Кербер Леонид Львович (The Leonid Lvovich Kerber).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Кербер Леонид Львович.

 ›

Леонид Львович Кербер
Дата рождения:

3 (17) июня 1903(1903-06-17)

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

9 октября 1993(1993-10-09) (90 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

Российская империя Российская империя→СССР СССР

Научная сфера:

самолётостроение

Учёная степень:

Доктор технических наук

Известен как:

Заместитель Генерального конструктора ОКБ Туполева по оборудованию

Награды и премии



Леони́д Льво́вич Ке́рбер (нем. v. Körber) (3 (17) июня 1903(19030617), Санкт-Петербург - 9 октября 1993, Москва) - крупный специалист в области авиационного оборудования. Доктор технических наук, заместитель Генерального конструктора. Сын вице-адмирала Людвига Бернгардовича Кербера; внук профессора Бернгарда Августовича Кербера и контр-адмирала Фёдора Богдановича фон Шульца; муж литературной переводчицы Елизаветы Михайловны Шишмаревой; брат авиаконструктора Виктора Львовича Корвин-Кербера, и авиаконструктора Бориса Львовича Кербера; племянник вице-адмирала фон Шульца Максимилиана (Михаила) Фёдоровича, капитанов 2-го ранга фон Шульца Вильгельма Фёдоровича и фон Шульца Константина Фёдоровича; зять генерал-майора авиации, авиаконструктора, профессора Михаила Михайловича Шишмарёва

Содержание
  • Биография
  • Интересные факты
  • Семья
  • Награды
  • Библиография
  • Ссылки
Биография

Леонид Львович Кербер родился 3(17) июня 1903 г. в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове в семье морского офицера Л. Б. Кербера.

Кадет I-го кадетского корпуса Леонид Кербер (слева) с братьями: Виктором (Пажеской корпус) и Борисом. 1915 г.

После года учёбы в первом классе немецкой гимназии Карла Мая, в 1913 г. поступил в Первый кадетский корпус, откуда в 1917 г. перевелся в Морской кадетский корпус. В марте 1918 г. вынужден был оставить корпус в связи с его расформированием. Вскоре с матерью и младшим братом (отец в это время находился в Лондоне, а старший брат на фронте) был изгнан революционными матросами из квартиры на 10-й линии Васильевского острова и перебрался в Лугу, где семья поселилась рядом с сестрой и братом матери - отставным вице-адмиралом М. Ф. Шульцем.

Устроился работать вольноопределяющимся на артиллерийский полигон, но вскоре 15-ти летним юношей был призван в Красную армию. Воевал на фронтах Гражданской войны в составе артиллерийского дивизиона 4-й Петроградской пехотной дивизии, переименованной с апреля 1919 г. в 11-ю стрелковую. Участвовал в боях против Юденича, затем в Польском походе в составе 15-й армии Корка. После того, как 15-я армия на подступах к Варшаве была разбита, оказался в окружении и с разрозненными частями своей дивизии с боями отступал в Россию.

После окончания войны дивизия была расквартирована в Петрограде, где в марте 1921 г. участвовала в подавлении Кронштадтского мятежа. Тогда Кербер наступал против своего двоюродного брата. В том же году демобилизовался и поселился у старшего брата в Таганроге, где работал на авиационном заводе. В марте 1922 г., в связи с переводом брата, оказался в Москве, где устроился на работу на Трехгорный пивоваренный завод. Одновременно, в рамках подготовки к поступлению в ВУЗ учился радиофизике на рабфаке им. Мандельштама, по окончании которого подал заявление в военно-воздушную академию им. Жуковского.

При собеседовании был узнан членом приемной комиссии, бывшим матросом с дредноута «Гангут» В. С. Войтовым, как сын вице-адмирала Кербера. В результате в поступлении в академию было отказано. Вместо этого, в связи с достижением призывного возраста, с января 1925 вновь на действительной военной службе. Как выпускник рабфака, готовился по программе на звание младшего командира запаса РККА, что сократило срок службы до 1 года. Службу проходил в 1-м радиополку во Владимире вместе со ставшими позже известными полярным радистом Э. Т. Кренкелем и разведчиком Р. И. Абелем. В полку получил специальности радиомеханика и радиотелеграфиста.

