Сестра Ниведита (Sister Of Nivedita).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Сестра Ниведита.

 ›

Сестра Ниведита
Имя при рождении:

Маргарет Элизабет Нобль

Род деятельности:

культурный, общественный деятель, просветитель

Дата рождения:

28 октября 1867(1867-10-28)

Место рождения:

Данганнон, Ирландия

Страна:

 Великобритания

Дата смерти:

13 октября 1911(1911-10-13) (43 года)

Место смерти:

Дарджилинг

Отец:

Сэмюэль Нобль

Мать:

Мэри Нобль


сестра Ниведита (имя при рождении: Маргарет Элизабет Нобль; 28 октября 1867, Данганнон, Ирландия - 13 октября 1911, Дарджилинг) - общественный и культурный деятель, просветитель, участница индийского освободительного движения.

Содержание
  • Биография
    • Ранние годы
    • Посвящение
    • Просветительская и социальная работа
    • Деятельность в Европе и Америке
    • Новый дом
    • Культурная и политическая деятельность
    • Последние годы жизни
  • Литературные труды Ниведиты
  • Литература
  • Ссылки
Биография
Ранние годы

Маргарет Нобль родилась 28 октября 1867 года в ирландском городе Данганнон в семье священника. В возрасте 10 лет она осталась без отца. Перед смертью Сэмьюэль Нобль сказал жене: «Когда Небеса призовут, позволь Маргарет идти. Она должна проявить свои таланты и творить великие дела». Вскоре Мери Нобль переехала с детьми к своим родителям, которые окружили их любовью и вниманием, хотя и держали в строгости. Именно в это время Маргарет, глядя на своего деда, который был одним из лидеров освободительного движения Ирландии, приобрела такие свои качества, как патриотизм и мужество.

Окончив в 1884 году школу в Лондоне, девушка стала учительницей. Хорошо понимая, что дети больше любят играть, чем учиться, Маргарет все время старалась сделать свои уроки не только полезными, но и интересными. Через 8 лет она уже была известна как блестящий учитель и смогла основать свою собственную школу в Уимблдоне. Маргарет также вела активную общественную жизнь, и её имя было хорошо знакомо лондонской интеллигенции. Она участвовала в церковных мероприятиях, была видной деятельницей группы «За освобождение Ирландии», секретарем Клуба, в который входил Бернард Шоу, писала статьи в журналы и газеты, читала лекции о психологии детства и правах женщин.

Посвящение

В 1895 году Маргарет по приглашению подруги пришла на встречу с известным индийским философом Свами Вивеканандой. Его личность и его идеи настолько увлекли девушку, что в 1898 году она последовала за ним в Индию, чтобы использовать свои незаурядные педагогические способности для реализации просветительских проектов Свами. Вивекананда лично пришел встретить её в порту Калькутты. Она быстро освоилась в городе, где ей предстояло жить и работать, и сразу начала учить бенгальский язык, что было совершенно необходимо для завоевания доверия и симпатии местных жителей.

Через две недели в Индию прибыли и две другие американские ученицы Свами: миссис Сара Булл и мисс Джозефин МакЛеод, которые быстро подружились с Маргарет. Их дом стал настоящим ашрамом. Каждый день Свами Вивекананда приходил туда, один или со своими братьями-монахами, и часами занимался с девушками. Он говорил об Индиию, её истории, святых и героях, эпосах и Пуранах, поэтах и архитекторах, скульпторах и художниках, и, главное, о её великой мудрости. Одновременно Свами подверг Маргарет суровой нравственной дисциплине, в результате которой она должна была стать истинно индийской женщиной с соответствующими мыслями и привычками.

18 марта 1898 года Свами публично представил Маргарет местным жителям, назвав её «лучшей жемчужиной Британской короны, которую Англия приносит в дар Индии». 25 марта 1898 года Маргарет Нобль была посвящена в брахмачарья. Она получила имя Ниведита, что значит «Посвященная», став первой западной женщиной, допущенной в индийский монашеский орден. Летом Вивекананда отправился в Гималаи, в Альмору, взяв с собой группу ближайших учеников. Это путешествие дало Ниведите бесценный опыт общения с простыми индийцами, глубокое понимание индийской культуры. Там она впервые начала постигать таинство медитации. Ниведита сопровождала Свами и в паломничестве в Амарнатскую пещеру, где перед ледяным изваянием Вивекананде было видение Шивы.

Просветительская и социальная работа

13 ноября 1898 года Ниведита в арендованном коттедже открыла свою небольшую школу. Преодолевая непонимание и предрассудки местных жителей, она с трудом набрала несколько девочек разных возрастов. Ей пришлось учить их не только чтению, письму, рисованию и скульптуре, но и шитью, элементарным правилам гигиены, уходу за детьми и больными.

