Крисян Шаварш (Crisan Shavarsh).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Крисян Шаварш.

 ›

Шаварш Крисян
Личная информация
Пол

мужской

Гражданство

Османская империя Османская империя

Дата рождения

22 июля 1886(1886-07-22)

Место рождения

Константинополь, Османская империя

Дата смерти

15 августа 1915(1915-08-15) (29 лет)

Место смерти

Анкара, Османская империя


Шаварш Крисян (арм. Շաւարշ Քրիսեան, тур. Şavarş Krisyan; 22 июля 1886, Константинополь, Османская империя - 15 августа 1915, Анкара, Османская империя) - выдающийся деятель армянского спорта. Создатель, тренер и игрок первого армянского футбольного клуба «Балталиман». Популяризатор физической культуры: педагог, писатель, публицист, журналист, основатель и главный редактор первого спортивного журнала Османской империи «Мармнамарз», издававшегося на армянском языке. Принимал участие в организации серии Армянских Олимпийских (Панармянских) игр и подготовил проекты Всеобщего армянского физкультурного союза «Оменетмен» и Армянской футбольной лиги, реализованных спустя несколько лет после его гибели. Жертва геноцида армян.

Содержание
  • Биография
    • «Балталиман»
    • «Мармнамарз»
    • Панармянские игры
    • Олимпийские игры 1912
    • Последние годы
    • Возрождение армянского спорта в 1918 - 1922 годах
  • Примечания
  • Ссылки
  • См. также
Биография

Этнический армянин, Шаварш Крисян был уроженцем Бешикташа. Образование начал получать в армянской школе, расположенной там же, в родном для него районе Константинополя, продолжил - в престижной школе Ретеоса Берберяна в Ускюдаре. После окончания в 1905 году частного американского Колледжа Роберта в Арнавуткёе, историческом пригороде османской столицы, отправился учиться за рубеж, в парижский Лицей Жансон-де-Сайи. С директором указанного Лицея, профессором Деспонье, Крисян был знаком со времён Колледжа Роберта, где французский преподаватель вёл курсы физического воспитания. По завершении обучения в Париже Крисян в практических целях прибыл в Лондон, где уже проходили Игры IV Олимпиады, и именно здесь, в антураже большого спортивного праздника, устройство и организацию которого, к тому же, он имел возможность наблюдать изнутри, окончательно определил свою судьбу. Вернувшись в июле 1909 года в Константинополь, Шаварш Крисян развернул титаническую общественную деятельность на ниве всемерного содействия развитию спорта и физического воспитания.

«Балталиман»

Ещё в период обучения в Колледже Роберта, в 1905 году, Шаварш Крисян организовал «Балталиман» - первый армянский футбольный клуб Османской империи, получивший название в честь константинопольского предместья. Запрещённый по всей территории государства, футбол оказывался вне досягаемости властей в пределах владений американского Колледжа, и в кратчайшие сроки, при неизбежном содействии, носившем на рубеже веков общемировой характер, со стороны местных и заезжих англичан, стал сверхпопулярным у христианской молодёжи. В состав команды клуба-первопроходца вошли как учащиеся константинопольского учебного заведения, так и простые армянские юноши близлежащих селений; Шаварш Крисян, непосредственно отыгравший за команду первые месяцы её существования, вплоть до отбытия в Западную Европу, сознательно установил внесоциальные, внеклассовые принципы её формирования, что в условиях расширяющейся пропасти между армянской элитой и армянским же простонародьем Османской империи имело огромное значение. Уже без Крисяна в составе, в 1906 году в рамках одного из константинопольских турниров «Балталиман» одержал знаменательную победу над своим турецким подражателем - «Галатасараем» - со счётом 5:0 в первом в истории матче между армянской и турецкой футбольными командами.

Появление «Балталимана», прежде которого в стране существовали английские и греческие футбольные команды, вызвало цепную реакцию в среде армянского сообщества: основание всё новых и новых футбольных команд приняло массовый характер. В дальнейшем новообразованные команды объединялись и переформировывались; из великого множества футбольных коллективов, основанных на волне энтузиазма середины 1900-х годов, к началу следующего десятилетия сохранились и устоялись около двадцати. Подвергся реорганизации и великий по своему значению для организации, совершенствования и популяризации армянского футбола «Балталиман» - в 1910 году команда в соответствии с планами развития армянского спорта в преддверии проведения I Панармянских игр подверглась переформатированию в два новых коллектива: «Аракс», с ходу зарекомендовавшего себя одним из сильнейших клубов Османской империи и закрепившего турнирные успехи межнационального уровня победой в международной лиге Румелии, и «Торк», с успехом участвовавшего, наряду с родственным клубом, в Панармянских играх; и в дальнейшем зарегистрированных вне связи с предшественником.