Демобилизовавшись весной 1926 г. попытался поступить в летное училище, но получил отказ по зрению. Вынужден был несколько месяцев работать разнорабочим, пока по протекции двоюродного брата В. Е. Гарфа не устроился слесарем в лабораторию Научно-испытательного института связи (НИИ Связи) РККА. По предложению начальника отдела радиоприемников Милейковского в 1928 году был переведен на конструкторскую работу по созданию радиопеленгатора. Под руководством С. И. Андреева участвовал в разработке КВ-радиопеленгаторов для фронтовой и армейской радиоразведки: 55ПК-1, 55ПК-2, 55ПК-3. В а в 1929 г. устанавливал и испытывал их вдоль западной границы - в войсках Киевского военного округа.

В 1930 г. по заданию. Авиапрома вместе с С. И. Андреевым участвовал в создании первого авиационного радиопеленгатора АПР-1, который затем после испытаний устанавливал их на бомбардировщиках ТБ-3 (АНТ-6) в Хабаровске. Здесь впервые познакомился с А. Н. Туполевым.

Оставаясь сотрудником НИИ Связи РККА, в 1934 г. Кербер был привлечен А. Н. Туполевым к оснащению радионавигационным оборудованием своего АНТ-25 («РД» или «Рекорд дальности»). Требования для этой машины были крайне высоки, поскольку именно она готовилась для будущего перелета В. П. Чкалова и М. М. Громова через Северный полюс в Америку. В процессе подготовки машины к рекордным полётам через Северный полюс Керберу в составе экипажа Громова пришлось совершить несколько равных по дальности перелетов из Москвы в Читу. Вся аппаратура была идеально настроена, антенны заняли наиболее рациональное расположение, что в конечном итоге вскоре было подтверждено В. П. Чкаловым и М. М. Громовым во время их исторических перелетов в Америку в 1937 г.

После перелета на самолёте ДБ-А Москва-Мелитополь-Москва. Слева направо Н. Пронов (И. Фролов?), В. Ф. Болховитинов, М. Годовиков, Л. Кербер 1937 г.

Вскоре после АНТ-25 Керберу пришлось оснащать другой самолёт - «ДБ-А» (дальний бомбардировщик «Академия»). Этот самолёт был создан в Академии Жуковского В. Ф. Болховитиновым, Я. М. Курицкесем и тестем Кербера - М. М. Шишмарёвым. Первоначально самолёт не готовился для рекордных полётов, и не прошел всех заводских испытаний, но именно его в мае 1937 г. выбрал С. А. Леваневский для своего полёта через Северный полюс.

В результате Кербер был включен радистом в состав экипажа С. А. Леваневского и спешно завершал подготовку оборудования к непредсказуемому полёту. Неожиданно, за несколько дней до назначенного на 12 августа 1937 г. старта, Кербер был заменен личным радистом С. А. Леваневского - Н. Я. Галковским. Существует две версии причины такого шага: Б. Е. Черток считает, что это рука НКВД, что не очень вяжется с тем, что именно Кербер в этом трагическом полёте поддерживал радиосвязь с бортом самолёта с земли. Кроме того, арестовали Кербера лишь год спустя. Другая версия - антипатия С. А. Леваневского по отношению к острослову Керберу. Тем не менее, до конца своей жизни Кербер считал, что если бы летел он, то беды бы не случилось.

После гибели экипажа С. А. Леваневского, Кербер ещё некоторое время продолжал работать в НИИ Связи, где начались увольнения и аресты. Он был отстранен от должности 23 октября 1937 г. Арест в таких случаях предполагался очень скоро, но время шло. За Кербером пришли только 30 апреля 1938 г.

Следствие на Лубянке велось с применением всех средств устрашения. С 10 мая, где то рядом, в одной из камер находился брат, комдив В. Е. Гарф, но Кербер об это тогда не знал. А вот брат знал, но очевидно следователям НКВД ничего не сказал и тем сохранил Керберу жизнь. К июню Кербера перевели в Бутырки. К концу 1938 г. следствие было завершено. Он был осужден по 58 ст (пп. 7 и 11) к 8 года лагерей и этапирован под Архангельск в Кулойлаг на лесоповал.

Чуть больше, чем через год, вначале 1940 г. Кербера вернули в Москву и он оказался в авиационной «шараге» ЦКБ-29 НКВД. С этого момента, вся дальнейшая его трудовая жизнь уже неразрывно была связана с именем А. Н. Туполева.

