Феофан Затворник (Theophan The Recluse).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Феофан Затворник.

 ›

Феофан Затворник
Имя в миру

Георгий Васильевич Говоров

Рождение

10 (22) января 1815(1815-01-22)
с. Чернава, Елецкий уезд, Орловская губерния

Смерть

6 (19) января 1894(1894-01-19) (78 лет)
Вышенская пустынь, Рязанская губерния

Почитается

в Русской православной церкви

Прославлен

на Поместном Соборе РПЦ в 1988 году

В лике

святителя

День памяти

10 (23) января - рождение;
6 (19) января - преставление;
16 (29) июня - перенесение мощей

Труды

письма мирянам;
богословские труды;
перевод Добротолюбия

Подвижничество

пастырство
затворничество

Произведения
 Категория на е

Феофа́н Затво́рник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 января 1815 - 6 января 1894) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

Содержание
  • Биография
  • Почитание
  • Труды Феофана Затворника
  • Библиография
  • Некоторые его мысли и мнения о нём
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Родился в семье сельского священника Исидора и его жены Агафии. Обучался в Ливенском Духовном училище; с 1829 года - в Орловской духовной семинарии, где ректором тогда был архимандрит Исидор (Никольский) (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский). По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса был направлен в Киевскую духовную академию.

15 февраля 1841 года в Киеве ректором КДА архимандритом Иеремией (Соловьёвым) был пострижен в монашество с именем Феофан. 7 апреля того же года, на следующий день после архиерейской хиротонии своего ректора, рукоположен им в иеродиакона, 7 июня - во иеромонаха. По окончании академии, 27 августа того же года определён исполняющим должность ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка. 7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.

С 16 октября 1844 года - бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года - помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.

С 25 мая 1846 года - соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии. Учебная должность его тяготила, поэтому он с радостью согласился вступить в Палестинскую духовную миссию.

21 августа 1847 году назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года миссия была отозвана в связи с Восточной войной (Крымская); возвращался через Европу. По возвращении в Россию определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию, на кафедру канонического права.

14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября - ректор Олонецкой духовной семинарии.

С 21 мая 1856 года назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где по просьбе архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) собирал сведения о назревавшем тогда болгарском расколе; в оценке последнего стоял на стороне болгар.

С 13 июня 1857 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Санкт-Петербурга и окрестностей.

1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии.

С 22 июля 1863 года - епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище.

В 1866 году епископ - неожиданно для окружающих и синодальных членов - подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Его прошением были удивлены и первоначально недовольны митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: «<…> Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанстваради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, - не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Прошение было удовлетворено 17 июня того же года.

В 1872 году ушёл в затвор. Одиннадцать лет ежедневно служит литургию в домовой церкви. С 1873 года занимается переводами аскетических книг; смиренно писал о себе: «Из моего запора сделали затворНичего тут затворнического нетЯ заперсячтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Он не обольщался "Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату". Не последнюю роль в избрании святителем затворнического подвига сыграл пример его учителя и духовного отца по монашескому постригу - епископа Иеремии Затворника, в схиме Иоанна, с которым святитель Феофан многие годы состоял в переписке.

Когда его посетил Тамбовский губернатор он единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видит иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нем «степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая».

Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.

Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал жесткие меры: цензуру прессы, смертную казнь за революционную деятельность.

В 1876 Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора.

С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.

В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз.

Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал.

Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.

Почитание

На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось:

Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности.

29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.

Труды Феофана Затворника

Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом - до и после ухода в затвор.

До затвора написаны:

  • Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
  • Книга лекций «Путь ко спасению» (1868-1869) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).

На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:

  • «Собрание писем» (полностью издано после смерти в 1898-1901 годах) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
  • Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника - «Добротолюбия».
  • Перевод сочинения Лоренцо Скуполи под названием «Невидимая брань».
  • «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
  • «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном» (1891).
Библиография
  • Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. - М.: Лепта Книга, 2007. - 800 с. - ISBN 978-5-91173-038-3.
Некоторые его мысли и мнения о нём

Свт. Феофан известен не в последнюю очередь за исповедание существования мытарств - «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».

В одном из своих писем (от 3 мая 1881 года) писал: «У вас там, - и всюду - охают и охают. Беда! беда! и беда видна. Но никому в голову не приходит - загородить и завалить источник беды. Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек - ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования - инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы ещё не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства - выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо - свободу замыслов пресечь - зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла, и всюду приносит плод неверия. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует все это пресечь? Правительству. Прикажет и все исправится.»

