Козлов Алексей Александрович (философ) (Kozlov Aleksey Aleksandrovich (philosopher)).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Козлов Алексей Александрович (философ).

 ›

Алексей Козлов
Псевдонимы:

Платон Калужский

Дата рождения:

8 (20) февраля 1831(1831-02-20)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

27 февраля (12 марта) 1901(1901-03-12) (70 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Страна:

Российская империя

Школа/традиция:

Русская философия

Направление:

Персонализм, панпсихизм

Период:

Философия XIX века

Оказавшие влияние:

Г. В. Лейбниц, Г. Тейхмюллер

Испытавшие влияние:

С. А. Аскольдов, Н. О. Лосский


Алексей Александрович Козлов (8 (20) февраля 1831, Москва - 27 февраля (12 марта) 1901, Санкт-Петербург) - русский философ-идеалист и публицист, последователь Густава Тейхмюллера, свою философскую систему называл панпсихизмом. Идеи Козлова оказали влияние на Е. А. Боброва, С. А. Аскольдова, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева и др.

Содержание
  • Биография
  • Философия
    • Из Брокгауза и Ефрона
  • Сочинения
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Алексей Козлов родился в 1831 году в Москве; он был незаконнорожденным сыном помещика И. А. Пушкина, приходившегося дальним родственником поэту А. С. Пушкину, и вольноотпущенной крестьянки. Вскоре после рождения сына его мать вышла замуж за приказчика А. П. Козлова, от которого будущий философ и получил свою фамилию. В 1838, когда Алексею было 7 лет, его мать умерла, и отчим отдал его на попечение своей тётке. С 1843 Козлов учился в 1-й Московской гимназии, а в 1850 поступил на физико-математический факультет Московского университета. Проучившись там около года, он перевёлся на историко-филологический факультет и в 1856 закончил университет со степенью кандидата. Во время обучения в университете Козлов увлёкся идеями материализма и социализма; наибольшее влияние на него имели сочинения Л. Фейербаха и Ш. Фурье. По окончании университета он женился на крестьянке и устроился преподавателем русского языка и словесности в Константиновский межевой институт. Вскоре его брак распался, и Козлов сошёлся с дочерью помещика М. А. Челищевой; однако первая жена по какой-то причине не хотела дать ему развода, из-за чего его дети от второго брака (в частности, его сын С. А. Алексеев) не могли носить фамилию отца.

Людвиг Фейербах

Ко времени преподавания в межевом институте относится начало литературной деятельности Козлова. Главным предметом его интересов была в то время политическая экономия; его статьи на экономические темы (например, «О кредите в банках», «О хозяйственном управлении города Москвы», «О финансовом положении России») печатались в «Московских известиях», «Московском вестнике», «Дне», «Финансовом вестнике», «Вестнике промышленности» и «Отечественных записках». Обладая деятельным характером, Козлов проявил склонность к пропаганде социалистических идей; преподавая в межевом институте, он излагал социалистические идеи своим студентам, из-за чего в 1861 был вынужден оставить преподавание. Козлов имел многочисленные связи в революционной среде, был близок с Н. А. Ишутиным, с 1858 состоял под надзором полиции и несколько раз привлекался к дознанию. В 1866 он был арестован по подозрению в причастности к Каракозовскому делу, а затем в организации революционного общества, и заключён в Петропавловскую крепость. Однако ему удалось доказать свою невиновность, и после 6 месяцев заключения он был освобождён с подчинением негласному надзору и запрещением жить в столицах. Козлов покинул Москву и поселился в селе Машарово Калужской губернии в имении своего тестя, где занялся сельским хозяйством, а затем устроился управляющим лесным хозяйством в имении крупного фабриканта во Владимирской губернии.

