|
|
Буцко Юрий Маркович.
›
Юрий Буцко | | Основная информация |
---|
Полное имя | Юрий Маркович Буцко |
---|
Дата рождения | 28 мая 1938 |
---|
Место рождения | Лубны, Украинская ССР, СССР |
---|
Дата смерти | 25 апреля 2015 (76 лет) |
---|
Место смерти | Москва, Россия |
---|
Страна | СССР Россия |
---|
Профессии | композитор |
---|
Жанры | симфоническая музыка, музыка к фильму |
---|
Юрий Маркович Буцко́ (28 мая 1938, Лубны, Полтавская область, Украинская ССР, СССР - 25 апреля 2015, Москва, Россия) - российский композитор. Содержание- Очерк биографии и творчества
- Сочинения
- Оперы
- Камерные оперы
- Кантаты и оратории
- Для большого симфонического оркестра
- Для камерного оркестра
- Концерты для солирующих инструментов с оркестром
- Камерно-инструментальные сочинения
- Для органа
- Вокальные циклы
- Сочинения для хора a cappella
- Прочие сочинения
- Литература
- Ссылки
Очерк биографии и творчестваРодился в городе Лубны Полтавской области в семье военнослужащего. После войны семья переехала в Москву, где он поступил в музыкальную школу, а затем на исторический факультет Московского государственного педагогического института, который оставил после двух курсов, чтобы продолжить занятия музыкой. После окончания хорового факультета Музыкального училища имени Октябрьской революции поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в класс композиции С. А. Баласаняна. Закончил в 1966-м консерваторию, затем аспирантуру и в 1968 начал преподавать чтение партитур и инструментовку (закончил преподавание в звании профессора в 2013 году). Первые произведения Буцко, получившие значительную известность, появились еще в консерваторские годы. Они связаны с продолжением традиций русской музыкальной классики, в особенности М. П. Мусоргского: моноопера «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому. Ряд сочинений 1960-1970-х годов связан с так называемой «новой фольклорной волной» в русской музыке этого периода: кантаты «Вечерок», «Свадебные песни», оратория «Сказание о Пугачевском бунте» (не исполнена). Оба эти направления сохраняются и тогда, когда Буцко сосредоточивается на разработке особой ладогармонической и полифонической системы, основанной на закономерностях древнерусских монодических (одноголосных) церковных роспевов (фундамент - 12-ступенный диатонический звукоряд - «обиходный лад», в котором опорные тоны, отстоящие друг от друга на кварту, в сумме своей составляют «двенадцатизвучие на расстоянии»). Самое крупное произведение этого стиля - «Полифонический концерт. Девятнадцать контрапунктов для четырех клавишных инструментов, хора и ударных инструментов на темы русского знаменного роспева» (около 3 с половиной часов звучания). Затем элементы созданной системы входят органической частью в музыкальный язык композитора, а древнерусские темы свободно разрабатываются в его сочинениях. В последние десятилетия Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Из вокально-симфонических произведений этих лет наиболее значительные - оратория «Песнослов» на стихи Николая Клюева и «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю» (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансамбля. В разных сочинениях Буцко встречаются неоднократно знаменные темы, особенно часто - как «итог», «вывод», преимущественно в финалах больших циклических форм, хотя и не только в них. В подобных случаях - то есть в сочетании с темой или с текстом в вокально-инструментальных произведениях - авторская «система» может быть легко воспринята на слух. В других ситуациях ее влияние менее очевидно, но оно несомненно постоянно присутствует в гармоническом языке композитора, в принципах построения формы, в общем профиле его сочинений. Примечательно, что Буцко, знающий современный церковно-певческий обиход и хорошо знакомый с древней традицией, не прибегает в своем творчестве впрямую к церковно-певческим формам, то есть не сочиняет музыкальные циклы литургии, всенощного бдения и проч. Ему очевидны преграды, возникающие при совмещении современного художественного сознания с требованиями церковного канона, и потому, так или иначе входя в поле церковной традиции, он не посягает на «богослужебность» своих композиций и всячески избегает «декоративной» стилизации церковной интонационности. Можно сказать, что знаменное пение воспринимается им прежде всего как некий совершенный многогранный кристалл, свет на который может падать с той или иной стороны, с разной степенью яркости, того или иного цвета, но никогда не исчерпает всего, что скрыто в этом кристалле. Именно поэтому композитор всегда подчеркивал, что «знаменный лад» Полифонического концерта ни в коей мере не является «универсальной», «тотальной» системой, подобно додекафонии, сериальной технике и проч. «Система» Буцко неразрывно связана и с тем миром, из которого она выросла, и с личностью композитора. Попытки применить предложенные ладовые или конструктивные принципы выборочно, как «приемы», не могут привести к сколько-нибудь ценному результату (а такие попытки предпринимались). Начиная со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов Буцко много работал в театре и в кино, в частности, в Театре на Таганке (музыка к спектаклям «Пугачев», «Мать», «Гамлет» и др.), в Театре имени Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» и др.), на студии «Мосфильм» (телесериал «Хождение по мукам» по роману А. Н. Толстого, музыка к реставрации кинофильма «Барышня и хулиган» с участием В. В. Маяковского и др.). Некоторые сочинения Буцко (в том числе крупной формы) остаются неисполненными и неизданными. Умер 25 апреля 2015 года в Москве. СочиненияОперы- «Венедиктов, или Золотой треугольник» (по А. В. Чаянову, 1986)
Камерные оперы- «Записки сумасшедшего» (по Н. В. Гоголю, 1963)
- «Белые ночи» (по Ф. М. Достоевскому, 1969)
- «Из писем художника» (по К. А. Коровину, 1974)
Кантаты и оратории- Кантата № 1 «Вечерок» (на фольклорные тексты, 1961)
- Кантата № 3 «Свадебные песни» (на фольклорные тексты, 1970)
- Кантата № 4 «Маяковский - детям» (1968)
- Кантата № 5 «Четыре старинных песнопения» (на тексты русских духовных стихов, 1969)
- Кантата № 6 «Литургическое песнопение» (на литургические православные тексты, 1982)
- Кантата № 7 «Метаморфозы» (на французские тексты Б. де Дарделя, 1986).
