Гесслер Иоганн Вильгельм (Gessler Johann Wilhelm).

Родившиеся в январе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в феврале
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Родившиеся в марте
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в апреле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в мае
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в июне
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 


 

Гесслер Иоганн Вильгельм.

 ›

Иоганн Вильгельм Гесслер
Основная информация
Дата рождения

29 марта 1747(1747-03-29)

Место рождения

Эрфурт

Дата смерти

29 марта 1822(1822-03-29) (75 лет)

Место смерти

Москва

Страна

Германия

Профессии

композитор

Жанры

классическая музыка


Иоганн Вильгельм Гесслер (нем.  Häβler, Hassler, Häsler ; 29 марта 1747, Эрфурт - 17(29) марта 1822, Москва) - немецкий композитор, пианист, чембалист, органист и педагог.

Содержание
  • Биография
    • Встреча с Моцартом
    • Гесслер и Гайдн
  • Гесслер в России
    • Концерты в Москве
    • Педагогическая и творческая деятельность И. В. Гесслера в Москве
  • Издательское дело
  • Список произведений Гесслера
  • Литература
  • Примечания
  • Ссылки
Биография

Иоганн Вильгельм Гесслер был учеником своего дяди по материнской линии И. К. Киттеля. В 1761 году начал работать органистом в церкви Барфюсеркирхе нем. Barfüßerkirche в Эрфурте. Первую известность принесли гастроли по городам Германии: он побывал в Дрездене, Веймаре, Касселе, Геттингене, Лейпциге, Гамбурге.

В 1781 году Гесслер возвращается после концертного турне в Эрфурт, где организует исполнения ораторий Г. Ф. Генделя и некоторых духовных произведений И. С. Баха.

Встреча с Моцартом

В 1788 году Гесслер встречается с В. А. Моцартом.

О соревновании В. А. Моцарта и И. В. Гесслера сохранился ряд свидетельств. Газета «Московские ведомости» сообщает: «На следующий день после обеда у русского посла - князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского - В. А. Моцарт победил в соревновании на органе эрфуртского органиста И. В. Гесслера».

Описание этой встречи так же содержится в письме В. А. Моцарта к Констанции Веберн: «…После обеда условились отправиться к органу. В 4 часа мы поехали туда; Науман тоже был там. Теперь тебе следует знать, что там находился некий Гесслер, органист из Эрфурта. Он ученик одного из учеников И. С. Баха. Его FORCE (сила) - орган и клавир (клавикорд). Люди думают, что так как я приехал из Вены, то мне совершенно неизвестно, как играть в этом вкусе и этой манере. Итак, я сел за орган и заиграл. Князь Лихновский (который был хорошо знаком с Гесслером), с большим трудом уговорил его также играть. FORCE этого Гесслера на органе состоит в ногах, что однако вовсе не такое уж большое искусство, ибо педали здесь идут поступенно. В остальном, он выучил наизусть у старого И. С. Баха только гармонию и модуляцию, а порядочно изложить фугу не в состоянии. А игра его вовсе не солидная, следовательно, он совсем не Альбрехтсбергер. После этого мы решили ещё раз пойти к русскому послу с тем, чтобы Гесслер услышал меня на фортепиано; Гесслер тоже играл. Я нахожу, что на фортепиано сейчас столь же сильна госпожа Ауэрнхаммер: можешь себе представить теперь, что чаша весов изрядно поколебалась. <…> …Гесслер от радости прыгал и трезвонил и все хотел целовать меня, потом я угостил его в трактире. Прочие же на приглашение мое отказались, о чём веселый Гесслер сказал только: Tausend sapperment! (тысяча проклятий!)».

Гесслер и Гайдн

В 1791-1792 годах Гесслер возобновляет концертные поездки. 3 марта 1791 года он приезжает в Лондон, где выступает с концертами под управлением Й. Гайдна; там происходит творческое сближение композиторов. В Лондоне у Гесслера возникает мысль о переезде в Россию.

