Лепилов Константин Михайлович (Lepilov Konstantin).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Лепилов Константин Михайлович.

 ›

Константин Михайлович Лепилов
Константинъ Михайловичъ Лѣпиловъ
Портрет художника К. М. Лепилова кисти Н. И. Фешина, (1909), Государственный Русский музей
Дата рождения:

15 мая (27 мая) 1879(1879-05-27)

Место рождения:

Казань (Российская империя)

Дата смерти:

5 октября 1941(1941-10-05) (62 года)

Место смерти:

Ленинград (СССР)

Подданство:

Российская империя Российская империя

Гражданство:

СССР

Жанр:

портретная живопись, пейзаж

Учёба:
  • Казанская художественная школа;
  • Императорская Академия художеств, мастерская И. Е. Репина, Ф. А. Рубо.
Стиль:

реализм

Влияние:

И. Е. Репин

Звания:

профессор Педагогического Института Дошкольного Образования


Константи́н Миха́йлович Лепи́лов (15  мая 1879, Казань, Казанская губерния, Российская империя - 5 октября 1941, Ленинград, СССР) - русский и советский живописец, педагог, профессор Педагогического Института Дошкольного Образования, директор Средней художественной школы в Ленинграде.

Содержание
  • Биография
  • Принципы педагогической работы
  • Память
  • Избранные педагогические работы
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Константин Михайлович Лепилов родился в рабочей слободе Ягодной близ Казани 27 мая 1879 г. его отец был бондарем, из всех его детей образование удалось получить только младшему сыну Константину, рано проявившему свои способности.

Учился в Начальной народной школе и в Казанской художественной школе. По окончании этой школы в 1903 г. получил звание учителя рисования и каллиграфии в средних учебных заведениях.

В 1901 г. переезжает в Санкт-Петербург и поступает на Педагогические курсы при Академии художеств, которые он окончил в 1903 г. Одновременно, работая в мастерской И. Е. Репина, Лепилов преподает рисование в школах: кадетском корпусе, реальном и коммерческом училищах.

В 1903 г. начинает учёбу в Императорской Академии Художеств. С 31 марта 1903 года зачислен в мастерскую Репина И. Е.

В 1904 г. вступает в «Общество учителей рисования», куда входили передовые педагоги-художники.

В 1907 г. , после ухода И. Е. Репина в отставку, в мастерской Ф. А. Рубо пишет дипломные работы: «В крестьянском дворе» и «Молотьба лошадьми», ныне находящиеся в Государственном музее Республики Татарстан в Казани. 30 октября 1909 г. К. М. Лепилову присваивается звание художника-живописца.

В 1909 г. приглашается преподавателем на «Курсы для подготовки преподавателей рисования в детских садах, приютах, начальных школах и домах». Ему поручается ведение курсов «Психологические основы детского рисования», «Иллюстративное рисование», «Приемы рисования с натуры» и «Лепка».

В 1910 г. в «Художественно-педагогическом журнале» выходит статья К. М. Лепилова «О детских рисунках», где он пишет о своем исследовании рисунков крестьянских детей, что было первой работой по исследованию детского рисунка в России.

В 1912 г. выходит первая книга «Лепка в семье и школе» в дальнейшем, до 1923 года, вышедшая в двух изданиях. В это же время появляется ещё несколько работ, написанных в содружестве с В. И. Бейером, Е. В. Разыграевым, В. А. Саглиным и другими художниками-педагогами.

С 1913 года начинает работать в качестве методиста на «Педагогических курсах Фребелевского общества»; с этих пор и до конца жизни он вводит практику художественного воспитания дошкольников в детские сады".

В 1912 году входит в состав комиссии, представлявшей Россию на «IV Международном Конгрессе по художественному воспитанию, рисованию и прикладному искусству» в Дрездене, привозит на Конгресс выставку рисунков учеников средних учебных заведений России.

После Октябрьской революции 1917 г. принимает активное участие в строительстве новой школы. На основе многочисленных встреч с учителями он пишет книгу «Летняя школа» и много статей, которые, начиная с 1920 г., печатались в педагогических журналах.

В начале 1921 года входит в состав преподавателей «Государственного Педагогического Института Дошкольного образования» в Петрограде, а затем работает проректором и ректором этого института, до его слияния с Пединститутом имени Герцена.

В 1923 г. получает звание профессора по эстетическому воспитанию, назначается директором музея «Дошкольная жизнь ребёнка» (Ленинград, набережная реки Мойки, 48). Одновременно работает как педагог-художник в Ленинградском Университете, Педагогическом Институте имени Герцена, в школах и детских садах Ленинграда.

В 1929 г. выпускает книгу «Юным художникам», ставшую популярной.

В 1934 г. назначается директором Средней художественной школы при Ленинградской Академии Художеств и остается им до конца жизни. С коллективом молодых преподавателей этой школы и её завучем, художником С. Г. Невельштейном, разрабатывает программу обучения детей рисунку, писания с натуры и композиции. Одновременно с обучением искусству одаренные дети проходили полный общеобразовательный курс средней школы, процессы обучения искусству и школьным предметам были увязаны между собой.

