Снегирёв Вениамин Алексеевич (Snegirev Veniamin Alekseevich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Снегирёв Вениамин Алексеевич.

 ›

Вениамин Алексеевич Снегирёв
Дата рождения:

12 (24) октября 1841(1841-10-24)

Место рождения:

с. Тимонькино, Нижегородская губерния

Дата смерти:

16 (28) февраля 1889(1889-02-28) (47 лет)

Страна:

Российская империя Российская империя

Школа/традиция:

Русская философия

Основные интересы:

Метафизика, логика, психология

Испытавшие влияние:

В. И. Несмелов


Вениами́н Алексе́евич Снегирёв (12 (24) октября 1841, с. Тимонькино, Нижегородская губерния - 16 (28) февраля 1889) - русский философ-идеалист, логик и психолог, профессор Казанской духовной академии.

Содержание
  • Биография
  • Воззрения
  • Сочинения
  • Литература
Биография

Вениамин Алексеевич Снегирёв - уроженец Нижегородской губернии, сын сельского священника. Родился в 1841 году, по окончании курса Нижегородской семинарии поступил в Казанскую духовную академию, курс которой окончил в 1868, и тогда же был назначен преподавателем логики и психологии в академии. 30 июня 1870 года получил степень магистра за сочинение «Учение о лице Господа Иисуса Христа в трёх первых веках христианства» (Приложение к «Православному Собеседнику» 1870 г. ІІІ и 71 г., І, и отдельно Казань 71 г.) и 15 августа того же года получил звание доцента. 14 июня 1872 года избран и утверждён (14 августа) экстраординарным профессором. С 1877 по 1886 год преподавал логику и психологию в Казанском университете. Временно преподавал в академии и метафизику в весеннем семестре 1884 и с 15 ноября 1886 до конца 1887-1888 учебного года. Кроме чтения лекций, на Снегирёве лежали и другие обязанности: так, например, с 1874 по 82 год он был членом совета от отделения, с 1877 по 81 год - членом Казанского комитета духовной цензуры. Умер 16 февраля 1889 года.

Воззрения

Довольно широкие познания Снегирёва, полная ясность изложения даже трудных мест лекций и стройность построения заинтересовывали его слушателей. Интерес к лекциям Снегирёва усиливало и то обстоятельство, что слушатели очень скоро убеждались, что им семинария почти никакой подготовки не дала. На первой же лекции Снегирёв заявил, что психология должна быть своего рода естественной наукой. «Психология должна всесторонне описать, классифицировать и объяснить все душевные явления». Лекции Снегирёва по психологии пользовались бо́льшим успехом у слушателей, чем по логике, в значительной мере потому, что первые лекции были гораздо более обработаны, более оригинальны и доступны, а в лекциях по логике он пользовался сравнительным методом, подробно знакомя своих учеников со специальной литературой и давая иногда сырой материал. Логику он определял, как науку об условиях, законах и методах познания истины, придавал большее значение гносеологии, чем формальной части, и в своём курсе придерживался Дж. Ст. Милля. От философии он требовал общедоступности изложения и этого думал достигнуть при взгляде на психологию, как на центральную философскую науку, на которой основывается всякое философское знание. Цельного же построения философии с этой точки зрения он не сделал, а умел коснуться только метафизической теории духа.

