Штибель Теодор (Stibel Theodore).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Штибель Теодор.

 ›

Теодор Штибель
Theodor Stiebel
Род деятельности:

инженер

Дата рождения:

28 февраля 1894

Место рождения:

Брауншвейг

Страна:

 Германия

Дата смерти:

9 сентября 1960 (66 лет)

Место смерти:

Хольцминден


Теодор Герман Фридрих Штибель (Theodor Hermann Friedrich Stiebel; 28 февраля 1894 г., Брауншвейг - 9 сентября 1960 г., Хольцминдене) - немецкий инженер, автор более 100 изобретений; бизнесмен, один из пионеров создания и продвижения электроводонагревательной техники. Основатель фирмы «Доктор Теодор Штибель Верке ГмбХ & Ко. КГ» (Dr. Theodor Stiebel Werke GmbH & Co. KG). Участник Первой мировой войны, соавтор уникальных мемуаров о боях на Месопотамском ТВД.

Содержание
  • Биография
    • Семья и школьное обучение
    • Первая мировая война
    • Дальнейшая учёба
    • Создание и становление фирмы
    • Вторая мировая война
  • После 1945 года
  • Семья
  • Примечания
  • Литература
Биография
Семья и школьное обучение

Теодор Штибель был единственным ребёнком в семье плотника Германа Фридриха Кристиана Штибеля (*30 ноября 1856 в Алуме, † в 1915 г. в Брауншвейге) и его жены Хермины Августы Штибель, урожденной Бекманн (* 8 июля 1868 в Бруклине, США).

Семейство отца проживало в Гросс-Денкте и Алуме (округ Вольфенбюттель) и занималось сельским хозяйством и ремеслом. В период экономического подъёма в герцогстве Брауншвейг его отец занимал пост окружного плотника и хорошо зарабатывал во время активного строительства. Семья отца владела ткацкой и швейной мастерской в Гандерсхайме. Затем семья переехала в США, но через 10 лет (незадолго до рождения Теодора) вернулась в Германию.

В 1897 г., когда Теодору Штибелю было три года, его родители переехали в собственноручно построенный дом на улице Каландштрассе, 6, в Брауншвейге. В 1908 году состоялась конфирмация Теодора Штибеля в церкви Санкт-Мартин в Брауншвейге.
С 1900 по 1904 г. он посещал городскую бюргерскую школу, а затем - школу им. Гаусса, которую окончил с отличием весной 1913 г. В 1913 г. он начал учёбу в Техническом институте Брауншвейга по специальности «машиностроение».

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны, Теодору пришлось прервать учёбу. 5 октября 1914 г. он был призван на сборный пункт новобранцев 3-го Королевского Прусского железнодорожного полка (см. Железнодорожные войска) в Ханау. Подразделение было командировано сначала в Галицию, затем - переброшено в Радвилишкис в Литве. 22 января 1915 г. на «Восточном фронте» начался массированный германский натиск из Восточной Пруссии против Русской царской армии. В это время на родине умер его отец, Герман Штибель. 27 июля 1916 г. Теодор Штибель был произведён в лейтенанты. В конце 1916 г. он был направлен в крепостную железнодорожно-эксплуатационную роту N-о 1, которая участвовала в наступлении австро-германских войск против Румынии.

За короткое время австро-венгерские, немецкие и болгарские войска заняли большую часть Румынского Королевства. 6 декабря 1916 года Центральные державы взяли румынскую столицу Бухарест. Штибеля в январе 1917 года откомандировали в румынский город Плоешти, в ремонтный железнодорожный цех, на пост офицера инженерно-технического профиля.

Осенью 1917 г. Штибель был из Плоешти направлен в Сирию, на территорию Османской империи. С 30 октября 1917 г. он служил адъютантом в специальной железнодорожной роте N-о 6. Среди прочего, подразделение занималось строительством локомотивных депо и складов для Багдадской железной дороги (Bagdadbahn), а также прокладывало железную дорогу нормальной колеи по полевым линиям Анатолийской железной дороги (Chemins de Fer Ottomans d'Anatolie, CFOA): для использования немецких локомотивов на турецких железнодорожных путях.

