Амбарцумов Владимир Амбарцумович (Ambartsumov Vladimir Ambartsumov).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Амбарцумов Владимир Амбарцумович.

 ›

Владимир Амбарцумов
Священномученик
Новомученик
Священник
Дата рождения:

20 сентября 1892(1892-09-20)

Место рождения:

Саратов

Дата смерти:

5 ноября 1937(1937-11-05) (45 лет)

Место смерти:

Бутовский полигон, Московская область


Влади́мир Амбарцу́мович Амбарцу́мов (20 сентября 1892, Саратов - 5 ноября 1937, Бутовский полигон, Московская область) - иерей, священнослужитель Русской Православной церкви, родоначальник большого православного рода.

Канонизирован Русской православной церковью в лике священномученика в Соборе святых новомучеников и исповедников российских (Влади́мир пресвитер Моско́вский).

Содержание
  • Биография
  • Смерть
  • Реабилитация и канонизация
  • Семья
  • Ссылки
Биография

Корни семейства Амбарцумовых восходят к армянской фамилии Амбарцумянц. Отец - Амбарцум Егорович (Григорьевич, Крикорович) Амбарцумов, почётный гражданин города Шемахи, Бакинская губерния, благотворитель, сподвижник основателя обучения глухонемых в России Фёдора Андреевича Рау, племянник Саркиса Амбарцумянца, основавшего в Шемахе первую лютеранскую общину. Основатель и владелец частной школы для глухонемых в г. Саратове. Мать - Каролина Андреевна Кноблох, немка по происхождению, лютеранка по вероисповеданию.

Богатые духовные и религиозные христианские традиции родителей с детства взрастили во Владимире непоколебимую веру. После переезда родителей в Москву в конце 1890-х годов обучался в Московском Петропавловском училище при Петропавловской лютеранской церкви.

После окончания училища в 1911 году юноша поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета, где проучился три семестра. В марте 1913 года по настоянию матери он переехал в Германию, чтобы продолжить образование в Высшем политехническом училище, Берлин. Однако, трудности, связанные с языковым барьером, не позволили обучаться Владимиру вполне комфортно. Прожив в Берлине около года, Владимир вернулся в Россию, почувствовав непреодолимую, буквально мистическую тягу домой. Как позднее стало известно, поезд, увёзший юношу на родину был последним из Германии в Россию. Началась Первая мировая война. В июле 1914 года Владимир вновь поступил на физико-математический факультет Московского Императорского университета. По его окончании, несмотря на нерядовой научный потенциал, талант незаурядного физика, Владимир оставил исследовательскую деятельность и посвятил себя служению Богу и миссионерству. В годы обучения в университете Владимир стал членом Христианского студенческого кружка и перешёл из лютеранства в баптизм. Целью христианского студенческого движения была проповедь слова Божия среди молодёжи, а основной формой деятельности - изучение Евангелия в небольших кружках.

В конце 1919 года из-за голода в Москве семья переехала в Самару, где Владимир Амбарцумович стал работать сотрудником музея и сблизился с Владимиром Филимоновичем Марценковским, по благословению патриарха Тихона проводившим активную проповедническую деятельность среди учащейся молодёжи.

В 1920 году был арестован и перевезён в Москву.

Смерть

Отец Владимир был заключён в Бутырскую тюрьму. Допрашивали его 20 и 21 сентября и 12 октября 1937 года:

Расшифровка допроса сохранилась

- В каких контрреволюционных организациях, когда и где вы вообще состояли?

- Я никогда ни в каких контрреволюционных организациях и группах не состоял.

- А чем вы тогда объясняете арест членов христианского студенческого кружка, фактически занявшегося контрреволюционной деятельностью?

- Прежде всего, я глубоко убеждён, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает по сиё время, поэтому совершенно естественно, уже тогда возникли подозрения в том, что христианский студенческий кружок, проповедовавший христианскую веру среди студенческой молодёжи, занимается контрреволюционной деятельностью. Я этот факт категорически отвергаю, а поэтому не могу считать себя состоявшим в контрреволюционной организации.

- Назовите известных вам по 1920 году членов христианского студенческого кружка и укажите, где они находятся в настоящее время.