В философском развитии Снегирёва можно различать два периода: богословско-философский и метафизический. Его книга «Спиритизм, как религиозно-философская доктрина» (1871 г.) появилась в такое время, когда этот вопрос был очень модным, привлекал всеобщее внимание и вызывал большую полемику. Причину этого сильного возбуждения он видел в обострившейся борьбе спиритуализма и материализма. Материализм, думал Снегирёв, противонаучен, никогда невозможен в строгой науке. В спиритизме многие искали опытного доказательства дорогих для них убеждений. Спиритизм тесно связан с мистицизмом, который Снегирёв, при широком определении, считает первоначальным, основным, непоколебимым и неуничтожимым направлением познающего духа человеческого. Человек всегда и на всех ступенях своего развития - мистик в глубине души, говорит Снегирёв, мистик по самой природе своей. Своей жизнью и убеждениями он подтверждал это. Рядом с этим направлением, говорит дальше Снегирёв, существует непрочное и временное направление - рационалистическое, которое растет соответственно с ростом эмпирических знаний и создаёт человеку иллюзию, что для его разума нет ничего тайного в мире, что то, что он не понимает и не воспринимает своими чувствами, не существует вовсе. Между тем и другим направлением неизбежно возникает борьба, и оба они обращаются в нелепость: мистицизм - в грубое суеверие, а рационализм - в скептицизм. Церковь, по мнению Снегирёва, и должна примирить оба направления: мистицизму, вере она должна указать на Откровение, которое только и может вполне удовлетворить природное, естественное стремление человека к бесконечному и вечному, а рационализму, разуму - эмпирическую науку, которая решает только те вопросы, в которых она компетентна. Цельное и разумное миросозерцание должно органически соединять оба направления в их чистом виде, «должно быть единством положительного знания и веры, единством эмпирической науки и откровенной религии».

Лучший образец такой гармонии веры и знания Снегирёв видел у отцов и учителей древней христианской церкви. Теперь он вере придаёт больше значения, чем знанию, но впоследствии говорит, что возможность полного постижения истины только затруднена, а не отнята от человеческого ума. С установлением этого взгляда он принимается переделывать свою систему. Он увлёкся немецкими философами, но очень скоро резко разошёлся с Шеллингом, Гегелем и Кантом; «Критику чистого разума» считал непролазным болотом для немецкой философии, из которого не мог выбраться даже Шопенгауэр, и осудил всю априорную метафизику. С другой стороны, он тем более не соглашался с французским позитивизмом, который в значительной степени противоречил его взгляду на психологию. Эти поиски, начавшись с отрицания, привели его к взгляду на конечную цель философии, как на объединение и завершение научных знаний, что дало бы возможность выработать такое миросозерцание, которое определяло бы последние принципы бытия и объясняло бы всю вселенную. Но скоро он опять вернулся к той метафизике, с которой начал.

Сочинения

Снегирёв напечатал:

  • Спиритизм, как философско-религиозная доктрина («Правосл. Собеседн.» 1871 г., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282).
  • Вера в сны и снотолкование (Каз. 1874 г.).
  • Психология и логика, как философские науки (ib., 1876 г., т. II, 427-51).
  • Науки о человеке (ib., 1876 г., т. III, 62-89).
  • Сон и сновидения (ib. 1875 г., т. III, 208, 441 и 1876 г., т. II, 57, 136, т. III, 321 и отд.
  • Физиологическое учение о сне и сновидениях (ib. 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. І, 266).

Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критический очерк» (Казань 86 г.) и удостоено советом академии премии митрополита Макария.

  • Психологические сочинения Аристотеля (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс.» περί ψυχηςεσоδια).
  • Метафизика и философия («Вера и Разум» 1890 г. и отд. Харьков 90 г., - издано по смерти автора).
  • О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному («Вера и Разум» 1891 г.).
  • Самознание и его личность (ib. 1891 г.).
  • Субстанциальность человеческой души (ib. 1891 г.).
  • Нравственное чувство (опыт психологического анализа) (ib.).
  • Сердце и его жизнь (ib. 1892 г. № 7-8, 12-14. Все это и отд.).

Кроме того, Снегирёвым напечатаны критические разборы чужих трудов:

  • «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева (Протоколы академии 1870 г., 127-31);
  • «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова (ib. 1871 г., 96-99);
  • «Православное христианство в Китае», соч. Панова (ib. 1871 г., 371-2);
  • «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского (ib. 1874 г., 13-19).

В 1891 году в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирёва, составленных студентами и проверенных доцентом академиком А. Н. Потехиным.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2018-11-19