Вплоть до конца войны Штибель преимущественно находился в полосе Багдадской железной дороги, обслуживая ж. д. узлы таких городов, как Адана, Алеппо, Аль-Муслимийя (Аl-Muslimiyya), Курт-Калак и Тал-ар-Рифат. После битвы у Мегиддо (1918) и Мудросского перемирия с Антанты с Турцией в октябре 1918 г., началось спонтанное отступление немецких войск из арабских пределов. Сначала Штибель двигался на грузовом транспорте, потом - багдадским поездом; берегов Мраморного моря поезд достиг 16 ноября 1918 г. Далее последовал переезд по Анатолийской железной дороге до вокзала Стамбул-Хайдар-паша, где его подразделение 21 ноября 1918 г. было интернировано войсками союзников.

16 января 1919 г. произошло размещение германских войск на построенном в 1910 г. пароходе «Лили Рикмерс». 1 марта 1919 г., после приема ровно 2600 немецких солдат, пароход отплыл из Константинополя и прибыл в порт Гамбурга 22 марта 1919 г. 30 апреля 1919 г. Штибель был уволен со службы в армии и в том же году опубликовал, в соавторстве с Георгом Фодермайером и Йозефом Поппером (оба - баварцы из Мюнхена) книгу мемуаров «Машинист немецкого локомотива во время Мировой войны». Книга, опубликованная издательством «Георг Кёниг» в Берлине, была посвящена немецкому персоналу, трудившемуся на локомотивах и в железнодорожных мастерских.

Дальнейшая учёба

Финансовые трудности после Первой Мировой войны привели к продаже родительского дома в Брауншвейге в 1919 г. Мать Штибеля осталась в Брауншвейге и переехала на ул. Каланд-штрассе, 17 - а позже на Кампес-штрассе, 26 (ныне - Оттмер-штрассе, 9). Благодаря продаже дома, Штибель смог заплатить за возобновление своего обучения. В 1920 г. он окончил Технический институт Мюнхена по специальности «дипломированный инженер», а после практики в Нюрнберге в 1921 г. закончил обучение экономике в Техническом институте Берлина.

С 1 февраля 1922 г. до 31 марта 1924 г. он был ассистентом кафедры станков и производственных предприятий в Техническом институте Берлина и одновременно писал диссертацию в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине (на тему «Применение на практике экономических основ как фактор в экономической жизни Германии»), с целью получения степени доктора политических и экономических наук.

В октябре 1923 г. Штибель связался со своем дядей Карлом Реезе из Хольцминдена и предложил ему специальную конструкцию кухонных плит и электрических обогревателей, которую предприятие Реезе выпускало впоследствии до 1944 г. В процессе совместной работы с Реезе, возникла идея создания цилиндрического погружного электрокипятильника, вместо имеющегося на рынке в то время поршневого погружного кипятильника, который быстро перегревался.

Создание и становление фирмы

1 апреля 1924 г. Теодор Штибель открыл в берлинском центральном районе Кройцберг фирму «ЭЛТРОН Д-р Теодор Штибель», офис которой находился по адресу: Райхенбергер-штрассе, 143, а стартовый капитал составлял 20 000 имперских марок. По свидетельству о регистрации, начало деятельности фирмы датируется 5-м мая 1924 года. Деньги на фирму ему одолжил дядя Карл Реезе, который владел в Хольцминдене металлообрабатывающей (консервной) фабрикой .

Запатентовав свое изобретение - первый в мире цилиндрический погружной электрокипятильник с полым цилиндром (толщина стенки 3 мм), который впечатлил посетителей Лейпцигской весенней выставки в 1924 г. своим быстрым нагреванием и коротким сроком охлаждения, он заложил основу начавшегося в 1925 г. крупносерийного производства этих и других изделий. Первые 100 тестовых образцов для выставки изготовил ещё Карл Реезе в Хольцминдене.

