Георг Базелиц |
|
Имя при рождении: | Ханс-Георг Керн |
---|
Дата рождения: | 23 января 1938(1938-01-23) (77 лет) |
---|
Место рождения: | Дойчбазелиц |
---|
Страна: | Германия |
---|
Учёба: | Высшая художественная школа (Западный Берлин) |
---|
Стиль: | неоэкспрессионизм, Новые дикие |
---|
Награды: |
---|
Работы |
Гео́рг Ба́зелиц (нем. Georg Baselitz, настоящее имя Ханс-Георг Керн (нем. Hans-Georg Kern); род. 23 января 1938, Дойчбазелиц) - немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников. Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые дикие».
Содержание- Биография
- Признание
- Источники
- Литература
- Ссылки
Отец Базелица работал учителем в начальной школе. В 1956 году переехал в Восточный Берлин, где начал изучать живопись, но был вскоре исключён из училища за «политическую незрелость», после чего поступил в западноберлинскую Высшую художественную школу. В 1958 году, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время сложился его собственный узнаваемый стиль, он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.» В 1961 он изменил своё имя на Георг Базелиц, в память о родном городе. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком (нем.)русск., он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1» (1961). Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнаженный человек» («Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные.
Главным рубежом его творческой зрелости можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «фрактурные картины» (от нем. frakturbildern), где человеческие фигуры и предметы оказываются разделёнными и тем самым «размываются» их изначальные значения. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность - это сама картина, но совсем не то, что на картине». В 1969 году в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». С конца 1960-х годов его фирменным приёмом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой).
В 1970-е годы у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х Базелиц занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) - раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах. В 1980-е известность художника растет.
В 1990 - первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 - большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.
Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школы.