыновым и В. П. Ветчинкиным.

Личная жизнь

Первая жена - Елена Кузнецова, сын Всеволод Красильщиков (1924). Вторая жена - Маргарита Ворожебская, сыновья Александр Красильщиков (1929), Михаил Красильщиков (1940), Сергей Красильщиков (1946).

могила П. П. Красильщикова. Быковское мемориальное кладбище
Библиография

Атлас аэродинамических характеристик. (Соавт. К. А. Ушаков, А. Н. Гржегоржевский, А. К. Волков). 1940.
Практическая аэродинамика крыла. М. ЦАГИ, 1973. 449 с.

Награды
  • Сталинская премия 2-й степени за 1946 год (со Свищёвым Г. П.) за разработку профилей и крыльев для первых отечественных реактивных самолетов.
  • Сталинская премия 2-й степени за 1947 год (с Дородницыным А. А., Серебрийским Я. М., Струминским В. В., Штейнбергом Р. И.) за разработку крыльев для скоростных самолетов.
  • Ленинская премия (1961).
  • Орден Отечественной войны 1-й степени.
  • Орден Трудового Красного Знамени (дважды).
  • Медали.
Примечания
  1. Родники. Самые знаменитые родниковцы
  2. Каталог РНБ

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-10-19