Артур Шопенгуаэр

В период проживания в деревне Козлов начал серьёзно интересоваться философией; толчком к этому послужило знакомство с книгой Ю. Фрауенштадта «Письма о философии Шопенгауэра». Произошло это примерно в 1872-1873 году, когда Козлову было уже за 40 лет. Увлёкшись философией А. Шопенгауэра, он сделался его страстным последователем и решил заняться пропагандой его идей. С этого времени Козлов стал систематически изучать философию и выступать в печати с философскими публикациями. Первой его работой было двухтомное изложение сочинения последователя Шопенгауэра Э. Гартмана «Философия бессознательного». Затем последовали критические статьи в журналах, а в 1876 году вышла его первая самостоятельная книга «Философские этюды», в которой он отстаивал идею философии как строгой науки. В 1876 Козлов получил приглашение занять философскую кафедру от Киевского университета, и в том же году начал читать там лекции. В 1881 он защитил магистерскую диссертацию на тему «Метод и направление философии Платона», а в 1884 в Петербурге - докторскую диссертацию на тему «Генезис теории пространства и времени у Канта», и получил звание профессора.

Густав Тейхмюллер

В период преподавания в Киевском университете Козлов развернул энергичную литературную деятельность. Его публикации в журналах носили по большей части критический и полемический характер и отличались бойкостью стиля, что сделало его известным философским публицистом. Недовольный узкими рамками университетских изданий, Козлов в 1885 году начал издавать свой собственный журнал «Философский трёхмесячник», который стал первым в России чисто философским журналом. Журнал от начала до конца составлялся самим Козловым и не приносил ему никакой материальной выгоды. К этому времени относится перемена в философских воззрениях Козлова: неудовлетворённый метафизикой воли Шопенгауэра, он стал искать иных основ для своего мировоззрения и с этой целью обратился к учению Г. В. Лейбница и его последователей. В 1880 году ему в руки попало одно из сочинений немецкого философа Г. Тейхмюллера, которое произвело на него сильное впечатление; после защиты докторской диссертации он начал систематически изучать сочинения этого автора и скоро сделался его горячим последователем. В статье, посвящённой Тейхмюллеру, Козлов называл его «звездой первой величины» и призывал учиться у него русских и европейских философов. Собственное учение Козлова, изложенное им в дальнейших трудах, полностью воспроизводит основные идеи Тейхмюллера.

Сергей Алексеев-Аскольдов

В 1886 году деятельность Козлова была прервана тяжёлой болезнью: с ним случился апоплексический удар, после чего у него парализовало половину тела. Философ оказался прикован к креслу и был вынужден оставить преподавание в университете. Несмотря на это, он продолжал заниматься философской и литературной деятельностью; не имея возможности собственноручно писать, он стал диктовать свои произведения. Важнейшие его сочинения появились именно в этот последний период его жизни. К этому времени окончательно сложилось собственное философское мировоззрение Козлова, основанное на учении Тейхмюллера и названное им панпсихизмом. В 1888 году Козлов начал издавать философско-литературный сборник «Своё слово», в котором развивал своё учение и полемизировал с противоположными взглядами. Центральное место в этом издании занимали «Беседы с петербургским Сократом», написанные в форме философских диалогов под именем Платона Калужского; главным персонажем диалогов, развивавшим идеи автора, был некто Сократ с Песков, а его оппонентами выступали герои романов Достоевского. Всего в период с 1888 по 1898 год вышло пять выпусков «Своего слова». В 1891 году Козлов вместе с семьёй переехал в Петербург, где вокруг него сложился небольшой философский кружок, который посещали, в частности, его сын С. А. Алексеев-Аскольдов и Н. О. Лосский. Философ скончался в Петербурге от воспаления лёгких в 1901 году и был похоронен на Волковом кладбище.

