Стерлигов Владимир Васильевич (Sterligov Vladimir Vasilievich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Стерлигов Владимир Васильевич.

 ›

Владимир Васильевич Стерлигов
Дата рождения:

5 (18) марта 1904(1904-03-18)

Место рождения:

Варшава, Царство Польское

Дата смерти:

1 ноября 1973(1973-11-01) (69 лет)

Место смерти:

Петродворец, Ленинград, РСФСР, СССР

Подданство:

Российская империя Российская империя

Гражданство:

СССР СССР

Жанр:

живопись, графика

Учёба:

К. С. Малевич

Влияние на:

П. И. Басманов, С. Н. Спицын

Награды:

Влади́мир Васи́льевич Сте́рлигов (5  марта или 8  марта, 1904 или 1905 год , Варшава - 1 ноября 1973, Петродворец) - русский художник, живописец, станковый и книжный график. Один из учеников К. С. Малевича.

Содержание
  • Биография
    • ГИНХУК
    • Арест и предвоенные годы
    • Война и эвакуация
    • Послевоенные годы
    • 1960-е годы
  • Творчество
    • Книжная иллюстрация
      • Избранные работы
  • Семья
  • Память
  • Работы находятся в собраниях
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Родился в Варшаве. Отец - Василий Николаевич Стерлигов (187?-1932), дворянин, учитель истории, мать - София Яковлевна Стерлигова (урожд. Чубаровская; ок. 1880-1915), учительница. Вскоре после рождения переехал с родителями в Москву; семья жила на Воздвиженке(Ваганьковский пер, д. 3, кв. 2); лето проводил в имении, в селе Острое Пластиково. Детство провёл в Москве. Учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922-1925 учился на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, в 1923-1925 учился живописи и рисунку в частных студиях.

ГИНХУК
См. также: ГИНХУК

Летом 1925 по совету художницы В. М. Ермолаевой переехал в Ленинград, и осенью 1925 начал работать в ГИНХУКе у К. С. Малевича. С января 1926 официально оформлен практикантом отдела живописной культуры ГИНХУКа; занимался живописью под руководством К. С. Малевича, изучал кубизм и супрематизм; и после закрытия ГИНХУКа работал под руководством К. Малевича (до 1934). Познакомился с Н. Н. Пуниным, П. Н. Филоновым, П. А. Мансуровым, М. В. Матюшиным, Н. И. Харджиевым, Б. В. Эндером. Вместе с В. М. Ермолаевой, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской вошёл в «группу живописно-пластического реализма», образованную в 1929, оставался близок этим художникам в течение всей жизни.

В декабре 1926 познакомился с поэтами круга ОБЭРИУ - А. И. Введенским, Д. И. Хармсом; их личная и творческая дружба продолжалась до 1941 года.

В 1929 начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж»; иллюстрировал книги, в том числе «книги собственного текста». Все предвоенные годы писал стихи и прозу.

С 1930 начал работать как педагог; его первым учеником стал художник П. И. Басманов. В 1932 вступил в Союз Художников. В октябре 1932 участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Русском музее. Работы этого времени: «Равновесие» (1927), серии «Мужики», «Жнецы», «Полуобраз» (1933).

Арест и предвоенные годы

25 декабря 1934 был арестован и находился под следствием до 26 февраля 1935. 27 марта 1935 осуждён согласно постановлению УНКВД по статье 58-10, 58-11; 29 марта 1935 отправлен отбывать наказание в 1-е отделение 3-го отдела Карагандинского ИТЛ. В лагере вместе с ним отбывали срок художники В. М. Ермолаева и П. И. Соколов. Находился в заключении (Карлаг, посёлок Долинка) до 19 декабря 1938, был досрочно освобождён.

В декабре 1938 встал на учёт в Союзе художников Казахстана, в Караганде.

В августе 1939 переехал в Подмосковье (в Петушки); несмотря на запрещение жить в Москве, постоянно бывал там, останавливаясь у друзей (Е. В. Сперанского, Е. В. Сафоновой). В 1940 работал над панно на Сельскохозяйственной выставке в Москве. В эти годы встречался с А. И. Введенским, стал крёстным отцом его сына Петра.

