Грачёв Виталий Андреевич (Grachev Vitaly Andreevich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Грачёв Виталий Андреевич.

 ›

Грачёв Виталий Андреевич
Род деятельности:

Конструктор авто- и бронетехники

Дата рождения:

23 января 1903(1903-01-23)

Место рождения:

город Томск,
Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империяСССР СССР

Дата смерти:

24 декабря 1978(1978-12-24) (75 лет)

Место смерти:

город Москва, СССР

Награды и премии:



Трехосный грузопассажирский автомобиль ГАЗ-21. Июль 1937, за рулем - В. А. Грачев.

Виталий Андреевич Грачёв (23 января 1903, Томск - 24 декабря 1978, Москва) - советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.

Содержание
  • Биография
  • Награды и звания
  • Интересные факты
  • Спроектировал или участвовал в создании автомобилей
    • Легковые
    • Грузовые
    • Бронеавтомобили
    • Бронетранспортёры
    • Спецмашины
  • Литература
  • Ссылки
Биография

Отец, выходец из крестьян, основал своё дело, мать работала земским врачом. Виталий Андреевич был пятым ребёнком в большой семье. Родители Виталия были очень разными по характеру людьми: мать была прирожденным лидером, женщиной с твердым и непростым характером, а отец - полная ей противоположность - мягким и покладистым. Сам Грачёв унаследовал материнский характер. Он рано ушёл из семьи в самостоятельную жизнь.

Молодой Грачёв служил техником в авиационных частях, затем работал киномехаником, окончил несколько курсов Томского технологического института, однако был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так никогда и не получил высшего образования.

В декабре 1931 года он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936 году, за рулём самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробеге. В 1937 году под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля.

В 1938-1939 годах проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич «пробил» с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта машина пошла в серию уже в конце 1940 года.

В 1941-1944 годах под его руководством были разработаны армейский внедорожник ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67Б, а также колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колёсной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944 года, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.

С 1951 года - заместитель главного конструктора и с 1954 года главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе. Так же им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью - машины комплекса «490» - «Синие птицы».

На очередной планерке КБ Грачев закрасил красным карандашом последнюю неделю декабря 1978 года и после паузы пояснил: «Дальше будете работать без меня». Скончался В. А. Грачев в своей квартире на ул. Автозаводской 24 декабря 1978 года. Урна с прахом захоронена в Москве на Донском кладбище (уч. № 3).

Награды и звания
  • Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
  • Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942 год, 1951 год) за разработку бронеавтомобиля БА-64 и трёхосной амфибии ДАЗ-485.
Интересные факты

Андрей Вознесенский посвятил ему и его вездеходу такие строчки в поэме «Зарев»:

Он - летающ, неплавающ
и нетонущ.
Ах, Грачев - шоферюга,
легенда, томич!
Уголь-глаз горит
голубым обводом.
«Небеса - старо.
Полетай болотом»!
«Благогласно имя болотохода!
Он как винт мясорубки ревет паряще,
Он в порядочке!
Если хочешь полета - учи болото!
По болотам, чарущим и утиным,
По болотам, засасывающим к матери!
По болотам, предательским и рутинным -
Испытатели, испытатели, испытатели!»
Спроектировал или участвовал в создании автомобилей
Легковые
  • ГАЗ-АААА
  • ГАЗ-21 Опытный - трёхосный внедорожник
  • ГАЗ-61
  • ГАЗ-64
  • ГАЗ-67
Грузовые
  • ЗИС-485 - автомобиль-амфибия, изначально был разработан на Днепропетровском автомобильном заводе и имел индекс ДАЗ-485
  • ЗИС-Э134
  • ЗИЛ-132
  • ЗИЛ-132С
  • ЗИЛ-132П
  • ЗИЛ-134
  • ЗИЛ-135 (семейство из более 20 модификаций различного, в основном военного, назначения)
  • ЗИЛ-157
  • ЗИЛ-157Р
  • ЗИЛ-Э167
Бронеавтомобили
  • БА-64
Бронетранспортёры
  • БТР-152А
  • БТР-152Б
Спецмашины
  • ЗИЛ-136
  • ПКЦ-1
  • ШН-67
  • ПЭУ-1
  • ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2)
  • ЗИЛ-4904 (ПЭУ-3)
  • ЗИЛ-49042
  • ЗИЛ-4906 «Синяя птица» - грузовой трёхосный полноприводный плавающий автомобиль поисково-спасательного комплекса 490
  • ЗИЛ-49061 «Синяя птица» - пассажирский трёхосный полноприводный плавающий автомобиль поисково-спасательного комплекса 490
  • ЗИЛ-2906 - шнекороторный снегоболотоход поисково-спасательного комплекса 490
Литература
  • С. Лоповок. Рядом с Г. Фордом и Ф. Порше.. «Изобретатель и рационализатор» № 12(648) (2003). - Виталий Грачев - один из лучших автомобильных конструкторов прошедшего столетия.. Проверено 2 мая 2012. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-12