Гесслер в России

В сентябре 1792 года он приезжает в Ригу, где исполняет кантату «Катерина мать своих народов» (нем. Catarina, die Mutter ihres Volkers), либретто которой хранится в Российской национальной библиотеке. Этим сочинением Гесслер проложил путь к Санкт-Петербургскому двору, и в октябре 1792 года он приезжает в Санкт-Петербург. 20 октября 1792 года состоялся дебют на русской сцене. Гесслер получает должность органиста при дворе Великого князя Александра Павловича.

В Санкт-Петербурге в 1793 году композитор сочинил и издал «Русскую народную песню с 12 „переменами“ (вариациями) для клавесина или пиано-форте». Пьеса была переиздана в 1795 году уже с «14 переменами». Она вошла в сборник И. Д. Герстенберга «Suite des airs russes, varies pour le clavecin on pianoforte par divers auteurs». В этом же сбоники Гесслер опубликовал вариации на тему русской песни «Земляничка» своего ученика И. Нерлиха.

В 1795 году композитор приезжает с концертами в Москву.

Концерты в Москве

2 марта 1795 года состоялся первый самостоятельный концерт В Москве. Концерт освещали «Московские ведомости», в которых опубликовали «афишу» следующего содержания: «В пятницу второго марта, господин Гесслер будут иметь честь играть здесь впервые, а вероятно и в последний раз на своем любимом инструменте органах, и при том на весьма прекрасных, лишь только господином Менхом отделенных, с двумя клависинами и педалом, в зале господина Салтыкова, на Никитской… Опыт педального концерта, причем господин Гесслер все пассажи, а особливо соло играет ногами…»

Русский поэт и баснописец И. И. Дмитриев посвятил Гесслеру стихотворение «На игру господина Гесслера, славного органиста»:

«О Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?

Ты смертному даешь какое хочешь чувство!
Иль гений над тобой невидимо парит
И с каждою струной твоею говорит…»


Свидетельство про концерт 23 декабря 1821 года. В колонке объявлений газеты «Московские ведомости» было написано: «В последний раз по глубокой старости свой даст большой вокальный и инструментальный концерт (…) из его сочинений и пьес, в зале Благородного собрания. В первом отделении - ранние сочинения: фортепианный концерт, большая фортепианная симфония, хор из „Торжества весны“, во втором - Большой фортепианный концерт. Гесслер, имевший счастье всегда пользоваться особым вниманием и уважением к своим талантам от просвещенной московской публики, ласкает и ныне себя надеждой, что и сей последний раз дав им концерт, удостоится посещения и внимания от почтенных любителей музыки»

Под впечатлением от концерта составитель историко-биографического музыкального лексикона Э. Гербер писал о Гесслере: «Его искусство исполнять не только свои, но и чужие произведения, без всякой подготовки, даже с листа - изумительно. Ещё увлекательнее фантазирование на фортепиано и, в особенности, на органе, где он открывает полный простор пылу воображения…»

Педагогическая и творческая деятельность И. В. Гесслера в Москве

Деятельность Гесслера протекала в доглинкинский период истории русской музыки. Это была пора формирования национальной композиторской школы. Наиболее значительная была роль Гесслера в ознакомлении русских музыкантов и просто любителей музыки с достижениями западноевропейского искусства.

В Москве Гесслер продолжил педагогическую деятельность, обучая игре на клавире, генерал-басу. Он пишет пьесы инструктивного характера. Уникальным в истории музыки является цикл Гесслера «360 прелюдий во всех тональностях» ор. 47. Примечательно и широкое использование Гесслером жанра вальса, распространившегося в музыке XIX века. Им сочинено два сборника по «24 этюда в форме вальса», ор. 29 и ор. 49; также в педагогических целях были написаны рондо, жиги, легкие сонаты, камерные ансамбли.