Философия
Из Брокгауза и Ефрона

Свое философское миросозерцание Козлов называет панпсихизмом. Краеугольным понятием в нём является понятие бытия. Оно не образуется путём отвлечения, но источником его служит первоначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет три области: сознание о содержании, сознание о форме и сознание о нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но само это понятие составляет особую группу сознания, а именно о формах или способах отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Все познание опирается, в конце концов, на познание я. Мы переносим это понятие на другие субстанции. В мысли о бытии и сущности действительного мира надо совершенно устранить время и никоим образом не вводить его в наше понятие мира. Время, помимо акта мысли и представления субстанций, не имеет никакого смысла и полагается только ими. Первая ячейка идеи времени зарождается от сравнения содержания воспоминания с содержанием наличного представления, если только оба эти содержания относятся к одному и тому же я и признаются одинаково реальными или данными в нашей действительной деятельности. Затем время вступает в субъективную стадию своего развития, и здесь оно представляет форму, в которой наше я понимает, распределяет и соединяет в своем субстанциальном единстве свои собственные акты воспоминания, наличного ощущения и ожидания. Наконец, в объективной стадии развития время выносится из субъективной сферы наших состояний и деятельностей и становится формой для распределения во временной перспективе объектов, то есть содержания наших деятельностей созерцания, представления и мышления в их абстрактном виде. Точно так же К. выводит и идею пространства, отрицая за ним всякую реальность. Образование этой идеи не может быть объяснено при помощи ассоциации, так как это объяснение попадает в ложный круг .

Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе развития главную роль играет наша мыслящая деятельность, так что основные свойства, которые мы мыслим в идее пространства, суть на самом деле признаки не пространства, которое само по себе не имеет никакой реальности, а нашей мыслящей деятельности, которая по поводу ощущений созидает эту идею. Если же пространство и время не существуют сами по себе, то не существует в действительности и все находящееся в пространстве и времени. Существует только духовный мир, то есть духовные субстанции с их деятельностями и отношениями, а наши тела и весь материальный мир суть только значки этих духовных субстанций, их деятельностей и отношений. Таким образом, представляющийся нам мир есть мир значков, которые строятся по законам представления и мысли и в этом отношении подчиняются всеобщим и незыблемым законам представляющей деятельности, коренящимся в самой природе нашей субстанции. Ввиду этого такие значки дают основание с полной уверенностью заключать к истинно существующему миру субстанций. Наука одна, и высшей, истинной ее формой является философия; существующее же разделение одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобства изучения.

Излагая своё учение, Козлов постоянно считается с противными направлениями и нередко посвящает им целые критические очерки. Особенно подробно он останавливается на Юме и Канте.

Сочинения

Отдельные издания

  • Сущность мирового процесса, или «Философия бессознательного» Э. фон Гартмана. Вып. 1-2. - М., 1873-75.
  • Философские этюды. Часть 1. - СПб., 1876.
  • Философия как наука. - Киев, 1877.
  • Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора. - Киев, 1878.
  • Философские этюды. Часть 2. Метод и направление философии Платона - Киев, 1880.
  • Критический этюд по поводу книги г. Грота «Психология чувствований». - Киев, 1881.
  • Очерки из истории философии. Понятия философии и истории философии. Философия восточная. - Киев, 1887.
  • Письма о книге гр. Л. Н. Толстого «О жизни». - М., 1891.
  • Религия гр. Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви. Ч. 1-2. - СПб., 1895.

