Марков Дмитрий Сергеевич (авиаконструктор) (Markov Dmitry Sergeevich (aircraft designer)).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Марков Дмитрий Сергеевич (авиаконструктор).

 ›

Дмитрий Сергеевич Марков
Дата рождения:

20 сентября 1905

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

4 января 1992 (86 лет)

Место смерти:

Москва, Россия

Страна:

 СССР

Научная сфера:

авиастроение

Учёное звание:

доктор технических наук (без защиты)

Альма-матер:

КБ Туполев

Награды и премии



Дми́трий Серге́евич Ма́рков (1905 - 1992) - советский авиаконструктор. Герой Социалистического Труда (1972).

Содержание
  • Биография
  • Карьера
  • Награды
  • Источники
  • Ссылки
Биография
Могила Маркова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Дмитрий Сергеевич Марков родился 7 (20 сентября) 1905 года в Санкт-Петербурге в семье Сергея Дмитриевича Маркова и Варвары Петровны Верховской, был назван в честь деда, Дмитрия Сергеевича. Обучался в Петрограде, Москве и Ростове-на-Дону. После смерти родителей стал опекуном для сестры Галины Сергеевны. Их, рано оставшихся без родителей, приняла к себе семья друзей отца, Яковлевы. Также НКПС взяла шефство над Марковыми как над детьми погибших героев, предоставляя им все необходимое, в том числе и ежемесячное денежное довольствие.

В 1926 году, уже в Москве, Марков женился на своей двоюродной сестре Вере Анатольевне Верховской, с которой у них двое детей: Варвара и Галина. Дмитрий поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана и уже в 1928 году, ещё будучи студентом, начал работать на заводе № 1 инженером-конструктором. После окончания МВТУ в 1930 году стал начальником конструкторского отдела, а с 1932 года главным инженером завода. В середине 30-х гг. участвовал в заграничной командировке по авиазаводам США.

6 ноября 1938 года арестован по обвинению в шпионаже и вредительстве. 14 мая 1939 г. осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Находясь в заключении, продолжал заниматься конструкторской работой в ОТБ НКВД. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года досрочно освобождён от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости; определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 10 сентября 1955 года реабилитирован.

Занимался конструкторской деятельностью вплоть до своей смерти 4 января 1992 года в Москве. Дмитрий Сергеевич похоронен на Новодевичьем кладбище (10-й участок, 6-й ряд).

Его искренне любили и уважали коллеги и авиаторы. Дмитрий Сергеевич был чужд публичности и отличался удивительной скромностью и неприхотливостью в быту.

Карьера
Самолёт Р-5, над которым работал Mарков совместно с Николаем Поликарповым.
Самолёт Ту-22М, над которым среди прочего работал Марков.

Свою конструкторскую карьеру Марков начал в 1928 году, ещё будучи студентом МВТУ имени Н. Э. Баумана, на заводе № 1 инженером-конструктором. Совместно с Николаем Николаевичем Поликарповым Марков доводил на заводе серийные самолеты И-7, Р-5 и их модификации, в том числе Р-5ССС. Инициативная группа под руководством Дмитрия Сергеевича и инженера Скарбова предложила улучшить тактико-технические данные самолета Р-5 и получила согласие. Машина получилась более скоростная, и ее запустили в серийное производство под маркой Р-Z (эр-зет). В 1935-37 годах был выпущен 1031 такой самолет, в том числе 100 в почтовом варианте (П-Z) для нужд ГВФ. Это был последний самолет-разведчик биплановой схемы, выпускавшийся серийно советской авиапромышленностью. Летчик В. В. Шевченко на специально доработанном, одноместном варианте самолёта Р-Z в 1937 году достиг рекордной высоты 11100 м.

Такой успех выдвинул Дмитрия Сергеевича в один ряд с ведущими авиаконструкторами. Он стал заместителем Николая Поликарпова и впоследствии шутил по этому поводу: «Когда один из нас сидел, другой - руководил». После ареста, работая в ОТБ НКВД, участвовал в проектировании самолётов «100», «102» и «103». После освобождения в 1941 году - помощник главного конструктора в ОКБ-156 А. Н. Туполева. Среди прочего Марков участвовал в создании и сдаче в эксплуатацию самолёта Ту-2.

В 1947 году Д.С.Марков был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-156 по внедрению в серию тяжёлых самолетов. Руководил работами по доводке, внедрению в серию и эксплуатацией бомбардировщика Ту-4. Дмитрий Сергеевич предложил не просто скопировать американский В-29, но, тщательно взвесив каждую деталь самолёта, создать чертежи на каждый узел и каждую деталь в метрической системе мер. Копия самолёта за счёт перерасчётов получилась более тяжелой, однако промышленность научилась выпускать отечественные материалы, идентичные лучшим зарубежным, но по советским стандартам. Наши самолёты стали турбовинтовыми и реактивными, но фирменные особенности их: обводы, стреловидность крыльев под определенным углом - это воплощенные в металл идеи инженеров КБ Туполева, включая и Дмитрия Сергеевича Маркова, первого заместителя генерального конструктора, а с 1949 года - главного конструктора. Он возглавил создание самолёта Ту-16 и его модификаций, в том числе первый в мире пассажирской реактивный самолет Ту-104, затем Ту-124, Ту-134, Ту-154, вплоть до Ту-96 и Ту-204, работу над которыми он прекратил за 3 месяца до своей кончины.

Этапной работой для Маркова стало создание многорежимного ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М, одного из лучших боевых самолетов конца ХХ столетия. Этому самолёту, его развитию и доводке Дмитрий Сергеевич посвятил последние 25 лет жизни. За более чем 65 лет конструкторской деятельности с его участием создано около 90 типов самолётов и их модификаций. Дмитрий Сергеевич не стал генеральным конструктором фирмы Туполев, лишь потому, что Андрей Николаевич решил передать детище своему сыну Алексею Андреевичу Туполеву.

Награды

Труд Дмитрия Сергеевича Маркова высоко оценен государством.

  • доктор технических наук без защиты
  • Герой Социалистического Труда
  • Ленинская премия
  • Сталинская премия первой степени (1952) - за работу в области самолётостроения
  • три ордена Ленина
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны I степени
  • орден Отечественной войны II степени
  • медали
Источники
  • Материал из AviaWiki
  • Верховской Н. П. «Родословная рода Савелия Верховского». - Варшава, 1897.
  • Мерковский В. Г. «Костромские дворяне Верховские». - Москва, 2000.
  • Терентьев В. И. «Четыре века Костромского рода Савелия Верховского»
  • Леонид Кербер. «С Туполевым в тюрьме и на воле», журнал «Смена» № 9, 1987.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05