Война и эвакуация

В 1941 переехал в посёлок Малая Вишера Ленинградской области. 22 июля 1941 призван по мобилизации Маловишерским РВК Ленинградской области в 47-й запасной артиллерийский полк (рядовой 2-го запаса). Вместе с полком находился на фронте, идущем по реке Сестре, где 12 января 1942 был контужен. Находился на излечении в полевом госпитале, с 28 февраля по 15 мая - в эвакогоспитале № 1354 (там сделал серию рисунков «В госпитале»). В феврале 1942 узнал о смерти Даниила Хармса, написал текст «На смерть Даниила Ивановича». 15 апреля 1942 уволен из армии инвалидом 2-й группы, а 1 июня 1942 признан негодным к военной службе с исключением с учёта. Награждён боевой медалью «За оборону Ленинграда».

13 июня 1942 эвакуировался из блокадного Ленинграда в Алма-Ату, где 3 июля 1942 встал на учёт в Союзе художников Казахской ССР. Вошёл в круг художников, эвакуированных из Москвы и Ленинграда: Д. Митрохин, Б. Урманче, С. Калмыков, П. Зальцман, Ф. Бернштам, Н. Харджиев, Б. Кузин, Н. Берковский, М. Аксельрод, Р. Великанова. Близко дружил с В. В. Воиновым. В 1943 году женился на ленинградской художнице Т. Н. Глебовой. Организовывал художественную жизнь в Алма-Ате: работал в ЦДКА, в госпиталях; организовал студию в Союзе художников, где занимался разработкой художественных проблем; преподавал историю и перспективу в художественном училище; вёл литературные передачи на радио; изучал технику фресковой живописи и писал фреску на стенах Союза художников Казахстана. По договору с КазИЗО выполнил иллюстрации к семи детским книгам; участвовал в республиканской выставке «Великая Отечественная война»; организовал выставку художников-фронтовиков (1944), а также свою персональную выставку (1943) и групповые выставки «О колорите», «Рисунок»; живописной работой участвовал в выставке к юбилею народного героя Амангельды Иманова. Среди его работ этого времени выделяется серия «Воспоминания о супрематизме». С 1944 по ноябрь 1945 входил в бюро графической секции Союза художников КазССР, в 1945 избран секретарём графической секции Союза художников КазССР. В ноябре 1945 вернулся в Ленинград.

Послевоенные годы

В декабре 1945 встал на учёт в ЛОСХ и активно вошёл в ленинградскую художественную жизнь. В круг его общения в 1940-1950 входили художники Г. Н., А. Г., В. Г. Траугот, В. П. Янова, П. И., Н. Г. и М. П. Басмановы, А. А. Лепорская и Н. М. Суетин, скульптор М. В. Войцеховский, искусствовед В. Н. Петров, астрофизик Н. А. Козырев, филолог-античник А. И. Зайцев, философ Я. С. Друскин. В Москве встречался с Б. В. Эндером, Д. И. Митрохиным, Н. И. Харджиевым.

В некоторых работах 1940-х годов присутствует момент супрематизма, «супрематические состояния»: «Окно», «Старая Ладога» (1946-1947). Другие его работы несут уже новые образы: серия «Быки» (1940-1950); серия гуашей «Облака перед несуществующим» (1950-1951). В 1951 начал разрабатывать религиозную тему: Евангельский цикл (1951-1954), серия гуашей «Вестники» («Ангелы», 1956-1957), эта тема продолжалась на протяжении всей жизни.

В 1940-60 е гг. продолжал писать стихи и прозу. Его литературные произведения опубликованы посмертно.

1960-е годы

В 1950-е годы дружил с реставраторами и исследователями древнерусского искусства; принимал участие в праздновании юбилея Андрея Рублёва в Москве (1960). В это время в его графических и живописных работах появляются новые пластические качества.

В начале 1962 года, развивая теорию своего учителя К. С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый прибавочный элемент искусства 1960-х - «прямо-кривую». Его теория получает название «Чашно-купольного сознания». В 1962 Стерлигов посвящает в свою идею других художников, привлекает их к работе над новой формой, над созданием нового пластического пространства - сферического, криволинейного.

В 1963-1966 гг. вместе с друзьями создал «Старопетергофскую школу», получившую это название, потому что встречи и выставки художников проходили в Старом Петергофе, в доме художника С. Н. Спицына.) В круг Старо- петергофской школы входили В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев (до 1965), С. Н. Спицын, В. П. Волков(до 1965), искусствоведы Е. Ф. Ковтун и А. В. Повелихина. Стерлигов и его круг изучали теорию прибавочного элемента К. С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве - импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, кроме футуризма», исследовали цвет. Стерлигов называл эту работу «невидимый институт», потому что видел в ней продолжение, с перерывом более чем в 30 лет, исследовательской работы, проводившейся в ГИНХУКе. "Объяснение вчерашнего дня сегодняшним", недолгое возвращение к прошедшему периоду служило художникам к тому, чтобы « освежить» свою современную работу. Основное внимание Стерлигов обращал на работу над « чашно-купольным сознанием».