- Руководителями этой организации были: Марценковский Владимир Филимонович - лектор, примерно в 1921 году был выслан из пределов СССР за границу; где он находится, мне неизвестно, и связи с ним я не имею; Шереметьева Анна Сергеевна (бывшая графиня) - умерла примерно в 1933 году. Фамилий рядовых членов организации я не назову, ибо не нахожу нужным.

- Расскажите следствию, какую роль вы играли в христианском студенческом кружке в 1920 году.

- В городе Куйбышеве (бывшая Самара) я был активным руководителем организации, являясь председателем.

- Назовите круг ваших родственников и близких знакомых и укажите, где они живут, чем занимаются.

- Брат - Амбарцумов Аршак Амбарцумович, живёт в городе Москве, Вспольный переулок, дом № 19, квартира 9, работает инженером Главугля; сестра - Амбарцумова Наталья Амбарцумовна, проживает в городе Москве, Владимиров проезд, дом № 6, работает учительницей глухонемых; что касается своих знакомых, то я их просто не назову, ибо не хочу компрометировать своей судьбой. Должен ещё указать тётку Кноблох Ольгу Андреевну, которая выслана в Кировскую область в 1935 году из Сталинградского края, города Красноармейска, а за что - мне неизвестно…

- Следствие располагает данными, что вы у себя на квартире проводили тайные богослужения. Дайте показания по этому вопросу.

- Тайных богослужений у себя на квартире я не проводил. Начиная с 1931 года я бросил работать как священник и с тех пор богослужениями не занимаюсь вообще, хотя сана с себя не снимал - не отказывался.

- Имели ли место случаи, когда во время личного богослужения присутствовали посторонние люди?

- Таких случаев не было…

- Вы на следствии 21 сентября 1937 заявили, что категорически отвергаете контрреволюционную деятельность христианского студенческого кружка в 1920 году. Чем объяснить такую уверенность и гарантию в отношении этой организации и людей её?

- На основании принятого устава этого кружка как сама организация, так её члены должны были быть аполитичными. Поэтому я категорически заявляю, что ни сам кружок, ни его члены контрреволюционной деятельности не могли проводить.

- Вы вчера отказались дать показания в отношении лиц, входивших в организацию в 1920 году, известных вам сейчас как по месту жительства, так и по месту работы. Следствие настаивает, чтобы вы перечислили их.

- Так как я не усматриваю в деятельности этой организации ничего контрреволюционного, то я окончательно отказываюсь называть фамилии её членов…

- Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними.

- О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать я категорически отказываюсь. Разговоры, которые я вёл, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный, причём должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и я, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества…

- Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились в Шиком Михаилом Владимировичем?

- С Шиком я знаком с зимы 1928-1929 года, и с осени 1929 года я с Шиком хорошо познакомился, когда его двадцатка с моим отзывом пригласила его служить в церковь у Соломенной Сторожки священником. Я в это время замещал настоятеля церкви.

- Когда и где вы встречались последний раз с Шиком М. В.?

- Последняя моя встреча была с Шиком М. В. осенью 1934 года в Москве, я его случайно встретил на Арбате, и пошли к нему на квартиру.

- Следствие располагает данными, что вы с Шиком М. В. встречались в начале 1937 года, и требует от вас правдивого показания.

- В начале 1937 года я с Шиком М. В. не встречался.

- Зачитываю вам показания обвиняемого вашего единомышленника Шика М. В. от 3 июня 1937 о том, что вы у него были два раза в городе Малоярославце в 1935-1936 годах и два раза был у вас на квартире обвиняемый Шик М. В.

- Да, я, Амбарцумов В. А., целиком подтверждаю показания Шика М. В. о том, что я был у него два раза в городе Малоярославце и он у меня был два раза на квартире в селе Никольском, встречи были у нас в 1935-1936 году.

- Почему вы скрывали от следствия встречи с Шиком М. В. в начале 1937 года?

- Встречи с Шиком М. В. в начале 1937 я скрывал от следствия лишь только потому, что я боялся, что буду обвинён как участник контрреволюционной организации церковников, будучи связан с арестованным Шиком М. В.

- Цель поездок к Шику М. В. в город Малоярославец в 1935-1936 годах?