В 1927 году начат выпуск первого минибойлера мощностью в 1000 ватт, с революционным на тот момент "2-ступенчатым переключением". Этот прибор получает первым в Германии знак качества «VDE». В 1927 же году был открыт первый зарубежный филиал фирмы «ЭЛТРОН» - в Лондоне. К этому времени в фирме было задействовано 30 сотрудников.

В 1928 году было начало производство первого двухступенчатого маломощного проточного нагревателя (1000 Вт) с фарфоровым корпусом, годовая выработка составила 35 500 штук. Фирменное наименование из «Элтро» превратилось в «Элтрон», логотип был создан Паулем Реезе из Хольцминдена, отцом Карла Реезе.

В 1929 году был открыт филиал в Цюрихе.

В 1931 году был разработан проточный накопитель с резервуаром емкостью 3 л, который нагревал воду за счет двух нагревательных элементов мощностью по 500 Вт с возможностью регулирования термостатами... Спектр продуктов существенно расширяется. Он охватывает переливные, высоконапорные и аккумулирующие водонагреватели. Их объем составляет, в зависимости от модификации, до 600 литров. Проточный бойлер, выброшенный на рынок в этом году, позволяет моментально нагревать воду.

В 1932 г. компания «Элтрон» представила на выставке электронагревательных приборов в Эссене выставочный стенд водонагревательных приборов емкостью от 3 до 600 литров. В 1934 г. состоялся переезд из берлинского района Кройцберг на Эресбург-штрассе 22-23 в берлинский район Темпельхоф, так как уже не хватало прежних площадей. Ровно 150 сотрудников были заняты на производстве, годовой оборот составил миллион имперских марок.

В 1937 г. брэнд "The ELTRON" приобрёл огромную популярность в Буэнос-Айресе. В том же году неутомимый Теодор Штибель предпринял поездку по Южной и Северной Америке. В последующие годы продукты, изготовленные по немецкой технологии, покоряют не только Америку, но и все пять континентов!.. В том же 1937 году, в свете неуклонной милитаризации экономики, власти III Рейха запретили предприятию Штибеля использовать медь в бойлерах.

Однако, несмотря на трудности, ассортимент изделий постоянно возрастал, и до 1938 года было получено 35 немецких и 12 зарубежных патентов. С 1938 г. началось производство кипятильных автоматов различных размеров для промышленного назначения (использования в ресторанах и на крупных кухонных производствах). В 1938 г. было изготовлено ровно 208 000 погружных кипятильников, 4050 накопителей для ванн и 620 кипятильных автомата. Только 5 % из них ушло на экспорт. В 1939 году предприятие насчитывало уже 350 работников, а годовой оборот составил 3,2 млн. имперских марок.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны предприятие было переведено на производство оборонных изделий для военной авиации. Из-за опасности бомбардировок союзными войсками части производства были переведены в июле 1941 г. в городе Бишвайлер, в Эльзасе под именем «Эльтермо» (с числом работников 200 чел.), а в августе 1943 г. - в Любско (нем. название: Зоммерфельд) в Лужиции (Лаузитце) (с числом работников 375 чел.).

В 1943 г. офис фирмы и завод в Берлине-Темпельхофе подверглись бомбардировке, летом 1943 г. состоялся переезд в Хольцминден, на юг Нижней Саксонии. Большую часть оборудования удалось спасти и своевременно вывезти по железной дороге из Берлина в Хольцминден. С 1 апреля 1944 г. работу на предприятии продолжили сотрудники из числа постоянного берлинского штата, новые работники из Хольцминдена, а также военнопленные (преимущественно итальянцы), занятые на принудительных работах. Служба планирования Исследовательского совета Германии выдала фирме заказы на изготовление высотных рулевых механизмов с двумя рулями (размерами примерно 60-70 см) для самолета-снаряда «Физелер-Фи-103» (называемого также V1). Готовые детали были транспортированы по железной дороге из Хольцминдена в концентрационный лагерь Дора-Миттельбау (неподалёку от Нидерзаксверфена) для их последующей обработки.