«Мармнамарз»

Если в период обучения Крисяна в константинопольских школах занятия физической культурой были сопряжены с немалым риском - в османской Турции поднимающийся стараниями энтузиастов-христиан спорт, в особенности футбол, находился под негласным, но решительным запретом, что, вкупе с этнической принадлежностью абсолютного большинства спортсменов, армян и греков, и особенностью политики в отношение указанных народов в эпоху правления падишаха Абдула-Хамида II, вызывало острейшую необходимость скрывать от властей проведение различных спортивных мероприятий посредством всевозможных ухищрений, вплоть до проведения матчей и состязаний на изолированных островах Мраморного моря, то к его возвращению всё кардинально изменилось. Хаотизация политического режима, вызванная младотурецкой революцией и её последствиями, вызвала спонтанную демократизацию культурной жизни в европейской и анатолийской частях империи, в том числе - и массовое создание спортивных и гимнастических обществ, теперь и при широком участии собственно турок, впрочем, безнадёжно в плане физической культуры отставших от своих христианских соотечественников и не могущих составить им конкуренции ни в одном из видов спорта до самого конца османского государства, до трагических событий, связанных с истреблением как армянской, так и греческой спортивной элиты на его пространстве. С возвращением в родной город Шаварш Крисян стал работать преподавателем физического воспитания в армянских школах, но для действенной пропаганды своих идей одной лишь педагогической практики было мало, и, осознавая это, Крисян приступил к поискам более действенного метода по продвижению физической культуры и популяризации спорта в Константинополе. Таковым он в конечном счёте определил издание собственного журнала, посвящённого спорту.

Шаварш Крисян не стал ходить вокруг да около и в первом же номере периодического иллюстрированного журнала «Мармнамарз» («Физическая культура»), вышедшего в феврале 1911 года и и одним фактом своего появления в печати совершившего спортивную революцию, обратился к армянской общине Константинополя и прилегающих районов с призывом консолидироваться в гимнастические союзы и спортивные клубы и, не медля, приступил к реализации интеграции армянского сообщества в международную спортивную культуру. События развивались стремительно: от первых писем в редакцию, выражавших глубокий интерес к начинаниям Крисяна и готовность всячески ему содействовать до исторической встречи в редакции журнала представителей уже сформированных клубов и обществ, договорившихся об организации первого всеармянского спортивного турнира в Османской империи, прошло менее месяца. Уже 1 мая 1911 года в одном из пригородов Константинополя на стадионе клуба «Юнион» под патронатом «Мармнамарза» и лично Шаварша Крисяна состоялись первые в истории Армянские Олимпийские (Панармянские) игры.

Панармянские игры

В кратчайшие сроки Крисян и его единомышленники разработали устав турнира и формат соревнований, выработали правила и подготовили судейский корпус, запустили производство специальной спортивной формы и дизайн медалей и прочих знаков отличия. В программу Игр включались 16 легкоатлетических дисциплин, в том числе беговые, прыжковые, а также метание ядра и диска. Беспрецедентный в Османской империи спортивный праздник продолжался около четырёх часов на протяжении воскресного дня и привлёк не менее двух тысяч зрителей. Благодаря этому успеху влияние Крисяна распространилось и на армянонаселённые города Западной Армении, в частности Ван, Трапезунд и Эрзурум, и на армянские общины прочих анатолийских городов, в первую очередь Аданы и Кесарии. На момент проведения первых Панармянских игр в Османской империи под покровительством Шаварша Крисяна действовало свыше двадцати армянских спортивных клубов. До конца года в Константинополе и других городах открылось ещё свыше шестидесяти клубов и сообществ.

В «Мармнамарзе» тем временем наряду с информационными и популярными материалами стали публиковаться теоретические статьи: Крисян одним из первых перевёл спорт из разряда причуды и излишества, которым он воспринимался не только мусульманским населением империи, но и известной частью собственно армянской интеллигенции, в плоскость науки. Издание быстро переросло локальные рамки сугубо спортивного феномена и стало восприниматься социальным явлением, с точки зрения османских властей - явлением угрожающим. Редакция «Мармнамарза», помимо того, что стала штаб-квартирой, координирующей работу разветвлённой сети спортивных организаций, оказалась ещё и в авангарде движения за демократизацию османского общества, то есть вышла уже и за рамки армянских общин и начала апеллировать в том числе и к мусульманскому населению империи. Скандалом обернулась поздняя, 1913 года статья Крисяна под названием «Девушки», в которой он, остроумно удерживаясь на грани между тактичностью и озорством, обратился к женщинам-мусульманкам с призывом присоединиться к спортивному движению. Тогда же в адрес Крисяна начали поступать угрозы расправы.