Статьи в журналах

  • Разбор «Исторических писем» П. Миртова // Знание. - 1871. - № 3.
  • Вл. Соловьев как философ // Знание. - 1875. - № 1, 2.
  • Два основных положения философии Шопенгауэра // Киевские университетские известия. - 1877. - № 1.
  • О последнем сочинении профессора Троицкого «Наука о духе» // Русская мысль. - 1883. - № 4.
  • Размышления, вызванные неожиданным голосом из области естествоведения // Вопросы философии и психологии. - М., 1889. - Кн. 1.
  • Очерк жизни и философии Лейбница по сочинению Мерца // Вопросы философии и психологии. - М., 1890. - Кн. 3.
  • Новейшее исследование о Платоне // Вопросы философии и психологии. - М., 1892. - Кн. 11.
  • Позитивизм Конта. Часть I // Вопросы философии и психологии. - М., 1893. - Кн. 15.
  • Позитивизм Конта. Часть II // Вопросы философии и психологии. - М., 1893. - Кн. 16.
  • П. Е. Астафьев как философ // Вопросы философии и психологии. - М., 1893. - Кн. 18.
  • Французский позитивизм (Тэн, Рибо, Фуллье, Поллан, Гюйо, Тард) // Вопросы философии и психологии. - М., 1893. - Кн. 19.
  • Французский позитивизм. Полупозитивисты: I. Альфред Фуллье // Вопросы философии и психологии. - М., 1894. - Кн. 21.
  • Французский позитивизм. Полупозитивисты: II. Гюйо и Тард // Вопросы философии и психологии. - М., 1894. - Кн. 22.
  • Густав Тейхмюллер. Часть I // Вопросы философии и психологии. - М., 1894. - Кн. 24.
  • Густав Тейхмюллер. Часть II // Вопросы философии и психологии. - М., 1894. - Кн. 25.
  • Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера (О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование Евгения Боброва. Юрьев, 1894) // Вопросы философии и психологии. - М., 1895. - Кн. 27.
  • Анализ последнего произведения гр. Л. Н. Толстого «Хозяин и работник» // Вопросы философии и психологии. - М., 1895. - Кн. 28.
  • Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Часть I // Вопросы философии и психологии. - М., 1895. - Кн. 29.
  • Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Часть II // Вопросы философии и психологии. - М., 1895. - Кн. 30.

Статьи в «Философском трёхмесячнике»

  • Предварительное объяснение редакции с читателем // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. С. 1-10.
  • Религия графа Л. Н. Толстого // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. С. 11-36.
  • Тард (G. Tarde) // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. С. 37-60.
  • Die Philosophie der Mystik, von D. Karl du Prel. Leipzig, 1885. VIII, 548 (Философия мистики, Карла Дюпреля. Лейпциг, 1885 г.) // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. С. 61-81.
  • Хроника философских статей в русских журналах // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. С. 82-95.

Статьи в «Своём слове»