Как живописец, работал, в основном с натуры. Много путешествовал по СССР, возвращаясь с этюдами пейзажей, портретами заинтересовавших его простых людей, многочисленными набросками. Работы: пейзажи Самарканда, выполненные в конце 1920-х годов, Карелии (начало 1930-х), Пушкинских Гор, Смоленска, Кавказа, озера Селигер, Ленинграда и его пригородов. Художественные работы К. М. Лепилова представлены в музеях России: в Казани, в Пушкинском музее в Москве, в Краеведческом музее Карелии в Петрозаводске, и в частных коллекциях.

В ночь с 4 на 5 октября 1941 года погиб под развалинами рухнувшего дома во время бомбардировки Ленинграда немецкой авиацией (Ленинград, улица Бронницкая, д. 4, кв. 18).

Принципы педагогической работы

Педагогические взгляды К. М. Лепилова - это взгляды передовой педагогики того времени, выработанные под влиянием И. Е. Репина и П. П. Чистякова. Принципы Репина и Чистякова на искусство и обучение Лепилов применил в школе, детском саду, в семье и оставил после себя печатные работы. Им было написано 16 книг самостоятельно, 9 книг с коллективом преподавателей и 102 статьи по проблемам обучения рисованию.

К. М. Лепилов работал по трем основным направлениям: по методике обучения рисованию в школе, по методике обучения рисованию в детском саду, по методике обучения рисованию одаренных детей. Он высказал предположение о доступности рисования всем людям и требовал от учителей всех специальностей освоения графической грамотности.

В обучении искусствам, рисованию в частности, К. М. Лепилов видел, прежде всего, его общеобразовательную ценность, необходимую для изучения других наук. Основой для обучения рисованию он считал рисование с натуры.

Непременным условием успешного обучения рисованию, по мнению К. М. Лепилова, является связь школы с детским садом. Он изучает рисунки детей дошкольного возраста, разрабатывает некоторые положения об обучении рисованию в дошкольном возрасте, борется против Фребелевского метода рисования по клеткам и сетке, раскрашивания детьми готовых контуров и других методик того времени. В основу обучения рисованию детей дошкольного возраста К. М. Лепилов положил развитие у них наблюдательности. Детей с выраженной одаренностью, по мнению К. М. Лепилова, необходимо было серьезно учить. Ценнейшее качество К. М. Лепилова заключается в умении определить задатки ребёнка. Но он предупреждал о вреде преждевременного захваливания одаренных детей.

Память

15 октября 1962 года в Ленинградском «Доме ветеранов педагогического труда» (Дом учителя) состоялась выставка работ К. М. Лепилова и прошел вевер его памяти; на вечере выступали И. Д. Коршунов, художники Н. И. Андрецов, Б. В. Котик, В. А. Горб; педагоги И. Н. Ефимов, А. И. Сорокина, Г. Г. Шахвердов. В начале 1960-х годов ученик К. М. Лепилова Иван Димитриевич Коршунов написал монографию «Художник-педагог К. М. Лепилов». Книга осталась неизданной, судьба рукописи не известна.

Избранные педагогические работы
  • Лепилов К. М. Отчет о занятиях по рисованию и лепке на курсах в Ромнах и Кременчуге / Худож. К. Лепилов.. - издание автора. - Полтава, 1914. - 40 с.
  • Лепилов К. М. Лепка в семье и школе : Пособие для воспитателей и преподавателей, ил. снимками с ученич. работ / Худож. К. Лепилов.. - 2-е изд., доп. авт.. - Петроград: издание автора, 1916. - 66 с.
  • Лепилов К. М. Рисование и лепка в народной школе : (Их роль и приемы обучения) / Предисл.: Н. Румянцев. - М.: Издательство журнала «Народный учитель», 1913. - 77 с. - (Библиотека народного учителя / Под ред. Н. Е. Румянцева (сер. пед.) и О. Н. Смирнова (сер. справ.)).
  • Лепилов К. М. Летняя школа. - СПб.: Государственное издательство, 1922. - 46 с.
  • Лепилов К. М. Рисование и моделирование ребенка-дошкольника. - Л.: Государственное издательство, 1925. - 116 с. - (Библиотека педагога.). - 7000 экз.
  • Лепилов К. М. Школьники иллюстраторы. - Петроград: Начатки знаний, 1924. - 48 с.
  • Лепилов К. М. Искусство в школе. (К вопросу о путях развития эстетического вкуса у учащихся.). - Петроград, 1922. - (Педагогическая мысль).
  • Лепилов К. М. Изобразительные искусства в летней школе. (Набросок путей эстетической работы.). - Л., 1924. - (Летняя школа).
Примечания
  1. Кондаков С. Н. Лѣпиловъ, Константинъ Михайловичъ // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академiи Художествъ. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг., 1914. - Т. II. - С. 196. - 454 с.
  2. Кириллова Л. Н. Санкт-Петербургский государственный академический лицей им. Б. В. Иогансона (рус.) // «Диалог искусств» : журнал. - М.: Московский музей современного искусства, 2002. - № 1.
  3. Митрохина Л. Н., Кириллова Л. Н. История создания Средней художественной школы.//Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. СПб, 2009. С. 48-69.
  4. 1 2 Там же.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05