К моменту появления Кербера в ЦКБ-29 оно уже переехало из подмосковного поселка Болшево в здание КОСОС в Москве, где была оборудована тюрьма. Оказавшись в бригаде А. Н. Туполева, Кербер трудился над оснащением изделия «103» (будущий бомбардировщик Ту-2). Тем временем, после отстранения, а затем и расстрела наркома внутренних дел Ежова начались пересмотры дел осужденных. Коснулось это и Кербера. В конце весны 1941 г. он был освобожден «за отсутствием состава преступления», но продолжил работу в ЦКБ-29 на правах вольнонаемного.

С началом войны, летом 1941 г. ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск, продолжались работы над Ту-2. Вскоре был налажен серийный выпуск бомбардировщика, однако в 1942 г. по распоряжению Сталина, в связи с перепрофилизацией Омского авиазавода, производство Ту-2 было приостановлено. Вскоре после этого, летом 1943 г. ЦКБ-29 вернулось в Москву. Работали над различными модификациями Ту-2 (Ту-2Р, Ту-2Д), где особенно много работы было по оборудованию. К началу 1944 г. производство бомбардировщика вновь было налажено и он сумел сыграть весьма заметную роль на заключительном этапе войны. Среди других, Кербер был награждён Орденом Отечественной войны I степени

Леонид Львович Кербер в своем рабочем кабинете

Сразу после окончания войны ОКБ Туполева приступило к работам над первым стратегическим бомбардировщиком Ту-4. По заданию Сталина предстояло повторить американский бомбардировщик Б-29. Как считал Туполев, создать сам самолёт было не сложно, а вот оснастить его современными средствами навигации и управления не отклонившись от американского аналога, было весьма сложно. Казалось, элементная база, которой располагал Советский Союз, не позволяла этого сделать. Благодаря усилиям А. Н. Туполева и самому активному участию Кербера, удалось наладить связи более чем с 900-ми организациями-смежниками. В результате была существенно простимулирована отечественная промышленность. Бомбардировщик, ставший первым отечественным носителем ядерного оружия был построен в срок и на 50 % успех, по мнению А. Н. Туполева, был обеспечен бригадой Кербера.

Вслед за Ту-4, ставшим, по сути дела, последним поршневым самолётом А. Н. Туполева (если не считать Ту-85, который так и не пошел в серию), началась эра реактивных и турбореактивных самолётов, где роль оборудования существенно возросла. В результате, впервые именно в ОКБ Туполева была создана должность заместителя генерального конструктора по оборудованию. По праву её занял Кербер.

В этой должности он участвовал в оснащении всех самолётов А. Н. Туполева. Последним оказался известный сверхзвуковой реактивный лайнер Ту-144.

В 1966 г., будучи до конца преданным своему шефу, Кербер оказался единственным, кто открыто выступил против передачи им руководства КБ своему сыну А. А. Туполеву. Патриарх не согласился с мнением своего заместителя и Кербер был вынужден написать заявление об отставке.

Доктор технических наук с рабфаковским образованием он ещё какое-то время читал лекции по оборудованию самолётов студентам в МАИ, но главным его делом стало литературное творчество.

Кербер прожил ещё долгую жизнь и умер 9 октября 1993 г. в возрасте 90 лет. Похоронен на Головинском кладбище.

Интересные факты
  • Курьезный эпизод с Ту-114 произошел в сентябре 1959 г. Ещё не были завершены все испытания лайнера, в том числе и новой цифровой системы навигации, впервые в СССР установленной Кербером, но Генеральный секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев решил лететь с официальным визитом в США именно на этом самолёте. Могла вполне повториться ситуация с трагическим полётом ДБ-А, когда С. А. Леваневский полетел ещё на «сырой» машине.

А. Н. Туполев был вынужден подчиниться, но командировал в этот полёт Кербера. Обратный полёт из Вашингтона проходил 27 сентября 1959 года. В этот день была зарегистрирована мощная магнитная буря, вызванная сильной вспышкой солнечной активности. Сразу прекратил свою работу магнитный компас, практически отсутствовала радиосвязь. Второй пилот корабля М. А. Нюхтиков, управлявший самолётом в это время, вынужден был ориентироваться только по новой навигационной системе, которая таким образом получила свое первое «боевое крещение». Полёт и посадка прошли успешно. Возможно, это единственный в своём роде случай, когда по сути дела испытательный полёт осуществлялся с руководителем государства на борту.