- Канон Ангелу Грозному (на тексты посланий Ивана Грозного, 2009)
- Оратория «Сказание о Пугачевском бунте» (на тексты народные и А. С. Пушкина, 1970)
- Оратория «Песнослов» (на стихи Н. А. Клюева, 2003)
Для большого симфонического оркестраСимфонии- Симфония в 4-х фрагментах (№ 2), 1972
- Симфония-дифирамб (№ 3, с солирующим фортепиано), 1976
- Симфония-речитатив (№ 4), 1986
- Симфония-интермеццо (№ 5), 1992
- Симфония-эпилог (№ 6), 1993
- Симфония № 7 (1996)
- Примечание. Симфонии № 4, 5 и 6 образуют цикл «Русь уходящая».
Симфонии-сюиты- «Древнерусская живопись» (1970)
- «Из русской старины» (1982)
- «Господин Великий Новгород» (1987)
- «Народная Русь Христа ради» (1992)
- «Голос далеких окраин» (1993)
- Музыкальные сцены (по «Лисистрате» Аристофана, 2009)
Для камерного оркестра- Камерные симфонии
- № 1 "Торжественное песнопение (1973)
- № 2 «Ода памяти жертв Революции» (1983)
- № 3 «Духовный стих» (1982)
- Концертная симфония "Письма без адреса (с солирующими альтом и скрипкой, 2000)
- Концертная симфония «Преображение» (с солирующими скрипкой и альтом, 2001)
- Концертная симфония «Весенние мотивы» (2005)
- «Литургическая музыка» (2007)
- Концертная симфония «Безмолвие осени» (2008)
Концерты для солирующих инструментов с оркестром- Концертино для фортепиано и камерного оркестра (1963)
- «Эпитафия» (Концерт № 1 для скрипки с оркестром, 1975)
- «Плач» (Концерт № 2 для скрипки с оркестром, 1982)
- Концерт № 3 для скрипки с оркестром (1997)
- «Эклога» (Концерт № 1 для альта с оркестром, 1989)
- Концерт № 2 для альта и камерного оркестра (2001)
- Концерт № 1 для виолончели с оркестром (1968)
- «Ричеркар» (Концерт № 2 для виолончели с оркестром, 1979)
- «Приглашение к вальсу» (Концерт для струнного оркестра, 1996)
- Каприччио для фортепиано с оркестром (2004)
- Концерт № 4 для скрипки с оркестром (2005)
Камерно-инструментальные сочинения- Семь квартетов
- Четыре фортепианных трио и трио-квинтет «Es muss sein» (1970)
- Соната для скрипки и фортепиано (1975)
- Партита для фортепиано (1964)
- Фортепианный цикл «Из дневника» (четыре тетради, 1990-2007)
- Соната № 1 для двух фортепиано (1974)
- Соната № 2 для двух фортепиано (1986)
- Соната в четырех фрагментах для фортепиано (1972)
- Соната-дифирамб (№ 2) для фортепиано (1976)
- Полифонический концерт для 4-х клавишных инструментов на знаменные темы (1969)
Для органа- Большая органная тетрадь № 1 (2004)
- Большая органная тетрадь № 2 (2011)
Вокальные циклы- Шесть сцен на стихи из поэмы А. А. Блока «Двенадцать» для баса и фп. (1963)
- «Одиночество» на стихи В. Ф. Ходасевича для баритона и фп. (1966)
Сочинения для хора a cappella- Шесть женских хоров (на народные тексты, 1965)
- «Дорожные жалобы» (на стихи А. С. Пушкина, 1990)
Прочие сочинения- Музыка к кинофильмам и театральным постановкам (около 40 названий).
- Музыка к аудиоспектаклям для детей (10 грампластинок фирмы «Мелодия»).
- Инструментовки произведений русских классиков для большого и камерного оркестров (Мусоргский, Рахманинов, Глазунов, Лядов).
Литература- Куреляк А. А. Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко. Диссертация <…> канд. иск. РАМ им. Гнесиных. М., 2006. В 2-х тт.
- Лукерченко С. В. О музыкальной диалогике Юрия Буцко // Музыковедение. - 2008. - N 2. - С. 32-37
- Кузнецов И. К. Полифония в русской музыке ХХ века. Вып. 1. М., 2012.
Доп. информацияЧастично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
|
|
|
|