Королёв Анатолий Васильевич (Anatoly Korolyov).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Королёв Анатолий Васильевич.

 ›

Анатолий Васильевич Королёв
Дата рождения:

24 сентября 1946(1946-09-24) (68 лет)

Место рождения:

Свердловск, РСФСР, СССР

Гражданство:

СССР, Россия

Род деятельности:

прозаик, драматург, сценарист, филолог

Годы творчества:

1970 - наст. вр.

Жанр:

роман, повесть, рассказ, очерк

Язык произведений:

русский

Дебют:

повесть «Рисунок на вольную тему» (1978)


Анатолий Васильевич Королёв - современный русский писатель: прозаик, драматург, сценарист, публицист, эссеист, филолог-исследователь. А также художник-рисовальщик, мастер коллажа.

Член Союза писателей СССР (1991) и Русского ПЕН-центра (1997).

Содержание
  • Биография
  • Рецепция творчества
  • Диссертации о творчестве Анатолия Королева
  • Книги
  • Любопытные факты
    • Русский Гиннес
  • Награды
    • Премии
    • Номинации
  • Примечания
Биография

Анатолий Королев родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 24 сентября 1946 года. Вскоре семья переезжает в Молотов, где проходит детство и юность будущего писателя.

Окончил филологический факультет Пермского университета в 1970 году. В студенческие годы примкнул к диссидентскому движению. Был призван в армию и служил офицером-дознавателем в дисциплинарном батальоне.

Писатель рассказывает: «Закрытый пермский политический процесс 1971 года, по которому я проходил как свидетель. В мясорубку закрутили для устрашения человек пятьдесят, но посадили только двоих правозащитников. А для того чтобы я понял, что такое зона с вышками на углах, и не кукарекал, меня - филолога, а не юриста, - и сослали следователем в дисциплинарный батальон Уральского военного округа, на южный Урал, в Тмутаракань, на станцию Бишкиль».

Драматический опыт армейской службы отразился в романе «Быть Босхом» (2006).

В начале 1970 годов Королев заканчивает свой первый авангардный роман «Дракон», который был отвергнут журналом «Новый мир». Внутреннюю рецензию на роман написал Юрий Домбровский, который не принял сюрреалистической поэтики романа, но высоко оценил талант дебютанта.

После увольнения из армии Королев работал корреспондентом на пермском телевидении и в пермской газете «Молодая гвардия» (1972-1978).

Профессионально печатается в 1978 года - дебютная повесть «Рисунок на вольную тему» в журнале «Урал» и повесть «Ловушка на ловца» в уральском сборнике приключений и фантастики «Поиск-80».

С 1980 года живёт в Москве. Окончил Высшие Театральные курсы в 1981. В восьмидесятые годы работает параллельно как драматург и прозаик. Радиопьесы «Ночные голоса» (1984), "Транзитный перелет (1989), «Невесты револьвера» (1990) поставлены в Москве, Таллине. Варшаве, Братиславе, Кельне.

Первые книги Королева серьезно пострадали от эстетической цензуры, философский гротеск «Мотылек на булавке в шляпной картонке с двойным дном» вышел в свет под названием «Страж западни» (1984), а сатирический роман «Вечная зелень» в книге «Ожог линзы» (1988) был сокращен в два раза… и только бесцензурная публикация повести о парке «Гений местности» в журнале «Нева» (1990, № 7) принесла, наконец, автору широкую известность и была встречена единодушным одобрением критики.

Но уже следующая повесть - «Голова Гоголя» («Знамя», 1992, № 7) - вызывает страстные и пристрастные споры, которыми отныне критика и читатели встречают каждое произведение писателя (Галина Нефагина «Штрихи и пунктиры» Глава: «Стилевая палитра творчества А.Королева» Слупск. Минск. Белпринт.2008). .

Особенно драматичной стала судьба романа «Эрон» (журнальный вариант - «Знамя»,1994, № 7). Роман был отмечен премией журнала «Знамя», выдвинут на премию «Русский Букер», но вызвал исключительно бурную полемику в прессе (её итоги подвел Александр Агеев в статье «Анатолий Королев: кто спит в лодке?»).

По свидетельству автора: «„Эрон“ мой самый многострадальный текст, - до сих пор роман не издан в полном объеме (52 авт. л.). Сначала в 1992 году был опубликован в „Знамени“ журнальный вариант романа, примерно треть оригинала; этот же журнальный вариант был напечатан в составе тома „Избранное“ в изд. ТЕРРА в 1998 г. Наконец, в 2008 году издательством ГЕЛЕОС была опубликована еще одна часть оригинала под названием „Эрон“. Если учесть, что роман был окончен в 1994 году, то вот уже 16 лет текст не может найти издателя».