В 1912 году с привлечением пожертвований и за счёт выручек от розыгрышей лотерей строительство спортивных залов и площадок по всей анатолийской Турции, не говоря о константинопольском регионе, продолжилось. Всё больше и больше людей вливались в масштабное спортивное движение, возглавляемое неутомимым Крисяном. Параллельно с подготовкой II Панармянских игр он занимается организацией первой в истории поездки армянской делегации на Олимпийские игры, что встречает сопротивление властей, впрочем, достаточно вялое: режим, установленный в стране умеренным крылом младотурков, уступит место радикалам только спустя год. Государство в итоге так и не примет ровным счётом никакого участия в организации поездки; все расходы на себя возьмёт армянская община Османской империи.

Вторые Панармянские игры были успешно проведены там же, где и первые, 23 июня 1912 года, и в этот раз фактически выполняли функцию подготовительного этапа к предстоящим Играм V Олимпиады в Стокгольме.

Олимпийские игры 1912

Шаварш Крисян, раз и навсегда покорённый в 1908 году олимпийским движением, воспринимал вдохновлённую и подготовленную им поездку османской, а по факту - армянской делегации на главное событие в мире спорта не менее, чем делом своей жизни. В Стокгольм, отстаивать честь армянского народа и, за отсутствием собственно турецких спортсменов, попутно и честь османского стяга, отправились два спортсмена: Мкртыч Мкрян и герой обеих Панармянских игр Ваграм Папазян.

Напутствием армянским атлетам и вместе с тем - манифестом, адресованном международному сообществу, звучат слова из статьи Крисяна, опубликованной незадолго до начала стокгольмской Олимпиады:

Не так важно, будет Ваграм Папазян первым или последним, - важно его участие как армянина. Пусть он будет последним, но выступит там, пусть на этом форуме больших наций будут представлены и армяне. Вот уж тридцать лет армяне известны Европе как подвергаемая грабежам и убийствам нация, как синоним слёз и крови, и сейчас настало время, чтобы о нас заговорили иначе. Мы хотим, чтобы цивилизованный мир узнал нас и в наших достижениях.

По поводу отсутствия в Османской империи турецких спортсменов, способных выступать на приемлемом уровне на статусных турнирах, Шаварш Крисян иронизировал: «До сих пор, насколь­ко нам известно, ни один османец не выступал на спортивных аренах, но мы надеемся, что и в спорте, как и во мно­гих других делах, армяне, выставляя сво­их спортсменов, будут высоко держать знамя Османской империи». Словно в продолжение иронично-снисходительной линии, установленной Крисяном, Мкрян и Папазян не упускали возможности замолвить словечко за представляемое ими государство. Так, получила известность история вокруг османского флага, который, в знак протеста шведских организаторов Игр против киликийской резни 1909 года, не был размещён в городе вместе с флагами других стран-участниц, но, после соответствующего протеста армянских спортсменов, в конечном счёте был поднят и развешан наряду с остальными. Всё это происходило при наличии в составе османской делегации турка-османа, Селима Тарджана, чиновника, эту делегацию официально возглавлявшего, впоследствии известного своими националистическими и антиармянскими взглядами, но в столице европейского государства предпочевшего помалкивать и всячески дистанцироваться от собственных же спортсменов.

Несмотря на отсутствие завоёванных медалей выступления Мкряна, занявшего 5-е место в общем зачёте легкоатлетических дисциплин, и Папазяна, лидировавшего на дистанции 1500 м, но потерявшего сознание за несколько метров до финиша, были восприняты в армянском сообществе однозначно положительно. Не успели подойти к концу Игры в Стокгольме, а редакция «Мармнамарза» уже занялась подготовительной работой для участия армянских спортсменов в следующей, так и не состоявшейся Олимпиаде 1916.

Последние годы

Третьи Панармянские игры, прошедшие на фоне резкого ухудшения межэтнической ситуации в Османской империи, связанного с радикализацией младотурецкого правительства, проводились под патронатом Патриарха Константинопольского и в целом характеризовались повышенным вниманием со стороны главных христианских элит империи, армянской и греческой. Четвёртые Панармянские игры, открытые 14 июня 1914 года выпусканием голубей, что символически обозначало преемственность данных игр по отношению к древнеармянским Новасардским играм, оказались прерваны Первой мировой войной.

Последними известными проектами Шаварша Крисяна были Всеармянский физкультурный союз, об организации которого он впервые заговорил после Панармянских игр 1911 года, и Армянская футбольная лига, благо армянские футбольные команды с начала 1900-х гг. являлись сильнейшими в Османской империи наряду с греческими и учреждение для них соответствующего турнира было вопросом времени. Крисян многое успел осуществить, начав практически с нуля, пожалуй, больше, чем мог бы вынести на своих плечах одиночка, но и стремиться по-прежнему было к чему, и, учитывая его работоспособность, неиссякаемый энтузиазм, страсть к открытиями, имело смысл смотреть в будущее с оптимизмом. В конце концов, признанному лидеру армянского спортивного движения Крисяну не было ещё и тридцати лет.

