Селиханович Александр Брониславович (Celanovic Alexander Bronislavovich).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Селиханович Александр Брониславович.

 ›

Александр Брониславович Селиханович
Род деятельности:

педагог, философ, историк педагогики

Дата рождения:

28 февраля 1880(1880-02-28)

Место рождения:

г. Хабно Киевская губерния Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империя→ СССР СССР

Дата смерти:

11 апреля 1968(1968-04-11) (88 лет)

Место смерти:

Пятигорск

Награды и премии:

«Отличник Народного Просвещения»


Александр Брониславович Селиханович (28 февраля 1880, г. Хабно Киевской губернии (ныне Полесское Киевской области Украина - 11 апреля 1968, Пятигорск) - русский советский педагог, философ, историк педагогики, профессор (1920).

Содержание
  • Биография
  • Научно-педагогическая деятельность
  • Научно-методической работа и общественная деятельность
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
Биография

После окончания в 1898 г. Нежинской гимназии с золотой медалью поступил в Нежинский институт на историческое отделение, в 1901 г. перевёлся в Киевский Императорский университет святого Владимира, специализировался на психологии и философии, работал под руководством профессора Г. И. Челпанова. Окончив курс историко-филологического факультета в 1905 г. с серебряной медалью (за сочинение «Учение Канта и Юма о причинности») был оставлен «для приготовления к профессорскому званию» на кафедре философии сроком на два года.

Научно-педагогическая деятельность

С 1906 г. - учитель русской словесности и философской пропедевтики 1-й Киевской классической мужской гимназии. Среди его учеников были К. Г. Паустовский, М. А. Булгаков, А. Н. Вертинский, С. М. Лифарь и др.

По воспоминаниям К. Паустовского

Он «промыл» перед нами русскую литературу, как опытные мастера-реставраторы промывают картины. Снял с неë пыль и грязь неправильных и мелких оценок, безразличия, казенных слов и скучной зубрежки. И она засияла перед нами таким великолепием красок, глубиной мысли и такой большой правдой, что многие из нас, уже взрослых парней, были поражены. Он открыл нам не только русскую литературу. Он открыл нам эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века, сказки Андерсена и поэзию "Слова о полку Игореве… У Селихановича был редкий талант живописного изложения, самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восторг ширью человеческого разума

- Паустовский К. Г. Далекие годы // Паустовский К. Г. Собрание сочинений,- Т. IV. стр. 221-224 - М., 1982.

В 1908 г. его приглашают учителем философской пропедевтики по совместительству в 4-ю Киевскую мужскую гимназию, в 1909 г. - в Коллегию Павла Галагана.

В 1911 году А. Б. Селиханович начинает преподавать историю педагогики в Киевской женской гимназии Аделаиды Жекулиной (ныне - школа № 138), а в 1912 году - теоретическую педагогику слушательницам Киевского женского Фребелевского педагогического института. С 1913 по 1916 годы одновременно читал курсы лекций и вёл семинары в Киевском университете.

Старательно изучая психологию, логику и педагогику, в 1912 г. выдержал магистерский экзамен, а с декабря 1912 г. после прочтения и публикации испытательной лекции на тему «Психология нравственных переживаний» становится приват-доцентом Университета Св. Владимира, преподавателем этики, а также курса современной философии.

В 1917 г. он добился перевода в Тифлис, после чего покинул Киев. Преподавал на Тифлисских высших женских курсах. В 1918 г. они были преобразованы в Закавказский университет, где А. Б. Селиханович работал в звании доцента на кафедре философии и педагогики. В 1919 г., когда Закавказский университет был ликвидирован грузинскими меньшевиками, основная группа его преподавателей переехала в Баку, где и положила начало открытию Азербайджанского университета. Селиханович был одним из организаторов этого университета. Здесь он читал курсы по психологии, введению в философию, логике, истории древней философии, истории новой философии, педагогики и истории педагогики.

В 1922-1924 г. по совместительству занимал пост председателя Научного Совета Наркомпроса Азербайджанской ССР. В 1926 г. А. Б. Селиханович принял приглашение от Наркомпроса Узбекистана участвовать в организации первого Узбекского педагогического института в г. Самарканде. Перейдя в этот институт в качестве заведующего учебной частью, он проработал там в течение пяти лет до 1931 г.

В 1931-33 гг. работал сначала в Педагогическом институте г. Владикавказа, а затем в Псковском педагогическом институте. В связи с ухудшением здоровья, педагог сосредоточился на исследовательской работе и перешёл в Крымский Научно-исследовательский институт, где заведовал сектором педагогики. В 1935 г. переехал в Кисловодск.

С 1940 г. последние годы перед выходом на пенсию А. Б. Селиханович читал лекции по педагогике и истории педагогики в Пятигорском государственном педагогическом институте (ныне Пятигорский государственный лингвистический университет). Научная работа в ПГПИ была, в основном, сосредоточена на подготовке курса лекций по педагогике. Во время оккупации Пятигорска немецко-фашистскими оккупантами, он оставался в городе. 25 февраля 1946 г. его утвердили заведующим кафедрой педагогики ПГПИ.

Научно-методической работа и общественная деятельность

А. Б. Селиханович активно занимался научно-методической работой. Свой опыт преподавания философской пропедевтики, предмету, недавно введенному в средних школах и поэтому достаточно проблемный для многих учителей, он обобщает в отдельно изданной в 1913 г. брошюре «Философская пропедевтика в средней школе». В том же году выходит его учебник «Очерк общей педагогики» (до 1917 г. четырежды переиздавался).

А. Б. Селиханович большое внимание уделял истории педагогической мысли и школы в России XIX века, педагогическому творчеству Л. Н. Толстого, Н. А. Корфа, С. А. Рачинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, экспериментальной педагогике. В 1917 г. публикуется его солидный том «Истории педагогики на Западе и в России», в котором философ помещает свой лекционный курс. Педагог А. Б. Селиханович написал работу «Что такое трудовая школа» (1924 г.), посвященную проблемам трудового воспитания, и пособий: «Введение в философию» и «Лекции по психологии» (1927 г.). Он вëл большую лекционную деятельность, обращаясь к тематике нравственного воспитания.

Участник студенческих волнений, демократ по убеждениям. Один из основателей в 1909-1910 г. «Общества распространения в народе начального, среднего и высшего образования в рамках Киевской, Полтавской, Черниговской, Волынской и Подольской губерний».

Член Киевского религиозно-философского общества с 1908 г., на заседаниях которого часто выступал с лекциями и докладами, в частности, «О Д. С Мережковскомго» (1909) и «Религия в идейной жизни нашого края» (1913).

Примечания
  1. Дело о службе учителя словесности и философской пропедевтики 1-й Киевской мужской гимназии Александра Брониславовича Селихановича, Державний архів м. Києва.- Φ. 108.- On. 94.- Спр. 320,- 44 арк
Литература
  • Ткачук М. Л. Київ у релігійно-філософському відродженні початку XX ст.: до постановки проблеми // Національний університет «Києво-Могилянска академія»: Наукові записки.- К.: Видавничий дім: «KM Академія»,2005.- Т. 37.- Філософія та релігієзнавство.- С. 67-71.
  • Персоніфікований систематизатор-хрестоматія досліджень генези історико-педагогічних знань в Україні (друга половина XIX - початок XX ст.) / Л. П. Вовк та ін. (уклад.).- К.: Видавництво НПУ ім. Μ. Π. Драгоманова, 2002.- 100 с
  • Духан Я. С, Макаев В. В. Учитель К. Г. Паустовского и М. А. Булгакова // Советская педагогика.- 1990,- № 5,- С. 113-117.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05