Персональные выставки работ В. В. Стерлигова при его жизни проходили редко: однодневная выставка в ЛОСХ (1966), и две выставки, в НИИ архитектуры и в ГМИИ в Москве (1970). С 1957 проводил «квартирные» выставки у себя дома и у друзей. С июня 1971 эти выставки проходили в мастерской Т. Н. Глебовой на ул. Ленина, д. 52, кв.43.

Творчество

Практикантам ГИНХУКа К. С. Малевич говорил: «…это будет школа, а не работа в искусстве, которой вы будете заниматься позже, развивая СВОЙ прибавочный элемент». В этом смысле Стерлигов - прямой наследник Малевича, так как осознал и назвал новый прибавочный элемент 1960-х годов. Свой вывод в искусстве Стерлигов сделал из супрематизма Малевича; новые свойства цвета, изучаемые Стерлиговым, также были выводом из супрематизма. У Малевича Стерлигов взял и геометрическую форму как модуль строения мира, живописного и космогонического, как «соображение о строительстве Вселенной». Мысль о Вселенных, представленных в виде сфер, при касании которых образуется Кривая, имеет своё объяснение и в науке, где, по одной из теорий строения Вселенной, она состоит из бесконечного количества касающихся друг друга сфер. Две зеркально отражающиеся Кривые образуют чашу - поэтому Стерлигов и называет свою идею «чашно-купольное строение Вселенной».

Владимир Стерлигов был декларативен не менее своих учителей, объясняя это «ответственностью каждого художника перед Высшим».

Я не учился у Татлина, но взял у него главное. Те, кто учился у Татлина - никогда его учениками не были.
Я не учился у Матюшина, но взял у него главное. Те, кто учился у Матюшина, никогда его учениками не были.
Я учился у Малевича и после квадрата я поставил чашу.
От Филонова - напряжённое внимание к микрочастице поверхности.
От Малевича - ощущение супрематичности природы Вселенной.
От Татлина - национальные свойства.
От Матюшина - «импрессионистический» «кубизм»

- Владимир Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 71. («Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры». – № 16: В 2 ч.

Все эти качества Стерлигов и его соратники развивали в своём творчестве. Друг Стерлигова, художник Б. В. Эндер, дал такую оценку его работе:

предельно формалистическое искусство, и вместе с тем такое близкое и реальное, взятое из природы

- Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 262-263.

Стерлигов… был вождь направления, отводивший немалые роли идеям, формулировкам программ… один из крупных представителей ленинградской школы 20 века. Особенность ленинградской живописной школы 20 века - почти иконная (чуть аскетичная) светимость цвета… мрак и свет проницают друг друга, подобно тому как они соотносятся и в человеческом мире.

.

Наиболее известные работы Стерлигова 1960-х гг. и 1970-х гг.:

  • живописная серия «Моря»,1962
  • графические серии : «Лик», «Око», «Свойства чашной кривой», «Во Вселенной», «Касание», «Природа в чаше»,« Треугольник Рёло» (1962);
  • коллаж «Квадрат в куполе» (1963),
  • живопись: «Разговор: Вопрос и Ответ» (1963), «Портрет Люси Ушаковой» (1963),
  • акварель «Путешественник (Путешественница)» (1963), графическая и живописная серия «Сан-Паулус»,
  • графическая и живописная серия «Диаконы» (1964),
  • живопись: «Черёмушки»(1964), « Чаша»(1964), «Щукино»(1964),
  • графическая серия «Выходит Мария» (1964),
  • акварели «Мы живём внутри купола» (1965);
  • графическая серия «Ленты Мёбиуса» (1965),
  • живопись: «Разговор об Истине» (1967),
  • живопись: «О Возвышенном» (1967),
  • живопись: «Здравствуйте!» (1967);
  • живопись: «Пустынник (Монах)» (1967);
  • графическая серия «Пошатнувшееся пространство» (1967),
  • живопись: «Преклонимся все (Первая бабочка)» (1969-1970);
  • пастели «Рябинка» и «Сухая трава» (1971);
  • графическая серия: «Ангелы травы» (1972);
  • гуашь «Распятие» (1973);
  • акварель и гуашь «Голгофа» (1973);
  • живописная и графическая серия «Скрытая геометрия» (1973).
Книжная иллюстрация

В книжной иллюстрации В. В. Стерлигов работал на протяжении всей жизни. В 1953-1973 постоянно сотрудничал с детским журналом «Мурзилка».