  • Первая беседа с петербургским Сократом (понятие субстанции) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 3-23.
  • Вторая беседа с петербургским Сократом (понятие субстанции) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 24-46.
  • Третья беседа с петербургским Сократом (сознание и духовная субстанция) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 47-81.
  • Заметка о книге г-на Штейна (Артур Шопенгауэр как человек и мыслитель. Опыт биографии Владимира Штейна. Т. 1. СПб. 1887) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 82-88.
  • Нечто о «научной философии» и о научном философе // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 89-124.
  • Ответ на рецензию г-на Мокиевского // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 125-135.
  • Ответ г-ну рецензенту «Русской мысли» // Своё слово. Киев. 1888. № 1. С. 136-144.
  • Четвёртая беседа с петербургским Сократом (понятие бытия) // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 5-36.
  • Пятая беседа с петербургским Сократом (понятие бытия) // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 37-57.
  • Шестая беседа с петербургским Сократом (понятие бытия) // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 58-109.
  • Библиографические заметки // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 111-133.
  • Опять нечто о «научной философии» и таковом же философе // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 134-138.
  • Объяснение с П. Е. Астафьевым // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 139-153.
  • Опять несколько слов о г-не рецензенте «Русской мысли» // Своё слово. Киев. 1889. № 2. С. 154-158.
  • Седьмая беседа с петербургским Сократом // Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 7-21.
  • Восьмая беседа с петербургским Сократом // Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 22-55.
  • Девятая беседа с петербургским Сократом //Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 57-86.
  • Десятая беседа с петербургским Сократом // Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 87-114.
  • Два слова по поводу статьи П. Е. Астафьева // Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 150-152.
  • Крошечное нечто о «научной философии» и таком же философе // Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 153-154.
  • Научный ли реферат или почтовый рожок? Мистерия в интеллигибельном или умопостигаемом пространстве // Своё слово. Киев. 1890. № 3. С. 155-156.
  • Одиннадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие пространства) // Своё слово. С.-Петербург. 1892. № 4. С. 1-21.
  • Двенадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие пространства) // Своё слово. С.-Петербург. 1892. № 4. С. 22-46.
  • Тринадцатая беседа с петербургским Сократом (вопрос о пространстве кривом и более чем трех измерений) // Своё слово. С.-Петербург. 1892. № 4. С. 47-68.
  • Четырнадцатая беседа с петербургским Сократом (постоянно находящиеся в тесной связи с идеей пространства: созерцание, априорность, вещь сама в себе и проч.) // Своё слово. С.-Петербург. 1892. № 4. С. 69-122.
  • Прибавление к XIII беседе // Своё слово. С.-Петербург. 1892. № 4. С. 123-130.
  • Понятие бытия и времени (По поводу книги Л. Лопатина «Положительные задачи философии») // Своё слово. С.-Петербург. 1892. № 4. С. 134-167.
  • Пятнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие движения) // Своё слово. С.-Петербург. 1898. № 5. С. 1-18.
  • Шестнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие движения) // Своё слово. С.-Петербург. 1898. № 5. С. 19-32.
  • Семнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие материи) // Своё слово. С.-Петербург. 1898. № 5. С. 33-54.
  • Восемнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие материи и причинности) // Своё слово. С.-Петербург. 1898. № 5. С. 55-72.
  • Мысли о некоторых философских направлениях, преобладающих в современной русской литературе и об одном возможном в будущем // Своё слово. С.-Петербург. 1898. № 5. С. 73-160.
  • Объяснение с Вл. С. Соловьёвым и Е. И. Челпановым // Своё слово. С.-Петербург. 1898. № 5. С. 161-165.
Литература
  • Колубовский Я. Козлов, Алексей Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Лосский Н. О. А. А. Козлов и его панпсихизм // Вопросы философии и психологии. - М., 1901, № 58. - С. 183-206.
  • Бобров Е. А. Труды и жизнь А. А. Козлова // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. - Казань, 1899, вып. I. - С. 1-24.
  • Бобров Е. А. О сочинениях А. А. Козлова // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. - Казань, 1899, вып. II. - С. 88-105.
  • Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. Сост. и предисл. Н. П. Ильин (Мальчевский). - СПб.: РХГИ, 1997. - 272 с. ISBN 5-88812-030-8
  • Никольский А. А. Алексей Александрович Козлов и его философские воззрения // Вера и разум. - Киев, 1901. - № 8. - С. 311-333.
  • Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьёве в его молодые годы. Материалы к биографии. Книга 2/3. Выпуск I. - Пг.: Сенатская типография, 1916. - С. 164-190.
  • Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Св. Владимира (1834-1884) / сост. и издан под ред. ордин. проф. В. С. Иконникова. - Киев: в тип. Имп. ун-та Св. Владимира, 1884. - С. 269-270.

Козлову также посвящены статьи:

  • Д. Философские ожидания // Вестник Европы, 1876, № 7.
  • Аландский П. И. Философия и наука // Университетские Известия, 1877, № 1 и 2.
  • Грот Н. Я. О философских этюдах. Киев, 1877.
  • Никитин (Ткачёв) П. О пользе философии // Дело, 1877, № 5.
  • Гусев Ф. К вопросу о философии // Православное Обозрение, 1876, № 12.
  • Лесевич В. В. О чём поёт кукушка? Этюды и очерки. СПб., 1886.
  • Астафьев П. Е. «Своё Слово», журнал проф. А. А. Козлова // Русское Обозрение, 1890, № 1.
Примечания
  1. 1 2 3 4 Лосский Н. О. А. А. Козлов и его панпсихизм // Вопросы философии и психологии. - М., 1901, № 58. - С. 183-206.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Бобров Е. А. Труды и жизнь А. А. Козлова // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. - Казань, 1899, вып. I. - С. 1-24.
  3. 1 2 Я. Колубовский. Козлов, Алексей Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  4. Козлов Алексей Александрович // Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. . - М.: Изд-во Всесоюзного общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1934.
  5. Козлов А. А. Густав Тейхмюллер // Вопросы философии и психологии. - М., 1894. - Год V, кн. 4-5.
  6. Румер И. А. А. Козлов // Русская мысль. - М., 1912. - Год тридцать третий, кн. V. - С. 10-12.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-09-22