Отношения Ниведиты с местными жителями начали постепенно меняться. Её глубокая и искренняя любовь ко всем окружающим людям растопила лед в сердцах индийцев, и вскоре для каждого в северной Калькутте она стала сестрой Ниведитой.

В марте 1899 года в городе вспыхнула эпидемия чумы, быстро распространявшаяся по городу и ежедневно уносившая сотни жизней. Чтобы спасти город из этих смертоносных объятий, Ниведита чистила канавы, мела улицы и убирала мусор. Она также размещала в английских газетах воззвания о помощи, раздавала несчастным памятки о мерах предосторожности. Личный пример самоотверженности и участия помог ей преодолеть привычную пассивность бенгальской молодежи и собрать группу добровольцев, чтобы организованно бороться с чумой. Отряды её ревностных и преданных сотрудников во всех уголках города чистили улицы и ухаживали за заболевшими. Она и сама ходила по домам зараженных, часами находясь с ними рядом и щедро даря им свою любовь и утешение. Так, часто рискуя жизнью, она смогла спасти сотни людей. Все это время Ниведита ела только молоко и фрукты, а иногда отказывалась даже от молока, чтобы купить лекарства для больных. Поэтому, когда через тридцать дней чума начала отступать, здоровье самой Ниведиты оказалось серьёзно подорванным.

Деятельность в Европе и Америке

В июне 1899 года, чтобы собрать денег на школу, которая отчаянно нуждалась в средствах, она едет в Европу, а затем - в Америку. Прибыв в Новый Свет, Ниведита сразу поняла, что сбор средств придется отодвинуть на второй план. Ей предстояла куда более сложная задача: познакомить американцев с Индией и её великой культурой.

Под влиянием блестящего выступления Вивеканады перед Всемирным съездом религий в 1893 году, а также растущей популярности индуизма и веданты в Европе и Америке, христианские миссионеры усилили свою антииндийскую пропаганду. При этом они намеренно преувеличивали бедность, невежество и предрассудки Индии, описывали её как дикую страну с изуверскими обычаями, не имеющую право на самостоятельный выбор своего пути.

Чтобы показать американской аудитории истинное положение дел в Индии, Ниведита должна была задействовать все свое ораторское искусство и все свои знания. Она отправилась в тур по штатам, выступая перед большими собраниями и рассказывая им о современной Индии, её великом прошлом, культурном и духовном наследии, а также об истинных причинах её бедствий. Живым языком в ярких красках описывая индийскую историю, религии и священные писания, Ниведита приоткрывала саму душу страны и заставляла слушателей усомниться в правдивости слухов о ней.

Новый дом

В 1901 году Ниведита вернулась в Индию. Прибыв в Калькутту, она сняла помещение в доме № 17 на Босепара лейн, который с этого момента стал её жилищем, работой, а также местом паломничества интеллигенции и видных деятелей политического движения за освобождение страны. Примерно в это время к Ниведите присоединилась Кристин Гринштидель, молодая девушка, приехавшая из Германии.

Школа снова начала свою работу. На этот раз учиться приходили не только девочки, но и их матери. Обеспечивать работу школы было крайне сложно, и часто Ниведита и Кристин испытывали крайнюю нужду.

Культурная и политическая деятельность

1902 год стал самой мрачной страницей в жизни Маргарет. В ночь на 3 июля 1902 года ушел из жизни Свами Вивекананда. Это известие ввергло Ниведиту в глубочайшее горе. Но плакать и отчаиваться было не в характере Маргарет, и, оставив в стороне собственные страдания, она все свои силы посвятила служению своему Учителю и его идеям.

Все индийское стало теперь для неё объектом любви и почитания, а освобождение страны - делом всей жизни. Имя Ниведиты стало известно по всей Бенгалии. С призывами к свободе и независимости она выступала перед огромными собраниями в Бомбее, Мадрасе, Нагпуре, Патне, Бенаресе и Лакхнау. Британцев возмущали её действия, но они не рисковали предпринимать что-либо против неё. Напротив, несколько известных подданных Короны, таких как Джеймс Макдональд, избранный впоследствии премьер-министром Великобритании, и леди Минто, чей муж стал вице-королем Индии, посетили её школу, дав высокую оценку проводимой там работе по просвещению индийских женщин.

Ниведита произвела революцию в бенгальской культуре. Она поддерживала научные исследования Д. Ч. Боше, неоднократно помогала ему найти необходимые средства и должное признание у Британского Правительства. Впоследствии в основанном им исследовательском институте Боше установил в память о Ниведите изображение ведущей вперед женщины со светильником в руке.