В «нулевые» годы выходят в свет романы «Человек-язык» (2000), «Змея в зеркале, которое спрятано на дне корзины с гостинцами, каковую несет в руке Красная Шапочка, бегущая через лес по волчьей тропе» (2002), «Быть Босхом» (2004), «Stop, Коса!» (2008), «Хиатус» Путешествие из Софии в Софию (в соавторстве с Георги Борисовым, 2009).

Последний роман А. Королева «Хохот» опубликован в журнале «Факел» София, на болгарском языке (2011).

По сценарию Королёва (в соавторстве) режиссёр Юрий Грымов снят фильм «Коллекционер» (2001). По идее Королёва снят 16-серийный фильм для канала НТВ. «Беглец» (2011).

Анатолий Королёв работал внештатным обозревателем в РИА Новости (2002-2007). Ныне он доцент Литературного института им. Горького, где ведёт мастер-класс прозы (с 2005).

Рецепция творчества

Сергей Чупринин: «Говоря о своем интересе к „пограничным ситуациям“, а также о собственном „стремлении утяжелить ношу чтения, стремлении транслировать через текст тот ужас, в котором пребывает сердце читателя“, Королев подчеркивает: „После Освенцима, под которым надо понимать глобальный кризис всех гуманистических ценностей, кризис всяких ответов ХХ века, новый роман уже не может любить читателя“. Поэтому каждое новое произведение писателя превращается в своего рода художественную и этическую провокацию, что и вызывает предельно разноречивые отклики и споры в прессе».

Александр Агеев: «Королев - редкий, может быть, единственный из современных русских писателей, который наследует не по прямой - то есть не реализму, не модернизму, не ХIХ и не ХХ веку, а рационалистической литературе эпохи Просвещения».

Владимир Катаев: «Автор пользуется чисто постмодернистской манерой письма: вольное и ироничное обращение с классикой, эссеистичность, когда не просто пишется произведение, но комментируется сам процесс писания, и др. Но при этом он … настаивает на мысли об огромной ответственности литературы, писателя перед читателями и перед народом. Прибегая к постмодернистским приемам, он настаивает на противоположной постмодернизму идее ответственности литературы. Что мы видим в повести („Голова Гоголя“) Королева - просто отступление от логичной для постмодернизма схемы или родовую связь с той самой классической традицией, от уважения и преклонения перед которой его и всех нас призывают избавиться?»

Не редки в Интернете и отзывы читателей о творчестве писателя. Вот, например, что пишет Мария GINnolmoto о романе «Голова Гоголя»: «Редкий случай не обманутого ожидания… Яркие метафоры, самобытный орнамент слов, пугающая честность, смелые ассоциации, которые при всей своей оригинальности погружают умелого и опытного читателя в мир, ему подсознательно знакомый, - вся эта густая, бедная развлекательным кислородом, но обогащенная бесчисленными аллюзиями среда столь была приятна моему сознанию, что не отдаться безоглядно её вязкости, её густоте и мутной прозрачности было невозможно. И погружаясь все глубже и глубже, расслабившись в ласкающих потоках авторского слова и авторской мысли, я не хотела даже думать о том, что страницы книги не замкнуты в ленту Мёбиуса, а значит, экстазу придет неизбежный конец. Хотя кого я обманываю? В ста пятидесяти страницах повести плотность смысла на букву текста так велика, что при повторном чтении я вряд ли вообще узнаю книгу. Настоящая литература. Браво, Королев!».

Диссертации о творчестве Анатолия Королева
  • Шейко-Маленьких С. И. Поэтика русского постмодернизма в прозе 1990-х годов. Мир как текст. СПб. Российский госуниверситет им. Герцена. 2005
  • Климутина А. С. Поэтика прозы. А. Королев: текст и реальность. Томский Госуниверситет. 2009
  • Пахомова С. Повествовательные стратегии в творчестве А.Королева, В.Шарова, П. Крусанова. 2010. СПб. Российский госуниверситет им. Герцена.
  • Творчество Анатолия Королева изучается в высших учебных заведениях России, романы «Голова Гоголя», «Змея в зеркале» и «Человек-язык» включены в программу изучения современной литературы на филологическом факультете МГУ и других институтов страны.
  • Его творчество - рассмотрено в следующих книгах и монографиях: А. Немзер. Литературное сегодня. О русской прозе: 90-е. (Глава «Где твои махнадцать лет»). М; НЛО. 1998; Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80х-начала 90х годов ХХ века. (Глава Постмодернизм) Минск. 1998; Анджей Дравич. История Русской литературы ХХ века (глава о прозе конца века). На польском языке. Варшава. 2002; И. Мартьянова. Киноверсия русского текста: парадокс литературной кинематографичности. (Глава Кинометафора жизни). С.Пб. Изд. САГА. 2001; В. Катаев. Игра в осколки. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. (Глава Верность и измена постмодернизму). М. Изд. Московского университета. 2002; И. Белобровцева. Новейшая русская литература. Учебник для гимназии. (Глава. Реализм и постреализм) КОЛИБРИ. Таллинн. 2004;Т. Семьян. Визуальный облик прозаического текста. Челябинск: Библиотека Миллера. 2006; С. Носов Музей обстоятельств. (Глава. Анатолий Королев. «Человек-язык») ЛИМБУС ПРЕСС. Спб.2008; Г. Нефагина. Штрихи и пунктиры русской литературы ХХ века. Слупск. Минск. Белпринт.2008; И.Кондаков. Вместо Пушкина. Этюды о русском постмодернизме. (Глава. «Эрония конца» Опыт жизнеописания современного писателя Анатолия К.) Москва. МБА. 2011