К не сохранившимся сочинениям так же относятся «Дидактические методы».

Из списка произведений, составленному по оглавлению сборников, хранящихся в Отделе редкостей Московской Консерватории и словаря Grove видно, что композитор отдает предпочтение произведениям крупной форме: вариациям, концертам, сонатам (всего 40 для клавирасоло, а в сопровождении скрипки и виолончели - 12).

Гесслер любил фортепиано и посвятил свое творчество исключительно этому инструменту. У него нет ни одного симфонического произведения, в отличие от его современников - Й. Гайдна, В. А. Моцарта и других.

Издательское дело

И. В. Гесслер, помимо концертной и педагогической деятельности, занимался частной нотно-издательской практикой, появление которой, в России относится к 1773 году

B 1812 году Гесслер затеял грандиозное по тем временам предприятие: на собственные средства он издал все свои фортепианные опусы, а именно ор. 1 - ор. 49. «Многие любители музыки изъявили желание иметь полное собрание моих сочинений для фортепиано, как с аккомпанированием, так и без оного», - указал Гесслер в рекламном объявлении о продаже своих пьес.

В отделе редкостей Московской Консерватории хранятся изданные Гесслером собственные сочинения. В нотах имеются динамические и артикуляционные пометки сделанные карандашом.

Список произведений Гесслера
  • Фантазия и соната, ор. 1
  • Каприз и соната, ор. 2
  • Фантазия и соната, ор. 3
  • Фантазия и соната, ор. 4
  • Каприз и соната, ор. 5
  • Прелюдия и соната, ор. 6
  • Прелюдия с 30 вариациями, ор. 7
  • Три партиты, ор. 8
  • Русский шансон, ор. 9
  • Прелюдия и ариетта, ор. 10
  • Три прелюдии и три ариетты, ор. 11
  • Большая соната для 3-х рук, ор. 12
  • 3 AS, ор. 13
  • 3 AS, ор. 14
  • Три патетических сонаты, ор. 16
  • Фантазия и соната, ор. 17
  • Преамбула и дивертисмент, ор. 18
  • «Фантазия и русская песня для клавесина лил фортепиано» на тему «При долинушке стояла» ор. 19
  • Сонатина для 2-х фортепиано, ор. 20
  • «Каприччио и вариации на русскую песню для клавесина или фортепиано» на тему русской народной песни «Стонет сизый голубочек» ор. 22
  • 2 AS, ор. 23
  • Большая соната, ор. 26
  • Пять характеристических пьес, ор. 27
  • Пять характеристических пьес в четыре руки, ор. 28
  • 24 этюда в форме вальса, ор. 29
  • Прелюдия и шансон в стиле алеманды, ор. 30
  • Большая жига, ор. 31
  • Три сонаты ор.. 32
  • Две большие сонаты, ор. 33
  • Каприччио, дивертисмент, романс, ор. 34
  • Две сонаты, ор. 35
  • Фантазия и соната в 4 руки, ор. 36
  • Три партиты, ор. 37
  • Произведения ор. 38 - 46 не сохранились или утеряны.
  • 360 прелюдии во всех тональностях, ор. 47
  • 3 AS, ор. 48
  • 24 этюда в форме вальса, ор. 49
Литература
  1. Аберт Г. В. А. Моцарт. - М., 1985.
  2. Дмитриев И. И. Мои безделки. 1 книга стихов. - М.,1970.
  3. Жихарев С. П. Записки современника, т. 1. - Л., 1989.
  4. Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России. - М., 1970.
  5. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. - М., 1965.
  6. Левашева О. Е. История русской музыки. Т. 3 XVIII век. Ч. 2.
  7. Ливанова Т. Музыкальная библиография Русской периодической печати.
  8. Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России. - М., 1999.
  9. Московские ведомости. 1821, 17 декабря
  10. Моцарт В. А. Письма. - М., 1999.
  11. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. - Л., 1961.
  12. Музыкальная энциклопедия том 1
  13. Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII веков.
  14. Порфирьева А. Л. И. В. Гесслер // Сборник Музыкальный Петербург. Л.,