Ниведита вдохновляла и индийских художников, которые до этого времени лишь копировали западные образцы, на возвращение к историческим корням и канонам. Она поддерживала одаренных художников, таких как Абаниндранат Тагор, Нандалал Бош, Асит Халдар, иногда даже оказывая им финансовую помощь. Благодаря её участию они смогли совершить паломничества в Аджанту, Эллору и другие центры исконно индийского искусства для того, чтобы вдохновиться творениями великих индийских художников прошлого. Большое влияние Ниведита оказала и на известного тамильского поэта Субрахманью Бхарати, хотя их встреча, состоявшаяся в 1906 году, была очень короткой.

Она писала книги, рассказывающие индийцам об их собственном искусстве, поддерживала в целях сохранения национальной самобытности древние ритуалы, почитание идолов, религиозные фестивали и священные праздники, защищала уникальные священные писания, возвышенные эпосы и Пураны. В конце концов, ей удалось научить индийцев гордиться всеми бесценными сокровищами культуры, которых до этого они только стыдились. Под её благотворным влиянием индийское искусство в то время переживало свой расцвет.

Жизнь Ниведиты превратилась в бесконечную череду политических консультаций и кампаний, общественных собраний и выступлений, написания книг и ведения обширнейшей переписки. Круг её друзей, последователей и почитателей рос день ото дня. Она стала любимой дочерью Святой Матери (Шри Шарада Деви, жены Рамакришны), объектом уважения и любви ближайших учеников Рамакришны, неиссякаемым источником вдохновения Рабиндраната Тагора, другом и идеологом видных деятелей освободительного движения и настоящим идолом для индийской молодежи. Великие лидеры нации Бал Гангадхар Тилак и Махатма Ганди приходили к ней, чтобы выразить свое уважение.

Все это не только занимало её время, но и отнимало силы. Трудясь без отдыха, Ниведита была настолько измучена, что в 1905 году серьёзно заболела. Едва поправив здоровье, она, нисколько не заботясь о себе, вновь продолжила работу, приняв активное участие в агитации против разделения Бенгалии Британским Парламентом.

Последние годы жизни

В 1906 году на Восточную Бенгалию обрушилось разрушительное наводнение, за которым последовал голод. В стремлении помочь страдающим от голода и стихии людям, не обращая внимание на собственное плохое самочувствие, Ниведита многие мили шла по залитым водой местностям, обходя одну деревню за другой. Этот самоотверженный труд в тяжелейших условиях окончательно ухудшил её здоровье, а к изначально болезненному состоянию добавилась ещё и малярия.

Последние годы своей жизни Ниведита преимущественно провела в Европе и Америке, продолжая работать ради освобождения Индии. В 1909 году она вернулась на свою вторую родину, где и скончалась в Дарджилинге на рассвете 13 октября 1911 года. На её скромном могильном памятнике у подножия Гималаев высечена простая эпитафия: «Здесь покоится сестра Ниведита, которая все отдала ради Индии».

По завещанию Ниведиты её имущество, деньги и права на рукописи были переданы в монастырь Белура для просвещения индийских женщин, а основанная ею школа до сих пор дает тысячам девочек и девушек возможность получить по-настоящему национальное образование.

Литературные труды Ниведиты
  • Kali the Mother
  • Studies From an Eastern Home, 1913
  • Footfalls of Indian history, by Sister Nivedita (Margaret E. Noble). London, New York, Longmans, Green, 1915
  • An Indian study of love and death, by the Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda. London, New York, Longmans, Green, 1908
  • The master as I saw him; being pages from the life of the Swami Vivekananda. London and New York, Longmans, Green and co., 1910
  • Myths of the Hindus & Buddhists; with thirty-two illustrations in colour by Indian artists under the supervision of Abanindro Nāth Tagore, C. I. E. New York, H. Holt & company, 1914)
  • Religion and Dharma; with a preface by S. K. Ratcliffe. London : Longmans, Green and co., 1915
  • Select essays of Sister Nivedita Madras, Ganesh & co., 1911
  • Studies from an Eastern home, by the Sister Nivedita (Margaret E. Noble) with a prefatory memoir by S. K. Ratcliffe and a portrait. London, New York Longmans, Green and co., 1913
  • The web of Indian life, by the Sister Nivedita (Margaret E. Noble) of Ramakrishna-Vivekananda. With an introd. by Sir Rabindranath Tagore. London, Longmans, Green, 1918)
  • Cradle Tales of Hinduism. Longmans, 1907.
  • Civic & National ideals. Udbodhan Office, 1929.
  • Solving Children’s Day-to-day Problems (ISBN 8178061716)
  • Siva and Buddha
  • Aggressive Hinduism
  • Swamiji and His Message (ISBN 0-7025-0098-4)
  • My India My People
Литература
  • Pravrajika Atmaprana, Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda, Sister Nivedita Girls’ School, Kolkata, 1961
  • Свами Никхилананда. Вивеканада. Краткая биография, Спб, 1991

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-11-23