Родилась 27 января 1906 года в Петербурге, в семье петербургских немцев.
Отец художницы -- терапевт, академик АМН СССР Георгий Фёдорович Ланг (1875-1948).
Мать - педагог, преподавала французский и немецкий языки.
Начала рисовать ещё в дошкольном возрасте карандашами и акварелью.
С 1922 года училась на графическом факультете в Ленинградском художественно-промышленном техникуме, у Н. И. Дормидонтова и Владимира Николаевича Левитского.
Закончила техникум в 1927 году по специальности художник-график.
В 1927 г. вышла замуж за П. И. Басманова (03.01.1906-1993), русского художника-графика.
В 1927 - 29 гг. училась в Академии художеств, на графическом факультете, ушла со второго курса.
С 1930 г. знакомится с художником В. В. Стерлиговым ставшим учителем П. И. Басманова.
Член Ленинградского Союза советских художников с 1932 года.
Работала в издательстве Учпедгизе, иллюстрируя учебники и буквари для народов севера, Сибири и Дальнего востока. Работа в издательствах шла принятым тогда "бригадным методом", и многие годы Н. Г. Басманова проработала с художницей Е. К. Эвенбах. Работа художников была ограничена штриховой графикой, в цвете (в книжной иллюстрации) до 1960 г. художница не работала.
С начала Великой Отечественной войны и до 1942 г. оставалась провела в блокадном Ленинграде. В сентябре 1942 г. уехала в эвакуацию в Алтайский край, вместе с матерью, С. Л. Ланг - Эйндховен и с маленькой дочерью Марианной. Вернулась в феврале 1945 г.
После войны продолжила работу в Учпедгизе. В 1954 г. - 1975 гг. работает в детской книжной графике.
В 1962 году в творчестве Басмановой происходит перелом, через сближение с идеями художника В. В. Стерлигова, она входит в живописно-пластическую традицию русского авангардного искусства. Изменение в творческом пути художника было связано с тем, что с начала 1962 г. В. В. Стерлигов начал развивать теорию К. С. Малевича о новых прибавочных элементах в изобразительном искусстве и открыл прибавочный элемент искусства этого времени: «прямо-кривую». В это открытие он посвящает первыми своих друзей, П. И., Н. Г., и М. П. Басмановых. Н. Г. и М. П. Басманова начинают работать в новой пластической форме. Идея криволинейного, сферического пластического пространства и особая теория цвета, несущего в себе свет ("светоносность цвета - цветоносность света". по образному выражению В. В. Стерлигова) полностью меняют творчество Н. Г. Басмановой и, живо воспринятые художницей, становятся основой её художественного образа. Первая книга, сделанная в новом образе - Е. Серова, "Лужайка". Л.: Художник РСФСР, 1963.
Если найти точное слово, чтобы определить характер работы Басмановой, то это слово.. прикосновение. Художник прикасается кистью к бумаге, как энтомолог к крыльям бабочки, и от этого лёгкого прикосновения под его рукой рождается чистый, светлый мир, который в нас, взрослых, трогает такие струны нашей памяти, которые связаны с детством, с давно утраченным, непосредственным виденьем.
- Виктор Пивоваров
Несколько книг оформила вместе с дочерью, художницей М. П. Басмановой (20.07.1938 г.р.), художником детской книги.
Умерла в Санкт-Петербурге в 2000 г.