  15. Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI-начала XIX века. - М ., 1979.
  16. Розанов И. В. Из истории клавишных инструментов // От клавира к фортепиано. - С-пб., 2001.
  17. Ройзман Л. Вопросы органного исполнительского искусства в России // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М ., 1962.
  18. Сенилов В. Забытый деятель И. В. Гесслер // К истории русской музыки // РМГ. 1901, 29\30.
  19. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Т. 2. - М-Л., 1929.
  20. Черты сонатного образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып.36. - М., 1978.
  21. Юргенсон Б. П. Очерк истории нотопечатания. - М., 1928.
  22. Kahl W. Selbstbiograhien deutscher Musier des XVIII jahrhunderts. - Kőln, 1948.
  23. Schiller F., Kőrner Musikalische Real-Zeitung. Speyer, 13.aug. 1788.
  24. Strobel H. J. W. Hässler. - Műnch, 1922.
  25. Wielzmann L. Geschichte des Clavierspiels und der Clavierliterature. Stuttgart, 1879.
  26. Allgemeine Musikalische Zeitung. Leipzig, 1798-1882.
Примечания
  1. Данных о том, какие произведения были исполнены, не сохранилось
  2. Schiller F., Kőrner Musikalische Real-Zeitung // - Speyer: 13.08.1788. - P. 56
  3. Соревнование проходило в придворной церкви
  4. Здесь и далее: Моцарт В. А. Письма. - М., 1999, письмо № 155
  5. Князь Карл Лихновский (1860-1928) - германский дипломат
  6. Жозефа Барбара Ауэрнхаммер вместе с В. А. Моцартом в 1781 году исполнила концерт Моцарта KV 365 и сонату для двух фортепиано KV 448. Также Моцарт посвятил ей свои скрипичные сонаты KV 376 - KV 380
  7. Под управлением Гайдна Гесслер исполнил клавирный концерт собственного сочинения
  8. «Спб. ведомости» - 1793: № 19, 20, 28, 38, 41, 44, 80. - 1794: № 17 и 91
  9. Герстенберг, И. Д. - один из первых музыкальных издателей в России
  10. Музыкальный словарь, 2008
  11. Серия фортепианных вариаций
  12. Вольман Б. Л. Русские нотные издания XIX-XX века. - Л., 1970
  13. «Московские Ведомости», а которых упоминался Гесслер. - 1795: № 40, 79. - 1796: № 27. - 1798: № 104. - 1799: № 6, 84. - 1800: № 13, 21. - 1801: № 13. - 1802: № 36. - 1803: № 22
  14. «Московские ведомости», 17.12.1821, колонка объявлений
  15. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
  16. Большинство пьес не сохранилось
  17. (Мировая премьера--Erfurt, 23 Сентября, 2012-го года, Москва, 26 Сентября, 2012-го года.) Гесслер стал вторым после Гурилева с его 24 прелюдиями и фугами, кто взялся за интенсивное освоение этого жанра
  18. Рондо и жиги в Москве не изданы. О европейских изданиях сведений нет. Данные на 2004 год
  19. Ряд инструктивных пьес, ноты которых не сохранились
  20. Исключение составляет вокально-симфоническое произведение «Катерина мать своих народов» нем.  Catarina, die Mutter ihres Volkers, написанная в самом начале пребывания в России
  21. Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России. - М., 1970
  22. Объявление не сохранилось

Доп. информация

 

 








Родившиеся в июле
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в августе
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в сентябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в октябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Родившиеся в ноябре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Родившиеся в декабре
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

© 2015 famous-birthdays.ru
При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!
Дата последнего обновления каталога именинников: 2017-09-21