Во время войны на различных заводах фирмы «Штибель-Элтрон» изготавливались также противообледенительные устройства и электрические соединительные провода для пулеметов самолетов-бомбардировщиков, специальные печи для бомбоубежищ (было изготовлено ровно 50 000 штук), а также электронагрев прожекторов зенитных пушек. Летом 1944 г. перед главным зданием завода «Штибель Элтрон» в Хольцминдене был построен бетонный бункер площадью 80 кв. м.

После 1945 года

После окончания войны на заводе в Хольцминдене, под управлением американской военной администрации, работало 2500 человек. Существовало множество запретов на производство; кроме того, завод стоял под угрозой ликвидации. В процессе создания зон оккупации, город Хольцминден, в том числе и завод, попал под управление британской армии, штаб которой находился в Хильдесхайме. С июля 1945 г. рядом с территорией завода, стоящего перед угрозой ликвидации, постепенно возобновлялось гражданское производство. Так, вскоре после войны фирма «Штибель Элтрон» начала производить сковородки, кастрюли и разбрызгиватели, а также кухонные плитки, сушильные печи с циркуляцией воздуха, отражательные печи и электрогрелки. Производство водонагревательных приборов возобновилось в Хольцминдене (где на тот момент трудилось 400 человек) только в 1946 г. На заводах в Берлине и Мюнхене («Эльтермо») тоже началось производство, кроме того, наладился сбыт электроугольных водонагревателей.

17 октября 1947 г. союзными войсками было принято решение демонтировать оборудование. Предполагалось, что основная его часть подлежала отправке в Советский Союз.

С 1949 года началось производство нового гидравлического проточного нагревателя с обозначением DH18.

Реклама с логотипом группы компаний «Штибель Элтрон» с 1950 по 1970 гг.

В 1952 году фирма «Штибель Элтрон» стала производить бортовые кухни для пассажирских самолетов, а с 1957 года соответствующие кофейные аппараты для рейсовых самолетов и небольшие бойлеры.

В 1953 году численность работников составляла 548 человек. Компания «Штибель Элтрон» достигла оборота в 12,6 млн немецких марок. В 1954 году на трех заводах предприятия трудилось 750 человек, 35 процентов их них были переселенцами-фольксдойчами из Судетенланда, Югославии, Польши, Венгрии.

Первый кипятильник объёмом 5 литров типа ЕВК 5 был произведен в 1958 году, и в этом же году объёмы его производства достигли 145 000 штук.

На 60-й юбилей Теодор Штибель получил орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». В 1960 г. Теодор Штибель покончил жизнь самоубийством в возрасте 66 лет.

Семья

В 1930 г. Штибель женился, а в 1944 г. развелся. В этом браке детей не было. В 1947 г. он снова женился, и во втором браке - с Маргрет Штибель - родилось трое детей: дочь и два сына - последующих наследника предприятия Франк и Ульрих (* 10 сентября 1949 г.) Штибели.

Вдова Маргрет Штибель позже вышла замуж за коммерсанта Курта Шона (Kurt Schön), который в 1970-е годы управлял фирмой «Штибель Элтрон».

Примечания
  1. Офис фирмы сначала находился в Берлине, а потом - в Хольцминдене (Нижняя Саксония).
  2. Хермина Августа Штибель, как уроженка США, имела американское гражданство.
  3. По русской военной терминологии: на Восточном ТВД.
  4. «Der deutsche Lokomotivführer im Weltkriege.» - Berlin, Georg Koenig-Verlag, 1919.
  5. «ELTRON Dr. Theodor Stiebel».
  6. Эта конструкция стала прототипом ТЭНа (трубчатого электрического нагревателя), который сейчас широко используется в отопительной и водонагревательной технике. См.:
  7. На один лишь цилиндрический погружной кипятильник фирма получила 10 патентов.

Доп. информация

 

 










Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2023 / Famous-Birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2023-06-05