Избранные работы
  • Емелин С. За белухой. - М.; Л.: ОГИЗ, 1931.
  • Стерлигов В. На самолёте в Америку / Рисунки автора. - М.; Л.: ОГИЗ, 1931.
  • Стерлигов В. Огород / Рис. автора. - М.; Л.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1931.
  • Черненко А. И. Баста! Повесть для старшего возраста / Обложка и рисунки В. Стерлигова. - М.; Л.: Молодая гвардия, 1932.
  • Гринберг И. И. Поход двенадцати / По рассказу немецкого писателя Г. Пийета; Обл. и рис. В. Стерлигова. - М.; Л.: Молодая гвардия, 1932.
  • О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром: Индийская сказка / Пересказал для детей Н. А. Ходза. - Л.: Ленинградский художник, 1958.
  • Русские загадки. - М.: Детский мир (Малыш), 1961.
  • Вейнгартнер Ф. Советы дирижёрам / Перевод М. В. Юдиной. - М.: Музгиз, 1962. (Не издано)
  • Сперанский Е. Актёр театра кукол. - М.: ВТО, 1965.
  • Мочалов Л. Голубой лес. - Л.: Детская литература, 1966.
  • Озерецкая Е. Совсем новые сказки. - Л.: Детская литература, 1966.
  • Сперанский Е. Повесть о странном жанре. - М.: ВТО, 1971.
Семья

Жена (с 1925) - Мейснер Лидия Ивановна (1902-1942);
Жена (с 1943) - Глебова Татьяна Николаевна (1900-1985).

Память

На могиле В. В. Стерлигова на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в 1974 поставлен памятник, сделанный С. Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Стерлигова «Распятие».

Работы находятся в собраниях
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва,
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга,
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,
  • Музей Органической Культуры, Коломна
Примечания
  1. Указанное имение М. Ф. Эмме (урожд. Стерлиговой), находилось в Остро-Пластиковской волостм, Сапожковского уезда Рязанской губернии; ныне Чучковский район Рязанской обл. Родовое имение Стерлиговых Старая Рязань принадлежало другой семейной ветви.
  2. Спицына Е. Стерлигов и обэриуты // Театр. - 1993. - № 1. - С. 74-83.
  3. Великая Утопия: Русский и советский авангард 1915-1932. - М.: Галарт, 1993. - ил. 406.
  4. Архив УФСБ по СПб и Ленинградской области: Арх. № 48469, Д. 1 О следствии и обвинении Стерлигова. См.: Кроль Ю. Из недавнего прошлого // Звезда. - 2011. - № 11.
  5. Пётр Александрович Введенский (1937-1993). См.:Викторов Б. Александр Введенский и мир, или «Плечо надо связывать с четыре». - Харьков, 2009. - С. 13, 164, 169.
  6. Биографические сведения о художнике, см. ОР ГРМ, Ф. 212.
  7. См.:Траугот В. Воспоминания // Шестнадцать пятниц. Вторая волна ленинградского авангарда. - LA (USA), 2010. - Ч. 2. - С. 132 («Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры». № 16. В 2-х ч.)
  8. См.:Друскин Я. Дневники. - СПб.: Академический проект, 1999. - С. по указ.
  9. Малевич о себе. Современники о Малевиче. В 2-х тт. - М.: RA, 2004. - Т. 2. - С. 310. Стерлигов В. В. Из записей. - Там же. - С. 402-404
  10. Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. - М., 2007. - № 4. - C. 92-97.
Литература
  • Мочалов Л. В. Пластическая система В. В. Стерлигова как симптом сакрализации культуры // Вопросы искусствознания. (М.), 1995. № 1 / 2, с. 229-248
  • Мочалов Л. В. Малевич и Стерлигов. Квадрат и купол // В круге Малевича: Каталог выставки / ГРМ. СПб., 2000, с. 289-295
  • Стерлигов В. В. Из записей. Публикация и комментарий Е. Спицыной. / Малевич о себе. Современники о Малевиче. В 2-х тт. - М.: RA, 2004. - Т. 2. - С. 402-404
  • Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда / Издание подготовлено Еленой Спицыной. // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры.  / - LA, USA. - 2010. - № 16. В 2-х ч.
  • Стерлигов В. И после квадрата я поставил чашу: Каталог выставки. Статьи. Письма. - М.: Галерея « Элизиум», 2010.
  • Геометрия природы Стерлигова. К 110-летию со дня рождения В. В.Стерлигова. Каталог выставки. Гoсударственый музей истории Санкт-Петербурга. СПБ: 2014.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-09-22