  • При испытаниях стратегического бомбардировщика Ту-95 произошло событие, которое могло закончиться гибелью и самолёта с экипажем, да и всего проекта. Только 11 мая 1953 г. на первом опытном образце Ту-95 погиб выдающийся летчик-испытатель А. Д. Перелёт, и гибель второго поставила бы точку на этой машине. При очередном полёте не вышли шасси. Срочно из Москвы приехали А. Н. Туполев, Л. Л. Кербер с бригадой инженеров своего отдела. Проанализировав ситуацию, Кербер велел бортинженеру Тер-Акопяну полностью обесточить машину. Это было весьма рискованным решением, так как самолёт на время остался без радиосвязи с землей. После подключения сети реле, запиравшее шасси, сработало. Это не было случайным попаданием. Дефект реле был вычислен командой Кербера на земле. Самолёт совершил нормальную посадку.
  • Книга о ЦКБ-29 НКВД была написана Кербером для своих близких, что называется «в стол». В то время опубликовать её было не реально. То, что рукопись стала распространяться в форме «самиздата», не заслуга автора. Он передал её знакомой машинистке, которая должна была напечатать четыре экземпляра. Но был и пятый. Он-то и пошел по рукам. Это была инициатива машинистки. Она лишь скрыла имя автора. Постепенно число экземпляров росло. Осталось неизвестным, как один из них оказался в Западной Германии, в издательстве «Посев».

Под названием «Туполевская шарага» первое издание без указания автора вышло в издательстве Посев во Франкфурте-на-Майне в 1971 году. Через два года в том же издательстве вышел второй тираж. На этот раз на обложке стояло имя автора: «Г. Озеров». Это не был псевдоним, поскольку не Кербер его выбирал, а издательство никак не согласовывало с ним публикацию. Георгий Александрович Озеров - реальный человек, один из ведущих сотрудников А. Н. Туполева, к тому же издавший воспоминания о нём, правда, о более раннем периоде жизни. В издательстве Посев посчитали, что они правильно вычислили автора, тем более, что последняя глава книги заканчивалась на его фамилии: «По докладу коллегии НКВД Правительство Союза, учитывая добросовестную работу нижепоименованных специалистов над самолетами (следует перечень машин), постановляет освободить из-под стражи:

1. Черемухина Алексея Михайловича

2. Озерова Георгия Александровича…

Он перечисляет всех 18. Так, в жаркий августовский день 1941 года обрели мы свою свободу…»

Очевидно, «для конспирации», во втором издании «Шараги». там, где на обложке появилась фамилия Г. Озерова, издатели изменили эту последнюю фразу в тексте главы и имя Георгия Александровича Озерова исчезло.

Семья
  • мать Ольга Федоровна ур. фон Шульц (1866-1942) - дочь контр-адмирала Федора Богдановича фон Шульца (1820-1880);
  • жена Елизавета Михайловна Шишмарева (1904-1996) - дочь генерал-майора авиации, авиаконструктора, профессора М. М. Шишмарёва;
  • сын Михаил Леонидович (1932);
  • сын Лев Леонидович (1937-1993).
Награды
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (1944 г.)
  • Два ордена Ленина
  • Орден Красной Звезды
  • Лауреат Ленинской премии
  • Государственная премия СССР
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Библиография
  • Кербер Л. Л., Кербер Б. Л. Самолетные радионавигационные станции и их эксплуатация. 1936.
  • Г. Озеров Туполевская шарага // Франкфурт-на-Майне: Посев 1973. (настоящий автор Кербер Л. Л.)
  • Кербер Л.Л.. Компоновка оборудования на самолетах. - М.: Машиностроение, 1972. - 304 с.
  • Кербер Л.Л.. Ту - человек и самолёт. - М.: Советская Россия, 1973. - 288,  с. - (Люди Советской России). - 50 000 экз. (в пер.)
  • Кербер Л. Л. А дело шло к войне // «Изобретатель и Рационализатор», 1988-90
  • Кербер Л. Л. о коммунистической бюрократии и системе «шараг»
  • Кербер Л.Л.. Туполев: (Воспоминания) / Подгот. к изд. М.Л. Кербера и М. Б. Саукке; Предисл. Я. Голованова. - СПб.: Политехника, 1999. - 340,  с. - (XX век. Знаменитые конструкторы России). - 5 000 экз. - ISBN 5-7325-0492-3.
  • Кербер Л. Л. Не мир тесен, а слой тонок - письма В. Конецкому в книге В. Конецкого «Эхо» // М.: Текст, 2005.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-13