В преддверии Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в декабре 1876 года писал А. В. Рачинскому: «Зачем это наши, переходя за Дунай, всегда возятся с крепостями?! Мне думается, что, перешедши за Дунай, надобно около крепостей устроить только сильную блокаду, чтобы турки не могли оттуда носа показать; действующею же армиею идти далее без остановки, - чрез Балканы - к Константинополю. <…> Войско около крепостей всё будет цело: ибо турки побоятся делать нападения. Надо только устроить, чтоб оно в здоровых местах расположено было, и продовольствие получало достаточное. А чрез взятие-то крепостей сколько народа гибнет! <…> Думается, флот при этом должен будет оставить Чёрное море и упрятаться в Босфор и Мраморное море из опасения быть тут заперту без пищи и пития <…> Исповедую грех свой, что взялся не за своё дело, излагая всё сие. Но меня сильно занимают эти мысли вот уже сколько времени.»

Критически относился к епископу и его творчеству философ Н. А. Бердяев, говоря что он: «был мало оригинален как мыслитель, не чувствовал никаких проблем и высказывал возмущающие нравственные и социальные взгляды».

В 1954 году, к 60-летию преставления святителя, епископ Русской православной церкви за границей Аверкий (Таушев) писал о его значении: «<…> находясь в глубине своего затвора, ещё в 60-70 годах прошлого столетия прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное Епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось. <…> Исполнилось и предречение свят. Феофана о том, что „вновь пошлёт Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления“, ибо „таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему“.»

Примечания
  1. Свято-Успенский Вышенский монастырь.
  2. Ныне - Измалковский район, Липецкая область, Россия.
  3. Ныне - в Шацком районе, Рязанская область, Россия.
  4. Архимандрит Георгий (Тертышников) Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника
  5. «Сужденія преосв. Ѳеофана, бывшаго епископа владимірскаго, о греко-болгарскомъ вопросѣ и о состояніи православной церкви на Востокѣ. (Съ предисловіемъ)». Ѳ.И. Титова // «Труды Кіевской духовной Академіи». 1895, май, стр. 34.
  6. Архимандрит Георгий (Тертышников). «Светильник земли русской». // Богословские труды. Сборник 30-й. - М., 1990. С. 160.
  7. См. письмо митрополита Исидора епископу Феофану от 27 апреля 1866: «Душеполезное Чтеніе». М., 1899, Часть первая, январь, стр. 108.
  8. Архимандрит Георгий (Тертышников). «Светильник земли русской». // Богословские труды. Сборник 30-й. - М., 1990. С. 167.
  9. Орфография источника.
  10. Цит. по: «Душеполезное Чтеніе». М., 1899, Часть первая, январь, стр. 111.
  11. Святитель Феофан Затворник. Письма. Выпуск V. Письмо 759
  12. Прот. Флоровский Г. Феофан Вышенский Затворник.
  13. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни.. - М.: Лепта Книга, 207. - С. 298. - 800 с. - ISBN 978-5-91173-038-3.
  14. ГЛАВА VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.
  15. Архиеп. Аверкий Таушев. Современность в свете Слова Божия. М: Институт русской цивилизации, 2012
  16. Архимандрит Георгий (Тертышников). «Светильник земли русской». // Богословские труды. Сборник 30-й. - М., 1990. С. 169.
  17. Обретение мощей святителя Феофана Затворника: как это было. Дорога к Храму 23 января 2008.
  18. Сочинение Лоренцо Скуполи (XVII в.), впервые появившееся в 1589 году в Венеции, было к концу XVI века переведено на многие европейские языки; с изданного в 1872 году в Варшаве издания, в 1787 году оно было переведено студентом медицинского факультета Московского университета Иваном Андреевским (Брань духовная, или Наука о совершенной победе самаго себя. - М.: Тип. Комп. типогр., 1787. - 254 с.).
    В начале XIX века она появилась в переводе с французского языка («Le Combat Spirituel») А. Ф. Лабзина: Брань духовная или наука побеждать свои страсти и торжествовать над пороками. - Спб., Морск. тип., 1816. - 254 с. (см. Глинникова С. В. Книга в духовном развитии и политической деятельности декабриста А. Н. Муравьева: диссертация: 05.25.04. - М., 2000. - 203 с.); в начале XX века: Брань духовная, или Наука побеждать страсти свои и торжествовать над пороками: Пер. с фр. перевода / О. Лаврентий (sic!) Скуполи. - Санкт-Петербург : тип. М. М. Стасюлевича, 1914. - 217 с.; А. Мень в Библиологическом словаре указал, что на греческий это сочинение было переложено Никодимом Святогорцем («Брань духовная») и послужило источником другого, самого известного ныне перевода сочинения на русский язык - святителем Феофаном.
  19. Свт. Феофан Затворник, Толкование на псалом 118
  20. «Собраніе писемъ святителя Ѳеофана». вып. VII. - М., 1900, стр. 142-143.
  21. Святитель Феофан Затворник. Письма
  22. Письмо Преосв. Ѳеофана А. В. Рачинскому от 15 декабря 1876 года // «Православное Обозрѣніе». 1877, Т. I, стр. 605-606.
  23. Бердяев Н. А. Ортодоксия и человечность
  24. Епископъ Аверкій. Провозвѣстникъ кары Божіей русскому народу. Jordanville, N.Y., 1954, стр. 12, 19-20.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-07-20