«Мармнамарз» выполнил свою роль, став тем ядром, вокруг которого объединились молодые армяне Османской империи, будущее народа, но также задел и других, тех, кто поднялся на волне младотурецкого национализма и приступил с 1913 года к устроению новой Турции, впоследствии передав эстафету кемалистам. Относительно недавно спортивный азарт армян вызывал в основной среде османских мусульман брезгливость и неприятие; спустя считанные годы, попав под каток повального увлечения спортом своих соседей, турки тоже двинулись по проторенному пути, не имея, однако, ни успеха, ни удовлетворения. Тем не менее с этого пути они не свернули, однако армянский спортивный энтузиазм на своей почве гипертрофировали, извратив культуру физического развития и здорового соперничества националистическим ядом. И вот, накануне мировой войны, османское правительство, ранее либо безучастное к развитию спорта, либо прямо к нему, спорту, враждебное, спешно организовывает мусульманские спортивные союзы по примеру армянских и греческих, не жалея средств, ставя перед каждым из вновь созданных клубов одну и ту же задачу: во что бы то ни стало "бороться против спортивных успехов национальных меньшинств". Уже на декларативном уровне создаваемый под присмотром Талаат-паши турецкий спорт заряжается негативной программой. Прежние, основанные христианами спортивные организации, под давлением сверху распускаются, наиболее яркие фигуры армянского и греческого спортивных движений запугиваются; начинается война, следом - террор.

В 1914 году, в первые дни войны, ставшей мировой, в последний раз выходит «Мармнамарз». Тогда же Крисян обращается к французскому консулу, намереваясь вступить во французскую армию, но внезапно слегает с болезнью. В ночь на 21 апреля 1915 года по всему Константинополю проходят аресты армянской интеллигенции: врачей, журналистов, писателей, политиков, юристов. В числе захваченных турецкими полицейскими - Шаварш Крисян. Тысячи армян депортируются в глубину Анатолии, многие гибнут в пути в невыносимых условиях, другие достигают конечных пунктов, но лишь для того, чтобы быть казнёнными. В июне и июле Крисян содержался в одной из тюрем Айяша, селения в провинции Анкара, в нескольких десятках километрах от одноимённого города. 15 августа 1915 года Шаварш Крисян был вывезен из тюрьмы и убит, предположительно, на окраине Анкары.

Возрождение армянского спорта в 1918 - 1922 годах

В 1918 - 1922 гг. армянский спорт в занятом союзными войсками Константинополе пережил период возрождения. Работа, начатая Шаваршем Крисяном, была продолжена; его проекты - воплощены в жизнь. 18 ноября 1918 года в столице состоялось первое шествие «Оменетмена», в основу которого легли идеи и принципы, разработанные Крисяном, признанным, несмотря на гибель за три года до этого, основателем организации. До конца года константинопольские клубы провели первые после четырёхлетнего перерыва Панармянские игры; с 1919 года к ним присоединились спортивные организации Смирны, занятой греческими войсками. В 1921 году - учреждена Армянская футбольная лига.

Памяти армянских спортсменов был посвящён номер константинопольского журнала «Ай скаут», систематизировавший известные данные о погибших, в их числе - о Шаварше Крисяне, и вышедший 24 апреля 1920 года.

С конца 1922 года, когда были проведены последние перед возрождением уже в независимой Армении Панармянские игры, в связи с отступлением греческих войск и готовящейся эвакуацией Антантой Константинополя, начинается исход армянского и греческого населения из столичного региона и малоазийского побережья. Традиции армянского спорта были продолжены уже в эмиграции; филиалы, фактически независимые центры «Оменетмена» открывались в дальнейшем по всему миру.

Примечания
  1. Гурген Саркисян. Пионеры армянского олимпа (пер. Р. Оганесян)
  2. 1 2 3 Айк Демоян. Армянский спорт и физическая культура в Османской империи. - Ереван.
  3. Georges Balakian: Le Golgotha arménien, Le cercle d'écrits caucasiens, La Ferté-Sous-Jouarre 2002 (vol. 1)
Ссылки
  • Вадим Мкртчян. Спорт в Армении век назад. (Интервью с Айком Демояном)
  • ԱԼԲԵՐՏ ԽԱՌԱՏՅԱՆ. «ՄԱՐՄՆԱՄԱՐԶ» (1911–1914 ԹԹ.) (Շավարշ Քրիսյանի ծննդյան 125 և հայ առաջին մարզական հանդեսի 100-ամյակի առթիվ)

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-09-23