• Произведения Королева переведены на словацкий, немецкий, французский, польский, английский, болгарский, итальянский и китайский языки: La testa di Gogol traduzione di Sergio Rapetti (Edizione Tracce. 2001). La tete de Gogol; Traduit du russe par Luba Jurgenson (Calmann-ievy. 2005). Etre Hieronimus Bosch. Traduit du russe par Luba Jurgenson (Calmann-ievy. 2008).

Книги
  • 1984 - Страж западни: Повесть. М. Молодая гвардия.
  • 1988 - Ожог линзы: Повесть «Ожог линзы»; Вечная зелень. Роман; рассказы. М.: Советский писатель.
  • 1992 - Блюстители неба: Фантастический роман. Пермь: Пермская книга.
  • 1998 - Охота на ясновидца: Роман. М.: Гелеос.
  • 1998 - Избранное: Гений местности; Голова Гоголя; Эрон. М.: Терра
  • 2000 - Голова Гоголя: Роман. Дама пик; Носы: коллажи. М.: ХХI век-Согласие.
  • 2001 - Человек-язык: Роман. М. Текст.
  • 2003 - Дракон. М.: Футурум БМ.
  • 2004 - Быть Босхом: Роман. М.: Гелеос.
  • 2004 - Змея в зеркале или Инстинкт № 5. М.: Гелеос
  • 2006 - Игры гения: Игры гения или жизнь Леонардо; Голова Гоголя; Гений местности; Змея в зеркале. М.: Гелеос.
  • 2008 - Stop, Коса!: Роман-амулет. М.: Гелеос.
  • 2008 - Эрон. Роман. М.: Гелеос.
  • 2011 - Гений Места. М. ArsisBoox.
  • 2011 - Хохот, роман. Журнал «Факел». София, (на болгарском языке).

• 2012 --- Влюбленный бес. История первого русского плагиата. М: ArsisBoox.

• 2013 – Обручение света и тьмы. О романе «Мастер и Маргарита» и Михаиле Булгакове. М: Изд. Литературного института.

Любопытные факты

В 1995 году роман Королева «Эрон» оказался выдвинут на премию «Русский Букер», и был горячо поддержан членом жюри премии польским славистом, профессором Анджеем Дравичем. Спор Дравича, который предлагал ввести в итоговый список «Эрон», с председателем жюри критиком Станиславом Рассадиным, который был против, достиг такого накала, что жюри пошло на невиданный прежде компромисс, вместо положенных по уставу Премии шести финалистов в шорт-лист Букера вошли только три автора (победил Г. Владимов).

Русский Гиннес

Наибольшее количество литературных премий за отдельное произведение получили писатели Андрей Волос (5), Марина Вишневецкая (3), Илья Кочергин (3) и Анатолий Королев (3) … так за роман «Быть Босхом» писатель получил премию журнала «Знамя», малую премию Аполлона Григорьева и премию Правительства Москвы. (Сергей Чупринин. Новый путеводитель. Русская литература сегодня. М.: Время, 2009).

Награды
Премии

Отмечен премиями Госкино СССР за лучший сценарий «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» (1976), журнала «Знамя» за романы «Эрон» (1994) и «Быть Босхом» (2004), международной литературной премией Москва - Пенне за повесть «Голова Гоголя» (2000), премией еженедельника «Литературная Россия» (2005), малой премией Аполлона Григорьева Академии современной российской словесности (2004) и премией Правительства Москвы (2006) за роман «Быть Босхом», который вошел также в шорт-лист премии «Большая книга» (2006) .

Номинации

Романы Анатолия Королева «Голова Гоголя», «Эрон», «Человек-язык», «Быть Босхом» «Stop, коса!» номинировались на премии: Русский Букер, Национальный бестселлер, Большая книга.

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-09-23