- Цель моих поездок к Шику М. В. в город Малоярославец в 1935-1936 годах - личные встречи с единомышленником и обменяться мнениями по церковным, общерелигиозным вопросам, а также и жизненным вопросам.

- Изложите содержание контрреволюционных разговоров, имевших место между вами и Шиком М. В.

- При наших встречах мы, то есть я, Амбарцумов, и Шик, обсуждали о тяжёлом ненормальном положении Православной Церкви в СССР, говорили, что раз Церковь отделена от государства, то государство не должно вмешиваться в церковные дела, также говорили, если Церковь не занимается политикой, то надо дать Церкви свободу действий и дальнейшего её развития, дать возможность провозглашать свободно проповеди с целью укрепления Православной Церкви. Я говорил, что бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за контрреволюционную деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы.

- Что вы говорили о новой Конституции?

- По вопросам Конституции я говорил, что хотя служители культа и получили по новой Конституции права быть избранными и избирать, но я не верю, что служители культа будут избраны в советы.

- Ваше отношение к советской власти?

- Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть".

Как видно из протоколов, на вопросы о знакомых, сотрудниках по Христианскому студенческому движению, близких духовных чадах и собратьях-священниках отец Владимир называл или покойных, или лиц, находящихся вне досягаемости властей, или просто отказывался отвечать; говорил он лишь о том, что и без него было известно сотрудникам НКВД.

2 ноября было составлено заключение по следственному делу; отец Владимир обвинялся в том, что он был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников - последователей „ИПЦ“, среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 и 11 УК РСФСР».

Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 года постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять».

5 ноября священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. На запросы родных отвечали: осуждён на 10 лет без права переписки.

Реабилитация и канонизация

Деянием юбилейного освященного архиерейского собора Русской православной церкви (13-16 августа 2000 года) о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века Владимир Амбарцумов причислен к лику святых в чине почитания - священномученик.

Семья
Брат и сестра
  • Амбарцумов, Аршак Амбарцумович
  • Амбарцумова, Наталья Амбарцумовна
Дети
  • Амбарцумов, Евгений Владимирович, (1917-1969) - протоиерей, в 1967-1969 годах настоятель Князь-Владимирского собора, Ленинград.
  • Амбарцумов, Виктор Владимирович, (1919-1920)
  • монахиня Георгия (Каледа, Лидия Владимировна) (1922-2010), вдова профессора, доктора геолого-минералогических наук, протоиерея Каледы Глеба Александровича.
Племянник
  • Амбарцумов, Евгений Аршакович (1929-2010) - российский политический деятель, политолог, дипломат. Депутат Государственной думы первого созыва (1994).
Внуки
  • Амбарцумов, Алексий Евгеньевич - протоиерей, настоятель храма во имя святых Константина и Елены, Всеволожск, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Димитрий Евгеньевич (1948-2010), протоиерей, настоятель храма во имя святителя Николая, пос. им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Николай Евгеньевич, (1950-1986).
  • Амбарцумова, Мария Евгеньевна - матушка, супруга священника Александра Ильяшенко, воспитала 12 детей.
  • Амборцумов, Иоанн Евгеньевич
  • Каледа, Кирилл Глебович, (род. 1958) - протоиерей, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских, Бутово, Москва.
  • Каледа, Иоанн Глебович, протоиерей, настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, Москва.
  • игумения Иулиания (Каледа, Мария Глебовна), (род. 1961) - настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, Москва.
  • Каледа, Василий Глебович, психиатр, доктор медицинских наук, заместитель Главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.
Правнуки (правнуков у отца Владимира более пятидесяти)
  • Амбарцумов, Иаков Димитриевич - протоиерей, настоятель храма во имя святителя Николая, пос. им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область, клирик Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
  • Амбарцумов, Илия Димитриевич - иерей, кандидат богословия, настоятель храма святой великомученицы Варвары в пос. Рахья, Всеволожский район, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Андрей Дмитриевич - строитель (род. 1979) Частный предприниматель в строительном бизнесе Всеволожск, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Евгений Дмитриевич - строитель (род. 1975) Частный предприниматель в строительном бизнесе Всеволожск, Ленинградская область.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05